ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение
Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезные изменения в экономике России. В результате реформ появился развитый негосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Изменились условия государственного регулирования, была введена система налогообложения. Все это привело к повышению роли распределительных отношений.
Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков хозяйствующего объекта. Необходимы тщательная оценка и контроль всех процессов и отношений предприятия.
Если ранее при командно-административной системе финансовой службе отводилась роль исполнителя, то теперь в более сложных рыночных условиях предприятие само несет ответственность за все негативные последствия и просчеты планов ухудшением своего финансового положения, а зачастую и банкротством.
Таким образом, важно заметить не только необходимость тщательного планирования, но также профессионального подхода предприятия к этому планированию. Это значит, что возросла роль образования и опыта в сфере финансового планирования.
Однако нельзя забывать о ряде факторов, ограничивающих его использование на предприятиях. Прежде всего это – нестабильность на отечественном рынке. Политическая неустойчивость приводит к шаткому положению в российской экономике, так как отсутствует эффективная нормативно-правовая база отечественного бизнеса, очень тяжелая налоговая система, а также затрудняется возможность получить кредит от зарубежных инвесторов, которые боятся потерять свои деньги.
Доля предприятий, которые располагают финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок крайне мала. Только крупные компании имеют возможности для осуществления эффективного финансового планирования и привлечения высококвалифицированных специалистов, хотя мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, а, значит, потребность в планировании больше. Внешняя среда больше влияет на небольшие предприятия и менее поддается анализу.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путем анализа. Это возможно благодаря воплощению выработанных стратегических целей в конкретные финансовые показатели. Финансовое планирование позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ,
ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.
Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.
Важным фактором является также контроль за соблюдением интересов акционеров и инвесторов.
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. На основании доступной отчетно-учетной информации оценивается финансовое положение предприятия, его внутренние и внешние отношения. Это позволяет охарактеризовывать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные решения.
Сущность нормативного метода в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйственного субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие. Существуют также нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Использование метода балансовых рассчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. При этом большое влияние болжно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной экспелуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.
Этот метод интересен тем, что дает возможность проанализировать деятельность предприятия в различных экономических ситуациях, а также проработать пути развития в всех вариантах.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
И только совокупность перечисленных методов позволит сделать разносторонние выводы.
ЭТАПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и другие) показывает уменьшенные размеры прибыли.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершением процесса финансового планирования является практическое внедрение планов и контроль за их исполнением.
Такое планирование должно носить долгосрочный характер и, по возможности, учитывать тенденции развития экономических процессов в стране, а также подразделяться на планы определенных отрезков времени для детализации деятельности предприятия.
Таким образом, финансовое планирование можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Как правило, охватывается период от одного года до трех лет. Этот период носит условный характер, так как зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.
Здесь же разрабатывается финансовая стратегия предприятия, которая оказывается влияние на общую стратегию предприятия. Вывод: в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего и на его основе стоится стратегия предприятия.
Следует уделить особенное внимание некоторым внешним факторам. Прежде всего это потребители, ведь именно их запросы будет удовлетворять выпускаемая продукция: спрос окупит все расходы, если предприятие сможет реализовать свою продукцию. Здесь можно использовать несколько информационных путей. Например, осуществить выборочный опрос, при этом не нужно выходить на улицу. Можно прислушаться к мнению родственников, друзей, соседей о конкретной продукции (если это применимо к данной продукции), или проанкетировать сотрудников. Нередко работники отделов сбыта и торговых представительств могут подсказать что-то принципиально новое благодаря своему знанию потребностей рынка. Изучение продукции конкурентов поможет улучшить тот или иной товар.
Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия. На опеределение периода реализации финансовой стратегии влияют следующие факторы: динамика макроэкономических процессов, тенденции развития отечественного финансового рынка и отраслевая принадлежность предприятия со спецификой ее производственной деятельности.
Итогом финансовой стратегии является разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной и другие. Большое внимание также уделяется учету факторов риска.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
прогноза отчета о прибылях и убытках
прогноза движения денежных средств
прогноза бухгалтерского баланса
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий год носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.
Прогнозы продаж выражаются, как в денежных, так и в финансовых единицах, и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.
Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы:
Эвристические методы основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он определяет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
Анализ временных рядов используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распротранении выводов, полученных в результате наблюдений за объемом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее. Причем, большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности. Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
Экономические модели позволяют определить корреляцию размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции и т.п.), а так же от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, емкости отраслевого рынка).
Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
Отчет о прибылях и убытках
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи:
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов)
Себестоимость реализации продукции
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от реализации
Проценты к получению
Проценты к уплате
Доходы от участия в других организациях
Прочие операционные доходы
Прочие операционные расходы
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности
Прочие внереализационные доходы
Прочие снереализационные расходы
Прибыль (убыток) планового периода
Налог на прибыль
Отвлеченные средства
Нераспределенная прибыль (убыток) планового периода
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод "издержки – объем – прибыль". Он представляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли; увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж). Этот метод также называют методом "безубыточности".
Для коммерческих компаний очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.
Прогноз баланса
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. В качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия должны быть соответственно увеличины, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебеторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.
Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.
Прогноз движения денежных средств
Прогноз движения денежных средств – финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности.
Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит проверить будущую ликвидность предприятия.
Прогноз движения денежных средств оформляется в виде баланса, где представлены следующие статьи:
В разделе "Источники денежных средств" – это доход от основной деятельности, включая амортизацию; другие расходы; эмиссию ценных бумаг; банковские займы; прочие поступления.
В разделе "Использование денежных средств" – это увеличение товарно-материальных запасов; увеличение основного капитала (инвестиции); заработная плата; другие издержки; прочие платежи, включая налоги, проценты, ссуды.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем: определение источников долгосрочного финансирования; формирование структуры и затрат капитала; выбор способов наращивания долгосрочного капитала.
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма. Например, для бизнеса в обрабатывающей промышленности в план в обязательном порядке включается политика управления запасами, снабжением, определяются поставщики комплектующих материалов.
План производства желательно приводить в перспективе на 2-3 года. Очень полезной здесь может быть схема производственных потоков, которая наглядно покажет откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Важно уточнить, каким образом будет осуществляться контроль за качеством продукции.
В завершении - оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу. При этом нужно указать затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь возможны ограничения со стороны властей, поэтому этот вопрос важно предусмотреть заранее.
В план производства необходимо также включить такие сведения, как вид требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и временной). В целом структуру данного раздела можно представить в следующем виде:
А) Производственный цикл. Очень полезным элементом планирования здесь может стать схема производственных потоков. Эксперты (партнеры, инвесторы) прежде всего рассматривают данный раздел с точки зрения рациональности технологической схемы, экономии затрат труда, времени и материалов. Здесь должны рассматриваться сезонные колебания загрузки производственных мощностей.
Б) Производственные мощности и их развитие. Для уже существующего бизнеса описать производственные мощности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на фирме. Нужно указать необходимость в приобретении дополнительных производственных мощностей, т.е. собирается предприятие или нет купить или арендовать оборудование или помещения, сколько это будет стоить, на ближайщие три года. Таким образом, будет показана перспектива расширения помещения и наращивания мощностей с целью увеличения объемов продаж.
В) Стратегия в снабжении и производственный план. Описание всего производственного процесса позволит подготовить производственные планы с информацией, характеризующей зависимость затрат от объема производства для уровней продаж с разбивкой по применяемым материалам, труду, закупаемым компонентам и накладным расходов производства. Важно указать, на каких стадиях производственного процесса будет проводиться контроль качества продукции.
Г) При составлении производственного плана важно учитывать правовые аспекты бизнеса, т.е. указать любые правительственные, местные или зарубежные нормативные акты, которые могут оказать влияние на функционирование предприятия.
Таким образом можно сделать вывод, что производственное планирование необходимо для определения объема продукции и возможностей предприятия имеющимися производственными мощностями удовлетворить план реализации продукции. Ведь, если предприятие не сможет выпустить необходимый объем, предприятие не получит ожидаемой прибыли.
Бюджет реализации является стартовой точкой составления общего бюджета: прогнозный объем реализованной продукции рассчитывается посредством умножения ожидаемого количества единиц продукции на ожидаемую цену единицы продукции. В бюджете реализации опеределяется также сумма денежных средств, которую предприятие может получить от своих клиентов, для учета этих данных в бюджете денежных средств.
Бюджет производства составляется после бюджета реализации. Ожидаемый объем производства определяется посредством вычитания расчетных остатков материально-производственных запасов на конец периода, которое предприятие считает для себя оптимальным. Бюджет прямых затрат на материалы составляется после определения потребностей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объемов материаьных запасов предприятия. Материальные затраты включают в себя расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы. На основе бюджета производства также составляется бюджет прямых затрат на труд.
Производственные накладные расходы включают все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и другие.
После производственного бюджета составляются бюджет общих и административных расходов и бюджет денежных средств. Все бюджеты представлены в виде смет.
Финансовый менеджер оценивает финансовое положение компании по следующим вопросам:
определяет статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции;
определяет планируемый объем реализации;
оценивает соответствующие статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации. Например, если в прошлом материально-производственные запасы изменялись прямо пропорционально изменению объема реализации, то при росте реализованной продукции на следующий год на 20% материально-производственные запасы при прочих равных условиях также увеличатся на 20%.
Таким образом, можно высчитать по балансу необходимость в дополнительных источниках внещнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реализованной продукции.
В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал, так как получение банковских кредитов в настоящее время очень затруднино. Для определения стратегии компании, а также для гарантии перед инвесторами в надежности вкладываемых ими средств составляют бизнес-план.
БИЗНЕС-ПЛАН
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.
Бизнес-план является неотъемлимой основной частью деловых проектов. Хотя в российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязанность разработки бизнес-проекта и отечественной литературы по рассматриваемой проблеме явно недостаточно, его разработка адекватно реальным жизненным условиям необходима.
Бизнес-план решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешнеэкономической деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. Более того он может убедить инвесторов и партнеров в наличии шансов на коммерческий успех, что предприятие имеет перспективные возможности развития, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.
Важна роль руководителя в разработки бизнес-плана с привлечением экспертов, аналитиков, консультантов, т.е. специалистов. На практике для разработки предприятием бизнес-плана руководстводителю полезно иметь организационный план. Основные его разделы:
экспресс-анализ и оценка текущего финансового состояния предприятия;
анализ влияния на хозяйственную деятельность предприятия внешних и внутренних факторов;
определение целей, формулировка количественно определенных задач на планируемый период хозяйственной деятельности предприятия;
программа выполнения организационного плана с указанием сроков выполнения и ответственных исполнителей.
Основная часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер. Соответствующие разделы бизнес-плана в обобщенном виде дают представление о продукции, планируемой к производству, ее основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта сервиса после продажи. Обязательно обосновывается примерная цена продажи и затраты на ее производство. В состав бизнес-плана входит детально разработааный производственный план, а также результаты маркетинговых исследований.
Заключительный раздел бизнес-плана – финансовый план, выражающий все разделы в стоимостном выражении.
Финансовый план, как раздел бизнес-плана
В финансовом плане рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды. Цель финансового плана – сформулировать и предоставить всеобъемлющую систему проектировок, отражающих финансовые результаты деятельности компании. Этот раздел наиболее важнен для инвестора, так как именно из него он узнает, на какую прибыль можно рассчитывать. Подготовленный надлежащим образом, финансовый план может быть использован для оценки резервов фирмы, а также для разработки ее детального бюджета.
Наиболее важным элементом здесь является ожидаемый объем продаж. Достоверность данного прогноза очень важна, так как остальные разделы финансового плана базируются в основном на этом важном элементе.
Второй важнейший прогноз относится к себестоимости реализованной продукции и валовой прибыли. Оба показателя зависят от затрат, связанных с производственной деятельностью или с приобретением активов, а также политики цен.
Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции или услуг. Как отмечалось выше, финансовый план включает три документа: отчет о прибылях и убытках, план-баланс и отчет о движении денежных средств.
На основе отмеченных трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов. В плане учитываются как показатели финансового состояния фирмы, так и показатели эффективности инвестиций. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности в ходе реализации намеченного – прибыльность, рентабильность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости). Вторая группа свидетельствует об эффективности инвестиций в конкретные проекты – сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта.
В завершающей части финансового плана обычно присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои денежные обязательства.