Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман:
1. Почему я хочу это сделать?
2. А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
3. Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?
Если вы по-прежнему полны энтузиазма, попробуйте воспользоваться следующими советами.
• Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.
• Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.
• Подбадривайте ребенка. Уверенность появляется, когда тебе говорят: «Я знаю, ты сможешь это сделать!». И после: «Ты это сделал. Потрясающе!» Уверенность в себе воспитывается с первых шагов малыша.
• Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность.
• Настраивайтесь на успех. Некоторые дети беспокоятся прежде всего о том, чтобы не потерпеть неудачу в каком-то деле. Тогда успех не гарантируют даже высокие способности в этой области. Тот же, кто верит в успех, добивается его сам и увлекает за собой других.
• Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от жизни они не казались. При этом важно, чтобы ребенок думал и о том, как эту мечту осуществить.
• Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: «А что ты можешь сделать?» Умение предложить варианты и возможности для действия – вот отличительная черта для лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения, неизбежно встает во главе дела. Поощряйте вашего ребенка задаваться вопросом «А что, если я это сделаю?».
• Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство. Запишите своих детей в спортивную команду, в какой-нибудь клуб или детскую организацию, где они наберутся опыта общения с другими детьми. Поощряйте их занимать руководящую должность.
• Помогите ребенку определить сферу его интересов. Кто-то станет заводилой в игре, а кто-то в учебе. Став взрослым, один человек создаст уникальную актерскую труппу, другой – возглавит смелую научную разработку или организует новую политическую партию. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства.
• Подскажите ребенку один из секретов лидера – каждый день здороваться с каждым из своих подчиненных и улыбаться ему. Так и с ребенком: если он поддерживает хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в нем скоро увидят потенциального лидера.
• Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение говорить с аудиторией без стеснения – одно из главных качеств лидера. Пусть ребенок потренируется дома. Подскажите ему, как нужно говорить – громче или тише. Может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть и т.д.
Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость и ответственность. Он старается понять и выполнять правила (уважение к другим). В случае неудачи он не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость). Умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером – не значит быть сверхчеловеком.
Главное – ставить перед собой реальные задачи и использовать для их достижения свои способности и талант.
Из книги Акимовой Г.Е. “Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей”.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://malishi.ru/