Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.
О недостаточной эффективности и неупорядочености мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. Негативную роль сыграли также скандалы с акциями АО "МММ", "Русский Дом Селенга", "Хопер-Инвест" и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки. Более 800 из них (36% от общего их количества) закончили 1995г. с убытками, составившими 5.7 трлн.руб. В целом к началу 1996г. в России уже разорилось 313 коммерческих банков.
Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумах и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основном, доллары США.
Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.
Управление движением средств на валютном рынке требует анализа многих аспектов экономической деятельности.
Общая часть: проблемы валютного регулирования Политика государственных органов на алютном рынкеТрадиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.
Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс - это относительная цена валют двух стран. Реальный - относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Предположим, что американская машина стоит 2000 долларов, а анологичная российская - 13 млн.рублей. Чтобы сравнить эти цены их нужно выразить в одной валюте. При обменном курсе 5800 руб./долл. получается, что американская машина стоит 11.6 млн.рублей. Это значит - цена российской машины равна 1.12 цены американской. Пример показывает, что реальный обменный курс зависит от номинального курса и цен товаров национальных валют.
В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.
Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования , не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.
Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.
Свободный флоатинг.
Рассмотрим валютный рынок в условиях свободного флоатинга, когда реальный обменный курс равен 1, т.к. спрос и предложение регулируется за счет законов свободной конкуренции. Для чистоты модели предполагаем, что международного кредитования, заимствования, а также спекуляции не существует.
Эта предпосылка подразумевает, что иностранная валюта используется только в сделках по экспорту или импорту товаров и услуг. Импортеры должны получить иностранную валюту, чтобы оплатить свои счета за границей. Следовательно, импорт является источником спроса на иностранную валюту. Экспорт же, наоборот, представляет собой источник ее предложения. На рынке предложение со стороны экспорта встречается со спросом со стороны импорта. Таким образом устанавливаются обменные курсы.
Превышение расходов на импорт над доходами от экспорта подводит рублевую цену доллара к новому равновесию, которое достигается в точке А2. Возросшие расходы на импорт ведут к удешевлению рубля. Удешевление рубля в свою очередь восстанавливает платежный баланс двумя путями. Во-первых, оно снижает расходы на импорт, делая иностранные товары более дорогими относительно наших собственных. Во-вторых, оно также поднимает конкурентноспособность нашего экспорта за границей. Тем самым удешевление рубля увеличивает экспортные доходы и, следовательно, помогает финансировать возросшие расходы на импорт.
Таким образом, с помощью абсолютно гибкого валютного курса платежный баланс регулируется автоматически, уравнивая спрос на иностранную валюту со стороны расходов на импорт с возросшим предложением иностранной валюты от экспортных доходов.
Фиксированные валютные курсы.
Классическим примером данной системы является так называемый золотой стандарт. Вот три его основные правила:
1. Государство фиксирует цену золота, а, следовательно и стоимость своей денежной единицы в золотом выражении.
2. Государство поддерживает конвертируемость отечественной валюты в золото, т.е. обязано по первому требованию покупать или продавать отечественную валюту любому желающему.
3. Государство должно иметь запасы золота, равные по стоимости выпущенному в обращение количеству денег, т.е. должно придерживаться политики золотого обеспечения.
Например, население принимает решение купить у центрального банка золото на 100 тыс.рублей. При наличии 100%-го покрытия государство теряет 100 тыс.рублей в золоте, а также уменьшает количество банкнот на ту же сумму, поскольку в том случае, когда оно продает золото, ему платят банкнотами. Таким образом, сокращение запасов золота в центральном банке ведет к сокращению выпущенной в обращение денежной массы один к одному. Этот механизм гарантирует автоматическую сбалансированность платежей.
Процесс автоматического регулирования при золотом стандарте не происходит мгновенно. Требуется определенное время на то, чтобы потери золота и сокращение денежной массы в стране с дефицитом снизили расходы на импорт, а в стране с положительным сальдо приток золота и расширение денежной массы увеличили расходы и импорт. Этот процесс продолжается до тех пор, пока имевшийся в начале дефицит не будет ликвидирован. Процесс является автоматическим в том смысле, что простое следование трем правилам золотого стандарта в конечном свете восстанавливает платежный баланс.
Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного обмена является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и качества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием режима свободного флоатинга, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.
Следует заметить, что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место быть система управляемого флоатинга, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.
В условиях гибких валютных курсов как и при системе фиксированных курсов государство, в лице центрального банка, проводит интервенции на валютных рынках. Центральный банк продает или покупает валюту чтобы влиять на ее курс или покрывает разницу между спросом и предложением, чтобы оставить его на прежнем уровне. Это методы прямого воздействия. Однако, когда отток капитала становится очень большим, валютные резервы центрального банка, в случае его стремления поддержать стабильный курс национальной валюты, быстро истощаются. Тогда ЦБ может применить косвенные меры воздействия на валютный курс, основными из которых являются изменение резервной нормы и учетной ставки.
Резервная норма - часть банковских депозитов, которые коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Регулируя ее государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране, что, в свою очередь, уменьшает или повышает валютный курс.
Пример. Предположим, что депозиты коммерческого банка составляют 500000 долларов, а центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы с 20 до 40%. Выполняя решение центробанка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Из 500000 долларов, при норме 20% коммерческий банк мог выдать ссуды на сумму 2.5 млн.долларов (т.к. расчеты показывают, что при резерве 20% каждый реальный доллар превращается в 5 "кредитных"). При резерве в 40% эмиссия кредитных денег сокращается в 2 раза. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов.
Это вызовет рост процентов по кредитам и, как следствие, уменьшение денежной массы в стране и увеличение курса национальной валюты. Соответственно, когда ЦБ снижает резервную норму - это увеличивает денежную массу и понижает курс национальной валюты. Аналогично действует механизм учетной ставки.
Учетная ставка - это процент по ссудам, который представляет центральный банк коммерческим банкам. Ее рост снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране, а понижение - увеличивает и то, и, другое.
На показатели валютного рынка в той или иной степени оказывают влияние практически все макроэкономические параметры. Поэтому целесообразно определить какие из них должны выступать в качестве целей, а какие - инструментов политики.
Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития.
СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕЗа все время развития общества валютные системы стран с рыночной экономикой спытали на себе практически все методы регулирования со стороны государства.
На протяжении большей части XIX в. и в начале XX в. действовал золотой стандарт. Действие этого стандарта приостанавливалось лишь по внешним причинам. В США, например, это был период гражданской войны, а в Великобритании - первая мировая война.
Денежная система США была связана с золотом вплоть до 1971г., хотя американские граждане потеряли право обращать доллары в золото еще в 1934г.
В отличие от теории на практике данная система была конечно же не идеальна. Отклонения возникали в основном потому, что денежная масса и золотой запас не находились в пропорции один к одному, увеличение или уменьшение запасов золота в центральных банках не соответствовало в точности изменениям объема предложения денег. Но система действительно работала автоматически, что, пока поддерживалась конвертируемость, валютный курс устанавливался на уровне золотого паритета.
В период золотого стандарта не было высокой инфляции, за исключением периодов войн, вовремя которых действие стандарта приостанавливалось. Но вместе с тем этот период отличался в среднем высокой безработицей, а уровень цен в большей степени был подвержен колебаниям, чем это было после второй мировой войны.
После второй мировой войны в сфере валютных курсов использовались промежуточные варианты между двумя крайними случаями: системой свободно плавающих курсов и системой строгого золотого стандарта. В этот период в мировой практике существовали две основные системы: регулируемых фиксированных курсов в 50-60-х гг. и управляемого флоатинга 70-80-х гг.
При системе регулируемых фиксированных курсов государства устанавливали валютный курс, поддерживая его постоянным в течение определенного период (месяц, год). Допуская редкие корректировки курса, данная система позволяла избежать предельной жесткости системы золотого стандарта в чистом виде.
В 50-60-е годы в промышленно развитых странах стала развиваться разновидность системы фиксированных валютных курсов - долларовый стандарт. При этом стандарте страны фиксировали стоимость своих валют в долларах. Доллар использовали в качестве ключевой валюты, а к США относились как к стране ключевой валюты.
Переход к управляемому флоатингу в промышленно развитых странах произошел после 1973г. из-за спекулятивных переливов капитала в Германию. Германия тогда постоянно имела активное сальдо платежного баланса, девальвация марки (т.е. поднятие цены иностранной валюты) была маловероятна, а значит была высока вероятность ее ревальвации, поэтому переливы капиталов в страну сталь столь огромны и неуправляемы, что центральные банки прекратили фиксацию валютных курсов.
Был осуществлен переход к управляемому флоатингу, эта система действует и сегодня. При этой системе валютный курс является плавающим, но государство проводит интервенции, пытаясь компенсировать последствия переливов капита , посредством покупки и продажи иностранной валюты.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИИОдним из основных показателей, отражающих свойственную переходным экономикам повышенную нестабильность, является обменный курс национальной валюты. Проблема выбора такого курса особенно важна при переходе к рыночной экономике, поскольку он диктует необходимость немедленной макроэкономической стабилизации. К числу основных задач переходных экономик относится ограничение инфляционных процессов. Стабилизация цен открывает возможности предвидения средне- и долгосрочных перспектив экономического развития народного хозяйства.
Реализация стабилизационной программы означает достижение внешнего и внутреннего экономического равновесия. Роль политики обменного курса в достижении макроэкономического равновесия особенно важна в начале переходного периода. Благодаря правильно выбранной политике обменного курса можно избежать чрезмерного предложения денег и предотвратить возникновение инфляционных ожиданий. Рациональный выбор политики обменного курса способствует ограничению склонности населения к накоплению сбережений в долларах и валюте других развитых стран.
Выбор режима обменного курса в переходных экономиках опирается на ряд предпосылок. Они формируются экономической ситуацией в соответствующем государстве.
В нашем государстве движение валютного курса рубля и его соотношение с движением внутренних цен приобрели для всех, в том числе и граждан России особое значение. Уже в период "горбачевской перестройки" расширение экономической самостоятельности государственных хозрасчетных предприятий и их доступа к внешнему рынку потребовало перемен в валютном режиме. В 1987-1989гг. вместо единого официального курса рубля, значительно завышавшего его по сравнению с реальной покупательной способностью, была введена система так называемых дифференцированных валютных коэффициентов; это означало множественность курсов, притом с большим разбросом их значений. Для разных товарных групп и даже для отдельных товаров действовали различные курсы в форме надбавок к официальному курсу или скидок с него. Таким путем пытались компенсировать различия между внутренней системой цен, которая складывалась десятилетиями в условиях планового хозяйства, и структурой цен мирового рынка.
В дальнейшем система была упрощена, дифференцированные коэффициенты отменены, но отмеченная множественность сохранялась вплоть до 1992г. С июля 1992г. начал действовать порядок, при котором единый рыночный курс устанавливается по итогам торгов Московской международной валютной биржи; этот курс утверждается Центральным банком России как официальный. В межбанковских операциях, в пунктах обмена наличной валюты, в магазинах и т.п. применяются курсы, которые могут отличаться от официального и от курса биржи, но на небольшие величины.
Но рубль все еще остается замкнутой валютой, какой он был в СССР, в том смысле, что он практически не имеет международного хождения в виде перевода средств по банковским счетам с участием нерезидентов и в виде наличных банкнот. Изменение этого положения мыслимо лишь применительно к сравнительно отдаленному будущему как один из итогов подлинной финансовой стабилизации и укрепления экономики. Ныне речь идет совсем о другой задаче: потеснить доллар в качестве средства обращения внутри России и сделать рубль нормальной национальной валютой, пусть и не участвующей в международном обороте.
Относительная либерализация валютного рынка с внутренней конвертируемостью рубля соответствует общей линии на "разгосударствление" экономики и внешнеэкономических связей, на интеграцию России в мировую экономику. Значительная открытость российского рынка для импорта означает усиление иностранной конкуренции, которая может подтолкнуть внутренних производителей к большей эффективности. Немаловажно и то, что российский потребитель, традиционно жестоко ограниченный в доступе к зарубежным товарам и услугам теперь имеет широкую возможность выбора. Между тем такая возможность представляет важнейшее социальное преимущество рыночной экономики. В его достижении сыграл определенную роль "плавающий" курс рубля; он был фактически неизбежен в условиях инфляции последних четырех - пяти лет и закономерно выступил орудием сближения внутренних цен с мировыми, устранения имевшихся в советской экономики огромных искажений структуры цен. Это, - с одной стороны.
С другой стороны, преобразованный валютный режим и присущий ему порядок установления валютного курса, в значительной степени способствовали "долларизации" российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.
Российский валютный режим, сложившийся 1991-1992гг., был в основном одобрен Международным валютным фондом в качестве составляющей в экономических реформ рыночного типа. МВФ рассматривал его как этап на пути введения формальной конвертируемости рубля в рамках неинфляционной экономики. Что касается "плавания" рубля, то во-первых, оно вполне допускается уставом и политикой МВФ. Во-вторых, иной порядок установления курса в условиях сильнейшей инфляции был бы, с точки зрения МВФ, заведомо хуже. Понижение курса рубля способствовало поддержанию российского экспорта, что могло несколько ограничить претензии России на срочную финансовую помощь от МВФ и других западных кредиторов, и это также было для них положительным элементом. Однако масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правительства РФ и МВФ. Падение рубля стало не средством обеспечения жизненно необходимого для России экспорта промышленных товаров, а способом обогащения хозяев сырьевых отраслей, особенно "нефтяных генералов", как и государственных чиновников, ведающих квотами и лицензиями на экспорт.
Что касается вопроса о валютном курсе как важнейшем элементе внешнеэкономической политики России, то на техническом уровне переговоры с МВФ по этому вопросу велись еще в 1994г. В 1995г. идея "полутвердого" курса реализовалась в виде введения валютного коридора. И цель здесь состояла в том, чтобы уменьшить до минимума инфляционные ожидания и способствовать макроэкономической стабилизации - с одной стороны; с другой, - не потерять недавно достигнутого контроля над ситуацией на рынке иностранной валюты. Эта мера получила принципиальное одобрение МВФ, она в принципе соответствует его "идеологии" и применяемой рядом стран практике установления валютных курсов. Рынок являет конкретную величину курса в зависимости от спроса и предложения, которые в свою очередь зависят от фундаментальных экономических факторов. Процесс установления рыночного курса находится под постоянным контролем Центрального банка России, применяющего как административные, так и рыночные рычаги. При этом ЦБ РФ гарантирует, что он путем рыночных интервенций (покупки и продажи иностранной валюты на ранке) не допустит выхода курса за пределы валютного коридора и тем самым обеспечит удовлетворительную стабильность валютного курса.
Вот что сказано в прогаммных документах о результатах валютной политики в 1996г. и целях ее проведения в текущем 1997г.
Политика валютного курса ЦБ РФ в 1996г. осуществлялась в контексте общей денежно-кредитной политики и являлась дополнительным фактором финансовой стабилизации. Основные усилия были направлены на повышение внешней и внутренней стабильности национальной валюты; обеспечение процесса "дедолларизации" российской экономики за счет содействия динамичному развитию всех секторов финансового рынка и повышения привлекательности для населения сбережений в национальной валюте.
Проводимая с июля 1995г. политика стабилизации курса рубля дала ощутимые результаты. Введение валютного коридора ограничило валютный курс рубля снизу, создав ориентир импортерам продукции и предотвратило резкое повышение курса национальной валюты, поддержав тем самым российских экспортеров. Динамика девальвации рубля в январе-сентябре 1996г. характеризовалась минимальными колебаниями и стабильным темпом прироста курса доллара на 0.8-3.0% в месяц.
Однако в течение 1996г. со стороны коммерческих банков сохранялся высокий спрос на валюту. Это было обусловлено большей частью действием ряда социально-политических факторов, а также необходимостью периодической фиксации прибыли, получаемой от инвестиций на рынке ГКО.
С мая 1996г. официальный обменный курс рубля к иностранным валютам определяется Банком России на ежедневной основе исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на мкжбанковском и биржевом валютном рынках, динамики инфляционных показателей, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золото-валютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны. Кроме того, с мая 1996г. Банк России в 10 часов московского времени каждого рабочего банковского дня объявляет курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском валютном рынке.
Положительный опыт реализации в течение последних полутора лет политически гибкого управляемого валютного курса с установлением границ его возможного изменения дало основание для продолжения этой политики в 1997г.
Сохранение валютного коридора в течение текущего года представляется оптимальным решением. С одной стороны, это обеспечит благоприятные условия для сдерживания инфляционных ожиданий. С другой стороны, потребует значительно меньших резервов иностранной валюты, чем при строгом фиксировании обменного курса, и не создает проблем с определением уровня, на котором следует фиксировать обменный курс (начальный уровень уже дан, и имеющийся режим работает достаточно хорошо).
Достигнутый в 1996г. прогресс в области финансовой стабилизации позволил определить пределы изменения валютного курса на предстоящий год в целом.
С учетом незначительных отклонений от вероятного сценария экономического развития в 1997г. значения верхней и нижней границ допустимого изменения валютного курса составят на начало года 5500 и 6100 рублей за доллар США, а на конец года - соответственно 5750 и 6350 рублей за доллар США. Данным макроэкономического прогноза будет соответствовать темп прироста номинального курса доллара США относительно рубля, равный 8.6% в год. При определении средней траектории валютного курса, количественных значений и степени наклона границ валютного коридора было выбрано такое соотношение между динамикой курса и ожидаемыми темпами инфляции, чтобы исключить его негативное влияние на эффективность российского экспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение хотелось бы отметить, что сценарий предусматривающий проведение денежно-валютных преобразований, когда бы краткосрочные меры увязывались с задачами на длительную перспективу, организационные мероприятия - с правовым механизмом, экономический блок
- с социальными последствиями, финансово-кредитные рычаги - с элементами государственного регулирования не был в свое время тщательно подготовлен и разработан. Получилось так, что наши реформаторы выхватывали то здесь, то там одну из подсистем, нарушая эволюционность и цльность процесса, который хотели реализовать. Приходится констатировать, что российское правительство во всех его действовавших в последние годы, начиная с 1991г., составах не учитывало важнейшие реалии. Они состоят в том, что вся инфраструктура индустриального, технологического, аграрного и научно-технического потенциалов страны сформировалась в условиях комендно-административной системы и для ее адаптации требовался переходный период к новой среде минимум в семь - десять лет. И в итоге в жертву радикальным реформам приносится их основополагающая цель - повышение жизненного уровня россиян.
И последнее: реальной стабилизации на валютном рынке, как и во всей денежно-кредитной системе, невозможно достичь без решения ключевых вопросов макроэкономического развития. Поэтому регулирование валютного рынка должно осуществляться в тесной координации с Правительством РФ и его программами, в первую очередь структурными и инвестиционными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Деньги и кредит", М.И.Сухов "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы", N12, 1995
2. "Деньги и кредит", "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год", N12, 1996
3. "Российский экономический журнал", N9, 1996 стр 36-48,56-59
4. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", изд."Дело", М., 1993