Саид Мансуров
Первым, кто ввел в оборот понятие «метафизика», был знаменитый древнегреческий философ Аристотель. Понимая всю сложность и многогранность окружающего мира, он отбросил архаичные представления предыдущих античных философов, которые искали первоначало материального мира в каком-либо конкретном элементе (скажем, в огне или воде), либо в соединении группы «первоэлементов» (некоем сочетании воды, воздуха, огня и т.д.). Аристотель понимал, что окружающий материальный мир преходящ и непостоянен, он не может быть творцом самого себя. Поэтому всю свою философию он поделил на два основных раздела: физику — охватывающую все явления и процессы, происходящие в материальном, воспринимаемом нами мире, и метафизику (досл. «то, что до физики») — охватывающую учение о первоначалах. Таким образом, метафизика начинает выступать как наука, изучающая первоначала, первопричины бытия. Позже метафизика отделилась от философии и обрела широкое развитие. Со временем появились сторонники различных взглядов на первоначало всего, существующего во вселенной.
Сторонники божественного сотворения мира утверждали первопричиной материального мира Бога-Творца. Сторонники же материализма, отрицая Бога, предлагали в этом качестве различные вариации случайностей. Но объединяющим моментом их теорий была вера в возникновение вселенной без руководства свыше, вследствие случайного соединения химических элементов. Существовала и еще одна точка зрения, согласно которой вселенная считалась вечной и неизменной, никем и никогда не сотворенной. Эта теория рухнула первой — с открытием факта возникновения всех звезд, галактик и планет в определенный момент времени. Стало совершенно ясно, что вселенная не вечна, что она возникла в какой-то далекий период времени и снова прекратит свое существование! Итак, остались лишь два противоположных лагеря — сторонники случайности и сторонники сотворения мира по божественному умыслу. Третьего, как говорится, не дано...
Большинство религиозных учений предлагают свою картину сотворения мира, в соответствии со своими догматами. Для мусульман слово «метафизика» звучит довольно непривычно, хотя ничего страшного в этом слове нет. Более того, можно с уверенностью говорить о существовании метафизики ислама. Поскольку ислам утверждает о сотворенности мира, то вполне приемлемо задать следующие вопросы: кто все сотворил?, что было до возникновения материального, физического мира?, каковы причины сотворения мира?, и т.д.
Дав ответы на эти вопросы, ислам тем самым декларировал свою картину мира, свою метафизику. Общеизвестно, что исламское вероучение твердо настаивает на божественном сотворении мира и начисто отрицает хоть какую-нибудь случайность. Всевышний Аллах выступает не только изначальным Творцом бытия, но и Тем, Кто знает и контролирует все без исключения процессы во вселенной. Абсолютно все! «Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает. Воистину, Он ведает обо всем сущем.» (Коран, 42:12). Это очень существенное отличие от иных взглядов. Некоторые сторонники сотворенности мира заявляли, что Бог, сотворив мир вещей, предоставил его самому себе и не вмешивается в происходящие во вселенной процессы. Что заставило их высказать такую абсурдную точку зрения? С одной стороны, понимание ими необходимости существования Всеведущего Творца столь гармоничного мира, а с другой — их нежелание признать Его своим Господом, повиноваться Ему, жить в соответствии с Его предписаниями и указами.
Нужно быть целостным в мировоззрении, ибо в противном случае мы ввергаем себя в подобные жестокие и неразрешимые противоречия. Ислам целостен. Его модель мира идеальна и совершенна. Все, кто берется критиковать ислам, цепляются к чему угодно, но только не к его мировоззрению. Оно совершенно, а потому и несокрушимо. Ведь против Бога ничего «не попишешь»...
Но вернемся к метафизике. Всевышний Аллах выступает как извечный Творец, т.е. Тот, Кто был, есть и будет всегда. Человеку трудно понять вечность, ибо мы мыслим образами и подобиями. Не имея под рукой чего-то вечного, нам не с чем сравнивать, и поэтому понятие вечности трудно осознаваемо. Итак, в определенный момент времени Всевышний Аллах начал творение нашего мира. Не нужно задавать вопрос: как?, нам ведь этого все равно не понять. В Священном Коране можно не раз встретить фразу, в которой Аллах говорит нам о творении: «Если Он пожелает чего-либо, то скажет: «Будь!», и это возникает» (Коран, 36:86). В других местах Корана Аллах сообщает нам о том, что сотворить что-либо не составляет для Него никакого труда, и Ему не в тягость надзирать за своими творениями и знать все обо всех.
Некоторые мыслители задаются вопросом: из чего Бог сотворил мир? Пытаясь найти логический ответ на этот вопрос, они вдавались в бесконечное и пустое философствование, которое всегда приводило в тупик. Сам Аристотель пришел к неожиданному мнению, что наряду с Богом существует некая первоматерия, из которой Бог и создал все вещи. Аристотель наделил эту первоматерию некоторыми божественными атрибутами, например, такими, как вечность. Получались уже две божественные субстанции... С точки зрения метафизики ислама, наряду с Богом не было и нет ничего такого, что подобно Ему в божественных качествах и атрибутах. Таким образом отрицается любая извечная первоматерия. Впоследствии, в ответ на вопрос «из чего?» некоторые мыслители громогласно заявили, что Бог сотворил весь материальный мир из Самого Себя (!), — а это, однако, ничем не подтверждено. Что натолкнуло их на такой вывод, мне до сих пор не известно. Ведь будучи совершенно бездоказательным, это предположение, однако, имеет весьма чреватые последствия. Ислам не приемлет эту идею. Нигде в источниках исламского вероучения мы не встретим даже ее косвенных подтверждений. Да и зачем? Нужно помнить, что Всевышний Аллах — Всемогущ и Самодостаточен. Если пожелает, Он может сотворить вселенную из ничего! Те, кто пытается рассуждать в поисках ответа на вопросы «как?» и «из чего?», просто до конца не верят во Всемогущество Аллаха или не осознают его. Аллах не пояснил, как именно Он творил и как была сотворена воспринимаемая нами материя, следовательно, человек не должен задаваться этими вопросами, ему этого все равно не понять. Такие вещи являются сакральной тайной, непостижимой для ограниченного человеческого разума. «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное, а [люди] не знают даже, когда их воскресят.» (Коран, 27:65). Всегда нужно помнить хадис, в котором сказано: «И о некоторых вещах Аллах умолчал, но не по забывчивости, а из жалости к вам, так не стремитесь же понять это!» С другой стороны, Всевышний пожелал открыть нам некоторые тайны, и они важны для человека. К примеру, Он поведал о том, что человек сотворен из земли, из глины звучащей. Ангелы сотворены из света, а джинны — из огня. Подробно изучить такие вещи мы не в состоянии, однако способны понять принципиальные различия между Его творениями.
Метафизика ислама теологична. Творец здесь — Бог, Который Всемогущ и Всевластен, и при этом творения наделены свободой воли и выбора (касается людей и джинов). Для этой метафизики характерна завершенность и ясность в вопросе первоначала, а также сакральность в отношении процессов творения. Основное ее отличие от других подходов к происхождению мироздания — в недопустимости вольнодумия и дискуссий по вопросам, не освещенным Богом.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://islam.com.ua