Комитет Российской Федерации по торговле
Московский Государственный Университет Коммерции
Реферат
по Финансовому праву
на тему : Организационно-правовые аспекты процесса приватизации в РФ в плане обеспечения доходов государства.
Научный руководитель: Селюков А.Д.
Студент: Шаповалов С.Ю.
КП-23Д
Москва
1996 г.
Организационно-правовые аспекты процесса приватизации в РФ в плане обеспечения доходов государства.
План
1. Введение
2. Приватизация государственной и муниципальной собственности на аукционе.
3. Приватизация государственной и муниципальной собственности по конкурсу
4. Итоги приватизации 1995
5. Список литературы.
Введение
Политико-экономические преобразования в нашем обществе за последнее десятилетие обусловили такое неординарное явление, как приватизация государственной и муниципальной собственности в частную. Расширение объектов приватизации привело к превращению приватизации в один из серьезных источников неналоговых доходов государства. Рассмотрение аспектов регулирования процесса приватизации в плане обеспечения доходов государства и является основной задачей этой работы.
Основным правовым актом приватизации является Программа приватизации. Последняя принятая Программа в нашей стране была Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.93 № 2284. В нее были внесены изменения Указом Президента РФ от 22.07.94 № 1535 “Об основных положениях Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”. Эта программа действует и поныне. Кроме нее существует огромное количество нормативных актов (только за период 1993 — 1994 гг. их было издано более 400).
Приватизация — процесс многоступенчатый, имеющий в своем развитии несколько периодов, в каждом из которых были и есть свои методы ее организации. Уже давно завершена чековая приватизация, основным инструментом которой был “ваучер” — приватизационный чек. Сейчас проходит второй этап приватизации — денежный. Суть его заключается в том, что крупные сторонние инвесторы, а иногда и директор предприятия вступают в борьбу за обладание контрольным пакетом акций, скупая по мере возможности акции у трудового коллектива и у мелких сторонних акционеров. Именно организационно-правовые аспекты этого этапа приватизации в плане обеспечения доходов государства и будут рассмотрены.
В случае принятия решения о приватизации всегда встает вопрос о способах ее проведения. Способы проведения приватизации предприятия зависят от организационно-правовой формы, в которую преобразуется предприятие в процессе приватизации. По этому признаку все предприятия можно разделить на три группы.
Первая группа. Предприятия, преобразующиеся в процессе приватизации в акционерные общества открытого типа (далее: АООТ).
Для АООТ применяется следующие способы приватизации:
закрепление пакета акций ( в т.ч. “Золотой акции” ) в государственной (муниципальной) собственности;
льготная продажа и передача акции членами трудового коллектива приватизируемого предприятия, в том числе выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;
продажа акции на денежном аукционе;
продажа акций по конкурсу, в т.ч. инвестиционному.
Вторая группа, мелкие предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 01.01.92 г. не более 1 млн.руб., не преобразующиеся в АООТ. Способы приватизации этих предприятий: аукцион и конкурс, в т.ч. инвестиционный.
Третья группа. Предприятия, приватизация которых не связана с организационно-правовой формой:
объекты нежилого фонда, сданного в аренду (способ приватизации – выкуп арендатором, а по не сданным в аренду — путем проведения аукционов или конкурсов);
имущество (активы) ликвидируемых и ликвидированных предприятий продаются исключительно на аукционе;
имущество (активы) действующих государственных предприятий продается на денежном аукционе;
объекты незавершенного строительства продаются на аукционе или по конкурсу, а также путем учреждения АООТ со 100% государственным капиталом с последующей продажей акций;
предприятия-должники (способ продажи определяется в соответствии с Указом Президента РФ).
Среди вышеназванных способов приватизации более подробно следует остановиться на таких, как конкурс и аукцион. Именно они играют сегодня определяющую роль в формировании “приватизационных” доходах государства.
Приватизация государственной и муниципальной собственности на аукционе.
Под приватизацией на аукционе понимается приобретение у государства и местных органов управления физическими и юридическими лицами в частную собственность объекта приватизации на торгах в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. В этом случае право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
Решение о приватизации государственной собственности на аукционе принимается соответствующими комитетами по управлению имуществом, а продавцами выступают соответствующие фонды имущества.
Объектами приватизации на аукционе могут быть: предприятия, цехи, производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия, оборудования, здания, сооружения, активы ликвидированных предприятий; объекты незавершенного строительства; доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании государственных и муниципальных предприятий. К проведению аукциона “продавцами” проводится определенная работа согласно установленным требованиям. Важное место отводится информационному сообщению, которое должно содержать полную характеристику предприятия, (иного имущества), предлагаемого к продаже на аукционе, в том числе начальную цену, форму платежа, дату, место и время проведения аукциона. Одновременно определяются условия участия в аукционе покупателей. К участию в нем допускаются юридические и физические лица, своевременно подавшие заявку на участие и другие необходимые документы, внесшие залог в сумме 10% от начальной цены объекта приватизации. Заявителю может быть отказано в участии на аукционе, если он не может быть признан покупателем в законодательном порядке, если не представил в срок все необходимые документы.
Аукционы проводятся в двух формах: открытый аукцион — как правило, при продаже активов ликвидируемого и ликвидированного предприятия, небольших предприятий (с численностью до 200 человек), акций акционерных обществ; закрытый аукцион (закрытый тендер) — как правило, при продаже крупных предприятий и пакетов акций акционерных обществ. Аукцион проводит аукционист, который дает краткую характеристику объекта приватизации, определяет шаг аукциона в пределах от 5 до 15% начальной цены, который является единым на весь период аукциона. Торги завершаются, когда после троекратного объявления цены ни один из покупателей не поднял билет. Цена покупки предприятия на аукционе, определяемая в ходе торгов, не может быть снижена более чем на 30% от начальной. Если объект не продан, то он снимается с аукциона.
Закрытый тендер проводит постоянно действующая тендерная комиссия. В основе такого аукциона лежит вскрытие конвертов с предложениями участников о цене приватизируемого объекта, если заявка поступила в указанные сроки. Победителем закрытого тендера становится покупатель, предложивший наибольшую цену. Если предложенная цена совпадает у нескольких покупателей, покупателем становится тот, чья заявка была подана раньше. Если и это совпадает, то проводится жеребьевка для заявления победителя.
Результаты аукциона оформляются протоколом в двух экземплярах и подписываются покупателем или его представителем и организаторами аукциона. Если победитель в течение 10 дней не подписал протокол, результаты аукциона аннулируются, залог ему не возвращается, объект возвращается продавцу. Всем остальным участникам аукциона залог возвращается не позднее 10 дней после подписания протокола. При проведении закрытого тендера право на приобретение в этом случае предоставляется участнику, предложившему предыдущую цену. Информация об аукционе публикуется в течение 30 календарных дней со дня проведения аукциона. Оформление прав собственности и расчеты с участниками аукциона, подписание договора купли-продажи осуществляются в соответствии с установленным порядком и в предусмотренные сроки. Все споры, если они возникнут, о признании сделок недействительными решаются в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.
Кроме этих видов аукционов существует также специализированный аукцион. Под специализированным аукционом понимается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители аукциона получают акции по единой цене, а участие в аукционе осуществляется путем подачи заявок с указанием общей суммы платежа и количества приобретаемых акций. К числу продаваемых на специализированном аукционе акций (пакета акций) относятся все акции, оставшиеся в государственной (муниципальной) собственности после безвозмездной передачи акций работникам приватизированных предприятий (приравненным к ним лицам), продажи их по закрытой подписке, а также на инвестиционном, коммерческом конкурсе и на аукционе (за исключением специализированного аукциона).
Приватизация государственной и муниципальной собственности по конкурсу
Под приватизацией по конкурсу понимается приобретение у государства и местных органов управления физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации (государственных и муниципальных предприятий, активов ликвидированных и находящихся в стадии ликвидации предприятий) в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий по отношению к объекту приватизации. К числу таких условий могут быть отнесены: сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции; сохранение профиля предприятия на определенный период; обеспечение сложившихся социальных гарантий работникам предприятий; финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.
Соответствующим образом с учетом требований проводятся подготовка и организация конкурса, определяются условия участия в конкурсе покупателей, а также порядок рассмотрения предложений покупателей. Условия конкурса публикуется не позднее чем за 30 дней до даты его проведения; для муниципальных предприятий может быть более короткий срок, но не менее двух недель. Предложения покупателей рассматриваются конкурсной комиссией. В объявленный день и время комиссия вскрывает конверты с поступившими предложениями. Победителем конкурса является участник, предложения которого удовлетворяют условиям конкурса и содержат наивысшую цену. Цена покупки в ходе конкурсного рассмотрения не может опускаться от начальной цены ниже, чем на 30%. Затем осуществляются оформление прав собственности на приватизируемые объекты и расчеты с участниками конкурса. Если предприятие не будет продано, оно снимается с конкурса.
При этом различают следующие виды конкурсов: коммерческий, в том числе с ограничением состава участников, и некоммерческий инвестиционный (инвестиционный торг).
Продажа на коммерческом конкурсе с ограничением состава участников (например, к участию в таком конкурсе допускаются только жители данной местности и работники приватизируемого предприятия) может производиться только при приватизации предприятий, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и в районах Крайнего Севера.
По инвестиционному конкурсу (инвестиционному торгу) продаются государственные и муниципальные предприятия, когда от покупателей требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соответствует критериям, установленным продавцом.
Итоги приватизации 1995
Основным способом приватизации после завершения действия “ваучеров” стала продажа акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных (муниципальных) предприятий со стоимостью основных фондов 20 и более млн. рублей по состоянию на 1 января 1994 года.
Наибольшую (после залоговых аукционов) часть поступлений в прошлом году обеспечили в прошлом году специализированные аукционы. Они во многом схожи с чековыми, однако имеют ряд особенностей. Прежде всего, их главной целью является не раздача собственности, а получение доходов в бюджет. Они серьезно изменили психологию покупателей-инвесторов, которые стали более внимательно оценивать общее состояние промышленных предприятий, курсовую стоимость и доходность акций, возможность полноправного участия в управлении.
Специализированные аукционы позволяют мелкому инвестору вложить свободные средства в акции приватизированных предприятий, что практически невозможно сделать на вторичном рынке, поскольку почти все его операторы работают с крупными пакетами. Однако расчет на участие в аукционах широких слоев населения в целом не оправдался, так как к моменту их проведения появились более надежные альтернативные способы инвестиций. Речь идет об облигациях государственного сберегательного займа и муниципальных бумагах (в 1995 году в России было зарегистрировано более 50 выпусков муниципальных облигационных займов).
Акции предприятий из госпакетов, предложенные для продажи на денежных аукционах, условно можно разделить на две большие группы — ликвидные и неликвидные.
Наибольший интерес к акциям второй группы проявляет либо сам эмитент, руководство которого желает обезапасить себя от внешнего инвестора, либо прямой инвестор, целью которого является покупка крупного пакета и управление предприятием.
Для государственного бюджета, безусловно, гораздо больший интерес представляют аукционы по акциям первой группы. Эти акции пользуются повышенным вниманием не только самого эмитента, но в первую очередь портфельных инвесторов.
Примечание: ФАРП — фонд акционирования работников предприятия.
Всего Госкомимущество России обеспечило поступлений в федеральный бюджет 7319,4 млрд. рублей, что составило 146,63% бюджетного задания (скорректированного в конце 1995 года). Кроме залоговых аукционов, в эту сумму вошли продажа облигаций нефтяной компании “ЛУКойл” (1 трлн. рублей) и продажа объектов всех уровней собственности (1.1 трлн.). Если бы не срыв сделки с акциями АО “Связьинвест” (2.9 трлн.), то выручка от приватизации была бы еще больше.
Опыт выполнения бюджетного задания 1995 года показывает, что основным источником поступлений средств от поступлений в 1996 году должна стать реализация крупных проектов.
Список литературы.
Сборник нормативных актов по приватизации. Электронная база данных “Консультант +”.
Финасовое учебник под редакцией Н.И. Химичевой, М.: издательство БЕК, 95 г.
Журнал “Рынок ценных бумаг” за 1994 год.
Газета “Комерсантъ-Daily” за 1995 год.
Газета “Экономика и жизнь” за 1995 — 1996 года.