Чуркина Людмила Михайловна
Влияние постановлений Европейского Суда по правам человека на национальные правовые системы государств-членов Совета Европы
Тема юридической природы постановлений Европейского суда по правам человека является важной и актуальной во многих государствах-участниках Конвенции, точно также как важна тема исполнения постановлений Суда государствами. Ведь недостаточно одного только вынесения каким-либо органом решения, необходимо еще, чтобы эти решения исполнялись. Это представляет проблему, поскольку в международном праве действует принцип суверенного равенства государств, то есть исполнение постановлений Суда представляет вопрос, относящийся как к правовой, так и к политической сфере.
Кроме того, за последнее время претерпели существенные изменения Совет Европы и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Изменились и правовые стандарты государств-членов Совета Европы.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конвенции «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать окончательные решения Суда по делам, в которых они являются сторонами». Из данного положения Конвенции явно следует, что решения Суда имеют обязательный характер. «В то же время, - пишет М. Лобов1 , - постановления Суда квалифицируются нередко как носящие декларативный характер».
Констатация Европейским Судом нарушения Конвенции налагает на государство- ответчик в силу части 1 статьи 46 четкие и определенные обязательства. Государство, против которого принято декларативное постановление о нарушении прав человека, не только должно выплатить определенную компенсацию, оно должно принять соответствующие меры индивидуального характера по отношению к потерпевшему меры (так называемые меры индивидуального характера), чтобы «положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения»,2 и, если это необходимо, также меры общего характера, способные эффективно предотвратить дальнейшие наруше¬ния Конвенции, подобные тем, которые были уже выявлены Судом.
Многие ученые говорят сейчас о влиянии постановлений Европейского Суда на национальные правовые системы государств-членов Совета Европы. Высказываются различные позиции - от рекомендательного характера и необязательности постановлений Европейского суда до полного приоритета над постановлениями локальных судебных инстанций.
В связи с этим возникает вопрос о соотношении международного публичного и национального права, поскольку это является важным для эффективности установленной Конвенцией системы. Профессор С.В. Черниченко по этому поводу отмечает: «Способы согласования внутригосударственного и международного права различны и зависят от права конкретного государства. Здесь, правда, надо сделать одну оговорку: государства могут договориться об использовании определенных способов согласования. Но сущность этого процесса всегда одинакова: приведение государством своего внутреннего права в соответствие с международным с целью обеспечить выполнение предписаний, дозволений и запретов, установленных последним»3 .
Англосаксонские и скандинавские государства традиционно разделяли позицию дуализма, в соответствии с которой международное публичное право и национальное право являют собой различные и независимые правовые системы. Однако, в течение последнего десятилетия скандинавские государства приняли законодательные акты, придавшие Конвенции прямое действие на их территории. Во всех восточно-европейских государствах Конвенция имеет прямое действие.
Несмотря на то, что Конвенция была ратифицирована государством еще в 1951 г., до вступления в силу Акта о правах человека в начале октября 2000 г., Конвенция не имела прямого действия на территории Соединенного Королевства. Тем не менее, анализируя практику, в британском государстве сложилась определенная система мер, направленная на исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека.
Одним из последствий постановления Страсбургского Суда по делу Голдер4 стало принятие распоряжения о внесении дополнений в тюремные правила, которые устраняют ограничения права на доступ к правосудию. В результате решения по делу Ирландия против Великобритании5 премьер-министр Соединенного Королевства в марте 1972 года официально заявил, что «пять методов» ведения допроса, которые впоследствии были признаны Судом нарушением статьи 3 Конвен¬ции, не будут более применяться в стране.
В результате постановления Европейского Суда, вынесенного по делу Санди Таймс6 , в 1981 г. был принят закон об оскорблении суда, регламентирующий основные вопросы ответственности за такое оскорбление.
Под влиянием решения по делу Уэлч7 в Соединенном Королевстве принят в 1994 году новый Закон о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в соответствии с которым действие распоряжения о конфискации не распространяется больше в обяза¬тельном порядке на все дела о торговле наркотиками. Вместо этого конфискация проводится по требованию прокурора или в случае, если суд принимает по собственному усмотрению решение об осу¬ществлении таких действий.
Как следствие решения, вынесенного по делу Боунер и Максвелл8 , действующая в Шотландии система подачи апелляций и пре¬доставления правовой помощи по уголовным делам была заменена новой системой, учрежденной Законом об уголовной юстиции от 1995 года.
Единственным государством, не придавшим Конвенции прямое действие, остается Ирландия. В результате «механизм не имеет правовой ценности по сравнению с национальным правом: Конвенция является обязательной для государства, но не внутри государства»9 . Такое толкование было подтверждено Верховным Судом Ирландии по известному делу O’Laighleis v. O’Sullivan and Minister of Justice (в Европейском суде – дело Лоулиса10 ). По тем же причинам предполагалось, что ирландское законодательство, которое запрещает гомосексуальные отношения между лицами мужского пола, не противоречит конституции Ирландии. Таким образом, Верховный суд не принял во внимание решение, вынесенное Европейским Судом по делу Даджен11 . Однако в нескольких решениях Верховного суда Ирландии указано, что как Конвенция, так и прецеденты Европейского суда могут быть использованы в суде, если, например, появляется пробел в национальном законодательстве или если суды столкнулись с сомнительными или нечеткими нормами ирландского законодательства.
С учетом решения по делу "Открытые Двери" и "Благо женщин города Дублина"12 в статью 40.3.3 Конституции Ирландии были внесены в 1992 году поправки, которые позволяют официально получить информацию об иностран¬ных клиниках, занимающихся проведением законных абортов. Пар¬ламент Ирландии в 1995 году одобрил Закон о правилах получения информации об иностранных консультационных агентствах по пре¬рыванию беременности.
Вследствие решения Суда по делу Джонстона13 в Ирландии Закон о правах детей от 1987 года уравнял в правах детей, рожденных в законном браке и вне его.
Прецедентное право Страсбургского суда значительно влияет на правовую систему Австрии. В связи с вынесением ряда решений в отношении Австрии (Патаки14 , Данширн15 , Бениш16 ) в уголовно-процессуальный кодекс были внесены поправки, позволяющие ввести принцип равенства процессуальных прав обвинения и защиты. Австрийский законодатель принял в 1971 г. законодательный акт, который изменил Уголовно- процессуальный кодекс Австрии. Данный акт ограничил возможность введения срока досудебного задержания и существенно ограничил срок до шести месяцев.
В Австрии с учетом решения Европейского Суда по делу Херцегфальва17 в статью 51(1) Закона о больницах были в 1991 году включены более деталь¬ные положения, кроме того, в статью 34 Закона о помещении лиц в психиатрические больницы введены изменения, согласно кото¬рым запрещено препятствовать переписке меж¬ду пациентом и его адвокатом. Начиная с 1 января 1994 года это положение также применяется к лицам, осужденным и помещен¬ным в психиатрические клиники (новая статья 167(а) Закона о приведении в исполнение приговора). Статья 58 Закона предусматри¬вает к тому же, что лица, содержащиеся под стражей, должны иметь возможность получать информацию, включая теле- и радиоинфор¬мацию.
В результате дела “Informationsverein Lentia”18 Закон о региональном радиовещании и радиотрансляции от 1 января 1994 года либерализовал местное и региональное радиове¬щание в Австрии и возложил выдачу лицензий на частное вещание на новые региональные радиовещательные и радиотрансляционные органы.
Поставленные проблемы в решениях Европейского Суда по делам Палаоро, Пфармаейр, Прамсталлер, Шмауцер и Умлеафт19 нашли отражение в принятых 29 ноября 1988 года поправках к Федеральной Конституции Австрии 1929 года, которые ввели дополнительные средства правовой защиты, учредив независимые административ¬ные суды.
С 1974 положения Конвенции после ратификации и подписания «автоматически и прямо» применяются в Швейцарии как национальное законодательство. В результате присоединения к Конвенции было проведено несколько реформ. Например, после вынесения решения по делу Белилос20 Федеральный суд заявил, что процедура лишения права собственности на имущество, действующая в Каноне Vaud, противоречит ч. 1 ст. 6.
После вынесения решения по делу Хубер21 в Уголовно- процессуальный кодекс Цюриха были внесены с 1 сентября 1991 года изменения, согласно которым суд по уголовным делам, а не прокурор, уполномочен выносить решение о заключении под стражу лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Федеральный Суд Швейцарии в Постановлении от 7 августа 1992 года, ссылаясь на статью 6 Конвенции и на решение Европей¬ского Суда по делу Люди22 , указал, что обвинение, основанное на свидетельских показаниях офицера тайной полиции, не должно приниматься во внимание, если обвиняемый не имеет возможнос¬ти перекрестного допроса с офицером во время процедуры разбирательства.
С 7 августа 1952 г. Конвенция стала частью внутреннего права Германии. Как правило, Германия стремится предпринять превентивные действия, чтобы предотвратить признания нарушений Конвенции.
Так, например, с учетом решения по делу Карлхейни Шмидт23 в соответствии с решением по данному делу власти земли Баден-Вюртемберг, а также земель Баварии и Саксонии, имеющих аналогичное правовое регулирование, приостановили взыскание налогов на службу в пожарной охране, впоследствии Федеральный Конституционный Суд своим Постановлением от 24 января 1995 года признал их недействительными.
Хотя Конституция Бельгии умалчивает о месте прецедента среди правовых актов, приоритет международных договоров над всеми национальными законами неоспорим. В связи с этим бельгийские национальные суды должны воздерживаться от применения национальных законов, противоречащих Конвенции. В соответствии со статьей 441 Уголовно- процессуального кодекса кассационная инстанция может отменить решение и направить дело на новое рассмотрение в суд, если Европейский суд признает, что имело место нарушение Конвенции. Так, например, после вынесения решения по делу Пьерсак24 , опреде¬лившего факт нарушения принципа беспристрастности су¬дей (об участии одного лица вначале в качестве прокурора, а затем - председателя суда при разбирательстве одного и того же дела).
В результате вынесенного решения по делу Лами25 в Бельгии был принят новый Закон от 20 июля 1990 года о предварительном заключении, который предусматривает предоставление материалов дела и распоряжение обвиняемого и его адвокатов до рассмотрения его дела судом, который выносит решение в отношении дальнейшего содержания обвиняемого под стражей.
После рассмотрения Европейским Судом дела X и Y26 и признания нарушения Конвенции Закон от 27 февраля 1985 года внес изменения в статью 65 Уголовного кодекса Нидерлан¬дов и предоставил право доверенному лица, страдающего пси¬хическим заболеванием и ставшего жертвой преступных деяний, подавать жалобу от имени того лица.
В связи с решением Суда Энгель и другие против Нидерландов27 Закон Ни¬дерландов от 12 сентября 1974 г. стандартизировал дисциплинарные наказа¬ния и порядок их применения для военнослужащих всех званий. Закон отме¬нил «предварительный арест», «строгий арест» и направление в дисциплинар¬ное подразделение. Вместе с тем еще до вступления в силу Закона эти санк¬ции практически перестали вводиться приговорами в связи с распоряжением министра.
Дело Кендьбихара28 стало поводом для внесения изменений в статьи Уголовного кодекса, вступивших в силу с 1 сентября 1986 г., и применяемые в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Согласно Закону такие лица, содержащиеся под стражей, могут обжаловать решение суда, увеличивающее срок их заключения.
Практика Верховного Суда Нидерландов претерпела измене¬ние благодаря делам Лала и Пелладоа29 . Обвиняемому предоставлено право в случае его от¬сутствия (даже по необоснованной причине) на рассмотрении его дела, на которое он был вызван повесткой, быть представленным защитником.
Для исполнения решения Суда по делу «Union Alimentaria Sanders»30 на основании Закона о территориальной организации судеб¬ной системы от 28 декабря 1988 года в Испании были пересмотрены границы судебных округов, а также установлена новая территори¬альная юрисдикция судов. Во всех провинциях приняты законы, которые уч¬редили на своей территории судебные округа и их центры.
В результате дела Кастеллс31 Конституционный Суд Испании в Постановлении от 25 июля 1992 года признал, что практика Европейского суда по правам человека представляет критерии толкования конституционных норм, защищающих фундаментальные права, и непосредственно применяется в правовой системе Испании. Верховным Суд Испании впредь допускает защиту exception veritatis в диффамационном производстве.
В Финляндии закон, внесший дополнения в соответствую¬щее законодательство о государственной опеке и праве родителей на общение с детьми, вступил в силу с декабря 1996 года. После вынесения решения по делу Хоканнен32 Мини¬стерство социального обеспечения и здравоохранения организовало семинар по вопросам защиты детей, их опеки и прав родителей на общение с детьми для социальных работников, которые в своей профессиональной деятельности имеют дело с решением таких вопросов.
В результате дела Крюслэн и Ювиг33 во Франции принят 10 июля 1991 года Закон об обеспечении права на тайну телекоммуникационных переговоров, который внес дополнения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса, которые подробно определяют все возможные действия, связанные с прослушиванием телефонных переговоров, санкционированные судом.
Как последствия дела Бельджуди34 Декрет от 2 ноября 1945 года в отношении условий въезда и проживания иностранцев во Франции был дополнен законодательными актами от 24 августа 1993 года и 30 декабря 1993 года и установил категории иностранцев, которые не могут быть депортированы, за исключением случаев абсолютной необходимости.
В результате дела Фам Хоанг35 во Франции Закон от 10 июля 1991 года внес изменения в систему предоставления юридической помощи. За¬кон также предусматривает организацию учреждения по предос¬тавлению юридической помощи при каждом суде высшей инстан¬ции, Кассационном Суде, Государственном Совете и Комиссии по обжалованию дел о беженцах. Эти учреждения принимают ре¬шения по заявлениям о предоставлении юридической помощи, которые могут быть обжалованы.
В деле Коккинакис36 Европейский суд констатировал нарушение положений ст.9 Конвенции, вследствие чего министр юстиции Греции директивой от 3 августа 1993 г. об¬ратил внимание компетентных юридических органов на то, что они обязаны толковать нормы законодательства страны в соответствии с требованиями, содержащимися в решении Европейского Суда.
В результате решения по делу Кампанис37 во избежание повторения нарушении, выявленных при рас¬смотрении данного дела Европейским Судом, Законом были внесены изменения в статью 287 Уголовно-процессуального кодекса Греции. Изменения предусматривают, что до того как принять решение о продлении срока предварительного заключения под стражей обви¬няемого, он должен быть вызван повесткой на слушание по делу в Отдел по вынесению решений.
В связи с делом Мотта, Манциони, Пуглиезе, Алимена, Фикара, Вайзер, Анжелюсси, Май, Жиролами, Ферраро, Трижиани, Мори, Коласиоппо, Адилетта и др. и делом Фрау38 новый Уголовно-процессуальный кодекс Италии предусматривает различные меры, направленные на упрощение процедуры рассмотрения уголовных дел с целью сокращения сроков судебного разбирательства.
В вышеуказанный Уголовно-процессуальный кодекс Италии благодаря делу F.C.B39 . была внесена оговорка, согласно которой судьям предоставлено право приостанавливать или откладывать су¬дебное разбирательство по собственному усмотрению, когда очевидно, что отсутствие обвиняемого обусловлено его аб¬солютной неспособностью явиться и суд.
С учетом дела Заиги, Бригонди, Санти40 в Италии Закон N1' 374 от 21 ноября 1991 года ввел институт мировых судей, в компетенцию кото¬рых входит разрешение споров и вынесение приговоров по не¬тяжким преступлениям.
В результате признания нарушения по делу Джианкарю и Франческа Ломбарды41 в Италии Закон-Декрет от 15 ноября 1993 года ввел региональ¬ные аудиторские судебные палаты для обеспечения рассмотрения дел в разумные сроки.
В связи с решением Сильва Понтес42 Закон от 20 августа 1992 года и Закон-Декрет от 17 июня 1994 года реорганизовали судебную систему Португалии с це¬лью снижения загруженности работы судов и ускорения рассмотре¬ния дел.
По результатам вынесенного решения по делу Ягси и Саржин, Мансур43 внесенные Законом изменения в статью 110 Уголовно- процессуального кодекса Турции предусматривают, что период предварительного заклю¬чения под стражу не должен превышать более двух лет в случае, если установленное Законом за преступление, совершенное подо¬зреваемым, максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает семилетний срок. В случае, если за преступление, со¬вершенное подозреваемым, предусмотрено наказание в виде лише¬ния свободы на срок свыше семи лет, то срок предварительного заключения под стражу при наличии определенных оснований мо¬жет быть продлён.
Рассматривая практику исполнения постановлений Европейского суда по правам человека, можно сделать вывод, что прецеденты Суда оказывают значительное влияние на правовые системы государств-участников Совета Европы и тем самым поддерживают Конвенцию, признанную «конституционным инструментом европейского правопорядка, от которого зависит демократическая стабильность континента»44 .
Быстрое и эффективное исполнение каждого решения Европейского Суда бесспорно имеет ключевое значение для решения этих задач и соответственно для будущего Конвенции45 . Контроль за исполнением постановлений Суда осуществляется Комитетом Министров с целью обеспечить действие Конвенции как эффективной коллективной гарантии общего минимального стандарта в соблюдении основных прав и свобод человека.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sutyajnik.ru/