Харин Николай Васильевич
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Краснодар 2006
Работа выполнена на кафедре теории языка и литературы Армавирского лингвистического университета
Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию взаимодействия составляющих издательского процесса научного произведения «автор-редактор-читатель» в целях определения оптимальных моделеобразующих признаков интерактивной модели «АРЧ», предназначенной для повышения теоретического и практического эффекта от предлагаемой авторской разработки.
Исследование основывается на рассмотрении публикаций научного характера, а круг исследуемых текстов ограничен текстами, относящимися к гуманитарным и социальным наукам.
Авторское творчество – основа научного произведения. Но каждый автор начинал свою научную деятельность с того, что становился читателем, и, в сущности, оставался им навсегда. Трудно представить, чтобы автор научного труда, исследуя какую-то тему, не использовал бы опыт предшественников и современников в интересующем его разделе науки, да и смежных наук. То есть, авторское творчество строится с учетом созданного ранее, и исследование будет тем успешнее, чем полнее будут использованы библиографическая, реферативная и полнотекстовая база данных (БД) по теме, разрабатываемой автором.
Другим фактором, влияющим на эффективность научного произведения, становятся читатели. Чем шире и квалифицированнее читательская аудитория, чем быстрее проявляется интерактивность читателей, т.е. «взгляд со стороны» на исследовательскую работу достигает автора, тем больше возможностей поднять уровень значимости научного произведения.
Необходимым «посредником» между автором и читателем, как и более двух веков назад, когда начиналась российская издательская деятельность и редактирование публикаций, остается редактор, хотя редакторская деятельность, в том числе и возможности литературного редактирования, с появлением электронных устройств значительно видоизменилась. Количественные и качественные изменения, произошедшие в создании и в издании научных произведений, определили необходимость диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационной работы связана с широким вовлечением в систему изучения лингвистики всё нового и нового круга явлений (лингвистических, паралингвистических, полиграфических и др.), что на рубеже XX-XXI вв. вызвано возникновением новых приемов и методов передачи и восприятия информации в современном обществе.
Если в начале ХХ века в России выходило из печати в год около 15 тысяч книг и одной тысячи периодических изданий, то на рубеже ХХ-ХХI веков Российская книжная палата (РКП) в информационном бюллетене «Новые книги России», издаваемом еженедельно, в каждом номере отражает «около 1200 книг и брошюр по всем отраслям науки, техники, культуры и хозяйства». А, к примеру, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) выпустил оптические компакт-диски (CD-ROM) с базами данных (БД) по социальным и гуманитарным наукам, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившим в фонды библиотеки ИНИОН. Количество таких первичных документов на компакт-диске только за 1996-1998 годы содержит 270 000 записей. Следовательно, можно с уверенностью констатировать невиданный количественный рост научных изданий.
Параллельно с количественным ростом научных изданий формировались и совершенствовались критерии редакторской оценки научной, научно-популярной и справочной литературы. Многие выдвинутые в XIХ веке положения, когда лучшие редакторы рассматривали издание как средство развития читателя, формирования его мировоззрения, стали основой разработанной позже теории литературного редактирования научной литературы.
В диссертационной работе рассмотрены и исторические аспекты изменений в области создания, редактирования и издания научных трудов, и современные возможности использования базы данных (БД) и информационных ресурсов (ИР) опубликованных работ по социальным и гуманитарным наукам.
Объектом диссертационного исследования являются тексты научных публикаций, монографий, учебных пособий и научных изданий из области социальных и гуманитарных наук.
Предмет исследования: взаимодействие автора – редактора – читателя при создании научного произведения с оптимальным использованием лингвистических и паралингвистических средств в семиотически осложненных текстах современных научных изданий.
Цель исследования – осмысление в свете современных филологических представлений авторской и редакторской работы над текстом научного произведения с позиций повышения к ним читательского интереса, а значит, успешного решения задачи увеличения эффективности научных исследований.
Для достижения цели исследования формулируются и решаются следующие задачи:
– отразить динамику взаимодействия звеньев схемы «автор – редактор – читатель» (АРЧ) в свете использования современных информационных ресурсов;
– проанализировать и отразить изменения возможностей подачи и восприятия печатной информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств;
– выделить особую роль искусства шрифта при создании и публикации научного произведения;
– рассмотреть стилистические особенности научного текста в схеме единства авторского творчества, редакторского прочтения и читательского (пользовательского) интереса;
– определить интерактивную модель создания научного произведения, способствующую повышению эффективности использования научных публикаций.
Методологическими основами работы являются результаты:
– анализа научных направлений теоретического и практического аспектов литературного редактирования, как прикладной филологической дисциплины (В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, К.М. Накорякова, И.Б. Голуб и др.);
– теоретических работ по лингвистике текста и межкультурным коммуникациям (А.А. Реформатский, И.Р. Гальперин, В.Г. Костомаров, Е.Е. Анисимова и др.);
– исследования методологических изданий по типографике и шрифтовой графике Э. Рудера и А. Капра, а также работ по теории и истории шрифта (А.Г. Шицгал, М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, С.И. Смирнов, И.И. Птахова и др.).
– анализа научных изданий по информационно-библиотечной деятельности и библиографии (А.И. Ванеев, В.А. Минкина, Л.В. Астахова, М.И. Давыдова, Н.Ю. Соколова, М. Ямпольский и др.)
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:
– в привычную схему процесса публикации научного исследования «автор – редактор» вводятся новые важные звенья – «читатель (пользователь)» и «информационно-библиографический ресурс»;
– предлагается целостная концепция для научного осмысления функционирования шрифта и паралингвистических средств при создании печатного научного произведения;
– рекомендуется интерактивная модель взаимодействия всех звеньев вышеназванной схемы «автор – редактор – читатель» в целях достижения максимального эффекта опубликованного научного исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определены оптимальные варианты взаимодействия всех звеньев цепи издания научного произведения, сведенные в модель «АРЧ»; дано определение единых целей авторского творчества и литературного редактирования в процессе создания научного произведения; обоснована значимость влияния читательского (пользовательского) интереса в определении потенциала опубликованного научного исследования.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его общие выводы и частные положения могут быть рекомендованы для использования, как в рамках учебных курсов факультетов журналистики, так и в практической деятельности при редактировании научных изданий. Полученные результаты работы могут послужить основой для дальнейших научных исследований по совершенствованию эффективности схемы «АРЧ» при создании и публикации научных произведений.
Структура диссертации обусловлена характером диссертационного исследования и организована в соответствии с ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 230 наименований, и Приложения с 14 иллюстрациями. Общий объем диссертации 169 страниц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возможности использования оптимальных вариантов во взаимодействии всех звеньев цепи создания научного произведения (сведенных в схему-модель «АРЧ»), единых целей авторского творчества и литературного редактирования с учетом читательского интереса.
2. Определение отношения понятий «фонема», «графема» и «буква» позволяют описать графическую систему языка. Всесторонний анализ различия языковедческого и типографического подходов к трактовке термина «графема» позволил найти толкование данного понятия для открытия сущности знаковой природы шрифта. Шрифт имеет природу иконического знака, действие которого основано на фактическом подобии означающего и означаемого. Данное утверждение стало возможным благодаря выстраиванию отношений между фонемой, графемой и буквой.
3. Поскольку тропы – это фигуры, которые возникают на стыке двух языков, постольку шрифтовые тропы могут усилить тропы и фигуры словесные. Акцентировать внимание реципиента можно при помощи шрифта, дополняя словесный текст визуальными ассоциациями, используя и семантику цвета. Являясь важным механизмом памяти культуры, шрифт может усилить образное восприятие текста, выполняя коммуникативную функцию, то есть передавая информацию от одного человека к другому. Графемы как знаки письменной речи – словесные знаки, взаимодействуя с буквами определенных шрифтовых гарнитур – визуальными, иконическими знаками, способны создавать резерв возрастания информации.
4. Интерактивная схема-модель создания научного произведения, способствующая повышению эффективности использования научных публикаций.
Материалы исследования:
– публикации в периодических научных изданиях: Журналистика: информационное пространство (Краснодар); Научная мысль Кавказа (Ростов-на-Дону); Образование. Пространство RU (Майкоп); Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург); Вестник Воронежского государственного университета; КЛИО (СПб) и др.;
– изданные научные труды по теории лингвистики, литературному редактированию, информационно-библиографиче-ской деятельности;
– редакторские работы автора диссертационного исследования на основе опубликованных научных изданий (научных журналов, монографий, межвузовских сборников, учебных пособий).
Апробация результатов работы:
В течение 2001–2006 годов основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях:
- Международная конференция, посвящённая 160-летию П.А.Кропоткина. Организаторы: РАН, Санкт–Петербургский университет культуры и искусств (СПб, декабрь 2002). Выступление на конференции и участие в подготовке публикации материалов конференции (общий тираж опубликованных материалов конференции, подготовленных и отредактированных нами, составил 500 экз., а общий объем публикации – 4 тыс. печ. л.).
- Международная конференция «Дорогами отцов и дедов», посвященная 125-летию победы в русско–турецкой войне. Организаторы: Министерство образования и науки РФ; Международный Фонд «Славянский мост» (Москва, январь 2004).
Участие в работе конференции; выступление, работа по созданию, редактированию (редактор сборника) и изданию сборника лучших ученических исследовательских работ «Рдеют розы алые, где лилася кровь» по Международной программе «Славянский мост – детская дипломатия» (осуществлено 3 выпуска, общий тираж 2500 экз., общий объем издания 13,5 тыс. печ.л.).
- Международный слёт «От трагедии войны к культуре мира». Организаторы: Департамент образования г. Москвы (Москва, март 2005). Участие в работе слёта, выступление, редактирование материалов для сборника «От трагедии войны к культуре мира» и издание (редактор) реферативного сборника для руководителей школьных и студенческих клубов.
- Международная конференция «Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра». Армавирский лингвистический университет (г. Армавир, июнь, 2005). Участие в работе, выступление, редактирование материалов конференции (тираж 200 экз. общий объем 2,3 тыс. печ. л.).
Организация выпуска и редактирование многопрофильных периодических научных изданий:
1) Научный журнал «Вестник МГОУ», Московский государственный открытый университет, издается с 2001 г., заместитель главного редактора, главный редактор. Выпущено 23 номера; общее количество опубликованных статей более 400; общий тираж более 8 тыс. экз.
2) Научный журнал «Образование – Наука - Творчество», Адыгская (Черкесская) Международная академия наук, издается с 2003 г., главный редактор. Издано 16 номеров; более 250 опубликованных статей при общем тираже более 3 тыс. экз. и общем объеме более 20 тыс. печ. л.;
3) Межвузовский сборник Южного отделения Российской академии образования «Синергетика образования», изд. Москва; Ростов-на-Дону, издается с 2004 г., редактор.
Осуществлено 7 выпусков; общий тираж 1,6 тыс. экз. с общим объемом около 30 тыс. п.л.; опубликовано 115 статей, из числа которых авторами 58 статей стали доктора наук и 51 – кандидаты наук; авторы публикаций представляют вузы и научные центры не только ЮФО России (Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Майкоп, Пятигорск и др.), но и многие известные центры науки России и зарубежья, среди которых: ИНИОН – Институт научной информации по общественным наукам РАН; Институт теории и истории педагогики Российской академии образования (Москва); Институт философии и политологии (Алматы, Республика Казахстан); ИППК МГУ – Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им.М.В.Ломоносова и др.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, освещается степень ее разработанности в существующей научной литературе, обозначаются предмет исследования и пути его изучения.
В трех разделах первой главы «Информационные ресурсы (ИР) и авторское творчество при создании научного произведения» представлены следующие проблемы диссертационного исследования:
Первый раздел «Оптимальное использование автором информационных ресурсов».
С момента появления первых печатных книг и до наших дней в мире насчитывается десятки миллионов названий изданных книг. Причем ежегодный прирост изданий составляет порядка миллиона названий. Для современного автора научного исследования остро стоит вопрос отыскания среди миллионов возможных изданий тех «единственных», которые необходимы для подтверждения авторской гипотезы.
И здесь на помощь автору приходит библиография. Термин «библиография» появился в Древней Греции в V в. до н.э. Первым библиографом принято считать древнегреческого ученого и поэта Каллимаха, который впервые составил каталог Александрийской библиотеки под названием «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания».
В нашей стране государственный стандарт характеризует библиографию как «информационную инфраструктуру, обеспечивающую подготовку, распространение и использование библиографической информации… о документах, необходимых для идентификации и использования». В данной работе анализируется только один из основных видов – научно-вспомогательная и профессионально-производственная библиография. Этот вид библиографии «содействует научной и производственной деятельности специалистов в соответствии с их профессиональными потребностями, особое внимание уделяет знакомству с результатами научных исследований смежных отраслей»
Главным источником информационных ресурсов (ИР) обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний являются издания государственной библиографии, а научный центр государственной библиографии – Российская книжная палата (РКП). В РКП поступают и проходят государственную регистрацию, библиографическую обработку издания, вышедшие на территории России по всем отраслям знания и на всех языках, а также издания, выпущенные совместно российскими и зарубежными издателями.
Система государственных библиографических указателей (ГБУ) строится на основе вида отражаемых документов. Старейший отечественный ГБУ «Книжная летопись» выходит с 1907 года еженедельно и содержит сведения о книгах и брошюрах всех видов вышедших тиражом 100 и более экземпляров, причем, научные издания отражаются независимо от тиража.
В первом разделе обосновывается необходимость более широкого использования современных информационных ресурсов и баз библиографических данных с целью привлечения документов различных уровней к авторской работе (электронные реферативные издания и обзорно-аналитическая продукция и т.д.).
Второй раздел «Определение читательского адресата научного исследования».
Важность изучения взаимодействия действующих лиц постоянного «тандема» убедительно подтверждается родившийся еще в XVIII веке раздел науки история читателя, являющийся составной частью книговедения как комплексной науки о книге, книжном деле и читателе. И.Е. Баренбаум указывает, что история читателя «изучает формирование читательских интересов, влияние, которое книга оказывает на читателя в процессе чтения».
Специфика научного текста заключается в том, что информация, представленная в нем автором, носит профессиональный характер и, как правило, не предназначена для массовой аудитории. Несмотря на такую особенность, любой автор-ученый стремится заинтересовать своей информацией как можно более обширную аудиторию коллег по «родной» отрасли науки, а также читателей из смежных областей науки.
Современные подходы к искусству создания научного произведения, убеждают, что возник и совершенствуется единый метаязык, применяемый учеными различных отраслей науки, чтобы с оптимальным результатом донести информацию об авторской идее заинтересованным читателям.
В этом разделе первой главы анализируется важность определения читательского адресата ещё в период подготовки публикации, что должно стать определяющим для формы и стиля подачи материала авторского научного исследования.
На примерах из публикаций различных научных изданий определяются основные факторы, влияющие на информативность публикуемых материалов и на достижение высокого читательского рейтинга в ведущих изданиях сферы информационно-библиографических ресурсов.
Третий раздел «Авторский стиль и информативность научного произведения».
Приведенные результаты разработок известных ученых (В.Г. Костомаров, И.Р. Гальперин, С.Г. Антонова и др.) о понятии «текст», как сложном объекте лингвистического исследования, позволили нам прийти к выводу, что и научный текст (статья, реферат, монография, учебник и т.п.), особенно из области социальных и гуманитарных наук, вполне можно определить, как литературно обработанное «произведение». В работе делается вывод, что даже строго научное исследование может и должно сочетаться с искусством изложения и осмысления материала, с искусством, когда от опубликованного научного исследования трудно оторваться не только специалисту, но и «обыкновенному» читателю. Следовательно, к научному тексту применимы все наработанные теоретические и практические законы и методы литературного редактирования, чему и посвящена вторая глава диссертационного исследования.
Вторая глава диссертации «Литературное редактирование авторской рукописи научного произведения» состоит из трех разделов и пяти подразделов. В главе, на основе теоретических предпосылок и практических примеров литературного редактирования, исследуются: лингвистические особенности научных текстов, а также взаимодействие внешнего (полиграфического) и внутреннего (литературного и языкового) оформления текста; выявляются функции паралингвистических средств в тексте, степень участия этих средств в реализации текстовых категорий и их значимость в организации текста.
В то время как одни паралингвистические средства выступают в качестве самостоятельного носителя информации и являются самодостаточными для раскрытия содержания текста (например: рисунок, фотография, схема), другие паралингвистические средства используются в качестве вспомогательных по отношению к вербальным средствам и вносят дополнительные семантические и экспрессивные оттенки в его содержание (например: шрифт, разрядка, использование прописных букв).
Особое внимание уделено исследованию знаковой природы шрифта, психологическому и эстетическому воздействию различных гарнитур на реципиента, что обосновано следующими известными доводами:
Культура шрифта – своеобразная, замкнутая область искусства. Она оперирует условными, заранее заданными знаками, варьировать которыми можно лишь в достаточно тесных пределах. Алфавит – краеугольный камень культуры, может быть, главное средство «связи времен». Почти полная его неизменность – необходимая основа этой связи. Можно сказать, шрифт – консервативнейшее из искусств. Но, одновременно, культура шрифта – неотъемлемая и важная часть общей художественной культуры своего народа, своего времени, своего стиля. Шрифт – лицо эпохи, отражающее живо и ярко все, что происходит вокруг.
Письменная речь появилась позже речи звуковой. Ее возникновение было обусловлено необходимостью передачи послания на расстояние и сохранения сообщения во времени «при помощи начертательных знаков или изображений, передающих, как правило, те или иные элементы речи».
Таким образом, шрифтовая графика с ее изобразительными возможностями непосредственно взаимодействует со словом, ведь средства письма есть не что иное, как воспринимаемые зрительно знаки устной речи. Мы считаем важным всестороннее рассмотрение возможных вариантов использования шрифта в создании научного произведения.
В диссертационном исследовании широко использована литература по типографике и основам шрифтовой графики, и, прежде всего, монографии Эмиля Рудера «Типографика» и Альберта Капра «Эстетика искусства шрифта», которые на сегодняшний день являются методологическими изданиями для тех, кто занимается дизайном печатной продукции. Из российских авторов следует отметить работы по теории и истории шрифта А.Г. Шицгала, М.В. Большакова, Г.В. Гречихо, С.И. Смирнова, И.И. Птаховой, Александровой А.А., В.И. Анисимовой и труды В.А. Фаворского, В.Н. Ляхова, Ю.Я. Герчука, И.Ф. Бельчикова, В.В. Лазурского и др. по книговедению и типографике. Большинство исследований посвящено истории шрифта и его применение в искусстве создания книги.
Из приведенных теоретических установок лингвистов и практических примеров научных публикаций, делаются выводы:
1. Одним из главных принципов стилистики научного произведения является целесообразность и уместность использования автором того или иного языкового средства; последнее избирается в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкретных задач, ситуации, содержания высказывания и других экстралингвистических условий. Применение основных принципов и норм стилистики способствует повышению культуры изложения авторской идеи.
2. Четыре качества русского языка (честность, простота, свобода, сила), выделенные великим мастером слова И.С.Тургеневым, в концентрированном виде определяют многочисленные языковые требования, предъявляемые и к научной публикации.
3. Высокая информативность авторского текста прямо зависит от совместной реализации трех его основных качеств: релевантности, небанальности, декодируемости.
4. При подготовке материала в печать, автор-ученый, ощущая себя творцом нового, сделает свое научное произведение интересным открытием как в области специального, предметного исследования, так в исследованиях междисциплинарного и прикладного характера.
В диссертационной работе обосновывается положение, что проблема эстетики языка – это проблема не только стиля художественной литературы, но и проблема общелитературного языка, проблема научного стиля изложения.
Предлагаемые в этой главе теоретические правила и практические приемы, опирающиеся на публикации видных исследователей русского языка и литературного редактирования текстов, могут помочь авторам успешнее использовать богатство русского языка для оригинального оформления своих научных материалов, обеспечивая им максимальную информативность.
Третья глава «Читательский интерес как фактор формирования научного издания», состоящая из трех разделов, посвящена комплексному исследованию возможностей объединения авторских и читательских интересов в целях максимально эффективного использования опубликованного научного труда.
С XIX в. нарабатывались и закреплялись важнейшие принципы редактирования:
– редактор должен хорошо знать читательскую аудиторию своего издания, отражать ее интересы и отвечать ее запросам;
– редактор объединяет вокруг себя авторов-единомышленников, опираясь в издательской деятельности на их знания в какой-то области науки, на их жизненный опыт;
– редактор постепенно вырабатывает те критерии оценки авторских произведений, которым отвечает подготовленное издание, что обеспечивает целостность и «лицо» журнала;
– позиция редактора во многом определяет характер и направление издания, которое он редактирует.
Из приведенных принципов следует закономерность: основой издания является произведение автора, а ведущее значение в подготовке издания принадлежит редактору.
Две видные фигуры – журналист Н.А. Полевой и издатель И.Д. Сытин, оставили заметный след в истории, благодаря тому, что более чем на сто лет предвосхитили интерактивную журналистику, превратив авторско-издательский монолог в диалог с читателями. Главная составляющая их деятельности – идти впереди читателя, актуальна и в наше время.
В этом разделе проанализировано, как учитывают разнообразие интересов читателей современные периодические издания научного направления.
Для исследования использовались две разновидности изданий:
– первую группу составили журналы вузов – «Вестник Воронежского государственного университета»; «Образование. Пространство RU» - издание Адыгейского государственного университета; «Вестник МГОУ» - издание Московского государственного открытого университета; Научные труды «Адилет» - издание Академии юриспруденции - Высшей школы права «Адилет» (Алматы, Республика Казахстан).
Содержание рассмотренных журналов различных вузов, при всем разнообразии обладает общими чертами: стремлением к расширению диапазона публикуемых исследований; желанием расширить круг авторов за счет исследователей из других вузов; пониманием необходимости привлечения к авторскому кругу ближайшей «смены» ученых – студентов. Практически, все перечисленные черты подводят издания отдельных вузов вплотную к региональным, межвузовским, периодическим изданиям, в которых в полной мере находит отражение две взаимосвязанные цели: расширение круга авторов и расширение, тем самым, круга читателей. Собственно, и та, и другая цель решают общую задачу – повышение эффективности научных исследований.
– во вторую группу вошли периодические региональные издания: «КЛИО» – журнал для ученых (СПб.); «Научная мысль Кавказа» – Северо-Кавказский научный центр высшей школы (Ростов-на-Дону); «Университетское управление: практика и анализ» – Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А.М. Горького; «Образование – Наука – Творчество» – Нальчик, Адыгская (Черкесская) Международная академия наук; «Синергетика образования» – ЮО РАО.
В этой главе проанализированы общие черты и различия авторских художественных и научных произведений. В художественном произведении, где идея раскрывается преимущественно в системе образов, присутствуют элементы логического мышления, а в научном произведении наличие системы образов обогащает содержание научного текста, делает доступней и привлекательней новую авторскую разработку.
Единство понятийного и образного дает видимый эффект в аналитическом (журналистском) жанре изложения проблемы, к которому можно отнести и научные разработки. Для этих жанров одинаково можно определить две основные задачи: осмысление явления или проблемы и предложение разрешения ситуации. Поэтому сходны и композиционные компоненты как журналистского, так и научного произведения
В качестве вывода из проделанной работы предлагается интерактивная модель прохождения научного произведения от авторского замысла до «возвращения» к автору своеобразного «анализа» его научных предложений и наработок – в виде отзывов, цитирования, использования в практической деятельности современного сообщества ученых.
В Заключении дан краткий анализ содержания представленной работы и приведены выводы из диссертационного исследования, характеризующие феномен журнального процесса рубежа ХХ-ХХI веков:
– в современной схеме создания научных произведений произошли коренные изменения подачи и восприятия информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств, хотя, по-прежнему, велика роль нестареющего искусства шрифта;
– изменения в библиотечно-библиографической системе способов предоставления информации авторам неизмеримо расширяют возможности использования электронных баз данных об уже полученных результатах исследований;
– совокупность использованных данных позволяет отразить издательский процесс в интерактивной модели «АРЧ», в которой объединяются интересы всех заинтересованных сторон с общей целью – повышение эффективности использования научных разработок.
В Приложении приведена таблица типового перечня маркеров (фраз) наиболее распространенных аспектов содержания научных документов (Приложение 1), поскольку даже самый творческий научный документ не может обойтись без типовых, наработанных связок, исходящих из теоретических разработок и практического опыта редактирования. Приведены иллюстрации обложек научных изданий (как пример использования паралингвистических средств, Приложение 2-12), ранее вышедших (под нашей редакцией – Н.Х.) из печати общим тиражом около десяти тысяч экземпляров и получивших положительную читательскую оценку не только в России, но и за рубежом. Графическая часть диссертационного исследования представлена краткой схемой создания авторского научного произведения и интерактивной моделью «АРЧ-2005» (Приложение 13, 14).
Основные положения по теме диссертационного исследования отражены в авторских публикациях:
1. Харин Н.В. П.А.Кропоткин – журналист и редактор. /Реферативный сборник докладов участников Международной конференции: П.А.Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации. – СПб.: СПбГУКИ, 2002. - С. 19-20. – 0,5 п.л.
2. Харин Н.В. Авторский стиль и информативность научных публикаций. //Журналистика: информационное пространство. – Краснодар: КубГУ, 2003. - № 6. – С. 28-32. – 0,5 п.л.
3. Харин Н.В. Авторский стиль и информативность научных публикаций. //Вестник МГОУ. – М., 2004. - № 1 (14). – С. 26-29. – 0,5 п.л.
4. Харин Н.В. Функциональная стилистика в публикациях гуманитарного цикла. //Вестник МГОУ. – М., 2004. - № 2 (15). – С. 75-80. – 0,7 п.л.
5. Харин Н.В. Рихард Зорге – выдающийся журналист и разведчик. //Социальные и гуманитарные науки. Межвузовский сборник. Выпуск 6. – М., 2004. – С. 47-71. – 1,5 п.л.
6. Харин Н.В. Шрифт – одно из важнейших и древнейших средств коммуникации //Сборник научных статей. Выпуск 5: Адыгская (Черкесская) международная академия наук. – Нальчик-Армавир, 2005. – С. 35-46. – 0,7 п.л.
7. Харин Н.В. О культуре изложения авторской идеи в научных публикациях //Сборник научных статей. Выпуск 6: Адыгская (Черкесская) международная академия наук. – Нальчик-Армавир, 2005. – С. 48-56. – 0,6 п.л.
8. Харин Н.В. Некоторые особенности стилистики художественных текстов //Социальные и гуманитарные науки. Межвузовский сборник. Выпуск 8. – М., 2005. – С. 72-82. – 0,7 п.л.
9. Харин Н.В. Культура авторского творчества при создании научного произведения. //Культурная жизнь Юга России. Приложение. Вып. 4. – Краснодар, 2006. – С. 154-164. – 1,5 п.л.