Финансовая политика страны проводится в жизнь через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая система государства складывается в процессе его развития. Ее функции и структура подвержены изменениям, обусловленным процессами происходящими в политических институтах и экономическом устройстве. Отсюда следуют различия в финансовых системах разных государств.
Финансовая система Республики Беларусь в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась на основе финансовой системы, унаследованной от бывшего СССР. С другой стороны, она впитала в себя и зарубежный опыт. Можно говорить о том, что она адекватна финансовым системам современных развитых государств [12, с.9].
Финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность звеньев (финансовых институтов), взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи, определяемые финансовой политикой. Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих звеньев:
финансы Республики Беларусь;
финансы местного управления;
республиканский бюджет;
местные бюджеты;
бюджеты свободных экономических зон (СЭЗ);
бюджет Союза Российской Федерации и Республики Беларусь;
республиканские внебюджетные фонды;
местные внебюджетные фонды;
финансы предприятий и отраслей;
имущественное личное страхование и страхование ответственности;
государственный и банковский кредиты.
Такое построение финансовой системы представляется правильным исходя из реально существующей обособленности перечисленных звеньев, закрепленной в действующем законодательстве. В учебной литературе обычно финансовая система начинается с бюджетной системы [10, с.3].
Финансы Республики Беларусь, как элемент финансовой системы и как финансовый институт представляют собой совокупность денежных средств, право формирования, распределения и использования которых принадлежит республиканским органам государственной власти и государственного управления. В качестве системообразующих элементов они включают в себя республиканский бюджет, республиканские внебюджетные фонды, а также другие денежные фонды, создаваемые по решениям Парламента, Президента и Правительства. Финансы Республики Беларусь и входящие в них перечисленные элементы являются централизованными денежными фондами. Финансы Республики Беларусь ежегодно имеют свою особую структуру.
Финансы местного самоуправления - совокупность денежных фондов, создаваемых по решению органов местного самоуправления и используемых на цели развития регионов. Они включают в себя соответствующие местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Центральным звеном финансовой системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов) (ст.1 Закона Республики Беларусь ''О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах'') [7]. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Доходная часть республиканского бюджета формируется, главным образом, за счет государственных налогов, сборов и других источников.
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Все местные бюджеты самостоятельны. Бюджеты нижестоящих территорий не включаются в бюджет вышестоящего территориального уровня. Для анализа уровня обеспеченности бюджетными средствами населения районов, городов, областей, республики в целом составляются консолидированные бюджеты. Всего в республике более 1700 местных бюджетов [12, с.11].
На уровне республики и административно-территориальных единиц могут создаваться внебюджетные фонды. Функционально они отличны от бюджетов своей целевой направленностью и не включаются в бюджеты. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.
Налоги и другие обязательные платежи могут направляться в государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь
Республиканские и местные внебюджетные фонды - новое звено в финансовой системе Беларуси. В настоящее время нет единого мнения относительно необходимости их существования. Достаточно прочные позиции в финансовой системе республики занимают Фонд социальной защиты населения и Фонд содействия занятости.
Финансы государственных предприятий заключают в себе денежные фонды, создаваемые на предприятиях в целях обеспечения непрерывности производства и удовлетворения некоторых социальных потребностей членов трудовых коллективов. К ним относятся: стоимость основных фондов, оборотные средства, амортизационные отчисления, средства на счетах и в расчетах, кассах предприятий.
Для возмещения юридическим и физическим лицам ущерба, причиняемого природными катаклизмами и несчастными случаями, создаются специальные страховые фонды. Имущественное, личное страхование, страхование ответственности как звено финансовой системы выполняют именно эти функции. Страхование перестало быть государственной монополией. По аналогии с развитыми странами, в республике, наряду с государственными, функционируют негосударственные страховые организации. Они находятся под контролем государства и занимают определенное место на страховом рынке республики [12, с.10].
В новых условиях возрастает значение государственного кредита как звена финансовой системы. Несбалансированность расходной и доходной частей бюджета обусловливает необходимость привлечения для финансирования дефицита бюджета как внутренних, так и внешних источников. Под государственным кредитом понимается урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
В отношении других государств Республика Беларусь может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
В течение семи лет в республике эмитируются государственные ценные бумаги, размещаемые преимущественно среди Национального банка и коммерческих банков. Это звено финансовой системы развивается исключительно динамично. Под него подведена соответствующая правовая основа. Для государственного кредита присущи те же признаки, что и в целом для кредита, т.е. возвратность, платность, срочность, обеспеченность, целевой характер использования. Государственный кредит всего теснее соприкасается с республиканским бюджетом, так как практика идет по пути отнесения дефицита по всей бюджетной системе только на республиканский бюджет. Однако законодательство не исключает распространение дефицита и на другие звенья бюджетной системы.
Новое звучание приобретает в настоящее время банковский кредит. Постепенно он все больше замещает государственное финансирование. Банковский кредит включает в себя отношения между банками, с одной стороны, предприятиями и населением, с другой, по поводу привлечения временно свободных денежных средств одних для размещения в виде кредитов среди других, нуждающихся в них предприятий. Сфера банковского кредитования - одна из наиболее сложных в финансовой системе.
В финансовой системе республики можно выделить межгосударственные финансы как денежные фонды, образуемые для финансирования межправительственных программ и мероприятий. Интеграционные процессы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в качестве одного из компонентов экономической интеграции имеют создание бюджета союза Российской Федерации и Республики Беларусь.
Одной из форм стимулирования притока иностранного капитала в Республику Беларусь стало создание свободных экономических зон. Как территориальное образование они в соответствии с белорусским законодательством формируют свои бюджеты.
В ст. 132 Конституции Республики Беларусь говорится, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан [4]. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Таким образом, финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность самостоятельных финансовых институтов, с помощью которых регулируется финансовая деятельность (финансов, бюджет, государственного и банковского кредита и т.д.).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/