Действующая конституция Греции была принята после установления в стране гражданского правления в результате падения диктатуры полковников. Важными вехами в конституционном развитии стали парламентские выборы 17 ноября 1975 г. и общенациональный референдум, проведенный 8 декабря того же года. На референдуме 69,2% избирателей высказались за окончательную ликвидацию монархии, всегда бывшей оплотом реакционных сил в стране.
Конституционными актами нового гражданского правительства было отменено законодательство военной диктатуры и установлены условия выработки нового основного закона. Актом от 3 октября 1974 г. было определено, что избранный в ноябре парламент должен обладать полномочиями по пересмотру монархической конституции от 1 января 1952 г. (В греческом конституционном праве различаются понятия «Учредительного собрания», т. е. избранного собрания, вырабатывающего заново конституцию, и «Собрания по конституционному пересмотру», т. е. избранного собрания, обладающего только правом внесения изменений в действующий основной закон. Этим объясняется несколько необычное, встречающееся в тексте наименование органа, принявшего конституцию 9 июня 1975 г.). Этот же акт устанавливал, что подготовка проекта поручается правительству, а избранному собранию предоставлялось только три месяца (впоследствии срок был продлен до 1 мая) для рассмотрения предложенного текста. В случае пропуска срока правительство имело право передать проект на референдум.
Проект конституции был направлен 23 декабря 1974 г. в Собрание и опубликован. Он вызвал широкие комментарии и критику, после чего правительство его отозвало. 7 января 1975 г. оно представило в Собрание окончательный текст проекта конституции.
Жесткие ограничения в разработке проекта конституции, отказ правительства и контролируемого им большинства депутатов в пересмотре наиболее антидемократических статей (ограничение прав парламента; особенно расширение полномочий президента республики, открывающее путь для установления режима личной власти) повлекли 21 мая 1975 г. уход партий оппозиций из Собрания. В их отсутствие голосами депутатов от правительственной партии «Народная демократия» конституция была принята. В тот же день Собрание преобразовалось в Палату депутатов, т. е. в однопалатный парламент, предусмотренный конституцией.
Конституция 1975 г. имеет в качестве основы положения предшествующих греческих основных законов (1927 и 1952 гг.). На нее оказала влияние и конституционная практика других зарубежных стран. Особенно заметно влияние основных законов Франции, Италии, ФРГ.
Сохраняя в целом традиционную структуру, этот акт отличается весьма четкой проработкой некоторых институтов; это относится, в частности, к статусу центральных органов государственной власти и определению их взаимоотношений. В то же время большинство положений конституции не имело непосредственного применения, поскольку нормы сформулированы образом, требующим издания детализирующих законов. Так, первое правительство К. Караманлиса провело через парламент несколько десятков таких законов, а ряд детализирующих норм не изданы до сих пор. Регламент Палаты депутатов, вступивший в силу 23 октября 1975 г., дополнил конституцию многими существенными положениями.
В основном законе 1978 г. нашли отражение многие новые проблемы, стоявшие на повестке дня и требовавшие решения не только в Греции. В конституции закреплены положения, устанавливающие основы охраны окружающей природной и культурной среды, устройства территории, развития городов и урбанизированных зон с вытекающими из этого регулирования правовыми последствиями. (В Греции 65% населения проживает в городах). Например, были установлены определенные ограничения и обязательства для владельцев частной собственности (ст. 2^), а также положения, свидетельствующие о стремлении не отстать от интеграционных процессов, происходящих в Западной Европе.
Конституция подготовила законодательную почву для вступления Греции в «Общий рынок». Она содержит нормы (ст. 28) о возможности передачи части компетенции, предусмотренной конституцией, международным организациям и о допустимости ограничений в осуществлении своего суверенитета. Эти возможности были реализованы в 1981 г., когда Греция стала полноправным членом Европейских сообществ.
Многочисленные и широкоизвестные нарушения прав человека военной хунтой отразились на содержании раздела о личных и социальных правах. По сравнению с ранее действовавшим основным законом конституция 1975 г. более подробно и развернуто формулирует положения о неприкосновенности личности, жилища, о процедуре привлечения к ответственности, регулирование свободы слова, печати, переписки, права собственности, свободы совести, равенства граждан, а также право на объединение в профсоюзы, на образование политических партий, право на забастовку, право на труд. Нельзя, однако, не обратить внимание на оговорки, содержащиеся во многих статьях о правах и свободах. Наиболее часто они затрагивают гражданский статус государственных служащих, военнослужащих, служащих органов местного управления, других органов и юридических лиц публичного права ( например, в ст. 12, 16, 23, 29).
Основной закон 1975 г. включил в себя развернутые нормы о политических партиях, причем включил в объеме, редко встречаемом в зарубежном конституционном материале. После падения военного режима правительством были сняты запрещения с политических партий, они были легализованы, включая и Коммунистическую партию, с 1947 г. находившуюся в подполье. В 1984 г. был издан закон, развивающий положения п. 2 ст. 29 конституции, о финансировании политических партий со стороны государства. Помощь оказывается партиям, набравшим на парламентских выборах процент голосов, выше установленного. Если партии на выборах выступают коалиционно, то требуемый процент выше (30% голосов для партии, выставившей кандидатов по меньшей мере в 213 избирательных округах; 50% для союза двух партий; 60% — трех). Кроме того, из общей выделяемой из бюджета суммы (10%) помощь предоставляется всем партиям; остальная часть распределяется пропорционально полученным на последних выборах голосам.
Признание партий проявляется также в предоставлении некоторых прав оппозиционным группировкам: лидер основной оппозиционной партии входил в состав Совета республики (ст. 39 отменена в результате конституционной реформы 1986 г.). Регламент Палаты депутатов признает, кроме того, за руководителями политических партий многочисленные права; в частности, как и министры правительства, они имеют право брать слово для выступления в любой момент прений в Палате депутатов, причем их выступления не ограничиваются временем. Руководитель главной оппозиционной партии, согласно регламенту Палаты депутатов, получает из бюджета определенную денежную сумму. На практике премьер-министр всегда проводит консультации с лидером основной оппозиционной партии. Кроме того, некоторые положения конституции (п. 6 ст. 70, п. 6 ст. 74 и др.) позволяют оппозиционным партиям влиять на законодательный процесс и участвовать в некоторых формах парламентского контроля за деятельностью правительства.
Конституция 1978 г. не отделила церковь от государства, и господствующей церковью остается восточноправославная. Однако, по сравнению с конституцией 1952 г. запрещение прозелютизма распространяется не только на господствующую, но и на другие религии (пп. 2 и 3 ст. 13), а глава государства не должен быть обязательно исповедующим восточноправославную религию, как это устанавливалось прежним основным законом (ст. 47 конституции 1952 г.).
С формально-юридической точки зрения конституция 1975 г. установила в Греции унитарную парламентскую республику с усиленной президентской властью, которая в результате реформы основного закона в 1986 г. в существенной мере была урезана. Организация политической власти в Греции формально основывается на классических принципах зарубежного государствоведения: на народном суверенитете, представительной системе и разделении властей. Присущий зарубежным странам значительный перевес исполнительной власти над законодательной получил четкое отражение в конституции 1975 г. Лишь судебная власть выглядит более независимой, но воздействие на нее власти исполнительных органов подчеркивается конституцией. Так, судьи назначаются президентским декретом при соблюдении установленных законом «условий их подбора и порядка назначения» (п. 1 ст. 88); в этой же статье содержится необычно много для конституционного текста условий освобождения судей от должности.
0сновной'закон 1975 г. достаточно подробно регулирует правовой статус парламента — Палаты депутатов. Элементы так называемого рационализированного парламентаризма заняли заметное место в конституционном материале. Так, для обеспечения устойчивости правительства принятие резолюции порицания (ст. 84) более затруднено, чем отказ в доверии. Чтобы получить доверие, правительству нужно собрать абсолютное большинство поданных голосов присутствующих депутатов, которое не может быть менее двух пятых всех членов Палаты. Чтобы принять резолюцию порицания требуется абсолютное большинство всего состава Палаты депутатов. При этом резолюция порицания должна быть подписана значительным числом состава Палаты — по меньшей мере шестой частью депутатов.
Греческий парламент — однопалатный орган; данное немаловажное обстоятельство позволяло бы принимать законы в ускоренном порядке. Конституция, однако, предусмотрела возможность и обязательность принятия законов в секциях Палаты, что несомненно способствует убыстрению в прохождении законопроекта (ст. 71). Число секций не может превышать двух. Хотя конституция ограничивает круг вопросов, по которым может принимать законы сама Палата депутатов (ст. 72), возможность законодательствования в секциях, а также в секции, действующей в межсессионный период, не подрывает в целом принадлежности Палате законодательной власти, поскольку существует механизм передачи законопроекта на пленарное заседание по инициативе самой Палаты, по инициативе секции, а также правительства. Секции к тому же формируются на основе пропорционального представительства от политических фракций Палаты.
Ограничения законодательной власти проводятся за счет других факторов. Прежде всего, в конституции широко закреплена возможность делегации этой власти исполнительным органам. До 1975 г. делегирование также практиковалось, но оно осуществлялось на основе обычая, но не писаной конституционной нормы. Теперь же Палата депутатов может осуществлять передачу полномочий в соответствии с основным законом; конституция предусматривает возможности и прямого законодательствования исполнительной власти. Несколько статей (43, 44 и 48) регулируют институт делегирования, Делегирование в обычно понимаемом значении института установлено в пп. 2 и 4 статьи 43. Президент республики может издавать регламен-тарные декреты в силу специальной законодательной делегации по предложению соответствующего министра и в пределах этой делегации (п. 2), а пункт 4 говорит о возможности издания законов-рамок, скелетных законов, в пределах которых осуществляется регламентарное регулирование со стороны исполнительной власти. Наибольшее распространение получило применение п. 2 статьи 43. Право Президента республики издавать регламентарные декреты по вопросам внутренней структуры и деятельности государственных служб (п. 3 ст. 43) ни разу не было применено на практике и было отменено в результате конституционной реформы 1986 года.
Кроме того, исполнительная власть обладает правом издавать акты, имеющие силу закона, на основании ст. 44 и 48 конституции. При чрезвычайных обстоятельствах, диктуемых исключительно срочной и непредусмотренной необходимостью, по предложению Совета министров Президент республики может издавать названные акты. Практика свидетельствует, что наиболее часто правительство принимает меры в экономической и финансовой областях. Такие акты со времени издания вступают в силу; если они затем не будут утверждены Палатой депутатов, то они перестают действовать. Что же касается статьи 48 конституции, то она вполне сопоставима со знаменитой статьей 16 основного закона Франции 1958 г.; правда эта статья еще ни разу не применялась, но в качестве цели она имеет также возможно быстрое восстановление функционирования конституционных институтов.
Согласно основному закону 1975 г. конституционный контроль осуществляется обычными судами, поскольку «суды не должны применять закон, содержание которого противоречит конституции» (п. 4 ст. 93). В то же время Верховный специальный суд, учрежденный ст. 100, как бы объединяет компетенцию, осуществляемую во Франции Конституционным советом и три буналом по конфликтам. Включающий председателей и часть членов трех высших судебных инстанций страны (Государственного совета — органа административной юстиции. Кассационного суда — высшей судебной инстанции и Счетной палаты — суда по финансовым вопросам) Верховный специальный суд рассматривает споры о выборах в Палату депутатов, о законности проведения референдума, объявляет их результаты, рассматривает вопросы о несовместимости депутатской должности с каким-либо иным занятием и об избираемости депутатов; им разрешаются конфликты между судами и административными властями и между судами. В ведение этого суда входит разрешение вопросов о конституционности законов, когда высшие органы названных трех ветвей судебной власти приняли противоречивые решения.
Конституция устанавливает лишь самые общие положения о структуре местного управления. Основная черта этого управления — подчиненность и подконтрольность его органов центральной власти.
Процедура пересмотра конституции Греции предусматривает две стадии — внесение изменений и их ратификацию, причем обе стадии проводятся при различных составах Палаты депутатов. Другими словами, между внесением поправок и их утверждением должны пройти всеобщие выборы (ст. 110). Хотя сами квалифицирующие требования к численности голосов на каждом этапе процедуры изменения не слишком высоки, однако, учитывая, что они должны быть достигнуты в различных составах Палаты депутатов и что конституция может пересматриваться только раз в пять лет (п. 6 ст. 110), она принадлежит не только к числу «жестких», но и весьма малоподвижных. Часть ее положений — о некоторых правах и свободах, о форме правления и о принципе разделения властей — как основа строения структуры государственной власти не подлежит пересмотру.
Конституция 1975 г., принятая благодаря усилиям партии «Новая демократия», с самого начала подвергалась критике как со стороны ученых-юристов, так и со стороны оппозиционных партий за чрезвычайные для парламентской страны полномочия Президента республики, за недостаточность провозглашенных гражданских и социальных прав граждан. Партия ПАСОК, выражающая интересы средних слоев общества, части интеллигенции, национальной буржуазии, победив на парламентских выборах 1981 г., имела в своей программе предложения по изменению действующего основного закона. Незадолго до истечения срока полномочий К. Караманлиса — своего рода «отца» конституции 1975 г. — лидера «Новой демократии», избранного на президентский пост в мае 1980 г., ПАСОК внесла в Палату депутатов законопроект об изменении основного закона страны. Согласно статье 110 инициатива конституционного пересмотра принадлежит группе по меньшей мере, 50 депутатов. При внесении указанного проекта свои подписи поставил 161 член парламентской фракции ПАСОК.
После прохождения необходимой процедуры проект конституционного пересмотра был принят с некоторыми поправками и вступил в силу 12 марта 1986 года. Все реформированные статьи касаются исключительно поста Президента республики, а именно статьи 32, 35, 37, 38,41—44, а статья 39 вообще была упразднена. Изменения были вызваны как взглядами сначала оппозиционной, а затем правящей партии ПАСОК на существовавшие институты власти, так и практикой реального осуществления власти в стране. Так, с 1975 по 1985 г. глава государства ни разу не воспользовался своим правом роспуска Палаты депутатов по собственной инициативе, ни разу не прибег к применению процедуры референдума, не проводил созыва правительства в соответствии со своим правом (п. 2 ст. 38). Совет Республики (ст. 39) был только однажды созван в 1977 г. президентом К. Цасосом и заседание носило чисто формальный характер. Таким образом, внесенные поправки касались двух категорий вопросов: сокращение компетенции Президента республики и увеличение полномочий премьер-министра.
В результате изменений пп. 2 и 3 ст. 38, отмены статьи 38, изменений п. Зе т. 43 и п. 2 ст. 44 Президент республики лиш ился права созывать правительство под своим председательством (в Греции традиционно в Совете министров председательствует премьер-министр), созывать Совет республики (этот орган упразднен), принимать органические декреты, назначать проведение референдума. Названные полномочия раньше требовали контрассигнации министро в. Другие полномочия главы государства остались неизменными или были сокращены. После реформы в новых конституционных условиях Президент республики производит назначение премьер-министра (ст. 37), роспуск Палаты депутатов (ст. 41), владеет правом возвращения законопроектов в Палату депутатов (ст. 42). Реформа привела к перераспределению полномочий внутри органов исполнительной власти. Новые положения усилили роль премьер-министра в своей парламентской фракции, поскольку выборы главы государства Палатой депутатов должны проводиться отныне путем открытого голосования, что веден к принуждению колеблющихся депутатов правительственного большинства голосовать за кандидата, предложенного премьер-министром. В результате внесения поправок в конституцию премьер-министр разделил с Президентом страны полномочие обращаться к народу с посланием (п. 3 ст. 44) и право принимать меры согласно ст. 48 в случае войны и других чрезвычайных обстоятельств. Роль премьер-министра увеличилась при назначении референдума (п. 2 ст. 44), а также при проведении амнистии за политические преступления (п. Зет. 47).
Таким образом, в результате конституционной реформы Греция приобрела форму «более чистой» парламентской республики.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru