- Факторы размещения промышленности: общественные и природные.
- Развитие схемы размещения промышленности в историческом аспекте. Стратегии
индустриализации в странах различных социально-экономических типов.
- Модели размещения промышленности (гравитационная модель Шеффле, модель
Вебера, модель Тинбергена).
- Современные тенденции развития и размещения промышленности мира.
Промышленность - самая значимая для современной экономики отрасль материального производства. В зависимости от экономического назначения продукции выделяются отрасли, производящие средства производства и отрасли, выпускающие предметы потребления. В зависимости от используемого сырья выделяются добывающая промышленность и обрабатывающая. Зачатки промышленности - как отрасли экономики, отличной от сельского хозяйства, охоты и собирательства появились задолго до промышленной революции, положившей начало переходу от ремесленного к мануфактурному производству и индустриализации.
Наличие первоначального капитала является необходимым условием для создания промышленных предприятий строительства мануфактур, фабрик и заводов. В большинстве стран мира он формировался за счет изъятия ресурсов из аграрного сектора и (или) за счет торговли и неэквивалентного обмена с колониями. После того, как капитал собран, решается вопрос о выборе стратегии индустриализации. В большинстве промышленно развитых стран мира сначала создавались отрасли легкой промышленности, которые дают большую прибыль и быстрее окупаются. Приоритетное строительство предприятий тяжелой промышленности требует длительного времени и значительных капиталовложений, но такой путь делает страну менее зависимой от импорта станков и оборудования. (Задание 1).
Факторы размещения промышленности: общественные и природные
В каждый исторический период размещение промышленности в мире отражало экономическую мощь стран и технологические возможности использования ресурсов.
Всегда однозначными были лишь факторы размещения добывающей промышленности, локализованной в местах добычи сырья - руд металлов, каменного угля, нефти и др. Обрабатывающая промышленность при прочих равных условиях размещалась на территориях, которые имели источники пресной воды, свободные площадки и транспортную инфраструктуру, дешевую и квалифицированную рабочую силу. Важнейшей предпосылкой для развития промышленности является инвестиционный климат - особенности социально-экономической и политической обстановки в стране (практика налогообложения, опасность национализации, сила профсоюзов), которая может повлиять на судьбу капиталов, надежность и размеры прибылей.
В ряде случаев решающим фактором оказывается отношение местных властей и населения к размещению индустриальных объектов. Например, строительство аэропортов, атомных электростанций почти всегда вызывает протесты, поскольку такое соседство резко ухудшает экологическую ситуацию и снижает качество жизни.
Реклама может обеспечить дополнительные преимущества для сбыта продукции тем фирмам, которые, с точки зрения других факторов размещения, находятся в менее выгодных условиях по сравнению с конкурентами.
Развитие схемы размещения промышленности в историческом аспекте. Стратегии индустриализации в странах различных социально-экономических типов.
Стратегия индустриализации: последовательность принятия решений. До середины XIX в. решения о размещении промышленности принимали отдельные предприниматели. С начала XX в. главную роль в принятии решений играли корпорации.
Решения о размещении предприятий могут приниматься также и государственными организациями. Их эффективность, кроме чисто экономических показателей, определяется такими понятиями как национальные интересы, социальные издержки и социальные выгоды. Ставя во главу угла социальные аспекты, государство почти всегда стремится развивать отрасли, ориентированные на переработку собственного сырья, чтобы уменьшить экспорт полезных ископаемых; расширяет производство средств производства, чтобы сократить зависимость от импорта; строит новые предприятия для "оживления" экономики отсталых районов в рамках региональной политики.
Как правило, изучается несколько вариантов размещения: сопоставляются суммарные производственные и транспортные издержки на исходное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и вывоз готовой продукции на рынок. Затем определяются масштабы производства и изучается потенциальный спрос на продукцию. Необходимо оценить вероятный круг потребителей и выяснить, сколько предприятий оптимальных размеров потребуется для того, чтобы полностью удовлетворить спрос. Предполагаемые масштабы производства надо сопоставить с доступностью местоположения с учетом транспортировки сырья, обеспечения рабочей силой, а также вывоза продукции в другие
Выбор конкретного местоположения требует, чтобы были обеспечены земельные участки под цеха, подъездные пути, водоснабжение, рабочая сила требуемой квалификации, соблюдение законодательства об охране окружающей среды.
Модели размещения промышленности (гравитационная модель Шеффле, модель Вебера, модель Тинбергена).
Итак, конкретное размещение предприятия зависит от множества факторов: природных, производственных и социальных; к последним относятся трудовые навыки, культурные и хозяйственные обычаи населения.
Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства. Экономист Лориа (1898 г.) считал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое, в свою очередь, должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.
Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:
где Мij - притяжение двух городских центров i,j
Pi, Pj - население городов i,j
Dij - расстояние между городами
Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.
Так или иначе, рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Ее автором стал немецкий экономист А. Вебер.
Модель Вебера. Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров. Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов; которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок). Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей - решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию.
Где же будет располагаться завод - ближе к источникам сырья или к рынку сбыта? Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений ( иначе - минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи МАТЕРИАЛЬНОГО ИНДЕКСА (К)
Если К>1, то точка минимальных перемещений находится ближе к источнику материалов, если К<1, то - ближе к рынку сбыта.
Предприниматель будет строить заводы в местах с минимальным уровнем транспортных издержек и стоимости рабочей силы. Для некоторых отраслей важное значение приобретает агломерация объектов или их рассредоточение. Рассмотрим подробнее функциональные зависимости каждого из факторов производства.
Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно-километрами является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта.
Влияние стоимости рабочей силы выявляется через РАБОЧИЙ КОЭФФИЦИЕНТ, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют от точки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки.
Агломерационная экономия, т.е. экономия от укрупнения позволяет добиться значительного роста прибылей.
Сосредоточение индустриальных объектов может быть обусловлено комплексной разработкой локализованных природных ресурсов или размещением предприятий в крупных транспортных узлах. Этот фактор может побудить предпринимателей отказаться от мест, где транспортные издержки и стоимость рабочей силы минимальны. Пределом безграничного увеличения прибылей от агломерации служит рост цен на земельные участки, который наоборот, стимулирует рассредоточение промышленных предприятий.
В зависимости от взаимного сочетания главных показателей (объема и стоимости перевозок, значения рабочего коэффициента и экономии от агломерации), Вебер выделил группы отраслей промышленности, каждая из которых имеет свои принципы размещения:
1. Отрасли, ориентированные на переработку повсеместных материалов, располагаются, как правило, около рынков сбыта. Если разместить эти предприятия около источников сырья, возникнут непроизводительные затраты на перевозку громоздкой продукции.
2. Отрасли, ориентированные на источники сырья, так как в их производстве используются материалы, потеря веса которых при переработке максимальна.
3. Отрасли, предприятия которых размещены в промежуточных пунктах, если используются материалы с одинаковой потерей веса при переработке.
Модель Тинбергена. Каково будет оптимальное (т.е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно.
Сравнение транспортных издержек показало, что снабжение продовольствием одного центра, где сосредоточены все промышленные предприятия, обходится намного дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же объемом спроса. Таким образом, при высоких издержках на транспортировку, наиболее оптимальным будет децентрализация промышленного производства по многим мелким центрам. Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимальным вариантом размещения лишь при высоких транспортных издержках на перевозку продукции специализированных отраслей.
Размещение промышленности и иерархия населенных пунктов. Размещение локализованных и повсеместно распространенных отраслей промышленности (строительство, издательская деятельность, пищевая промышленность) "привязано" к городам разного уровня иерархии. Таким образом существует определенная зависимость между людностью городов, структурой и масштабами производств. Локализованные отрасли имеют большие масштабы, сложное и специализированное производство. Они развиваются преимущественно в регионах с большим количеством городов, что обеспечивает минимизацию объемов перевозок, поскольку основным рынком сбыта промышленной продукции являются промышленные предприятия. Предприятия расположены в городах таких размеров, людность и емкость рынка сбыта которых достаточно велики для развития этих отраслей.
Повсеместно распространенные отрасли с небольшими масштабами производства более тесно связаны с потребительским рынком, чем с другими отраслями промышленности. Исключением является, пожалуй, только пищевая промышленность, связанная с поставщиками сельскохозяйственной продукции и с заводами, выпускающими тару. Концентрация предприятий повсеместных производств в отдельных, но близко расположенных населенных пунктах обеспечивает экономию только при наличии тесных производственных связей.
Небольшие по численности жителей населенные пункты имеют, как правило, ограниченный набор повсеместных отраслей: в их окрестностях размещаются рудники, шахты, карьеры; а в самих городах - ремонтные мастерские, пищевая промышленность, производство стройматериалов.
По мере увеличения размеров населенных пунктов значение добывающей промышленности в них развития падает, а обрабатывающей промышленности - растет. Доля населения, занятого в обрабатывающей промышленности значительно выше в городах средних размеров, чем в крупных, где важнейшее значение приобретает сфера услуг - образование, банковская деятельность, управление, связь.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира
В начале 90-х гг. на экономически развитые страны приходилось почти 3/4 стоимости продукции промышленности мира. Эти страны, где промышленная революция началась давно, располагают диверсифицированной и высокотехнологичной промышленностью.
В развивающихся странах индустриализация современного типа началась сравнительно недавно и проходит при участии иностранного капитала. ТНК, как правило, создают предприятия неполного цикла, производящие полуфабрикаты или осуществляющие сборку готовой продукции из импортных деталей. Это дает дополнительные гарантии от попыток национализации в условиях нестабильной политической обстановки.
Предприятия обрабатывающей промышленности концентрируются в столицах, имеющих выгодное географическое положение и относительно развитую инфраструктуру; добыча сырья - основной статьи экспорта ведется в анклавах, мало связанных с местной экономикой.
Новыми тенденциями в развитии и размещении промышленности является концентрация предприятий в свободных экономических зонах и в приграничных районах, где создаются льготные налоговые условия, а также формирование международных экономических районов с диверсифицированной промышленностью.
Список литература
Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.
Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.
Модели в географии/ Под ред. П.Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.
Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.
Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.
Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.
Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.
Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.
Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.
Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.
Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. – М.: Изд-во МГУ, 1986.