Кандидат биологических наук, доцент С.И. Логинов , Сургутский государственный университет, г. Сургут
В настоящее время хорошо известно, что умеренная и интенсивная физическая активность снижает риск возникновения таких заболеваний, как гипертония, рак толстой кишки, инсулин-независимый диабет, остеопороз и депрессивные состояния [9, 10]. Установлено, что малоподвижный образ жизни является основным независимым фактором риска ишемической болезни сердца [8, 20]. Однако несмотря на обширную информацию о пользе физически активного стиля жизни большая часть городского населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в значительной степени сидячей [1, 16]. На Севере эта проблема становится еще более актуальной, поскольку физическая активность носит выраженный сезонный характер и во многом зависит не только и не столько от волевых усилий, сколько от степени адаптации человека к резким перепадам температуры и атмосферного давления, недостатку кислорода в тканях и дефициту ультрафиолета, геомагнитным возмущениям и другим неблагоприятным факторам, способствующим возникновению синдрома полярного напряжения [3].
Опыт показывает, что уровень физической активности может быть изменен с помощью психолого-педагогических воздействий. Однако воздействия должны быть достаточно эффективными, поскольку более 50% людей, начинающих занятия физическими упражнениями, прекращают их в пределах последующих 6 месяцев [5]. Переменные, влияющие на степень приобщенности к физически активному стилю жизни, их вклад в осуществление процесса изменения социальных установок в отношении к регулярной оздоровительной тренировке и ее систематическому выполнению до сих пор не совсем понятны [15, 19]. Не ясны также объем и интенсивность повседневной физической активности в различных природно-климатических и экологических условиях и, в частности в условиях Среднего Приобья. Выявление и обоснование таких переменных могло бы помочь в разработке более эффективных воздействий с целью восприятия поведения, связанного с регулярным выполнением физических упражнений и воспитанием привычки к ним среди неорганизованного населения и студенческой молодежи.
Для того чтобы быть эффективным, воздействие должно планироваться, осуществляться и интерпретироваться на основе соответствующей теории, которая могла бы объяснить и прогнозировать результаты изменяющегося поведения. Наиболее подходящей для этого, по нашему мнению, является транстеоретическая модель изменения поведения (TTM), предложенная Prochaska и DiClemente [12]. Теория предполагает, что субъекты изменяются благодаря их мотивации и готовности изменить свое поведение, и выделяет пять последовательных стадий изменения поведения, которые имеют следующие критерии для их распознавания: предразмышление (субъекты физически неактивны и не намерены начинать выполнять какие-либо физические упражнения в течение ближайших 6 месяцев), размышление (субъекты физически неактивны, но предполагают начать заниматься физическими упражнениями в течение ближайших 6 месяцев), подготовка (субъекты выполняют физические упражнения нерегулярно, но намерены делать это более активно в течение последующего месяца), действие (субъекты регулярно занимаются физическими упражнениями менее 6 месяцев) и регулярная тренировка (субъекты регулярно занимаются физическими упражнениями более 6 месяцев).
На основе ТТМ нами было спланировано и проведено настоящее исследование с целью выяснения процесса постадийного изменения поведения, связанного с приобщением студентов неспортивного факультета северного университета к регулярным занятиям физической культурой. Для этого 76 студентов -первокурсников Сургутского государственного университета в возрасте 17,2±0,05 года, в том числе 42 юноши и 34 девушки, были анонимно опрошены с помощью модифицированной анкеты [7]. Стадии изменения поведения, связанного с физическими упражнениями и намерениями, оценивались с помощью 5 вопросов в масштабе да/нет. Критерием регулярности занятий физическими упражнениями считалась тренировка 3 раза в неделю по 20 или более минут непрерывно в течение каждого сеанса. Студенты были отнесены к одной из пяти стадий изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений, на основании вышеизложенного алгоритма ТТМ.
Самоэффективность, характеризующая способность человека преодолевать затруднения, возникающие в процессе занятий физической культурой, оценивалась по шкале из 5 пунктов (от "1 балла" - "полностью не уверен" до "5 баллов" - "совершенно уверено") [7]. Для этого задавались вопросы, касающиеся отрицательных ощущений в процессе занятий физическими упражнениями (аффекты), сопротивления возврату (рецидиву) к прежнему физически низкоактивному поведению и нахождения времени для оздоровительной тренировки (дефицит времени). Ответы переводилсь в баллы, нормировались, полученные значения самоэффективности сопоставлялись со стадиями изменения поведения.
Статистическую обработку осуществляли с помощью пакета программ Statistica v. 5,5. Рассчитывали показатели описательной статистики, критерий Х2 для определения различий между стадиями изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений.
Проведенные исследования показали, что все студенты независимо от возраста распределились по стадиям изменения поведения следующим образом: на стадии предразмышления -17%, размышления - 28%, подготовки - 24%, деятельности - 21% и регулярной тренировки - 10%. Юношей было достоверно больше на стадии размышления (36 против 21 %), в то время как девушек было достоверно больше на стадии подготовки (29 % против 19 %) (рис. 1). На других стадиях различия были недостоверны.
Самоэффективность поведения, связанного с выполнением физических упражнений, имела достоверные гендерные различия только по отношению к проявлению рецидива, к которому оказались склонны 43% юношей и 31% девушек. Неприятные ощущения (аффекты) в процессе занятий физической культурой испытывали 7% юношей и 13% девушек, с трудом выделяли время для занятий физическими упражнениями 29% юношей и 24% девушек (рис. 2). От стадии предразмышления до стадии подготовки изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений, ожидаемая самоэффективность студентов повышалась независимо от пола, причем эффективность девушек на стадии подготовки была выше эффективности юношей. На стадии деятельности самоэффективность юношей была выше, чем у девушек, а к стадии регулярной тренировки вместо ожидаемого повышения отмечалось существенное снижение самоэффективности как у юношей, так и у девушек (рис. 3). Последнее обстоятельство в определенной степени объясняет небольшой процент студентов, регулярно занимающихся оздоровительной физкультурой.
Рис. 1. Стадии изменения поведения, связанного с физической активностью студентов в зависимос ти от пола в соответствии с транстеоретической моделью по Prochaska и DiClemente (1985). Условные обозначения: ПР - предразмышление; Р - размышление; П - подготовка; Д - действие; РТ - регулярная тренировка. По оси ординат - частота встречаемости в % от общего числа студентов - юношей (n=42) и девушек (n=34). Различия достоверны между юношами и девушками (Р<0,05)
Рис. 2. Самоэффективность поведения, связанного с выполнением физических упражнений, среди студентов в зависимости от пола. По оси ординат - частота встречаемости в %. Различия достоверны между девушками и юношами (Р<0,05)
Рис. 3. Показатели самоэффективности студентов на разных стадиях изменения поведения, связанного с физическими упражнениями. Условные обозначения те же, что и на рис. 1
В процессе приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями большую роль играют социальные факторы. В частности, 66% студентов сообщили о поддержке семьи, а 58% отметили положительное влияние друзей (см. таблицу). В таблице представлены некоторые данные, касающиеся бюджета времени студентов, характеризующие их еженедельную физическую активность и объем сидячего поведения. Очевидно, что общее время, потраченное на занятия физическими упражнениями (бег, ходьба для тренировки, плавание, аэробика и атлетическая гимнастика - всего в среднем 162 мин, или около 3 ч в неделю), в 18 раз меньше, чем сумма временных затрат на физически низкоактивные виды деятельности (работа за компьютером, просмотр видео- и телевизионных передач, подготовка к учебным занятиям дома и в библиотеке - всего в среднем 2929 мин, или 49 ч в неделю). Время, отводимое на домашнюю хозяйственную работу и самообслуживание, у девушек и юношей достоверно не отличается и составляет 301±28 мин/нед.
Обсуждая полученные результаты, необходимо отметить, что снижение участия в физически активной деятельности характерно для большинства горожан в индустриальном и постиндустриальном обществах и уменьшается во всех возрастных диапазонах. По данным отечественных и зарубежных авторов, к 21 году только 40% мужчин и 30% женщин регулярно участвуют в энергичной физической деятельности [8, 1]. С возрастом эти негативные тенденции существенно усиливаются и только 22% взрослых американцев и 29 % россиян участвуют в регулярной физической деятельности высокой интенсивности [17, 1]. Наиболее резкое падение физической активности отмечено у лиц ювенального возраста (15-19 лет) и молодых взрослых (21-25 лет) [17]. Около 50 % студентов занимаются физическими упражнениями 2-3 ч в неделю, тогда как более 45% студентов не занимаются ими совсем [2].
В соответствии с положениями ТТМ, по данным [18], почти 60% первокурсников университета штата Техас были или "сидячие" (т.е. находились на стадиях предразмышления и размышления) или нерегулярно занимались физическими упражнениями (т. е. были на стадии подготовки). Сходные результаты получены другими американскими исследователями, которые также классифицировали студентов в зависимости от стадии изменения поведения, связанного с занятиями физкультурой, и нашли, что 33% первокурсников юго-западного университета [4], 46% северо-восточного университета [11] и 52% студентов большого средне-западного университета США были физически малоактивны и находились на стадиях предразмышления, размышления и подготовки. По нашим данным, на первых трех стадиях изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений, находятся 69% студентов-первокурсников, при этом 14% юношей и 20% девушек находятся на стадии предразмышления, т.е. ведут полностью сидячий образ жизни, не занимаются и не собираются заниматься физическими упражнениями в ближайшее время. Большая часть студентов (36% юношей и 21% девушек) находятся на стадии размышления, т.е. планируют заняться физическими упражнениями в ближайшие полгода. На этой стадии целесообразно создать условия для перехода данного контингента студентов к стадии подготовки и стимулировать повышение самоэффективности, которая отражает способность успешно выполнить определенное действие. Имеются данные, что самоэффективность устойчиво повышается поперек стадий изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений [6].
Показатели социальной поддержки и бюджета времени студентов, М±т
Показатели | Все, n=76 | Юноши, n=42 | Девушки, n=34 |
Поддержка семьи, % | 66±5 | 60±5 | 72±5 |
Поддержка друзей, % | 58±6 | 55±5 | 63±5 |
Бег, мин/нед | 15±4 | 21±6 | 9±3 |
Ходьба, мин/нед | 61±14 | 76±16 | 55±13 |
Плавание, мин/нед | 22±6 | 19±7 | 25±9 |
Аэробика, мин/нед | 14±4 | 10±5 | 18±6* |
Атлетическая гимнастика, мин/нед | 50±11 | 76±17 | 20±11* |
Компьютер, мин/нед | 882±91 | 1015±91 | 749±91* |
Видео, ТВ, мин/нед | 721 ±83 | 770±75 | 658±90 |
Подготовка к занятиям дома, мин/нед | 1103±87 | 973±90 | 1232±84 |
Библиотека, мин/нед | 223±55 | 210±53 | 234±56 |
Домашняя работа, мин/нед | 305±42 | 273±35 | 336±49 |
*- уровень достоверности «юноши - девушки», Р< 0,05.
Наряду с показателем самоэффективности весьма наглядным является метод оценки смыслового баланса, который определяется как сумма аргументов "за" и "против" изменения поведения. Применительно к физическим упражнениям сумма аргументов "за" включает важные для здоровья последствия, например, снятие стресса, улучшение сна, повышение работоспособности, в то время как дефицит времени, конкуренция, морозная погода - представляют собой примеры аргументов "против". Для поведения, связанного с выполнением физических упражнений, сумма аргументов "за" увеличивается, а сумма аргументов "против" - уменьшается поперек стадий изменения поведения [13]. Показано также [14], что наиболее эффективная поддержка переключения между всеми аргументами "за" и всеми "против" может быть осуществлена на стадии подготовки для многих поведений, связанных со здоровьем, включая физические упражнения.
Таким образом, применение ТТМ позволяет рассматривать процесс изменения поведения, связанного с физическими упражнениями по стадиям, анализировать и находить слабые места в процессе приобщения студентов к регулярным занятиям оздоровительной физической культурой.
Почти 69% студентов-первокурсников на Севере не занимаются физической культурой вне учебного процесса или выполняют физические упражнения нерегулярно. Это существенно больше, чем процент "сидячих" американских студентов из университетов на северо-востоке (33%) и среднем западе США (50%), но сопоставимо с Техасом (60%).
Показатели самоэффективности (способность противостоять желанию прекратить занятия физическими упражнениями, нахождение времени для занятий, наличие неприятных ощущений в процессе выполнения упражнений) увеличиваются до стадии деятельности и снижаются на стадии регулярной тренировки вместо дальнейшего повышения. Это не согласуется с данными других исследователей, полученными в других, более комфортных для жизни, климатических условиях, требует дополнительной проверки и объяснения.
1. Богатырев С.Н., Симонова Г.И., Малютина С.К. Физическая активность жителей Новосибирска: тенденции 1980-1990-х годов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2000, № 5, с. 23-27.
2. Дзюбалов А.В. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физкультурной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1991. - 21 с.
3. Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину. - Новосибирск: - СО РАМН. 1998. - 337 с.
4. Calfas K.J., Sallis J.F., Lovato C.Y., Campbell J. Physical activity and its determinants before and after college graduation // Med. Exerc. Nutr. Health. - 1994. - V. 3. - P. 323-334.
5. King A.C., Pruitt L.A., Phillips W. et al. Comparative Effects of Two Physical Activity Programs on Measured and Percived Physical Functioning and Other Health-Related Quality of Life Outcomes in Older Adults // J Geront.: Medical Sciences. - 2000. - V.55A. - № 2.-M74-M83.
6. Marcus B.H., Owen N. Motivational readiness, self-efficacy and decision making for exercise // J. Appl. Soc. Psychol. - 1992. - V. 22. - P. 3-16.
7. Marcus B.H., Selby V.C., Niaura R.S., Rossi J.S. Self-efficacy and the stages of exercise behavior change. Research Quarterly for Exercise and Sport. - 1992. - V. 63. - P. 60-66.
8. National Institutes of Health, Physical activity and cardiovascular health. JAMA 1996, V 276. - P. 241-246.
9. Palushka S.A., Schwenk T.L. Physical Activity and Mental Health. Current Concepts // Sports Med. - 2000. - V. 29. - № 3. - P. 167-180.
10. Pate R.R., Pratt M., Blair S.N. et al. Physical activity and public health: A recomendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA.-1995. - V. 273. - P. 402-407.
11. Pinto B.M., Marcus B.H. A stages of change approach to understanding college students physical activity // J Am College Health. - 1995. - V. 44. - P. 27-31.
12. Prochaska J.O., DiClemente C.C. Stages and processes of self-change of smoking: towards an integrative model of change // J Consult Clin. Psychol. - 1983. - V. 51. - P. 390-395.
13. Prochaska J.O., Marcus B.H. The transtheoretical model: Applications to exercise. In R.C. Dishman (Ed.) Advances in exercise adherence. Champaign, Il: Human Kinetics. - 1993. - Р. 161-180.
14. Prochaska J.O., Velicer V.F., Rossi J.S. et al. Stages of change and decisional balance for 12 problem behaviors. Health Psychol. -1994. - V. 13. - P. 39-46.
15. Sallis J.F., Novell M.F. Determination of exercise behavior // Exerc. Sport Sci. Rev., 1990. - V. 11. - P. 307-330.
16. Stephens T., Jacobs D.R., White C.C. The descriptive epidemiology of leisure-time physical activity // Public Health Rep. -1986.- V. 100. - P. 147-158.
17. U.S. Department of Health and Human Services. Physical activity and health: a report of the Surgeon General. Atlanta: Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion, 1996.
18. Walles L.S., Buckworth J. Application of the transtheoretical model to exercise behavior among nontraditional college students // Am. J Health Educ. - 2001. - V. 32. - № 1. - P. 39-47.
19. Walles L.S., Buckworth J., Kirby T.E., Sherman W.M. Characteristics of exercise behavior among college students: Application of social cognitive theory to predicting stage of change // Prev. Med., 2000. - V. 31. - P. 494-505.
20. Wannamethee S.G., Shaper A.G. Physical Activity in the Prevention of Cardiovascular Disease. An Perspective. // Sports Med. - 2001. - V. 31. - № 2. - P. 101-114.