Австралия, отделенная с мелового периода от южных материков и Юго-Восточной Азии, имеет крайне своеобразный состав флоры и фауны. Флора ее очень бедна видами (всего насчитывается до 1200 видов высших растений) и высоко эндемична (до 75% видов растений являются эндемичными). Ввиду этого Австралия вместе с Тасманией выделяется в самостоятельную Австралийскую Флористическую область. В составе австралийской флоры сохранились представители антарктической флоры, общие с теми, которые обитают в настоящее время в Южной Америке и Новой Зеландии (южные буки Nothofagus spp., некоторые хвойные) и с капской флорой Южной Африки (представители сем. протейных и др. ). Это объясняется существованием домеловых сухопутных связей, проходивших, в частности, между Австралией, Южной Америкой и Африкой через антарктический материк. В неогене австралийская суша дважды соединялась с Малайским архипелагом и Новой Гвинеей, имела периодические связи с Новой Зеландией, архипелагом Бисмарка, Соломоновыми и другими островами Океании, вследствие чего на материк мигрировали представители малезийской флоры ее более древние меланезийские элементы (с мелких архипелагов Океании) и более молодые (с Новой Гвинеи). К флоре Малезии относятся виды фикусов, панданусов, некоторые пальмы, лианы, так называемое свечное дерево (Aleurites moluccana); ее распространение ограничивается преимущественно северными и восточными районами Австралии. Эндемичная флора материка развивалась с середины мелового периода в двух очагах юго-западном и юго-восточном Для нее наиболее характерны эвкалипты (Eucalyptus, более 600 видов и подвидов), филлоидные акации (Acacia, 280 видов), а также банксии (Banksia spp. ), узколистные казуарины (Casuarina spp. ) и травяные деревья (Xanth-orrhoea preisii). Оба очага формирования были разделены морскими и озерными бассейнами вплоть до четвертичного периода, а в настоящее время между ними лежит экологический барьер внутриматериковых пустынь. Ксерофитная флора пустынь возникла из гигро- и мезофитов главным образом северной и восточной Австралии, мигрировавших во внутренние районы в плювиальные эпохи четвертичного периода. Растительный покров материка отражает как палеогеографические особенности его формирования, так и современные гидротермические условия. Наибольшую площадь обширные внутренние пустынные районы- занимает формация злаковников. По преобладанию дернинных злаков спинифекса (Spinifex spp. ) и триодии (Triodia spp. ) восточную внутриматериковую пустыню называют спинифексовой , а западную триодиевой На севере Австралии злаковники сменяются сначала мульга-скрабом зарослями колючих акаций (Acacia aneura), а затем саваннами с зонтичными акациями, единичными суккулентными деревьями баобаба Грегори (Adansonia gregorii) и эвкалиптами.
На северном побережье, получающем не только регулярные, но и достаточно обильные летние осадки, саванны чередуются с эвкалиптовыми редколесьями, а по долинам рек протягиваются густые галерейные леса, очень богатые по видовому составу. На юге материка злаковниковая пустыня сменяется широкой полосой мульга-скраба, а где повлажнее зарослями малли-скраба кустарниковых эвкалиптов (Eucalyptus dumosa) и др. На юго-западе Австралии, получающем регулярные зимние осадки, малли-скраб постепенно переходит в сухие эвкалиптовые леса, покрывающие наветренные склоны хребта Дарлинг. Наветренные тихоокеанские склоны Восточно-Австралийских гор покрыты густыми лесами, сухие западные склоны редколесьями с пят нами саванн Севернее 19° ю ш на наветренных склонах растут субэкваториальные постоянно влажные леса, подобные галереиным лесам север ного побережья В них много пальм, фикусов, лавровых деревьев, на высотах свыше 1000 м появляются араукарии и высокоствольные бамбуки. Между 19° и 30° ю ш распространены тропические леса, в составе которых преобладают эвкалипты, а число видов малезийской флоры резко уменьшается. Южнее 30° ю. ш. склоны гор одевают муссонные субтропические леса В их нижнем поясе господствуют высокоствольные эвкалипты, выше в подлеске эвкалиптов появляются древовидныепапоротники, верхнюю границу леса (в Австралийских Альпах) образуют вечнозеленые буки (Nothofagus Cunninghami) и эвкалипт снежная камедь (Eucalyptus coriacea). Редколесья западных склонов Восточно-Австралийских гор состоят из эвкалиптов, без подлеска, с густым наземным покровом из злаков и двудольных и каллитриса кипарисовидного (Callitris cupressiformis). С начала колонизации в Австралии сведены и погибли от пожаров огромные массивы лесов. Это сильно ухудшило естественную водообеспеченность многих жизненно важных районов. Вытоптаны и обеднены многие пастбищные угодья, сохранившие лишь малоценные в кормовом отношении злаки. Уничтожение растительности способствует эрозии и развеванию почвенного покрова. В Австралии выделяются в закономерной последовательности все типы почв, свойственные субэкваториальному, тропическому и субтропическому поясам. Во внутренних пустынных районах широко развиты примитивные каменистые и глинистые почвы. Большие площади покрывают пески, главным образом закрепленные. С севера примитивные почвы окружены полукольцом тропических полупустынных красновато-бурых почв, глинистых и суглинистых. На западе они распространены до самого побережья Индийского океана, на севере и востоке переходят в красно-бурые почвы опустыненных саванн.
Последние сменяются красными почвами высокотравных саванн с их горными разностями на плато Кимберли и полуострове Арнемленд. Вдоль северного побережья материка в местах высокого стояния грунтовых вод встречаются болотные почвы и пятна оподзоленных латеритов, в устьях рек, затопляемых приливом,- почвы мангровых топей. На юге, в субтропическом обрамлении внутренних пустынь материка, от побережья Индийского океана до среднего течения Муррея и Дарлинга развиты главным образом сероземы и серо-коричневые почвы субтропических полупустынь и степей. По мере нарастания влажности климата они переходят в зональные для средиземноморских условий коричневые почвы, но на юго-западе вблизи побережья Индийского океана коричневые почвы уступают место реликтовым красноземам и желтоземам, сохранившимся от более влажного и теплого климата неогена, под которыми широко распространены латеритные коры. На равнинах Муррея-Дарлинга, где еще выражен зимний максимум осадков, также протягивается полоса коричневых почв, переходящих ближе к предгорьям в красные почвы субтропических саванн. В Восточно-Австралийских горах севернее 28° ю. ш. развиты горнолесные бурые почвы, южнее они уступают место оподзоленным красноземам и желтоземам и горно-лесным бурым почвам, сменяющимся (на вершинах Австралийских Альп) горно-луговыми. Еще больший эндемизм и реликтовость по сравнению с флорой проявляются в фауне Австралии и прилегающих к ней Новой Гвинеи и Тасмании, которые составляют Австралийскую зоогеографическую область В ней до наших дней сохранились представители фауны мезозоя и третичного времени (например, большинство обитающих на Земле сумчатых) и, напротив, почти отсутствуют высшие млекопитающие. Предполагают, что сумчатые и другие низко организованные животные проникли в Австралию в меловом периоде до отделения ее от Евразии по сухопутным связям через Малайский архипелаг Эти связи прекратились ко времени появления высоко организованных животных, в частности, хищных. Отсутствие хищных способствовало беспрепятственной эволюции сумчатых, достигших наивысшего развития в неогене и в начале четвертичного периода. Именно в это время появился свойственный только Австралии подотряд двурезцовых сумчатых (семейство кенгуру, вомбатов, кускусов и др. ), стоящих на более высокой ступени развития по сравнению с их предками многорезцовыми. Развитие сумчатых шло по линии конвергенции с высшими млекопитающими, т. е по линии выработки сходных с ними жизненных форм. Поэтому у сумчатых создались общие жизненные типы с высшими млекопитающими, обитающими в одинаковых экологических условиях.
Наиболее многочисленное семейство кенгуру-аналог парнокопытных, семейство вомбатов близко к грызунам, семейство кускусов к белкам-летягам и т. п Кенгуру, вомбаты, кускусы разных видов обитают на всей территории Австралии. Хищные сумчатые волк и дьявол живут только на острове Тасмания, там же встречается сумчатый медведь коала. В Австралии сохранились однопроходные яйцекладущие млекопитающие- ехидна (в пустынных и полупустынных районах) и утконос (на юго-востоке). Ехидна наземное животное, питается муравьями и термитами, утконос ведет водный образ жизни и встречается в речных заводях. Из высших млекопитающих в Австралии обитают эндемичные летучие мыши и грызуны, а также дикая собака динго, попавшая на материк при его заселении человеком. Из птиц для Австралии характерны эндемичные страусы эму (обитают главным образом в Западной Австралии), казуары (только для Северной Австралии), подсемейство попугаев какаду, лирохвост, райская птица, сорные куры (кладущие яйца в кучи растительных остатков) и черные лебеди (в юго-западной Австралии). В Австралии много ядовитых змей, ящериц (в том числе плащеносная ящерица). В реках Квинсленда живут два вида крокодилов. Из рыб необходимо назвать древнюю двоякодышащую рыбу цератода, ареал которой также ограничен реками Квинсленда. Очень богата фауна членистоногих (много москитов, мух, скорпионов и ядовитых пауков). Во время колонизации в Австралию был завезен и хорошо акклиматизировался крупный и мелкий рогатый скот, кролики (невероятно расплодившиеся), лисицы, многие европейские птицы.
***
Так как Австралийский материк длительное время, начиная с середины мелового периода, находился в условиях изоляции от других частей земного шара, его растительный мир очень интересен и своеобразен. Из 12 тыс. видов высших растений более 9 тыс. эндемики, т. е. произрастают только на Австралийском континенте. Среди эндемиков многие виды эвкалиптов и акаций, наиболее типичных для Австралии семейств растений. В то же время здесь встречаются и такие растения, которые присущи Южной Америке (например, южный бук). Южной Африке (представители семейства протейных) и островам Малайского архипелага (фикус, панданус и др. ). Это свидетельствует о том, что многие миллионы лет назад между материками существовали сухопутные сухопутные связи. Поскольку климат большей части территории Австралии отличается резкой засушливостью, в ее флоре господствуют сухолюбивые растения: особые злаки, эвкалипты, зонтичные акации, суккулентные деревья (бутылочное дерево и др. ). Деревья, принадлежащие к этим сообществам, имеют мощную корневую систему, которая на 10-20, а иногда на 30 м уходит в землю, благодаря чему они, как насос, высасывают влагу с больших глубин. Узкие и сухие листья этих деревьев окрашены большей частью в тусклый серо-зеленоватый цвет. У некоторых из них листья обращены к солнцу ребром, что способствует уменьшению испарения воды с их поверхности. На крайнем севере и северо-западе страны, где жарко и теплые северо-западные муссоны приносят влагу, произрастают дождевые тропические леса. В их древесном составе преобладают гигантские эвкалипты, фикусы, пальмы, панданусы с узкими длинными листьями и др. Густая листва деревьев образует почти сплошной покров, затеняющий землю. Местами на самом побережье встречаются заросли бамбука. В тех местах, где берега плоские и илистые, развивается мангровая растительность. Дождевые леса в виде узких галерей протягиваются на сравнительно небольшие расстояния внутрь материка по долинам peк. Чем дальше к югу, тем суше становится климат и сильнее чувствуется горячее дыхание пустынь. Лесной покров постепенно редеет. Эвкалипты и зонтичные акации располагаются группами. Это зона влажных саванн, протянувшаяся в широтном направлении южнее зоны тропических лесов. По своему виду саванны с редкими группами деревьев напоминают парки. Кустарникового подроста в них нет. Солнечный свет свободно проникает через решето мелких листьев деревьев и падает на землю, покрытую высокой густой травой. Для центральных пустынных частей материка, где очень жарко и сухо, характерны густые, почти непроходимые заросли колючих низкорослых кустарников, состоящих главным образом из эвкалиптов и акаций.
В Австралии эти заросли называют скрэбом. Местами скрэб перемежается с обширными, лишенными растительности песчаными, каменистыми или глинистыми участками пустынь, а местами с зарослями высоких дернистых злаков (спинифекс). Восточные и юго-восточные склоны Большого Водораздельного хребта, где выпадает много осадков, покрыты густыми тропическими и субтропическими вечнозелеными лесами. Больше всего в этих лесах, как и повсюду в Австралии, эвкалиптов. Эвкалипты ценны в промышленном отношении. Эти деревья не имеют равных себе по высоте среди пород с твердой древесиной; некоторые их виды достигают 150 м высоты и 10 м в диаметре. Прирост древесины в эвкалиптовых лесах большой, и поэтому они очень продуктивны. Много в лесах также древовидных хвощей и папоротников, достигающих 10-20 м высоты. На своей вершине древовидные папоротники несут крону крупных (до 2 м длины) перистых листьев. Своей яркой и свежей зеленью, они несколько оживляют блеклый голубовато-зеленый пейзаж эвкалиптовых лесов. Выше в горах заметна примесь сосен-дамарра и буков. Кустарниковый и травяной покровы в этих лесах разнообразны и густы. В менее влажных вариантах этих лесов второй ярус образуют травяные деревья. На острове Тасмания кроме эвкалиптов много вечнозеленых буков, родственных южноамериканским видам. Ha юго-западе материка леса покрывают западные склоны хребта Дарлинг, обращенные к морю. Леса эти почти сплошь состоят из эвкалиптов, достигающих значительной высоты. Число эндемичных видов здесь особенно велико. Кроме эвкалиптов широко распространены бутылочные деревья. Они имеют оригинальный бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко суживающийся кверху. В дождливое время года в стволе деревьев скапливаются большие запасы влаги, которые расходуются в засушливый период. В подросте этих лесов много кустарников и трав, пестрящих яркими цветами. В целом лесные ресурсы Австралии невелики. Общая площадь лесов, включая специальные насаждения, состоящие в основном из видов, имеющих мягкую древесину (главным образом сосны лучистой), в конце 70-х годов составляла всего 5,6% территории страны. Первые колонисты не обнаружили на материке растительных видов, характерных для Европы. В дальнейшем в Австралию были завезены европейские и другие виды деревьев, кустарников и трав. Здесь хорошо привились виноградная лоза, хлопчатник. Из зерновых пшеница, ячмень, овес, рис, кукуруза и другие. А так же овощи, многие фруктовые деревья и т. д. В Австралии в закономерной последовательности представлены все типы почв, свойственные тропическому, субэкваториальному и субтропическому природным поясам.
Самые яркие фрагменты колоссального древнего дождевого леса встречаются на Тасмании, более четверти территории которой остается все еще нетронутой. Около 250 миллионов лет назад Тасмания вместе с остальной Австралией, Новой Зеландией, Антарктидой, Южной Америкой, Африкой и Индией входила в колоссальный южный континент Гондвану. Огромный континент занимал более половины земного шара, и значительную часть его покрывал дождевой лес умеренного пояса. Большой его участок, признанный природным наследием, занимает площадь 10813 кв. км. и включает в себя четыре национальных парка, два государственных заповедника, две природоохранные зоны и государственные леса. Подлинно нетронутая природа становится все более редким явлением, так что огромные пространства дождевого леса представляют собой уникальные и бесценные природные ресурсы, которые необходимо ценить и беречь. Эти дикие места тянутся от побережья к сердцу Тасмании, поднимаясь на 1615 м. над уровнем моря. В прибрежной полосе дождевого леса умеренного пояса представлены и вечнозеленые и листопадные деревья. В этом влажном и мягком климате прекрасно развиваются, достигая колоссальной высоты многие виды деревьев. Они дают древесину чрезвычайно высокого качества, ценимую по всему миру, отчего над ними постоянно нависает угроза чрезмерной коммерческой вырубки. Дождевые леса Тасмании резко контрастируют с дождевыми лесами тропиков тем, что здесь растет очень немного видов деревьев редко больше восьми, хотя и наблюдается буйно разросшийся подлесок и эпифиты, такие как мхи, папоротники и лишайники, борющиеся между собой за жизненное пространство. Из деревьев характерны южный бук, который вместе с атротаксисом остистым (до сих пор сохранились отдельные древние особи, чей возраст превышает 2000 лет) и атротаксисом кипарисовым представляет собой истинный реликт покрывавших Гондвану лесов. В некоторых местах заросли эвкалипта, самого высокого растения в мире, образуют лесной полог на высоте 90 м. В более высоких областях борются за выживание растения альпийского пояса, деревья там низкорослые и узловатые из-за холода и ветров. Отделение Австралии от Гондваны породило уникальную фауну сумчатых и однопроходных млекопитающих, а последующее отделение Тасмании от Австралии создало условия для появления эндемичных видов животных, птиц и растений. фауна включает четыре эндемичных вида сумчатых: тасманийского дьявола, тасманийского беттонга, рыжего валлаби и сумчатого волка, когда-то широко распространенного, а теперь считающегося вымирающим даже в этих, практически не тронутых человеком, местах.
Среди 150 зарегистрированных видов птиц и редчайший в Австралии ярко окрашенный оранжевобрюхий попугайчик. Тасмания лежит у юго-восточного побережья Австралии и отделяется от континента Бассовым проливом. Совсем небольшой перелет из Австралии приведет в Девонпорт, Хобарт или Лонсестон, можно воспользоваться и ночным паромом между Мельбурном и Девонпортом.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru