Алексей Поляков
Гороховец был заложен предположительно в XII веке Юрием Долгоруким, и изначально представлял собой крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества. После основания Нижнего Новгорода (1221 г.), перенявшего у города функции восточного рубежа, у Гороховца появились возможности для экономического роста, но в 1239 г. город был разорен монголотатарами. Именно к этому времени относится первое дошедшее до нас летописное упоминание о Гороховце. В конце XIV – начале XV века город вошел в состав Московского княжества. В XVII веке Гороховец становится крупным торговым центром. С 1787 года – уездный город Владимирской губернии. Ныне – райцентр во Владимирской области, пристань на реке Клязьма.
Количество русских городов, по которым мне довелось побродить с фотоаппаратом, исчисляется уже далеко не одним десятком, и почти каждый из них попадает под одно из двух определений. Либо это – город-музей, с предельно «вылизанной» для туристов центральной частью, либо – просто город, в котором отдельные сохранившиеся интересности разбросаны среди полусгнивших развалюх, фабричных корпусов и серых пятиэтажек. В городах первого типа сразу понимаешь, что здесь все ненастоящее: лотки с абсолютно одинаковыми сувенирами, местные жители, пытающиеся привлечь туристов театральными национальными костюмами, реставрация, доведенная до абсурда и превращающая город в этакую дешевую сверкающую елочную игрушку. В городах второго типа – вообще тяжело что-то сфотографировать так, чтобы на задний план не попала уродливая современная застройка. И – очень-очень редко – попадаются «настоящие» русские города. Приезжаешь в такой – и сразу чувствуешь себя то ли в XIX, то ли в самом начале XX века. Не в театре, где показывают спектакль о прошлом, а именно в самом Прошлом. Один из таких немногих городов – Гороховец.
Город находится во Владимирской области, примерно на полпути между Владимиром и Нижним Новгородом. Добраться можно электричкой от любого из этих городов, но рекомендуем заранее ознакомиться с расписанием: ходят они, хотя и не очень редко, но крайне нерегулярно. Можно приехать и автобусом. Еще один возможный «сюрприз», о котором лучше знать заранее: сам город находится в 15 километрах от железнодорожной станции. Автобусы ходят, но расписание, конечно же, не висит, и даже местные жители не всегда в курсе, когда пойдет следующий автобус. Гораздо чаще к станции подъезжают такси, проезд в которых стоит смешных по московским меркам денег – 80 рублей за машину. Осмотр города имеет смысл начать с пересечения улиц Советской и Ленина (здесь и останавливаются автобусы и такси). Здесь же, на площади – находится одно из немногих мест в городе, где можно перекусить. Не стоит пугаться надписи «Кафетерий » – кормят вкусно, полноценно и очень недорого. Благовещенский собор, сооруженный в 1700 году на месте старой деревянной церкви, сам по себе не слишком велик (хотя и является одним из самых больших строений города), но, поскольку окружен двухэтажными, в основном деревянными домиками, выглядит монументальным. В меру ухоженный, но не вылизанный, с ярко-голубыми куполами и немного облупившейся колокольней, он производит ровно то впечатление, которое и должна производить церковь в провинциальном городе: нет разрухи, но нет и «пускания пыли» в глаза.
Еще одна уникальная особенность города. Старые купеческие каменные палаты с характерными для XVII века узкими узорчатыми окнами и богато отделанными печными трубами – сохранились в очень немногих городах, в небольшом количестве, и преподносятся обычно как нечто уникальное. Здесь же – таких палат сохранилось целых семь, причем с каждой более-менее высокой точки их видно не меньше трех. И смотрятся они не музейным экспонатом, а гармоничной частью старой городской застройки. Самое богатое из таких строений – дом Ершова (ул. Ленина, д. 9). Ныне здесь находится краеведческий музей.
Живописнее всего выглядят более скромные дома Опарина и Канонниковых (ул. Набережная, дома 42 и 44). С другого берега реки, вместе с Благовещенским собором и стоящим выше Троице-Никольским монастырем, они создают неповторимый ансамбль города XVII – начала XVIII века, созерцанию которого не мешает ни одно современное строение. На Пужаловой горе, возвышаясь над всем городом, расположен ансамбль Троице-Никольского монастыря.
Любопытна история происхождения названия «Пужалова гора». Именно на этом холме в древности находился укрепленный город. По преданию, во время осады города татарами в 1539 году, город спасло чудо: над горой возникла фигура огромного воина с мечом и «напужала » татар так, что те в страхе убежали.
С Пужаловой горы открывается прекрасная панорама старинного купеческого города без следов современной застройки.
Правда, самые лучшие виды на монастырь открываются как раз снизу, с берега Клязьмы, но на гору стоит подняться в любом случае – хотя бы для того чтобы сфотографировать панораму города: она действительно того стоит. Все та же старая деревянная застройка, каменные палаты, церкви... А дальше – река и леса до горизонта. Даже современного моста нет, есть только деревянный понтонный – примерно такой же, как был здесь, наверное, сто лет назад. Ну где еще можно полюбоваться на такую сказку?
Кстати, никаких проблем со съемкой ни в одном из монастырей Гороховца у нас ни разу не возникло. То ли сказывается сравнительно небольшое количество туристов, то ли люди в провинции в принципе добрее, а порядки – мягче. Удивительно, но ни одна из многочисленных отдыхавших на берегу Клязьмы молодежных компаний не сделала попытки к нам привязаться (хотя люди непонятного вида в камуфляже со здоровенным серебристым фоточемоданом наверняка вызвали у них по меньшей мере удивление). В городах покрупнее обычно приходится прикладывать максимум усилий, чтобы быть похожим на «обычного человека », а не на фотографа и путешественника, здесь же это не понадобилось.
При желании можно пройти чуть дальше за Троице-Никольский монастырь и полюбоваться на кладбищенскую Всехсвятскую церковь. Она была построена сравнительно недавно – в начале XX века, и выглядит довольно скромно – но очень красиво расположена. Сретенский монастырь (ул. Советская, д. 5) – практически состоит из одного храма и окружающих его зданий келий, построенных в XVII веке, которые вместе образуют замкнутый четырехугольник. Сфотографировать весь ансамбль крайне непросто: стоит он среди плотной застройки, и снять комплекс целиком можно только сверхширокоугольным объективом. Правда, можно попытаться дотянуться до него телевиком с Пужаловой горы, но тогда он окажется основательно заслоненным другими строениями. Старинные деревянные дома, украшенные искусной резьбой, зачастую до сих пор жилые, ничуть не менее интересны, чем церкви и монастыри. Чтобы увидеть большинство из этих чудес деревянного зодчества, нужно пройти по улице Ленина в направлении от центра города (в сторону, противоположную реке). Это не просто дома, а целые деревянные дворцы совершенно необычной архитектуры, с башенками и крылечками причудливой формы. Например, дом бывшего начальника земской управы Пришлецова (ул. Ленина, д. 38) украшен абсолютно фантастической резьбой с цветами, сказочными птицами, русалками и виноградными гроздьями. Главное – снимая крупным планом окна, украшенные искусной резьбой, нужно все-таки помнить о том, что здесь и сегодня живут люди, и не факт, что им понравится столь пристальное внимание фотографов. Поэтому для съемки фрагментов резьбы лучше по возможности пользоваться телеобъективом.
С давних времен на Руси люди украшали свои жилища деревянной резьбой. Орнаменты и сюжеты, которые использовались в резьбе, несли не только декоративную функцию, но и являлись своеобразными оберегами, неся с собой традиции еще дохристианской эпохи. Чаще всего вырезались солнечные знаки, изображения русалок и птиц-сиринов. Старая вера ушла – но традиции остались, и элементы убранства домов XIX века подчас в точности копируют орнаменты на произведениях древнеславянского искусства. Существовало две основных техники резьбы: так называемая «глухая» резьба, когда непосредственно на толстой доске вырезается барельеф, и пропильная, при которой деревянное кружево насквозь выпиливается из более тонкой доски.
Обязательно стоит переправиться по понтонному мосту (или – зимой – по льду) на противоположный берег Клязьмы, откуда открываются прекрасные виды на всю панораму старинного города. Здесь находится Знаменская церковь (1679 г.), живописно расположенная среди лесов.
Это – практически все, что осталось от основанного здесь еще в XVI веке и некогда довольно богатого Свято-Знаменского монастыря. В начале советского времени монастырь был закрыт; позже здесь разместился совхоз, который и нанес наибольший урон постройкам. Территория была превращена в свалку, а храм – в конюшню. Сейчас здесь идет реставрация, но продвигается она не слишком быстро. Горы мусора, ржавых деталей и битого стекла перед церковью до сих пор напоминают о «славном» прошлом.
Если повезет попасть в Гороховец в солнечную погоду – лучше всего прогуляться на другой берег Клязьмы перед закатом. В последних лучах солнца город преображается и становится чем-то совершенно сказочным, словно выросшим из бескрайней зелени лесов без участия человека. При созерцании этой картины наступает чувство полного умиротворения и покоя. Никуда не хочется бежать, ничего не хочется делать – хочется просто сидеть в зарослях на берегу реки, забыв на время о нашем шумном и суматошном XXI веке, слушать щебет птиц и любоваться панорамой тихого старинного города – такого, каким он был много лет назад и каким он остался сегодня.
Основные достопримечательности Г ороховца (с адресами)
Окрестности площади комбрига С.М. Патоличева:
1. Благовещенский собор (1700 г.), церковь Иоанна Предтечи (конец XVII – начало XVIII в.), Школьный переулок
2. Дом Опарина (конец XVII в.), ул. Набережная, д. 42
3. Дом Канонниковых (конец XVII в.), ул. Набережная, д. 44
4. Ансамбль Сретенского монастыря, Сретенский собор (1689 г.), ул. Советская, д. 5 Вверх по Клязьме от центра:
5. Ансамбль Троице-Никольского монастыря на Пужаловой горе, Троице-Никольский собор (1686-1689), ул. Пролетарская, д. 12
6. Всехсвятская церковь (1912 г.), за Никольским монастырем По ул. Ленина и Московской (от центра перпендикулярно реке):
7. Дом Ершова (1680-е гг.), ул. Нагорная, д. 4 Деревянные «дворцы» (все – рубеж XIX-XX вв.):
8. Дом начальника земской управы, ул. Ленина, д. 38
9. Дом Морозова, ул. Ленина, д. 83
10. Дом Шориных, ул. Московская, д. 43
11. Дом Кучина, ул. Московская, д. 21 Другой берег Клязьмы:
12. Знаменская церковь (1679 г.), Знаменский участок.