При выделении природных регионов в Австралии необходимо принимать во внимание четкую выраженность в ней трех структурно-морфологических провинций Западного плато, Центральной низменности и Восточно-Австралийских гор. В каждой из них индивидуально проявляются зональные особенности ландшафтов, сформировавшихся в процессе палеогеографического развития австралийской среды, и каждая из них может рассматриваться, таким образом, как самостоятельная природная страна материка. В Восточно-Австралийских горах наибольшее развитие имеют горнолесные ландшафты, органические компоненты которых формировались на фоне сложных тектонических дислокаций. Высокоэндемичный флористический состав лесных зон свидетельствует о длительной изоляции гор от остальных районов материка. Эту изоляцию создавали морские и озерные бассейны, занимавшие с мезозойской эры до начала четвертичного периода Центральную низменность. Формирование зональных типов почвенно-растительного покрова и заложение речной сети происходило на аккумулятивных морских и озерных равнинах при постепенном наращивании площади суши, вследствие колебательных движений Австралийской платформы. В плювиальные эпохи четвертичного периода низменность имела влажный климат и была хорошо обводнена крупными реками, поэтому зоны саванн и редколесий занимали в ней гораздо большую площадь, чем теперь; степи имели ограниченное распространение (на западе и юго-западе), а пустыни и полупустыни, по-видимому, совершенно отсутствовали. Западное плато, напротив, с мезозойской эры оставалось преимущественно приподнятой областью, его рельеф, сглаженный несколькими циклами денудации, характеризуется особенной дряхлостью и слабой эрозионной расчлененностью. Ландшафты Западного плато пережили длительную эволюцию в условиях континентального режима, и лишь прибрежные низменности и равнина Налларбор вышли из-под уровня моря в конце неогена и в начале четвертичного периода. По-видимому можно предположить, что во внутренних районах Западного плато, наиболее удаленных от океана, влажные климатические эпохи были кратковременными и климат этих районов оставался преимущественно засушливым. По этой причине современные ландшафты пустынь Большой Песчаной, Гибсона и Большой пустыни Виктории являются до некоторой степени унаследованными, хотя эволюция органического мира значительно изменила их характер.
В Австралии так же, как в Африке, четко выражена географическая зональность, поскольку преобладающий равнинный рельеф не нарушает ее проявления Положение срединной и наиболее широкой части материка в тропическом поясе обусловливает преимущественное развитие в Австралии географических зон этого пояса. Среди них наиболее распространена зона тропических спинифексовых пустынь, с каменистыми и глинистыми примитивными почвами и крупными массивами песков, но, в отличие от Африки и Южной Америки, пустыни Австралии не выходят на западное побережье. Вследствие несколько повышенного увлажнения там протягивается зона кустарниковых полупустынь. На севере полупустыни занимают узкую полосу и быстро сменяются в субэкваториальном поясе зонами саванн, редколесий и кустарников с красно-бурыми и красными почвами Во внутренних районах саванны несут черты аридности с широким развитием формации мульга-скраба) (в подзоне опустыненных саванн). Севернее, в полосе умеренно-недостаточного увлажнения располагается подзона типичных саванн, с густым злаковым покровом и отдельными деревьями На побережье Арафурского и Тиморского морей, где за счет очень влажного лета увлажнение достигает оптимальных норм, появляется подзона влажных высокотравных саванн и саванновых лесов. Первые занимаютплакоры места лучшего дренажа и большей почвенной сухости, вторые приурочены к западинам и понижениям рельефа с более высоким уровнем стояния грунтовых вод. На юге зона тропических пустынь обрамлена зоной субтропических полупустынь, занимающей наибольшую площадь во внутреннем континентальном секторе. Для нее характерны заросли мульга-скраба и открытые карстовые ландшафты равнины Налларбор. На юго-западе и юго-востоке полупустыни очень быстро переходят в кустарниковые степи на серо-коричневых почвах с зарослями малли-скраба. На крайнем юго-западе степная зона переходит в зону средиземноморских сухих лесов и кустарников с свойственными только Австралии азональными реликтовыми желтоземами и красноземами на латеритных корах. На юго-востоке, по мере приближения к Восточным нагорьям, увлажнение возрастает за счет летних муссонных дождей, вследствие чего степи сменяются зоной своеобразных эвкалиптовых саванн с густым травяным покровом и эвкалиптовыми редколесьями по долинам рек. Восточно-Австралийские горы единственный значительный зонально-орографический барьер Австралии. Вдоль наветренных восточных склонов гор протягиваются, как отмечалось, лесные зоны, ландшафтные различия которых зависят от положения в субэкваториальном, тропическом или субтропическом поясах.
В субэкваториальном поясе (севернее 19° ю. ш. ) лежит зона постоянно-влажных лесов, для которой характерны высокие летние температуры и значительные годовые суммы осадков, флористическое богатство и наличие в прибрежной полосе латеритных оподзоленных почв. Между 19° и 30° ю. ш. протягивается зона пассатных тропических лесов на красноземах и желтоземах. Наконец, юго-восточные склоны Восточно-Австралийских гор лежат в зоне влажных субтропических лесов, под которыми сформировались горно-лесные бурые почвы. На западных подветренных склонах лесные зоны четко выявляются лишь в северной части, где горы достигают наибольшей ширины. Обычно влажные субэкваториальные леса переходят в зону смешанных (листопадно-вечнозеленых) лесов, представленных в австралийских условиях эвкалиптовыми редколесьями.
Положение большей части материка в поясе пустынного и полупустынного тропического климата обусловливает слабое развитие поверхностного стока как внешнего, так и внутреннего. По общему объему годового стока (350 /км2) Австралия стоит на последнем месте среди других материков. Почти на всей ее площади слой стока равен около 50 мм в год. Наибольших величин (400 мм и более) слой стока достигает на наветренных влажных склонах Восточно-Австралийских гор. 60% площади материка лишены стока к океану и имеют лишь редкую сеть временных водотоков (криков). Наиболее густая сеть криков в Центральном бассейне, гораздо меньше их на Западном плато. Вода появляется в них только после эпизодических ливней, часто они заканчиваются в бессточных котловинах, бывших в плювиальные эпохи четвертичного периода большими пресноводными озерами, питавшимися водами крупных постоянных рек. Теперь эти озера почти высохли, их ванны заняты солончаками. Даже самое крупное бессточное озеро Австралии Эйр в сухое время года покрывается коркой соли мощностью до 1 м, а в дождливый сезон (летом) разливается на площади до 1500 км2 У берегов озера заканчиваются русла длиннейших в Австралии криков Купер-крик и Дайамантина. Окраинные районы Австралии имеют сток к Индийскому океану (33% стока с общей площади материка) и к Тихому. Реки, впадающие в океан, как правило, короткие, с крутым профилем падения, особенно те, которые стекают с Восточно-Австралийских гор. Объем стока, как и режим уровней рек, различен и существенно зависит от количества осадков и времени их выпадения. Наиболее полноводны и равномерны по стоку реки, начинающиеся в Восточно-Австралийских горах (Бёрдекин, Фицрой, Бернетт и др. ). Наименее полноводны и непостоянны реки западного побережья (Фортескью, Гаскойн и др. ), стекающие с полупустынных прибрежных плато. Поверхностный сток совершенно отсутствует на карстовой равнине Налларбор, примыкающей к Большому Австралийскому заливу. В Австралии имеются лишь две крупные реки-Муррей и Дарлинг. Начинающийся в Австралийских Альпах Муррей самая многоводная река Австралии (площадь бассейна 1072 тыс. км2, длина 1632 м). Питание ее главным образом дождевое и в меньшей степени снеговое. Протекая с едва заметным уклоном по обширным юго-восточным равнинам Центральной низменности, река теряет много воды на испарение и едва достигает океана. В устье ее перегораживают песчаные косы. Главный приток Муррея река Дарлинг самая длинная река Австралии (площадь бассейна 590 тыс. км2, длина 2450 м), но она еще менее полноводна, и в сезоны засух ее воды, теряясь в песках, не достигают Муррея.
Отличительной чертой Австралии является ее богатство подземными водами. Они скапливаются в артезианских бассейнах, занимающих прогибы древнего фундамента по краям Западного плато и в Центральной низменности. Водоносными горизонтами служат главным образом мезозойские отложения, водоупорными плотные палеозойские породы Питание подземных вод происходит преимущественно за счет атмосферных осадков. Подземные воды в центральных частях бассейнов залегают на больших глубинах (до 20 м, местами до 1,5 км). При бурении скважин они нередко выходят на поверхность под естественным напором. Самый крупный подземный водный бассейн Австралии носит название Большого Артезианского бассейна. Он охватывает почти всю Центральную низменность от залива Карпентария до среднего течения реки Дарлинг. На территории бассейна имеется наибольшее количество артезианских колодцев, дающих минерализованную воду, иногда теплую и даже горячую. В полупустынных и пустынных областях Австралии артезианские бассейны имеют огромное значение Но ввиду минерализации воды их используют не столько для орошения, сколько для нужд промышленности и транспорта и, главным образом, для создания водохранилищ в пастбищных районах (на юге Квинсленда, в Новом Южном Уэльсе и Виктории).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru