Авиэтта Михайловна Павлова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Московского государственного института электронной техники (Технический университет).
В процессе стратегического планирования учитываются интересы не только предприятия (акционеров, учредителей), но и потребителей, поставщиков, работников, правительства, заимодателей, инвесторов, местного общества и других взаимодействующих субъектов (фискальные службы и т. п.). Эти интересы отражаются в ценовой политике, налоговом планировании, и повышении потребительной стоимости товара, в системе повышения финансовой устойчивости и других элементов планирования.
Однако необходимо учитывать, что в рыночной экономике самыми заинтересованными в повышении эффективности предприятия являются собственники предприятия, поэтому интересы их являются главными (доминирующими), а остальные интересы относятся к категории сопутствующих. Так как собственники вкладывают свои средства в уставный капитал на начальном этапе создания бизнеса и при этом рискуют, то по мере развития бизнеса они вправе ожидать роста стоимости своей доли капитала, а следовательно, и увеличения стоимости капитала всей компании.
В связи с этим на собраниях учредителей основными критериями оценки деятельности администрации (или высшего звена управления) являются темпы роста рыночной и реальной (действительной) стоимости капитала фирмы, величина капитализации (стоимости компании) и рентабельность акционерного капитала (активов фирмы), т. е. отдача капитала через уровень доходности.
В социально ориентированной рыночной экономике, характерной для стран Европы и Азии, акцент в большей степени смещается на рост социальной защищенности работников (через увеличение стоимости рабочей силы) и общественной значимости предприятия в своей стране. На таких предприятиях работники имеют право участвовать в принятии решений по кадровым и социальным проблемам на предприятии посредством совета рабочих, т. е. совет управляющих (совет директоров) совместно с советом рабочих разрабатывает кадровую и социальную стратегическую политику.
В свободной рыночной экономике, ярким представителем которой являются США, собственники компаний ориентируются на развитие фирмы прежде всего с целью повышения стоимости капитала, т. е. главным является соблюдение интересов акционеров.
Важное различие между США и Европой состоит также в степени концентрации собственности на источники капитала и управления ими. Например, в общем объеме германских долговых обязательств преобладают институциональные (~85% заемные и т. п.), а не рыночные источники.
Очень мала доля корпоративных облигаций, поступивших в открытую продажу в Германии (0,14% общего объема облигаций в обращении), в Японии такие облигации обеспечивают 2,8% внешнего капитала, а выпуск простых акций составляет только 8,9%. Основными источниками привлекаемого внешнего капитала являются банки, страховые компании, нефинансовые коммерческие корпорации (более 60%).
Учитывая особенности социальной рыночной экономики, менеджеры в этих условиях менее заинтересованы в создании стоимости компании как стратегического показателя результатов деятельности.
Однако и в открытой рыночной экономике, и в социальной рыночной экономике стоимость капиталов компании как фактор существует и может являться главным системообразующим показателем стратегии развития компании. Чем выше уровень этого показателя, тем больше добавленная стоимость, выше конкурентоспособность, производительность труда и уровень занятости, а как следствие, и ВВП на душу населения в виде показателя уровня жизни.
Результаты многолетних международных исследований специалистов подтвердили тесную связь (высокую корреляцию) между ВВП на душу населения, производительностью труда и созданием стоимости. Производительность определялась отношением произведенного продукта к трудовым затратам на его производство. Страны, не способные повышать производительность труда так же быстро, как конкуренты, будут страдать от «бегства» капитала из страны, эмиграции квалифицированных специалистов и снижения уровня жизни.
Отражением показателя стоимости капитала компании является также добавленная рыночная стоимость (ДРС). Изменение ДРС служит индикатором роста (или падения) создаваемой стоимости в планируемый период и представляет собой величину изменения между рыночной и балансовой стоимостью простых акций (для акционерных компаний) за данный период времени. Аналогично для других форм собственности предприятия ДРС можно также считать как разницу между рыночной стоимостью компании и действительной (реальной) стоимостью активов.
Например, за 5-летний период показатели рыночной и действительной балансовой стоимости активов (капитала) предприятия составили:
рыночная стоимость компании: в 1-й год — 1200 млн. руб.; в 5-й год — 2100 млн. руб.
действительная балансовая стоимость активов: в 1-й год — 660 млн. руб.; в 5-й год — 1100 млн. руб.
Добавленная рыночная стоимость капитала за 5 лет будет равна:
изменения рыночной стоимости: ΔСрын = 2100 — 1200 = 900 млн. руб.;
изменения действительной балансовой стоимости: ΔСреал.бал = 1100 — 660 = 440 млн. руб.;
добавленная рыночная стоимость: ДРС = 900 — 440 = 460 млн. руб.
В российском законодательстве действительная (или реальная, чистая) балансовая стоимость активов (капитала) фирмы определяется так:
Среал.бал = ОА — ДО — НМЛ, (1)
где ОА — общая стоимость активов (валюта баланса); ДО — суммарная величина долговых обязательств (краткосрочных и долгосрочных); НМА — величина нематериальных активов, отраженная в балансе.
Для закрытых акционерных обществ и предприятий других фирм собственности, где есть трудности в определении рыночной стоимости капитала из-за отсутствия их на фондовом рынке можно использовать показатель роста чистой балансовой стоимости активов (формула 1), что также будет характеризовать изменение стоимости реального капитала фирмы, а следовательно, и конкретного учредителя. В этом случае определяются как изменения величины капитализации фирмы, так и темп ее роста.
Из приведенного выше примера изменение реальной балансовой стоимости активов за 5 лет составило: ΔСреал.бал = 440 млн руб., а общий темп роста капитализации за планируемый период — 66,6%:
qобщ = (1100 — 660)*100/660
Это означает, что среднегодовой темп развития составил qгод = 13,3%. Однако для каждого конкретного года темпы развития устанавливаются разные, в соответствии со стратегией управления активностью развития предприятия.
Стратегические планы разрабатываются на основе прогнозирования на достаточно длительные периоды (более 2 лет), поэтому все будущие стоимостные показатели и денежные потоки приводятся к настоящему периоду (дисконтируются) и сравниваются с показателями на начало планируемого (настоящего) периода, т. е. учитывается изменение ценности денежных средств за планируемый период.
Рыночная стоимость компании и дисконтированные денежные потоки (обеспечивающие рост капитала) взаимосвязаны.
Для планируемой оценки стоимости капитала на основании движения будущих денежных средств необходимо выяснить прогнозируемые темпы роста объема продаж и нормы прибыли, потребности в оборотных средствах и капиталовложениях с учетом мероприятий по снижению затратоемкости корпоративной деятельности, а также другие показатели (ликвидность и т. п.). Это означает, что для планирования стоимости конкретной компании необходимо выявить ключевые факторы, влияющие на ее величину, так как увеличение темпов роста продаж на 1% или повышение нормы прибыли на 1% и других показателей по-разному влияют на рост стоимости капитала.
При планировании роста стоимости компании необходимо поддерживать определенное (рациональное) равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности фирмы и соответственно регулировать баланс и отчет о прибылях и убытках.
В создании стоимости предприятия активное участие принимают не столько высшее звено управления, сколько менеджеры среднего и нижнего звеньев, поскольку от них зависят динамика снижения удельных затрат, рост продаж, торговые издержки, качество товаров, соблюдение сроков отгрузки продукции и т. п. Учитывая такое положение, следует считать процесс планирования стоимости компании комплексным процессом, включающим в себя все аспекты управления бизнесом и учитывающим ключевые факторы успеха компании.
В процессе стратегического планирования важным является не столько стоимостная оценка роста капитала предприятия, сколько планирование мероприятий, обеспечивающих такой рост. В этих мероприятиях отмечается возможный рост стоимости по конкретному направлению, например, от реализации инноваций прирост стоимости ожидается на 15%, от планируемого ускорения оборачиваемости оборотных средств — на 5, от реального роста цен — на 3, от снижения себестоимости продукции и торговых издержек — на 4% (повышение качества и т. д.). Такая целенаправленность обеспечивает более эффективное и сбалансированное управление активностью развития компании, выраженное через показатель стоимости компании.
Такой подход подтверждает необходимость выявления определяющих факторов роста стоимости и управления уровнем воздействия этих факторов. Однако необходимо учитывать, что ключевые факторы могут периодически менять свою значимость исходя из внешних и внутренних условий функционирования предприятия. Поэтому анализ и выявление степени влияния каждого фактора является обязательным элементом в системе планирования. Кроме того, факторы стоимости взаимосвязаны, что также необходимо учитывать.
При формировании стратегического плана обычно анализируют различные прогностические сценарии развития, где учитываются взаимодействия факторов стоимости. После согласования и утверждения стратегии развития, обеспечивающей максимально возможную стоимость компании в планируемый период, разрабатываются целевые нормативы на краткосрочный и долгосрочный периоды. Такие целевые нормативы, выраженные в конкретных показателях, являются критериями оценки эффективности управления того или иного менеджера.
Ориентация на показатель стоимости капитала предприятия и учет факторов формирования стоимости позволяют развивать экономическое мышление у руководителей всех уровней управления, так как, выполняя свои непосредственные должностные функции (производственные, маркетинговые, сбытовые, снабженческие и др.) менеджер вынужден определять уровень отдачи от своей деятельности с учетом роста стоимости компании.
Необходимо отметить, что смена типа мышления требует достаточно длительного времени для адаптации к новым инструментам планирования. В первый год реализации системы стратегического управления на основе стоимости компании, как правило, усилия направляются на создание механизма обеспечения такого подхода, включающего в себя:
создание соответствующей информационной базы;
разработку методики определения стоимости компании как для корпорации в целом, так и для хозяйственных (деловых) единиц;
проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов с целью развития экономического мышления;
разработку системы организационного сопровождения стратегических планов;
обеспечение соответствующей инфраструктуры для принятия и реализации плановых решений;
разработку экономических моделей для моделирования плановых решений при различных сценариях развития предприятия.
Таким образом, стратегическое планирование стоимости компании будет служить ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления. Кроме того, при этом создаются условия для развития экономического мышления у менеджеров и работников предприятия на основе анализа ключевых факторов стоимости, что позволит повысить целенаправленность и результативность деятельности, а также избежать повышенных издержек в процессе развития предприятия.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/