Егор Юшков, старший специалист
Действующее законодательство предусматривает возможность перехода имущества умершего лица по наследству. Имущество переходит в неизменном виде как единое целое. В случае, если таким имуществом является доля в уставном капитале ООО, то может возникнуть ситуация, когда наследники могут получить стоимость доли, но не получить права, связанные с ней в отношении общества. Попробуем разобраться, насколько же все-таки реально стать совладельцем бизнеса в порядке наследования и при каких условиях это может произойти.
Нельзя сказать, что законодатель обделил вниманием регламентацию процесса наследования долей в обществах с ограниченной ответственностью. Этому вопросу посвящены нормы и Гражданского кодекса РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», имеются разъяснения судебных инстанций. Тем не менее, можно выделить ряд наиболее важных вопросов, разрешение которых может привести и приводит в определенных случаях к конфликтам между учредителями и наследниками и, как следствие, судебным тяжбам.
Прежде всего, возникает вопрос о том, с какого момента наследник сможет участвовать в управлении делами общества. Ответ на этот вопрос, в определенных случаях, может быть весьма неожиданным для лица, желающего продолжить дело своего родственника.
Первоначально необходимо установить, а сможет ли он вообще стать участником общества. Определяющими здесь будут являться положения устава общества.
Переход доли к наследнику и возможность его участия в обществе зависит от наличия либо отсутствия согласия на такой переход от участников общества. Так, согласно п. 6 ст. 93 Гражданского кодекса РФ доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если учредительными документами общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия остальных участников общества. В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являющихся участниками общества. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход и распределение доли допускается только с согласия остальных участников общества.
Следовательно, можно обозначить два варианта развития событий. Первый – когда необходимость получения согласия предусмотрена уставом общества и второй – если необходимость получения согласия отсутствует.
В первом случае, безусловно, возникает вопрос о том, с какого момента наследник может обратиться к участникам общества за получением согласия. Правильное определение этой даты имеет очень важное значение. Существует возможность для злоупотреблений со стороны наследников, поскольку в соответствии с законом согласие считается полученным и в том случае, когда участники общества просто никак не отреагировали в течение 1 месяца (или иного срока установленного уставом общества) после обращения за получением согласия. В нашей практике был случай, когда наследник обратился к участникам общества за согласием через месяц со дня открытия наследства, не располагая еще свидетельством о праве на него. В связи с тем, что участникам общества не было предоставлено подтверждающих документов о праве на долю в уставном капитале, последние оставили данное обращение без ответа. Впоследствии же недобросовестный наследник попытался доказать получение статуса участника общества ссылаясь на то, что не было получено отказа от других участников общества, что приравнивается к получению согласия. В связи с этим очень важно правильно определить момент, с которого можно обращаться к участникам общества за получением согласия и, соответственно, с которого необходимо исчислять срок для дачи письменного отказа.
Суть вопроса сводится к следующей дилемме: можно ли до получения свидетельства о праве на наследство обратиться к участникам общества за получением согласия на переход доли или же это нужно делать после этого, и второй вопрос, когда вообще можно получить свидетельство о праве на наследство до получения согласия или после. Таким образом, необходимо определить, что первично: наличие согласия на переход доли или наличие свидетельства о праве на наследство.
Автором была встречена точка зрения, согласно которой наследник должен получить согласие на переход доли, а затем с выпиской из протокола общего собрания участников идти к нотариусу за свидетельством о праве на наследство доли, на основании которого наследник приобретает статус участника общества с соответствующими правами и обязанностями[1].
Позволим себе не согласится с такой позицией.
В соответствии со ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей заявления наследника о принятии наследства или заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также некоторыми другими способами. По общему правилу, свидетельство о праве на наследство выдается по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства (день смерти наследодателя), т.е. срока, в течение которого наследники могут обратиться с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. Данный срок необходим, в том числе и для того, чтобы было достаточно времени для выявления всех возможных наследников, и, как следствие, правильного определения их долей на наследственное имущество. В нашей практике был случай, когда свидетельство о праве на наследство доли в ООО было аннулировано в связи с тем, что выдали его до истечения вышеуказанного 6-ти месячного срока, а к нотариусу обратился еще один наследник в указанный срок. В связи с этим, возникла необходимость перерасчета наследуемой доли с учетом появившегося наследника.
Для того, чтобы участники общества смогли дать ответ лицу, обратившемуся за получением согласия на переход доли, они должны быть уверены в том, что это лицо действительно имеет право на долю в обществе в том или ином размере. Представляется, что участники общества смогут удостовериться в этом не ранее чем им будет предоставлено свидетельство о праве на наследство, поскольку именно оно может подтвердить право наследника на долю и ее размер. До получения свидетельства о праве на наследство у участников общества нет оснований для дачи согласия или отказа в согласии на переход доли, так как еще отсутствуют документы, подтверждающие право на долю тех или иных лиц. Если же свидетельство о праве на наследство будет выдано наследнику и предоставлено участникам до истечения 6 месяцев со дня открытия наследства, а последние не заинтересованы в принятии в общество наследников, то необходимо заявить письменный отказ в установленный для этого срок с момента обращения, не дожидаясь истечения срока на принятие наследства или аннулирования свидетельства, во избежание возможных споров, обусловленных пропуском установленного срока для дачи письменного отказа.
В связи с этим, однозначен и ответ на вопрос о том, что первично согласие на переход доли или свидетельство о праве на наследство. Получение свидетельства о праве на наследство доли не может быть поставлено в зависимость от решения участников или участника соответствующего общества. Право наследования установлено законом и не может быть отменено волеизъявлением членов общества. Участники общества не могут своим решением отменить право наследника на законно причитающееся ему наследство. На случай несогласия других участников общества на переход доли действующее законодательство предусматривает возможность замены доли, а также сопутствующих ей прав участника общества, денежной компенсацией либо имуществом аналогичной стоимости (при согласии наследника).
Таким образом, момент возникновения права на участие в управлении делами общества можно определить следующим образом. Если уставом общества переход доли к наследникам поставлен в зависимость от наличия согласия других участников общества, то право на участие возникает при наличии следующих юридических фактов:
1) получения наследником свидетельства о праве на наследство доли;
2) обращения ко всем участникам общества за получением согласия на переход доли;
3) получение согласия всех участников, либо не получение письменного отказа в согласии ни от одного из участников в течение 30 дней или иного определенного уставом общества срока с момента обращения.
Если же необходимость получения согласия отсутствует, то право на участие возникает при наличии следующих юридических фактов:
1) получения наследником свидетельства о праве на наследство доли;
2) уведомления общества о получении свидетельства о праве на наследство доли.
Вместе с тем, необходимо также учитывать положения п. 4 ст. 12 ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в соответствии с которыми, изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию[2].
В случае если участники общества отказывают наследнику в согласии на переход доли, у последнего возникает право на получение действительной стоимости доли в денежной форме, либо, с согласия наследника, имущества такой же стоимости в натуре.
Согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной его доле. В Законе также определено, что стоимость должна определяться на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню смерти.
Вместе с тем, в арбитражной практике вопрос о порядке определения стоимости доли не имеет однозначного разрешения.
В частности, ФАС ЗСО рассмотрел спор, предметом которого явились разногласия по поводу порядка определения размера подлежащей выплате стоимости доли. Истцы полагали, что выплате подлежит стоимость долей, исчисленная исходя из чистых активов, основные средства которых должны быть рассчитаны по рыночной цене и Общество при исчислении действительной стоимости долей бывших участников необоснованно исходит из данных бухгалтерского баланса.
Отклоняя предложенный истцами расчет, суд указал, что вид стоимости доли и порядок определения ее размера установлен ст.ст. 14, 26 ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Устанавливая критерии определения действительной стоимости доли, подлежащей выплате в соответствии с ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», следует признать, что закон не предусматривает возможности и обязанности Общества производить расчет чистых активов общества исходя из рыночной цены основных средств[3].
О том, что действующим законодательством не предусмотрено определение действительной стоимости доли, исходя из рыночной стоимости принадлежащего обществу имущества, указал также ФАС Волго-Вятского округа[4].
Позиция Высшего арбитражного суда РФ представлена иным образом. В постановлении от 06.09.2005 г. №5261/05 Президиум ВАС РФ, отменяя судебные акты нижестоящих судов, которые руководствовались тем, что определение действительной стоимости долей участников общества исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества законодательством не предусмотрено, указал, что данный вывод судов основан на неправильном толковании п. 3 ст. 26[5] ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». По смыслу упомянутой нормы действительная стоимость доли в уставном капитале общества при выходе его участника определяется с учетом рыночной стоимости недвижимого имущества, отраженного на балансе общества.
О необходимости расчета действительной стоимости доли на основании данных о рыночной стоимости имущества указано и в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 №15787/04.
Переход по наследству доли в ООО имеет свои особенности. Всегда существует риск нарушения права, как со стороны общества, так и со стороны наследника. Вместе с тем, правильное понимание действующего законодательства, знание практики применения соответствующих правовых норм позволит избежать возникновения неблагоприятных ситуаций и реализовать закрепленные права в полном объеме.
[1] А. Тулякова. Наша доля вашего бизнеса // Бизнес-журнал. 2006. №4.
[2] Постановление ФАС ЗСО от 17.01.2006 г. по делу №Ф04-9785/2005(18895-А46-13)
[3] Постановление ФАС ЗСО от 12.01.2005 г. по делу №Ф04-9228/2004(7488-А03-11)
[4] Постановление ФАС ВВО от 10.02.2005 г. по делу №А17-248/1/10
[5] Примечание: Закон предусматривает одинаковые правила определения стоимости доли и для случаев выхода участника из общества и для случаев наследования, в части взятия за основу данных бухгалтерской отчетности.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.lawfirm.ru/