Учреждения, финансируемые из бюджета, могут иметь в своем распоряжении внебюджетные средства, т.е. средства, поступающие не из бюджета, а из других источников.
В составе внебюджетных средств выделяют:
1, средства принадлежащие учреждению;
2, средства, не принадлежащие учреждению.
Средства, принадлежащие учреждению, могут быть получены в результате реализации продукции, работ, услуг производимых подсобными хозяйствами, реализация выполняемых научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками, образовательные услуги в школах. Кроме того, доходы могут быть получены из прочих внебюджетных источников – арендная плата, плата в музеях и на выставках, плата за обучение в ВУЗах, плата за оказание медицинской помощи и др. [10, c.365].
Порядок планирования, учета и использования внебюджетных средств регламентируется Методическими указаниями о порядке планирования, использования и учета доходов, полученных от деятельности юридических лиц, финансируемых из бюджета, утвержденные Постановлением Министерства финансов от 12.11.2002г. №152 [6].
По каждому виду внебюджетных средств учреждение составляет смету доходов и расходов в разрезе статей бюджетной классификации.
Для учета движения денежных средств на текущих счетах по внебюджетным средствам предназначен активный субсчет 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» и 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам». По дебету этих счетов субсчетов записываются поступившие на текущий счет суммы, а по кредиту – суммы, перечисленные с текущего счета, полученные в кассу для выплаты заработной платы, командировочных и других целей [9].
Учет операций по движению средств на текущем счете ведется в накопительной ведомости ф.381, мемориальный ордер 3; а при ручной обработке – аналитический учет ведется в книге ф.297-б.
К средствам, не принадлежащим учреждению, относятся суммы по поручению и депозитные суммы.
Учет сумм по поручению – это средства, полученные учреждениями от предприятий, учреждений, организаций для выполнения определенных поручений, в частности для расчетов с выезжающими к месту работы молодыми специалистами, на выплату стипендий за счет предприятия, благотворительная помощь.
Суммы по поручению не планируются, расходуются строго по целевому назначению. Не использованные суммы возвращаются не позднее 31 декабря текущего года [1, c.112].
Для учета движения сумм по поручениям используются пассивный субсчет 176 «Расчеты по целевым суммам» и активный субсчет 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам». Аналитический учет по субсчету 176 ведется по каждому учреждению, от которого были получены средства в книге текущих счетов и расчетов ф.292 или карточках 292-а.
Депозитными суммами являются средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие при наступлении определенных условий возврату вносителю или передачи по назначению (деньги и документы больных, суммы, находящиеся во временном распоряжении судебных органов и подлежащих возврату). На документы и денежные средства, принятые от больных, составляются отдельные ведомости учета денег и денежных документов ф.41-М3, на основании которых в бухгалтерии на каждого больного выписывается приходный ордер. Деньги, принятые от больных на хранение сдаются в банк [10, c.385].
Для учета движения денежных средств на текущих счетах по депозитам имеется активный субсчет 112 «Текущий счет по депозитам» и пассивный субсчет «Расчеты по депозитным суммам». Аналитический учет ведется в разрезе получателей в книге ф. 292 или карточках ф.292-а.
Для учета финансирования из прочих внебюджетных источников предназначен пассивный субсчет 237 «Прочие источники».
По кредиту данного субсчета на протяжении года записываются суммы полученных доходов в соответствии со сметой доходов и расходов, а также другие суммы, относящиеся на увеличение этих доходов, в частности суммы, выявленные при инвентаризации излишков материалов, приобретенных за счет прочих внебюджетных источников, стоимость поступивших на склад материалов от ликвидации основных средств, МБП, материалов. По дебету – суммы, списанных за счет учреждения недостач материалов, а также безвозмездное получение материалов. В конце года по дебету этого субсчета отражается сумма произведенных за год фактических расходов за счет внебюджетных источников. Кредитовый остаток на конец года показывает сумму неиспользованных средств [9].
Для учета расходов за счет прочих внебюджетных источников используется активный субсчет 211 «Расходы по внебюджетным средствам». По дебету данного субсчета в течение года отражаются суммы, произведенных расходов. По окончании года общая сумма расходов по субсчету 211 списывается на субсчет 237 «Прочие источники». Остаток на субсчете 211 на конец года означает сумму расходов, превышающих прочие внебюджетные источники финансирования.
Таким образом, для учета внебюджетных средств используются система активных и пассивных субсчетов в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета.
Белов А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 174с.
Дедков Е.П. Бюджетный учет – М.: Финансы и статистика, 1983. –232с.
Москалева Л. Порядок организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях // Финансы. Учет. Аудит. – 2004. – №10. – С.31-38
О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Республики Беларусь от 02.12.1999г. N 331-З // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1999. - №34-35. - ст.520
Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств организациями, финансируемыми из бюджета: Постановление Министерства финансов №127 от 20 декабря 2001г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. – 11 января. – ст.8/7664
Об утверждении Инструкции о порядке планирования, использования и учета доходов, получаемых организациями, финансируемых из бюджета, от приносящей доходы деятельности: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2002г. №152. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2003. – 4 февраля. – ст.8/9080
Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения местных бюджетов в финансовых органах: Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 14.12.1998г. №299 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. - №7. – ст. 8/18
Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета: Постановление Министерства финансов №126 от 20 декабря 2001г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. – 11 января. – ст.8/7665
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета: Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.1999г. №354 (с изменениями и дополнениями) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. – 14 декабря. – ст.8/2042
Чернюк А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – Мн.: Выш. шк., 2004. –480с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/