Рефетека.ру / Литература и русский язык

Авторский материал: Диалоги нравственности. Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Б. Васильева «Вам привет от бабы Леры»

Диалоги нравственности. Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Б. Васильева «Вам привет от бабы Леры»

Литвинова В.И.

Абаканский государственный педагогический институт

Абакан, 1989

Нравственность - форма общественного сознания, ...получает идейное обоснование в виде идеалов добра, зла, долга, справедливости...

Советский энциклопедический словарь.

Писатели всех веков и всех народов были озабочены падением нравов своих граждан и предлагали одно лекарство - самосовершенствование. Литература не только лечила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к "братьям меньшим", закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Русские писатели проповедовали нравственность самой борьбы за человеческое в человеке, а В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой стали совестью нации, по выражению Д. С. Лихачева, их ученики "сверяли свои поступки, как по этическому камертону".

Эпоха извращения нравственности испортила нас, привила нам тягу к осуждению, сделала из нас послушных исполнителей, забывших о своем "я". Сегодня безнравственно уходить в свой мирок когда требуются руки для перестройки возведенного, безнравственно не замечать слабого и голодного, безнравственно рваться вперед, ни в чем не сомневаясь. Быть терпимее, милосерднее, щедрее учит не только пресса или телевизионная "Воскресная нравственная проповедь", но и школа.

Глеб Успенский более ста лет назад размышлял над вопросом, почему деревенские старики были недовольны земской школой и вздыхали по прошлому, когда отставной солдат обучал детей грамоте по Псалтырю. Долгие наблюдения над процессом обучения подсказали ему ответ: новая школа подсказывала пути заработать деньги но не ставила задачу вырастить милосердных, добрых и справедливых людей. С глубочайшей признательностью писал Г. Успенский об интеллигентах, учивших наших предков заповедям человеколюбия.

И сегодня эта проблема осталась актуальной. Председатель правления Советского детского фонда имени В. И. Ленина писатель Альберт Лиханов утверждает что сейчас вся система воспитания направлена на то, чтобы сделать всех одинаковыми по принципу "не высовываться". Ведущие равнодушие и безинициативность - это результат нынешнего воспитания. Современная школа учит множеству предметов, но не учит нравственности. Одну из причин этого явления академик В. А. Легасов видел в разрыве культурной традиции: довоенное поколение инженеров училось у тех, кто знал духовность Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, а нынешнее мыслит технократическими категориями. Понятия терпимости, сострадания, бескорыстия, верности в любви и дружбе, достоинства, чести, совести, долга - все. что зовется нравственностью, - заменяются подчас "эмоциями", не заслуживающими внимания профессионала.

А между тем Царскосельский лицей времен А. С. Пушкина ставил перед собой задачу развить дарование каждой отдельной личности. На первом месте учебного плана поэтому стояли дисциплины гуманитарного и нравственного циклов. Не удивительно, что из стен лицея вышла яркая плеяда талантов. В наших же учебных заведениях штудируются дисциплины, которые нужны для работы с машинами. Не в этом ли причина дефицита интеллекта и совести в нашем обществе?

За разрешением этого вопроса обратимся к специалистам. Майя Ганина считает, что оздоровить народную жизнь можно, вернув народу ясный идеал: "Пока для многих эталон общественной значимости - личное богатство, возможность пользоваться благами, недоступными другим, а не ум, порядочность и невозможность совершения низких поступков, все будет идти, как шло..."1. А. Лиханов в своем интервью упоминает инженера, чьи знания и способности остались невостребованными. Этот специалист говорит о своих коллегах: "Дайте им идею - они горы свернут"2. Ю. Давыдов доказывает, что "наука сама по себе не может сделать человека лучше: она может лишь снабдить его все более мощными орудиями власти и разрушения, не гарантируя от использования этих орудий в самых ужасающих целях. Вот почему, подчеркивает он, ныне как никогда. выросла проблема нравственности людям надо дать подлинное знание о том немногом, без чего невозможно жить3. Академик Н. Н. Моисеев осмысливая пути развития воспитания и образования, акцентирует важность идеи в становлении мировоззрения человека4.

Итак, наука доказывает что на всех переломных этапах нашей истории именно великая идея вдохновляла народ на высокие подвиги. И огромная ответственность в воспитание идейной убежденности высокой нравственности ложится на плечи учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла. Учитель литературы использует для этих целей уроки внеклассного чтения.

В последнее время у нас появилось много произведений. поднявших важные вопросы духовности: это и "Плаха" Ч. Айтматова "Жизнь и судьба" и "Все течет" В. Гроссмана, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Зубр", Д. Гранина, "Стройбат" С. Каледина. Эти и подобные им произведения помогают учителю сеять разумное, доброе, вечное.

Вашему вниманию предлагается материал для изучения на уроке внеклассного чтения романа Б. Васильева "Вам привет от бабы Леры ("Нева", 1988, N 12).

Автор тактично и аргументированно предлагает решение многих проблем нравственности, морали истории. Главными героями романа Б. Васильева являются "герои своего времени": баба Лера, олицетворяющая судьбу русской интеллигенции в момент тяжелых испытаний; баба Аниша - представляющая историю перерождения крестьянства и Грешник, являющий собой соглядатая происходящего.

Рамки данной статьи не позволяют вести обстоятельный разговор о всех трех персонажах произведения, поэтому мы ограничимся анализом важнейших в идейном и композиционном плане образов.

* * *

В начале УРОКА-БЕСЕДЫ сообщаем биографическую справку писателя, напомнив широко известные произведения Б. Васильева по книгам и экранизации. Далее приступаем к работе над текстом.

Выполнение ЗАДАЧИ - раскрыть ученикам нравственные ценности человека - учителю помогут качественно продуманные, четко сформулированные и логично составленные вопросы.

ПОЧЕМУ РОМАН НАЗЫВАЕТСЯ "ВАМ ПРИВЕТ ОТ БАБЫ ЛЕРЫ"?

Произведение имеет форму воспоминаний рассказчика по блокнотным записям и запомнившимся разговорам о потерянном навсегда человеке. Существует множество способов научиться познать Добро и Зло, и есть замечательные люди, оберегающие других от ошибок и боли. Таким Другом для автора была баба Лера, но понял он это только тогда, когда ее не стало, "когда так ощутимо обеднел не только мой. личный, но и наш общий мир. Обеднел духовно, обеднел совестью, той. общей совестью, которая одна на всех, но разлита в мире неравномерно, а сконцентрирована в некоторых особо одаренных натурах, способных брать на себя тяжкое бремя быть центром кристаллизации этой всеобщей совести"5.

Б. Васильеву дорога героиня еще и потому, что ее история превращения в бабу Леру расписана по ключевым датам нашего столетия; родилась в 1890 году. пяти лет от роду проснулась от стрельбы на Пресне, в десять лет рыдала. узнав о смерти Л. Н. Толстого, в пятнадцать провожала первую свою любовь на германскую войну, в семнадцать вместе с мужем шагнула в революцию, двадцатилетней шла по дорогам гражданской войны. Вот почему автор предупреждает читателя: "Я по осколкам собирал мозаику, ее давно ушедших лет, потому что мне казалось, будто портрет бабы Леры, лишенный исторического фона, будет неполным" (37).

Наконец, с этих строк начинается роман, для автора они всегда звучали в телефонной трубке "как пароль странного братства незнакомых людей" (6). Называя этими строками свой роман. Б. Васильев, возможно, доверял "пароль братства" читателю, приглашая к большому и серьезному разговору.

МОЖЕМ ЛИ МЫ СОСТАВИТЬ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ?

Автор не представляет нам полной портретной характеристики, для него не это важно. Однако, собрав разбросанные по всему тексту небольшие штрихи, мы узнаем, что Калерия Викентьевна имела глубоко запавшие, воспаленные от неуемного чтения глаза, "синие до сей поры", была маленькой и худенькой и "к старости стала еще меньше, еще суше, еще задумчивее. Ходила, правда, легко, но мы понимаем, сколь тяжело дается ей эта упрямая легкость. Худые до прозрачности руки ее дрожали... Безостановочно дергалась седая голова, и я могу себе только представить, сколько труда и стараний ежедневно требовала от бабы Леры подчеркнутая аккуратность прически, из которой ни когда не смел высунуться ни один седой волос... случалось, начинала шаркать ногами и только старческая спина ее. вынесшая неимоверную по тяжести жизнь, оставалась несгибаемо прямой, будто Калерия Викентьевна Вологдова и до сей поры гордо несла невидимое нам знамя" (85).

КТО БЫЛ ИДЕЙНЫМ НАСТАВНИКОМ ЛЕРОЧКИ?

Истоки рождения сложного характера бабы Леры в семье. Мать, Надежда Ивановна Олексина, получила прогрессивное образование и нашла свое призвание в репортерской работе. Оказавшись в 1896 году на Ходынском поле, уцелела чудом и навсегда лишилась "ясности натуры". Отец, Викентий Корнелиевич Вологдов, любил мать с первого ее бала, и, несмотря на случившееся. женился на ней. обеспечив любимой спокойствие, определенность и достаток.

Автор утверждает, что Лерочка унаследовала характер Олексиных, в котором "универсальным средством решения жизненных коллизий оказался порыв и романтическое начало. перевешивающее все практическое" (86).

Идейную закалку, прошедшую самые страшные испытания, Лерочка получила от щеголеватого потомственного интеллигента Алексея Вологдова. Из текста мы знаем, что Алексей даже в самых тяжелых походах не давал Лерочке поблажки, были моменты, когда он рисковал жизнью и честью своей жены. всегда отличался дисциплинированностью и требовательностью к себе и к людям, МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЕГО ЖЕСТОКИМ?

Баба Лера с улыбкой рассказывает об одном эпизоде из их совместной жизни: "Крики, топот, свист, лошадиный храп и разудалая ругань ворвались в широкую улицу и потекли по ней, гоня перед собой обезумевших от ужаса сечевиков к центру. К церкви. А я в это время стояла в церкви, в простенке, на коленях, и в лоб мне упирался наган Алексея". Мы глядели друг другу в глаза, слушали как петлюровцы бревном высаживают дверь. И я отчетливо представляла себе, что живу последние мгновения" (17). По ее мнению здесь было проявлено "высшее милосердие" Алексея. Дважды раненый Вологдов не смог бы защитить жену от рассвирепевших петлюровцев, поэтому он приготовился убить ее. Этот поступок требует огромного Напряжения воли, настоящей любви. Не случайно баба Лера гордится поступком мужа: "Я любила мужчину" (не слюнтяя, "размазню", "слабака" и проч.).

Да, Алексей рисковал, отправляя Лерочку в лагерь к анархистам но, во-первых, такой шаг был необходим для Дела, а во-вторых, он умел рассчитать собственные силы был великолепным военным специалистом и надежным другом.

Вологдов не мог быть жестоким потому, что всегда заботился о Лерочке и оберегал ее от лишних тревог и волнений. Например, он не рассказал жене, как довелось ему пережить казнь своего друга и брата Леры, хотя после свершившегося он в 23 года стал совершенно седым.

Если позволяет время, то этот эпизод зачитывают акцентируя внимание на таких моментах, как "необычная процедура расстрела", исполнение песни на стихи Пушкина, поведение Алексея после услышанного им единственного выстрела. Вопросы могут быть сформулированы так:

- "Почему не Кирилл, которому Алексей отдает последний патрон, а полковник увидел во внешнем проявлении жестокости комдива "высшее милосердие"?

- Почему семнадцать офицеров царской армии последней своей песней выбрали "Сижу за решеткой в темнице сырой"?

- Почему автор столь подробно описывает поведение Алексея, невольного участника казни офицеров?

Из милосердия Алексей не раскрыл Лере всей правды о ее матери. Подвергая себя опасности, он устраивает свидание матери с дочерью. Из милосердия муж и мать сумели изъясниться таким образом, что смысл происходящего разговора стал понятен героине спустя много лет. В процессе анализа этого эпизода подчеркнем художественную деталь, определяющую драматизм сцены: Надежда Ивановна вдруг стала рассказывать сон о гибели Кирилла, и в нем все до деталей совпало с действительностью:" ...и будто он, мертвый, читает стихи Пушкина. Помнишь: "Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный..." Звон клинка и шпор слились в один, совсем несеребряный звон: Алексей вскочил, привычно щелкнул каблуками: Надежда Ивановна, разрешите ненадолго покинуть вас". (88). Эти эпизоды из романа убеждают нас не в жестокости, а в подлинной человечности Алексея.

Автор называет Вологдова человеком с неразмываемым характером: "Такие кремешки наживают себе больше врагов, чем друзей но даже враги понимают, что на них можно положиться. А неспокойное время подтачивает устои не только государств и классов, но и каждой личности, и свою твердость приходится доказывать ежечасно. Это было необходимым условием жизни, ибо в дни тяжких потрясений люди тянутся к сильным натурам... Бывший поручик понимал это и никогда не давал спуску ни себе, ни кому бы то ни было иному..." (18). Казалось бы, у Вологдова блестящее будущее. Но...

Мужа Калерии Викентьевны, героя гражданской войны, кавалера трех орденов Красного Знамени, командующего Особым военным округом судили заочно и торопливо, приговорили к расстрелу. "Сорокалетний командарм, обвиненный в предательстве, не испугался, не растерялся, даже не удивился: он негодовал. Он обвинил суд и судей в искажении линии партии и потребовал немедленного созыва партийного съезда, не для собственного спасения, а для спасения ИДЕИ. которая для него была дороже жизни..." (20).

С этого момента идея Алексея стала собственностью Лерочки. "Они были настоящими большевиками, - сказала Вологдова о таких, как муж, - и если мы их любим, мы обязаны быть такими же, настоящими!" (20). Так была произнесена клятва, которой Калерия Викентьевна осталась верна всю жизнь. Идеалы удивительной молодости остались навсегда идеалами, делая бабу Леру удивительно молодой: "Я из твоего ребра, Алеша. Верить, какие бы сомнения не грызли тебя, не раскисать! Ни у кого никогда ничего не просить, искать в себе самой силы и верить! Верить (20). Она не отступила от своей веры все 18 лет.

КАКИЕ ИСПЫТАНИЯ ВЫПАЛИ НА ДОЛЮ КАЛЕРИИ ВИКЕНТЬЕВНЫ?

Судьба щедро мотала ее по колымским, озерлагским, долинским лагерям и по работам; она прошла "общие нары", "лесоповал"; в никуда канули ее дети, но ничто не сломило хрупкую маленькую женщину. На нее смотрели, как на ненормальную, ее ругали, проклинали, ее били, а она - верила!

Калерия Викентьевна не любила говорить о пьянстве, воровстве, хамстве, никогда не смаковала неприятностей, "она страдала не столько от них, сколько от того. что они вообще существуют:" ...нашему государству всего пять десятков лет. И потом, извините, но историю надо воспринимать полифонически, учитывая при этом, что она у нас впервые за существование человечества приобрела смысл. Представляете, сотни тысяч лет люди жили, ...как стадо животных... А мы поставили цель, идеал, к которому все должны стремиться. Разве это не прекрасно? Разве великая цель не требует великих страданий? Осмысленные страдания делают людей чище" (21).

Как видим, пережитое не озлобило бабу Леру, а сделало ее терпимее к недостаткам других, внимательнее к заблудшим.

ПОЧЕМУ БАБА ЛЕРА ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ СВОИХ ТАК НЕОБХОДИМА ЛЮДЯМ?

В Доме, где жида Калерия Викентьевна, ни одна дверь не запиралась. Здесь с открытой душой принимали редких туристов и топографов, рыбаков и охотников, собирателей фольклора и странствующих художников. Баба Лера жила с открытой душой, неудержимо тянулась к людям, "молодела в их присутствии и готова была отшагать добрых пятнадцать верст, чтобы только ощутить себя нужной", выступая с воспоминаниями на пионерском сборе или на собрании рабочего коллектива. Ее слушали, затаив дыхание.

Баба Лера имела прекрасное образование, была знакома со многими историческими личностями и деятелями искусств, героями гражданской войны и щедро делилась своими впечатлениями от общения с ними. Слушатели бабы Леры открывали новое для себя о Горьком и Достоевском, Гегеле и Екатерине П. Каляеве и Савинкове. Перовской и Варейкисе, Тухачевском и Коонен, о прошлом их собственной страны, которое для Калерии Викентьевны "было вечным настоящим и единственно настоящим" (56). Она щедро делилась с людьми своей Идеей, своей Верой и была счастлива, если удавалось наставить на путь истинный еще одного сомневающегося. Так случилось с Владиславом : "Она и вправду сотворила с ним нечто подобное духовному возрождению: разрушила стереотипы, по которым живут районные руководители. Для них ведь в основном пишутся инструкции и спускаются приказы, что давно уже превратило их в исполнителей воли свыше, в надсмотрщиков добывая да пробивая. А баба Лера сумела оживить задремавшую было натуру, отвадить ее от бездумного цитирования приучить к книгам, к разным мнениям и сом-невиям, к собственным мыслям, наконец. И сейчас, слушая горячащегося собеседника, испытывала огромную радость: она раздула искру еще в одной тлеющей душе" (52-53).

Сила влияния бабы Леры на людей проявляется в том. что она, впитав лучшие черты великих современников, которыми, гордится нация, была колоритной личностью, являла собой образец русского интеллигента.

КАКИЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ МЫ ВИДИМ В ГЕРОИНЕ?

Баба Лера всегда подчеркнуто аккуратна внешне, "говорила закругленными книжными фразами, но так, что собеседник никогда не замечал резонерства", слово "реабилитация" звучало для нее больше печально, чем радостно7. Потомственная русская интеллигентка торопилась успеть. не щадила себя, выступала, вела обширную переписку и к ней шли весомые посылки с книгами, журналами, фотокопиями документов.

Она не умела хитрить, не любила недоговоренностей..., природная деликатность удерживала ее от грубостей, но когда девочки говорили о ее молодости как о дурости, отвечала им: "...молодость тратят все: одни - чтобы не считаться дураками, другие - чтобы не остаться в дураках " 50).

Само понятие "интеллигенция" для бабы Леры понятие не социальное, а нравственное; "Не вид труда определяет интеллигенцию, не социальное ее положение, а запас нравственности, духовности, как говаривали в старину... под словом "интеллигент", мне кажется, следует понимать не способ заработка, а количество духовности выше обычного. Интеллигентность - качественный скачок духовности человека. Главное - ощущение своей личности, осознания своего "я", ясное представление об историческом базисе это-го "я" и спокойное внутреннее ощущение своих прав и обязанностей..." (63).

С позиций интеллигента Калерия Викентьевна рассматривает, например, слова М. Горького "Хозяин тот, кто трудится". Для доказательства сути понятий "лакей" и "хозяин" она использует "Философию истории" Гегеля. Условно разделив человеческое бытие на четыре пункта, она анализирует каждый и делает вывод; "Люди делятся на хозяев и лакеев ни по социальному положению, ни по богатству, ни по образованию или происхождению, а только по отношению их к жизни, по осознанию ими своего места в ней. А отсюда - прямой мостик к знаменитой русской интеллигенции: да, интеллигенция декабристов и народовольцев. Пушкина и Герцена, Лаврова и Кропоткина была истинной хозяйкой жизни, ибо воспитывалась в предпосылке личной ответственности за судьбы родины. Личной, а не коллективной" (64).

Эту личную ответственность за судьбу родины и унаследовала отважная дочь царского сановника, жена героя гражданской войны, вдова врага народа, "вечно юная большевичка Революции и солнечная женщина безулыбчатого XX столетия" (12). Этим она сильна как личность.

Активная строительница новой жизни баба Лера прислушивается к дискуссии о культе личности, заканчивающей-ся выводом о том, что "мы фатально обречены на развитие через культ личности", потому что народу необходима вера: "Невозможно жить ни в что не веруя при этаких-то жертвах, что мы понесли, вот народ вместо свергнутого бога и ищет его вполне материализованную земную ипостась" (44) и находит ее в культах и культиках.

Идейная закалка героини позволяет ей переубедить оппонентов и внести коррективы в неутешительный план будущего: "Вы почему-то исключили наиболее активную силу из своих рассуждений: партию. А партия могуча коллективным разумом" (44). При нынешней общепринятой критике партии эти слова бабы Леры не звучат диссонансом. В них угадывается мысль о том. что нечестно сейчас всю Каждый человек лично ответственен за все происходящее вину перекладывать на "вождя народов" и его сатрапов. Каждый человек лично ответственен за все происходящее в стране. Это ее вера, ее идеал. Верность ему вызывает глубокое уважение.

Отмечая, что у молодых современников исчезла вера. баба Лера доказывает необходимость ее возвращения: "Только истинно верующие люди способны на подвиг, и чем чище и выше их вера, тем выше и благороднее будет их подвиг. Мы заменили веру учением, но это неадекватная замена. Отсюда вывод: нам нужна новая вера. He религия - вера!" (43).

Калерия Викентьевна любит свой народ и свою родину, искренне верит в появление интеллектуальных и интеллигентных своих сограждан, по силам способствует их скорейшему рождению.

ВСПОМНИМ КАК БАБА ЛЕРА РАССКАЗЫВАЛА О ЛЮБВИ К РОДИНЕ?

"Можно ли клясться в любви предмету, о котором вы Либо не знаете вообще, либо знаете ничтожно мало? Нельзя. Невозможно и неправдоподобно уверять всегда и всех, что вы безумно любите то, о чем не ведаете, о чем не думали, не страдали не плакали тайком или не гордились прилюдно. И, однако, и вы, и все мы это делаем чуть ли не ежедневно: мы готовы в любой момент и по любому поводу признаться, как преданно мы любим свою родину..." Дальше Калерия Викентьевна приводит пример из жизни, где очень знаменитый дядя ее учил Кирилла: "Говорить о своей любви к родине все равно, что утверждать, будто вода мокрая, а молоко белое. Родине служат, родине сострадают за родину умирают, но болтать о любви к ней может только человек глубоко равнодушный" (46).

Заканчивает свое выступление баба Лера призывом: давайте доказывать свою любовь к родине делами. И как человек, привыкший каждое дело доводить до конца, она уточняет, что такое родина: "...это не столько то, что вокруг нас, сколько то, что под нами: прошлое, судьба, история. В школе вас учат не столько истории, сколько исторической хронике. А история - это не наука о датах. История - это биография народа" (46).

Столь же интересно и толково она смогла рассказать о русской интеллигенции, гражданской войне, многом ею пережитом. И в каждом выступлении героини звучал призыв к пониманию правды, милосердию.

УМЕЛА ЛИ БАБА ЛЕРА ВИДЕТЬ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРОЙ ГВАРДИИ?

Да, она понимала, что большевики "не косметический ремонт державе Российской делали, а строили абсолютно новое государство, не имея ни опыта, ни сил, ни средств, ни аналогов в мировой истории. Да, мы натворили множество ошибок, даже преступлений, но в целом-то нам же удалось чудо! Нам удалось заложить фундамент небывалого завтрашнего дня" (59).

Гражданская совесть бабы Леры подсказывает ей, что она обязана исправлять просчеты своего поколения. Так пытаясь "выпрямить" воришку икон, она заговорила с ним о святотатстве: "Неужели в душе твоей не шевельнулась совесть, когда ты запихивал иконы в мешок? Иконы, в которые с великой верой и с еще более великой надеждой вглядывались целые поколения наших с тобой предков?" И услышала в ответ глубокое сомнение в безупречной деятельности большевиков: "А у вас шевелилась совесть, когда вы с пеньем под гармошку выламывали эти иконы и сваливали их как попало на чердак да в подвалах? Вы отдаете себе отчет, что разрушив систему устаревшую, вы из ее же ржавых деталей начали кое-как собирать систему новую, но впопыхах забыли про вечный двигатель духовного прогресса - про нравственность. И что в результате получили? Святотатство, говорите? Что посеешь то и пожнешь... Поколения, предки! Чушь собачья, нет у меня никаких предков нашими совместными ошибками Нету, все корни обрублены. И для меня эта вчерашняя святость - он ткнул ногой в мешок, - товар" (59).

Озлобленность и недоверчивость молодого человека баба Лера отнесла за счет собственных воспитательных ошибок и сделала все, чтобы искупить вину своего поколения перед этим юношей. Она стала коллекционировать иконы, реставрировать их, открыла выставку, а особо ценные из них подарила областному музею. Забегая вперед, упомянем, что погибла баба Лера из-за этой коллекции, передоверившись негодяям.

КАКОЙ ЗАПОМНИЛАСЬ НАМ БАБА ЛЕРА?

Уверенной в жизненной правоте, сильной, доброй. В ней пет унижающих человека мелких обид, зависти, жадности, эгоизма. Всю жизнь баба Лера жила в осознанном спокойствии, не поступившись ни привычками, ни идеалом.

У нас уже утвердился стереотип молодого героя в литературе, несущего передовые идеи. И вот появилась баба Лера - наша современница, несмотря на возраст, - и выступает она с проповедью идеала как человек большой общей культуры. Образ этот очень важен в период перестройки, когда особенно нужны люди с новым мышлением, раскрепощенным от догм прошлого, когда-то справедливых, а теперь устаревших.

Идейная убежденность бабы Леры перепроверяется сегодняшним днем в ее взаимоотношениях с Грешником. Задача учителя подвергнуть их диалоги глубокому анализу, ибо неординарность мышления героя вызывает аудиторию на дискуссию, приводит ее к пониманию истории, заставляет принять или отвергнуть доводы спорящих.

Итак, они были детьми одного столетия, но шли по жизни разными путями, формировались как личности каждый по-своему и имели разное мировоззрение. Судьбы их скрестились в конце жизненного пути, и герои встали непримиримыми врагами - сухонькая старушка с несгибаемой волей и страстной убежденностью в незыблемости избранного идеала и окаменевший от человеческих противоречий Грешник.

ВСПОМНИМ, КАК ЛЕРА ВОЛОГДОВА ПРИШЛА В РЕВОЛЮЦИЮ?

Ноябрьской ночью 1917 "забарабанили в двери. Все испугались: глухая темень, правопорядок рухнул, на улицах вторые сутки идут бои. Но стучали настойчиво, пришлось открыть, и вбежал Алексей. В форме, офицерской портупее, еще с "Гергием", но уже без погон: "Лера. у нас тяжелораненые, юнкера обошли, хотите помочь" (12). Она пошла сразу, "даже, кажется, забыв оглянуться. "Моя жизнь началась, как роман," - говорила баба Лера. Шагнувшая в пекло гражданской войны рядом с Алексеем, она так и осталась восторженной гимназисткой, в то время как все кругом взрослели с ускорением, обусловленным боями, шомполами, расстрелами, виселицами, голодом... Законсервированная романтической влюбленностью, молодость Леры Вологдовой притормозила ее взросление, тогда как бескомпромиссная ярость села, в котором рос Трохименков, бандитские пули и голод делали из подростка мужчину в считанные месяцы. Баба Лера удивилась, когда узнала, что Грешник на десять лет младше ее и между ними - гражданская война - народное потрясение.

ЧТО ЖЕ ПРИВЕЛО ТРОХИМЕНКОВА В РЕВОЛЮЦИЮ?

Трохименкова вытолкнул в новую жизнь голод, он формировал в нем идеал грешника: "Я голода боялся больше всего на свете, потому и не пропал". Голод, вынуждающий за корочку продавать отца дочку, мать самое себя. брата - сестру, натолкнул Трохименкова на страшное обобщение: "Каждый, у кого хлебушек, тебе что хочет, то и скомандует. А ты исполнишь. У кого хлеб, у того и сила. потому и организовали, значит колхозы, чтобы силу к рукам прибрать" (68).

КАКИЕ АРГУМЕНТЫ НАХОДИТ БАБА ЛЕРА, ЧТОБЫ ОПРОВЕРГНУТЬ "УПРОЩЕНЧЕСКУЮ И ВРЕДНУЮ" ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ТРОХИМЕНКОВА?

"Колхозное строительство было закономерным шагом на пути исторического развития нашего общества. Россия окончательно разорилась и обессилела после мировой, а затем гражданской войны. А капиталистическое окружение существовало реально, и там, за кордоном, только и выжидали удобного часа, чтобы навсегда разделаться с первым в мире государством рабочих и крестьян. И нам необходим был решительный шаг, чтобы превратить Россию в современную индустриальную..." (68).

СОГЛАШАЕТСЯ ЛИ ТРОХИМЕНКОВ С ДОВОДАМИ БАБЫ ЛЕРЫ?

Нет. В его представлении Вологдова "играет в слова". "Бросьте, - прерывает он собеседницу, - кто нам угрожал, когда весь мир аккурат в то самое времячко переживал Великий Кризис? Да если бы и угрожал, так неужели страх тех слез да крови стоит, которые мы из крестьянства выжали наганом его в коллективный рай загоняя?"

КТО ЖЕ ПРАВ В ЭТОМ СПОРЕ?

Столкнулись две противоположности, две идеи. Баба Лера за восемнадцать лет лагерей ни разу не позволила себе нотки сомнения. Но для Грешника идея бабы Леры ни что иное, как зеркало; "Вы в него всю жизнь гляделись, всю жизнь в нем себя, да тех, кто рядом, видели, всю жизнь восторгались, какие, мол, мы смелые, честные, чистые да красивые. А я сызмальства в то зеркало с иного бо-ку глядел, с изнанки. Знаете, что у зеркала с изнанки? Чернота." (69).

Герои соприкасаются с одной идеей - создать счастливую жизнь, - но Грешнику удобнее оценивать ее уже готовую осматривая с изнанки.

БЫЛИ ЛИ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ У ТРОХИМЕНКОВА, ПОЗВОЛИВШИЕ ЕМУ ОЗЛОБИТЬСЯ НА ЖИЗНЬ?

Этот человек всегда лгал, оправдывался, путался, ему трудно верить. Он объясняет причину "разрушения красоты" в душе тем, что его обманули, послав на доброе дело, заставили выполнять злое: "Чтобы строить, нужно золою потому что только на золото буржуи продадут нам станки и разное оборудование. А золото - в земле: одурманенные религией темные люди хоронили своих эксплуататоров с кольцами, цепками, сережками, крестами и прочими драгоценными побрякушками. И мы объявляем все скрытое в могилах богатство народным достоянием" (69). Скорее всего Трохименков понимал сущность подобного злодеяния. Он утверждает, что "первым заорал тогда на митинге, когда добровольцев стали записывать. И потому заорал, что голод собственным брюхом прочувствовал, что не себя, весь народ, всю Россию хотел хлебушком досыта накормить. Вот тут-то сразу заступ и вручили. Орудие производства. И начали мы свои кладбища перелопачивать. Так скажу, что ни одной нераз грабленной могилы у нас не осталось. Почему спросите? Да потому, что и мы, гробокопатели, соцобязательства брали, выполняли и перевыполняли. А порой и взрывали что бы концы в воду. И таких пустых ям после нас - вся Россия" (69-70).

КОМУ ЖЕ ЧИТАТЕЛЬ БОЛЬШЕ ВЕРИТ?

Если информация Трохименкова верная, то сам способ добывания денег для строительства социализма путем гробокопательства, конечно, осуждаем. Но ведь герой взялся за это гнусное дело добровольно, с прицелом на личную прибыль. Его идея строилась на меркантильном фундаменте. Баба Лера сумела разгадать, что "Россия для Трохименкова всегда была понятием старательским, а не историческим, не родным и даже не административным. Думаете, уникум? Как бы не так. К величайшему сожалению, мы взрастили выпестовали целую армию подобных, которые беспощадно вымывали из нашей родины и нашего народа крупицы золота, все остальное, сваливая в отвал. Цель оправдывала средства - будь то человеческая жизнь, любовь, достоинство, честь..." (70).

Невольно вспоминается "Ров" А. Вознесенского, написанный по известным фактам грабительства могил. Идеал бабы Леры во многом выигрывает в сравнении с "жизненными ценностями" Грешника. Он выдумал поволжский голод, чтобы оправдать свои преступления перед человечностью: "Сперва я неосознанно как-то про свое святотатство рассказывал, а потом уже сознательно про осквернение могил плел, уже с удовольствием даже..." (82). Легенда о святотатстве нужна была Трохименкову для того, чтобы прикрыть другое преступление: "Охранник я. Сперва просто конвойным был, потом училище осилил, до начальника лагеря и звания майора дослужился, три курса заочного юридического успел" (82).

Он боялся разоблачений со стороны узников бывших лагерей, поэтому даже изменил свою фамилию. Теперь он плачется Калерии Викентьевне: "Это как же свою жизнь надо прожить, чтоб из собственной фамилии буквы повыбрасывать ради того только, чтоб на случай не нарваться! Чтобы из проклятой жизни своей ограбление могил в биографии выпятить как... оправдание!" (81).

ЧТО ЗАСТАВИЛО ТРОФИМЕНКО СКРЫТЬСЯ ПОД MAC КОЙ ГРЕШНИКА?

Со смертью Сталина умер мир, который "строил" Трохименков, "для которого бога еще раз распяли, отреклись от прошлого своего, могилы разграбили, деревню уничтожили, в новых крепостных мужиков превратив. Все оказалось зря. Все жертвы, отречения, подлоги, подлости... ошибочка вышла. А я ведь два десятка лет в лагерях, я такого насмотрелся, по такой кровище походил, столько сам натворил, что не мог я, не мог ошибкой это все признать" (83).

Трофименко верил, что охраняет врагов народа, об этом знали его дети. Материалы XX съезда партии и выступление Хрущева раскрыли семье Трофименко правду. И хотя главе семейства удалось "поменять буковки", дети отказались от отца, в глаза стали звать трусом, жена умерла от горя. Тогда герой решил испытать тюремные страдания, чтобы очистить душу (известный мотив Ф. М. Достоевского) "ровно на пять лет себе статью потянул... с радостью на нары поехал".

КАКОЕ НОВОЕ ОТКРЫТИЕ СДЕЛАЛ ДЛЯ СЕБЯ ТРОФИМЕНКО В ТЮРЬМЕ?

"Никого я не любил: все во мне гробокопательство вытравило. И ведь справедливо: в том возрасте, когда красоте удивляются, стихи наизусть учат, песни поют, цветы девушкам подносят, я во прахе ковырялся. И совсем не духовные, совсем иные ценности познавал. Обратила внимание. сколько цацек люди на себя навешивать стали? Чем грубее да темнее, тем больше на нем золотишка да камешков, а ведь золотишко-то это - из могил, если вдуматься" (83).

Эти откровения не делают Грешника благороднее, в нем так и не проснулось желание делать людям добро, искупить свои грехи делами

ПОЧЕМУ ТРОФИМЕНКО ОСТАЛСЯ ПОД СТАРОСТЬ ОДИНОКИМ?

Он всегда беспокоился только о себе, "душу собственную изгадил, сам себе грехи отпускать научился и процесс духовного разложения уж и грань перешел". В отличие от бабы Леры он подличал и оправдывал себя, выдумывая виноватых. Мир он видит только "с изнанки", в черном цвете. От имени таких, как он сам, Трофименко говорит: "Мы стали злые. Мы забыли самую главную правду человеческую: злом нельзя истребить зло. Мы учим не состраданию, а злорадности, не милосердию, а жестокости, не прощению. а мщению. Мы сеем зло. а кричим, что творим добро" (81).

Мир добра, порядочности и человечности, в котором спокойно живет баба Лера, ему ненавистен, сама баба Лера, оставшаяся чистой и честной, пройдя лагеря Трофименко, вызывает в нем дикую злобу. И не себя винит Грешник в несложившейся судьбе: "Значит я - грешник? А вы - несчастные, да зато чистенькие, как стеклышки? Нет, не выйдет! Всякое действие свою отдачу имеет... Кто нас такими сделал, а потом - грешниками обозвал? Да вы же сами, вы, неистовые, вы. вы, вы! Воздастся вам, слышите? Ох, как воздастся. За весь народ" (84).

ЗАСЛУЖИЛ ЛИ ГРЕШНИК ПРАВО ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ НАРОДА?

Нет. Трофименко прожил жизнь так, что "боялся в глаза собственным детям смотреть". Он считал, что народ "десять из сотни хорошо живет. А остальные не живут, а существуют. Вроде как коровы: в стойле стоят, сено едят, молочко дают, водичку пьют, а сами - в дерьме по колени".

Трофименко далек от мысли возвыситься над "тварями дрожащими", перейдя в "разряд высших". Но он берет себе право судить людей по сути уже являясь их палачом.

МОГЛА ЛИ БАБА ЛЕРА ПРОСТИТЬ ГРЕШНИКА?

Пока Трофименко исповедовался, бабе Лере не раз хотелось "погладить седую голову этого несчастного, живьем убитого человека, сказать, что прощает..." (84). Она искренне жалела людей, потерявших Веру и стремилась помочь всем обрести ее. Когда-то Грешник сам признавался Калерии Викентьевне в том, что он больше ни во что не верит: "Истратился. Теперь нет во мне веры ни на грамм, и даже если совесть меня бередит, если грешен я и грех свой сознаю. то все равно облегчения мне не будет, потому что веры во мне нет. Пустой я, как пень гнилой. Пустую гниль и слизь вложили вместо твердой веры, и душа моя черна, как сажа..." (58). Такие люди пытались бежать от самих себя, "покуда замертво не грохались". Поэтому баба Лера чувствовала необходимость облегчить страдания души Грешника.

Память и Прошлое не позволили ей смалодушничать. Не простила она Трофименко, выгнала на мороз. "Жестокость, вы говорите, - переспрашивает она автора, не поверившего рассказчице, - жестокость бывает только по отношению к безвинным. К детям, женщинам, зверям. По отношению к врагам есть только беспощадность" (85).

Так баба Лера еще раз подчеркивает свою позицию по отношению к Грешнику. И не то успокаивая себя, не то следуя столь свойственному ей романтическому порыву. предсказывает судьбу современного вечного жида, которому и жизнь отвратна, и смерть его не берет: "Но скорее всего он еще все бродит среди людей, моля о смерти, как проклятый господом Агасфер8" (85).

Подведем некоторые ИТОГИ нашей беседы. Анализируя диалоги бабы Леры и Грешника, мы четко увидели не только Две судьбы, но и две идеи, две правды. Баба Лера - творила своими руками и иеной собственной жизни судьбу родины, историю ее, считая это святое дело честью и обязанностью. Грешник - равнодушно наблюдал за строительством новой жизни, злобствуя, когда чувствовал дискомфорт, или превращаясь из стороннего наблюдателя в профессионального надзирателя, когда ему было выгодно. Отсюда и разный подход героев к жизни. Для бабы Леры главное в жизни - счастье людей в построенном ею прекрасном будущем. Грешник прожил во имя сытости.

Правда каждого из них помогла нам усвоить суть таких жизненно важных Категорий, как Честь, Совесть, Милосердие Вера, столь необходимых для всего общества.

Список литературы

Интервью. "Московские новости". 1988. N 7. с. 13.

Антонов. Нравственность и образование. - Политическое образование. 1989. - N 8, с. 48.

Ю. Давыдов Этика любви и метафизика своеволия - М., 1982

Н. Н. Моисеев. В. И. Вернадский и естественнонаучная традиция. - Коммунист, 1988. N 2.

В. Васильев. Вам привет от бабы Леры. - Нева. - 1988. - N 12, с. 61. Далее цитируется по этому источнику с указанием страниц в скобках.

Ходынка - начало современного Ленинградского проспекта в Москве. 18/V 1896 г. во время раздачи царских подарков по случаю коронации Николая II произошла давка, Во время которой по официальным данным погибло 1389 человек и изувечено 1300.

См. письмо А. Колесникова. Известия. - 1989. - N 4.

Вечный жид, герой осужденный богом на вечную жизнь и скитания за "то, что не дал Христу отдохнуть по пути на Голгофу. К образу Агасфера обращались немецкие поэты-романтики Шубарт, Ленау, Сю и др.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russofile.ru


Рефетека ру refoteka@gmail.com