В первой четверти XVII в. был осуществлен целыйкомплекс реформ, связанных c перестройкой центральных иместных органов власти и управления, областей культуры ибыта, а также происходит коренная реорганизация воору-женных сил. Почти все эти изменения происходили во времяправления Петра I и имели огромное прогрессивное значе-ние.
1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМА ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
Огромное влияние на реформы Петра имела война. Онпочти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-ни-будь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже сПерсией. Петру достались от его предшественников две за-дачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобыобеспечить внешнюю безопасность государства: во-первыхнадо было довершить политическое объединение русскогонарода, едва не половина которого находилась за предела-ми Русского государства; во-вторых предстояло исправитьграницы государственной территории, которые с некоторыхсторон были слишком открыты для нападения. Разрешениеэтих задач до Петра было только начато. Вторая задача,территориальная, еще до него приводило Московское госу-дарство к столкновениям с двумя врагами: со Швецией, укоторой нужно было отвоевать восточный берег Балтийскогоморя, и с крымскими татарами, т. е. с Турцией. Петр, на-чиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетаниемеждународных отношений, до него создавшееся. В началецарствования он также обратил все свои усилия и народныесилы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей за-дачей исправление и ограждение южной границы госу-дарственной территории. Для этого надо было укрепить засобой и обезопасить берега Черного и Азовского морей. НаАзовском море появился первый русский флот; там возникливерфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе пе- - 2 -ременились. В северной и средней Европе после Тридцати-летней войны в международных отношениях главенствоваламаленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложи-лось особенно на государства, близкие к Балтийскому мо-рю, на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искалисебе третьего союзника в Московии, которая считала себяобобранной после Кардисского мира 1661 г., невозвратив-шего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра по-вернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морейк Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, нап-равленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государствасуждено было стать не Азову или Таганрогу, а С.-Петер-бургу. Таким образом, задача исправления южной границыбыла оставлена ради ограждения северо-западных пределов.
2. ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА РЕФОРМЫ.
Самое глубокое Полтавской победы сказалось не навнешней политике, а в ходе внутренних дел. На очередьстало гражданское правление. Обер-инспектор ратушногоправления предупреждал Петра, что война приблизила народк конечному разорению и необходимо ослабить взысканиенакопившихся недоимок, от которого идет "превеликий все-народный вопль". До этого момента все управление былонаправленно к целям войны и превратилось в генеральныйштаб и военную кассу. До Полтавы можно отметить толькодва законодательных акта устроительного характера: указы30 января 1699 г. - о восстановлении земских учрежденийи 18 декабря 1708 г. - о разделении государства на гу-бернии. Петр не получил такого политического воспитания,чтобы "превеликий всенародный вопль" от взыскания недои-мок мог сам по себе его тронуть. Но другие, менеечувствительные соображения побуждали его обратить внима-ние на эту проблему. Он по-прежнему оставался туг к по-ниманию нужд народа, но стал более чутким к условиямсвоего международного положения. Победы при Лесной и подПолтавой показали, что главное дело было сделано, регу- - 3 -лярная армия создана; создался и балтийский флот. Ту идругую силу предстояло поддерживать на достигнутом уров-не и даже приподнимать по возможности. Полтава выводилаПетра на большую европейскую дорогу, грозившую новымирасходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступа-ла новым международным могуществом, следовательно приоб-ретала врагов во всех старых друзьях. Военный и диплома-тический престиж надобно было дорого оплачивать. Междутем источники государственных доходов истощались, накоп-лялись многолетние недоимки. Курбатов, обер-инспекторратушного правления, грозил, что при строгом их взыска-нии многие плательщики скоро совсем выбьются из сил. Че-рез пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскиватьтолько за два прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г.сосчитали приход и расход за 1705-1707 гг. и открыли,что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своихрасходов, 2/3 которых шло на армию и флот. весь этот де-фицит раскладывался на плательщиков в виде дополнитель-ного налога. С каждым шагом становилось яснее, что велиигру не по карману. Это поворачивало мысль от боевойграницы вовнутрь, от военных операций к изысканию новыхисточников казенного дохода. Их можно было найти толькопутем лучшего устроения народного труда и государствен-ного хозяйства. Этот поворот и отмечен в сборнике мате-риалов по истории Северной войны, который редактировалсам Петр. В этот период очень заметен подъем законода-тельной деятельности. С 1700 г. по 1709 г. включительнобыло издано более 500 актов, а в следующее десятилетиеих число дошло до 1238 и почти столько же их напечатаноза одно пятилетие 1720-1725. Все наиболее капитальныезаконоположения Петра относятся ко второй, послепол-тавской половине его царствования. Война превратила егоиз корабельного мастера и войскового организатора в мно-гостороннего преобразователя. - 4 -
3. ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ.
На первый взгляд преобразовательная деятельностьПетра представляется лишенной всякого плана и последова-тельности. Постепенно расширяясь она захватила все частигосударственного строя, коснулась самых различных стороннародной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сра-зу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформаподступала по нескольку раз, в разное время касаясь еепо частям, по мере надобности. Преобразовательные мерыследовали одна за другой в том порядке, в каком вызывалиих потребности, навязанные войной. Она поставила на пер-вую очередь преобразование военных сил страны. Военнаяреформа повлекла за собой два рядя мер, из которых однинаправленны были на поддержание регулярного строя преоб-разованной армии и новосозданного флота, а другие наобеспечение их содержанию. Меры того и другого порядкаизменяли положение и взаимные отношения сословий, усили-вали напряжение и производительность народного труда какисточника государственного дохода. Нововведения военные,социальные и экономические требовали от управления такойусиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложныеи непривычные задачи, какие были ему не под силу при егопрежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этиминововведениями и частью даже впереди их шла постепеннаяперестройка управления всей правительственной машины,как необходимое общее условие проведения прочих реформ.Другим таким общим условием была подготовка дельцов иумов к реформе.Для успешного действия нового управления,как и других нововведений, необходимы были исполнителиподготовленные к делу, обладающие нужными для того зна-ниями, необходимо было и общество, готовое поддерживатьдело преобразования, понимающие его сущность и цели.Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научногознания, о заведении общеобразовательных и профессиональ-ных, технических школ. Таков общий план реформы, ее порядок, установленныйне наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самимходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главнымдвижущим рычагом преобразовательной деятельности, воен- - 5 -ная реформа - ее начальным моментом, а устройство фи-нансов - ее конечной целью.
4. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
Военная реформа была первоочередным преобразованиемПетра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как длянего самого, так и для народа. Она имеет очень важноезначение в нашей истории; это не просто вопрос о госу-дарственной обороне: реформа оказала глубокое действиена склад общества и дальнейший ход событий.
4.1. МОСКОВСКОЕ ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ.
Петр застал русское войско в полном расстройстве.Прежде солдатские и рейтарские, распущенные по домам намирное время призывались на службу в случае надобности.Это был уже призыв отпускных или запасных, бывалых лю-дей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армиидля борьбы со Швецией такого запаса уже почти не остава-лось. Полки пополнялись двумя способами: или "кликаливольницу в солдаты", или собирали с землевладельцев рек-рутов по числу крестьянских дворов. Петр приказал писатьв солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян, годных кслужбе, и даже дал холопам свободу поступать в сол-датские полки без отпуска господ. При такой вербовкенаскоро составленные, наскоро обученные немцами полкиновобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698-1699г. секретаря австрийского посольства Корба, являлисьсбродом самых дрянных солдат набранных из беднейшей чер-ни. Подобным же способом составлена была и первая армияПетра в Северную войну. Нарва обнаружила их боевое ка-чество.
4.2. ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ
После Нарвы началась неимоверная трата людей. Наско- - 6 -ро собираемые полки быстро таяли в боях, от голода, бо-лезней, массовых побегов, а между тем расширение театравоенных действий требовало усиления численного составаармии. Для пополнения убыли и усиления армейского комп-лекта один за другим следовали частичные наборы добро-вольцев и рекрутов из всех классов общества, из детейбоярских, из посадских и дворовых, из стрелецких детей идаже из детей духовенства. Армия постепенно становиласьвсесословной, но в нее ставилось кое-как на ходу выправ-ленное или совсем не боевое сырье. Отсюда возникла пот-ребность в другом порядке комплектования, который давалбы заранее и правильно подготовленный запас. Случайный ибеспорядочный набор охотников и даточных был заменен пе-риодическими общими рекрутскими наборами, хотя и при нихиногда повторялись старые приемы вербовки. Рекрутовраспределяли по "станциям", сборным пунктам, в ближайшихгородах партиями человек в 500-1000, расквартировывалипо постоялым дворам, назначали из них же капралов и еф-рейторов для ежедневного пересмотра и надзора и отдавалиих отставным, по причине ран и болезней, офицерам и сол-датам "учить военному солдатскому строф по артикулу неп-рестанно". С этих сборных учебных пунктов рекрутоврассылали, куда требовалось, "на упалые места ", для по-полнения старых полков и создания новых. Первый такойобщий набор был произведен в 1705 г.; он повторялся еже-годно до 1709 г. К концу царствования Петра всех регу-лярных войск, пехоты и конницы, числилось уже до 212тысяч, да 110 тысяч казаков. Притом была создана новаявооруженная сила, незнакомая древней Руси, - флот,
4.3. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
С началом северной войны азовская эскадра была заб-рошена потом потеряно и само азовское море. Поэтому, всеусилия Петра обратились на создание балтийского флота.Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь будет 80 боль-ших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодей-нопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая - 7 -русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концуцарствования балтийский флот насчитывал в своем составе48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких су-дов с 28 тысячами экипажа. Для управления, комплектования, обучения, содержанияи обмундирования этой регулярной армии был создан слож-ный военно-административный механизм с коллегиями Воен-ной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с гене-рал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцеля-рией под начальством генерал-провиантмейстера, с главнымкомиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара дляприема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачивойску жалования и снабжения его оружием, обмундировани-ем и лошадьми. Сюда надо еще прибавить генеральный штабво главе с генералитетом. Расходы на содержание армиисоставляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.
4.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ
Военная реформа Петра осталась бы специальным фактомвоенной истории России, если бы она не отпечаталась таксильно на социальном и нравственном складе русского об-щества и даже на ходе политических событий. Она требова-ла средств для содержания преобразованных и дорогих воо-руженных сил и особых мер по поддержанию их регулярногостроя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повин-ность на неслужилые классы, сообщая новой армиивсесословный состав, изменяли установившиеся обществен-ные соотношения. Дворянству, составлявшему основнуюмассу прежнего войска, приходилось занять новое служеб-ное положение, когда в ряды преобразованной армии сталиего холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и хо-лопами своих господ, а такими же рядовыми, какими начи-нали службу сами дворяне. - 8 -
5. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органывласти и управления и заменять их новыми. В результате кконцу первой четверти XVIII в. сложилась следующаясистема органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной, и су-дебной власти сосредоточилась в руках Петра, которыйпосле завершения Северной войны получил титул императо-ра. В 1711 г.был создан новый высший орган исполнитель-ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны-ми законодательными функциями. Он принципиально отли-чался от своего предшественника - Боярской думы. Члены совета назначались императором. В порядке осу-ществления исполнительной власти Сенат издавал указы,имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената былпоставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт-роль за деятельностью всех правительственных учреждений.Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу-дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров,назначаемых во все правительственные учреждения. В пер-вой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавиласьсистема фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязан-ности фискалов входило донесение обо всех злоупотребле-ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенныйинтерес". Никак не соответствовали новым условиям и задачамприказная система, сложившаяся при Боярской думе. Воз-никшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий,Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.)сильно различались по своему характеру и функциям.Распоряжения и указы приказов зачастую противоречилидруг другу, создавая невообразимую путаницу и надолгозадерживая решение неотложных вопросов. Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг.было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала опре-деленной отраслью или сферой управления и подчиняласьСенату. Главными считались три коллегии: Иностранная,Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Ману-фактур- и Берг-коллегии входил вопросы торговли и про- - 9 -мышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле-гия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизи-он-коллегия контролировала поступления доходов, сбор по-датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж-дениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала граж-данским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденнаянесколько позже, - дворянским землевладением. Был созданеще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени-ем; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов.Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам,которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор,канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы-ли также четко разграничены. Одни из них, например Ге-рольдмейстерская контора, ведавшая службой и произ-водством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайнаяканцелярия, ведавшие делами о государственных преступле-ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент,Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялисьодной из коллегий. В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органоввласти и управления на местах. Страна была разделена на8 губерний, различавшихся по территории и количествунаселения. Так, Смоленская и Архангелогородская губерниисвоим размером мало отличались от современных областей,а Московская губерния охватывала весь густонаселенныйцентр, территорию современных Владимирской, Ивановской,Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Ря-занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи-ла почти половина всего населения страны. В число губер-ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская иСибирская. Во главе губернии стоял назначаемый царем губерна-тор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную исудебную власть. При губернаторе существовала губернскаяканцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернаторподчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол-легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоре- - 10 -чили друг другу. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции,число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во-евода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь,делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной кан-целярией. Некоторое время в царствование Петра уезднаяадминистрация была заменена на выборным земским комисса-ром из местных дворян или отставных офицеров. Его функ-ции ограничивались сбором подушной подати, наблюдениемза выполнением казенных повинностей, задержанием беглыхкрестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальнойканцелярии. В 1713 г. местному дворянству было пре-доставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников отдворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по-душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро-вавшие в них воинские части наблюдали за сбором податейи пресекали проявления недовольства и антифеодальныевыступления.
6. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах,вводила новую классификацию служащего люда. Все новоуч-режденные должности - все с иностранными названиями, ла-тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроеныпо табели в три параллельных ряда: воинский, статский ипридворный, с разделением каждого на 14 рангов, иликлассов: 6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до ка-питана в армии и от коллежского регистратора до титуляр-ного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских -от майора до бригадира в армии и от коллежского асессорадо статского советника в гражданской службе; 3 гене-ральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии иот действительного статского советника до действительно-го тайного советника в гражданской службе. Аналогичнаялестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид-ворной службе. - 11 - Этот учредительный акт реформированного русского чи-новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги ивыслуги, на место аристократической иерархии породы, ро-дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та-бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама посебе, без службы, ничего не значит, не создает человекуникакого положения: людям знатной породы никакого поло-жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг непокажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдаш-нему словотолкованию) не получат". Потомки русских ииностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 ран-гов (до майора и коллежского асессора включительно),причислялись к "лучшему старшему дворянству во всякихдостоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы бы-ли". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ кдворянству, изменился генеалогический состав сословия.
7. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
Церковная реформа играла важную роль в утвержденииабсолютизма. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр зап-ретил избирать ему преемника. Управление церковью пору-чалось одному из митрополитов, выполнявшему функции"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патри-аршество было ликвидировано, для управления церковью былсоздан "Святейший правительствующий Синод", или Духовнаяколлегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главойДуховной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый им-ператором из числа высокопоставленных чиновников. Сторонник петровских преобразований архиепископ Фео-фан Прокопович написал "Духовный регламент", изданныйкак законодательный акт. В нем обосновывалась церковнаяреформа, определялись функции Синода по управлению цер-ковью. Церковная реформа обозначала ликвидацию самостоя-тельной роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль задоходами церкви с монастырских крестьян, систематически - 12 -изымало значительную часть их на строительство флота,содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новыхмонастырей, ограничивалось число монахов в существующих.Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной ие-рархии и черного духовенства и явились одной из главныхпричин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Это далеко не полный обзор преобразовательской дея-тельности Петра, здесь не упомянуты ни меры по общест-венному благоустройству и народному образованию, ни пе-ремены в понятиях и нравах, вообще в духовной жизни на-рода. Как было выше сказано, реформа по своему исходномумоменту была военно-финансовая. Но рассмотрение развитияРоссии в первой четверти XVIII в. показывает масштабыизменений, которые произошли за этот период. Значительновыросла территория страны, после многих веков борьбы онаполучила выход к морю, ликвидировав политическую и эко-номическую изоляцию, вышла на международную арену ипревратилась в великую европейскую державу.