Рефетека.ру / Психология и педагогика

Авторский материал: Самоанализ ваших возможностей

Самоанализ ваших возможностей

Валентин Иванович Петрушин, действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор психологии Московского государственного педагогического университета, заведующий кафедрой психологии творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусства.

Наметка вех жизненного пути связана с задачей стратегическою планирования жизни. Опыт показывает, что организации и отдельные работники, которые владеют навыками стратегического планирования, имеют гораздо лучшие показатели по сравнению с теми, которые таких навыков планирования не имеют. То же самое можно сказать и про отдельного человека.

Следующий перечень вопросов, направленных на выявление и самоанализ ваших возможностей, был разработан известным американским исследователем и психологом Максом Эггертом. Мы их сгруппировали по отдельным блокам для более удобного и обобщенного восприятия.

Наброски вех жизненного пути

Как бы я хотел(а) использовать свою жизнь и чего я хотел(а) бы добиться?

Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, на это десятилетие?

Как выделиться в лучшую сторону во время встречи: за сегодняшний день, в этом месяце, в этом году?

Каковы намеченные мною вехи карьеры и когда я должен(а) их достичь?

Являются ли мои цели измеримыми и делимыми на этапы?

Можно ли установить реалистичные сроки для достижения моих целей?

Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?

Выявление точки наилучшего приложения сил

В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?

Какие возможности роста имеются в моей работе?

В чем я сегодня добился/добилась успеха и благодаря чему?

От чего следует отказаться в интересах карьеры, и почему?

Карьеру надо строить по военному принципу — нанесение главного удара, для чего все силы собираются в одной точке.

Самоанализ и самомотивация

Что является для меня наиболее важным стимулом?

Как я буду вознаграждать себя за прилежание и успехи?

Как я могу улучшить свою работу?

Какие навыки мне потребуются в дальнейшем для моей работы?

Какие профессиональные объединения представляют для меня интерес?

Что я узнал сегодня полезного, что поможет мне завтра работать лучше?

Что я должен(а) делать, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень: на этой неделе, в этом месяце, в этом году?

Без поддержания самомотивации на высоком уровне карьерный рост будет периодически выдыхаться. Без надлежащего давления пара в котле паровоз не будет двигаться вперед. Поэтому регулярная подпитка при помощи самоанализа весьма полезна.

Изучение непосредственного начальника

Как получили свои места мой начальник и начальник моего начальника?

Что нравится и что не нравится моему начальнику в том, как я работаю?

Чем я могу способствовать успеху моего начальника?

Что читает по специальности мой начальник и стоит ли мне читать это же?

Какими сильными и слабыми сторонами обладает мой начальник? Как мне их можно использовать?

Могу ли я влиять каким-либо образом на моего начальника?

Хороший начальник на работе — все равно что хороший отец дома. Лучше иметь хорошего начальника в плохой организации, чем плохого начальника в хорошей. Хороший начальник — тот, кто сам растет и способствует росту своих подчиненных.

Изучение возможностей организации

Какова культура моей организации и насколько я ей соответствую?

Кто в нашей организации лидер и чем я от него отличаюсь?

Как люди здесь получают повышение?

У кого в нашей организации реальная власть?

Каков классический путь продвижения к интересующей меня должности в этой области деятельности, в этой организации?

Кто в организации имеет серьезное влияние на принятие важных решений?

Какие организации являются флагманами нашей отрасли и как я могу в них попасть?

Как сделать, чтобы руководство заметило мои заслуги?

Каковы критерии успеха в работе: у организации, у моего начальника, у меня?

Как успех в работе измеряется и ранжируется мною, моим начальником, в нашей организации?

Как мне приобрести большую уверенность в себе, в своей работе, в своем начальнике, в результатах собственного труда, в своей организации?

Для карьерного роста важно уметь хорошо ориентироваться как в своей работе, так и в работе всей организации. Важнейший показатель ее жизнеспособности — корпоративный дух. При отсутствии этого фактора так же трудно делать карьеру, как и доброму семени расти на каменистой почве.

Выявление перспектив карьерного роста в данной организации

Если бы повышение зависело от меня самого, на каких областях своей деятельности я бы сосредоточил(а) усилия, чтобы обеспечить в будущем желаемую работу и должность?

Каковы управленческие мотивы в текущем месяце и что я должен(а) сделать, чтобы оказаться в струе?

Как повернуть свою работу, чтобы блистать; как преодолеть свои недостатки и использовать достоинства?

Как долго стоило бы в идеальном случае оставаться на этой работе?

Выявление перспективности карьеры на рынке труда

В чем состоит моя работа? Почему меня на нее наняли? Каковы ее перспективы?

Как развить нужные умения и навыки?

Какие качества мне нужно развивать для моей нынешней работы и для работы будущей?

Как котируется моя работа на рынке труда?

Когда я должен провести следующую оценку своего успеха в работе?

Когда мне следует пересмотреть личные цели?

Когда мне следует поступить на новую работу и когда уйти со старой?

Рынок труда — третий важный фактор карьерного роста после профессионализма и хорошей организационной культуры. Переход из одной организации в другую по принципу хода шахматного коня — один из способов быстрого продвижения.

Решение проблем, связанных с повышением

Какая должность является естественным продолжением данной и хочу ли я ее занять?

Если завтра меня повысят, кто из моих подчиненных займет мое место? Что я должен(а) делать для их подготовки?

Кто является моим конкурентом при ближайшем повышении и как я могу поставить себя в наиболее выгодное положение?

Какой стиль управления я предпочитаю и как его использовать наилучшим образом?

Какую роль я предпочитаю в коллективной работе и как я могу ее использовать наилучшим образом?

Подготовка к восхождению на следующую ступень карьеры связана с подготовкой достойной замены на ваше нынешнее место. Оптимальный стиль управления всегда выявляет тех, кто может продолжить дело начатое вами после того, как вы ушли на повышение.

Создание делового имиджа

Во что одевается руководство фирмы?

Выгляжу ли я соответственно стилю этой организации?

Что я хочу продемонстрировать своей манерой одеваться на работе?

Что я хочу продемонстрировать своей манерой организовать свое рабочее место?

Что я делаю, чтобы выглядеть бодрым(ой) и здоровым(ой), чтобы мой вид соответствовал моим устремлениям?

Как мне следует организовать свое рабочее место наилучшим образом?

Достаточно ли полным и обновленным является мое резюме?

Рабочее место — ваше второе лицо. Беспорядок на рабочем месте говорит о беспорядке в вашей голове. И там, и там должен быть полный порядок.

Создание сети связей и знакомств

Как мне поддерживать полезные контакты, чтобы они помогали моей деятельности?

Что из того, что я делаю или читаю, может быть полезно тем, кого я включил(а) в свой круг знакомств?

С кем у меня сложные взаимоотношения и как я могу их улучшить?

С кем мне хотелось бы наладить контакты и как этого достичь с помощью коллег и знакомых?

Какие контакты, клубы и ассоциации принесут мне наибольшую пользу в деле развития карьеры?

Знакомства и связи — это канаты, которые могут поднять вас на вершины успеха. Это те же время и деньги, которые помогают профессиональному росту. Над развитием сферы знакомств и их поддержанием надо работать точно так же, как и над своим профессиональным мастерством, если не больше.

Поиск нового места работы

О каком месте работы я мечтаю, о каком начальнике, о каком коллективе?

Почему я все еще выполняю эту работу?

Какие ошибки в области карьеры я совершил(а) и чему научился/научилась?

Что нужно знать и уметь на той работе, куда я хочу переходить?

Кто может дать мне наилучшие советы в области карьеры?

Какая зарплата устроит меня на этом месте, на новой работе?

Современные промышленные психологи говорят о полезности смены сферы интересов каждые 4-5 лет. Такая смена является мощным стимулом для поддержания мотивации на высоком уровне. Привычка держаться за что-то одно бывает губительна для профессионального и личностного роста, а значит, и для карьеры.

Поиски ошибок в карьерном продвижении

Если начинать свою карьеру сначала, что бы я изменил(а) и почему?

Какие значительные ошибки я допустил(а) и чему научился/научилась при этом?

Что оказало наибольшее влияние на мою карьеру?

Чем я рисковал(а) и каковы были мои выгоды и убытки?

Как бы я мог(ла) более рационально использовать свое время?

Достаточно ли я делаю для развития необходимых навыков и умений?

Самокритичность в оценке своих достижений — хороший хлыст, спасающий от самоуспокоенности.

Все эти вопросы начинающий делать карьеру должен регулярно задавать самому себе и спрашивать у окружающих, что они думают по поводу его личностных качеств. Не менее важным Макс Эггерт считает создание своего положительного образа у окружающих. Его рекомендации, этому способствующие, мы сгруппировали так.

В фирме

С энтузиазмом относиться к делу, никогда не порочить свою организацию, ее деятельность, продукцию, услуги, руководство.

Приходить на работу раньше или уходить позже, чем большинство сотрудников.

Написать статью для внутрифирменного издания.

Стать экспертом в области, относящейся к работе.

Стать представителем коллектива в совете фирмы.

Планировать и осуществлять полезные для достижения известности встречи.

Регулярно раз в месяц подавать начальнику краткий обзор ваших достижений и планов на следующий месяц.

Выступать с рационализаторскими предложениями по улучшению работы или достижению экономии.

Каждый день беседовать на работе хотя бы с одним новым собеседником.

Одеваться всегда в стиле, соответствующем вашей организации.

За пределами фирмы

Написать и выпустить книгу.

Написать статью для профессионального издания.

Выступать на конференциях и семинарах.

Создать группу взаимодействия с потребителями продукции фирмы или войти в такую уже существующую группу.

Коммуникации и связи

Пригласить на обед экспертов в своей области.

Посещая семинары и конференции, всегда выступать в конце с комментариями или существенным вопросом, называя свое имя или организацию.

Искренне благодарить и хвалить тех, кем вы восхищаетесь и кто помогал вам.

Активно участвовать в профессиональных ассоциациях.

Браться за проекты, перспективные в смысле достижения известности и расширения профессиональных контактов.

Организовать обучение.

Чаще общаться с людьми непосредственно, а не по телефону.

Принимать участие в благотворительных акциях и в их широком освещении.

На досуге

Проявлять активный интерес к тем формам досуга, которые предпочитает начальство.

Играть в спортивные игры с руководящими работниками компании, их детьми и любимыми племянниками.

Стремиться сделать свой офис образцовым, соблюдая при этом требования хорошего вкуса, необходимый декор и разумные ограничения.

Заниматься организацией общественных мероприятий на службе.

Не надо, советует М. Эггерт, стремиться делать все это сразу, но что-нибудь надо делать обязательно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Похожие работы:

  1. • Самоанализ деятельности ...
  2. • Самоанализ и самооценка ...
  3. • Самоанализ уроков истории
  4. • Анализ и самоанализ педагогической деятельности в ...
  5. • Методика вивчення математики
  6. •  ... школи та її професіограма. Самоаналіз та експертна оцінка як ...
  7. • Психологический самоанализ внеклассного ...
  8. • Вскрытие глубинных убеждений с помощью самоанализа
  9. • Позиция учителя педагогика
  10. • Профессиональное самоопределние старшеклассников
  11. • Предметно-рефлексивный анализ педагогических ...
  12. • Самооценка младших школьников
  13. • Психологический самоанализ урока истории
  14. • Организация психолого-педагогического сопровождения ...
  15. • Правила составления объявления об имеющейся вакансии
  16. • Формулирование личных целей
  17. • Психолого-педагогические особенности ...
  18. • Методика і практика вузівського викладання
  19. • Эмоциональная компетенция лидера
Рефетека ру refoteka@gmail.com