Работу выполнила Ганчурина Ольга.
Исторический факультет ЯГПУ
2003
В содержание входят материалы про династию Романовых после Петра I, в частности дворцовые перевороты, жизнь Александра I ,Николая I , Александра II, Марии Феодоровны, коронации царей, воспитание в династии Романовых.
Русские цари короновались, как правило, в Успенском соборе Московского Кремля. Коронационный обряд продолжался три дня и состоял из венчания правителя на царство и собственно коронации.
Венчание на царство и коронация заключались в возложении царских регалий: барм, шапки и цепи Мономаха, позднее короны. Короновал царя патриарх или митрополит. Такой порядок был введен Иваном Грозным и изменен лишь Петром I, который упразднил патриаршество на Руси. Царский престол передавался в России по наследству от отца к сыну.
Из двадцати правителей, принадлежавших к дому Романовых, женщин было шесть. Последняя из них Екатерина II снискала известность "просвещенной правительницы", она прославила свое имя крупными завоеваниями и мудрыми государственными решениями. Самым великим Российским правителем из Дома Романовых был все же Петр I, при котором начался подлинный расцвет России. При Петре I Россия стала великой державой и была провозглашена империей. Триста лет правления династии Романовых широко отмечались в России в 1913 году при последнем императоре Николае II.[1] События, происходившие в России во второй четверти до середины 18-го века, получили название "эпохи дворцовых переворотов" или "эпоха временщиков". Это был период политической нестабильности, время реорганизации органов центральной власти. За 37 лет от смерти Петра I до царения Екатерины II трон занимали 6 монархов, получивших престол в результате дворцовых интриг или переворотов. 2 из них Петр III и Иван Антонович были свергнуты силой и убиты. В 1725 - 27 гг. на престоле находилась Екатерина I, жена Петра I. Для лучшего управления страной был образован верховный тайный совет - высший государственный орган, ограничивавший власть сената. В него вошли: Меньшиков, Остерман, Толстой, Галицин… Все члены тайного совета были ближайшими советниками Петра I. Не за долго до смерти Екатерина I, написала завещание, определившее последовательность наследования престола. [3]
Это завещание было составлено под давлением Меньшикова, который рассчитывал женить Петра на одной из своих дочерей. После смерти Екатерины на престол взошёл Пётр 2, а его регентом стал Меньшиков. Но вскоре, из-за болезни он был оттеснён от престола князьями Долгорукими, которые вынашивали тот же план. В 1730г умирает Пётр 2. После этого тайный совет решил пригласить на престол племянницу Петра2, Анну Иоановну. Она правила с 1730-1740гг. Верховный Тайный совет разработал кондиции (условия), которые Анна Иоановны подписала, вступая на престол (она не могла выходить замуж, раздавать земли, объявлять войну, заключать мир и т.д). Но, приехав в Москву, она обнаружила, сто затею верховников поддерживает не всё дворянство, и она демонстративно разорвала кондиции, объявив себя самодержавной государыней. Время её правления было временем засилия иностранцев. Особым влиянием во дворе пользовался Эдмон Бирон. Незадолго до смерти Анна Ионовна назначила своим преемником 2-х месячного Ивана Антоновича, своего внучатого племянника. Регентом при нём был назначен Бирон. Через несколько месяцев после смерти Анны Иоановны Бирон был отстранён от власти немцем Минехом, затем был сослан в ссылку. Регентшей была Анна Леопольдовна (мать младенца). Но её правление длилось недолго. В 1741г произошёл новый дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра. Она правила с 1741-1761гг. Елизавета Петровна, вступив на престол, заявила, что не будет подписывать смертных приговоров и что будет править по заветам Петра 1. В последние годы своего правления она выписала из Германии своего племянника и сделала его своим наследником. В 1761г на престол взошёл Пётр3, но в июне 1762 он был, свергнут в результате заговора, организованного Екатериной 2. Так закончилась эпоха дворцовых переворотов.[1]
Среди всех Романовых наибольшее внимание воспитанию царских потомков уделяла Екатерина II. По примеру императрицы Елизаветы Петровны она, по существу, отобрала у родителей (Павла I и Марии Федоровны) их старших сыновей - Александра, будущего императора Александра I, и его брата Константина. Поселила их около себя в Царском Селе, вдалеке от родителей.
Все свои неистраченные материнские чувства бабушка отдавала любимому внуку Александру. Екатерина сочиняла для Александра детские книги, придумывала для него удобные, полезные для здоровья костюмы. Но надо отдать должное Екатерине II - она усердно занималась воспитанием внуков. В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию для воспитателей и наставников своих внуков. Этот педагогический труд ей казался особенно удавшимся, и она охотно давала им пользоваться заинтересованным лицам. В инструкции, составленной Екатериной, главное внимание было обращено на гигиену, физическое воспитание детей, а также на развитие в них силы воображения и чувства сострадания. В этом педагогическом труде были заложены основные принципы воспитания личности, главными чертами которой являлись естественность, разумность, свобода, нормальный здоровый быт.
Обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Приказано было учить детей в те часы, когда они изъявят к тому охоту, и оканчивать прежде, нежели станут скучать. За учение не бранить, но если учатся хорошо - похвалить. Императрица считала, что "страхом научить нельзя, ибо в душу, объятую страхом, не более можно вложить учение, чем на дрожащей бумаге написать". Екатерина II устанавливала и порядок обучения. Сперва учить чтению, письму, рисованию, арифметике. Затем последуют география, хронология, астрономия, математика. Но запрещается принуждать детей твердить много наизусть. "Языкам учить детей не иначе, как в разговорах, но чтобы при том не забывали своего языка русского...". Далее шли "история, законы российские, не узнав коих, невозможно знать и порядки, коими правится Россия". "Желательно, - писала императрица, - чтобы они прошли военную, сухопутную и морскую службу от первоначальных оснований до высшей части их и получили о них основательное понятие". Сверх того, предполагалось обучать царских детей верховой езде, фехтованию, вольтижированию, плаванию, ружейным приемам и "всему тому, что телу придает силу и поворотливость...". "Доброй походке и наружности ничем лучше выучиться нельзя, как танцеванием"... Если дети изъявят охоту точить или заниматься каким-либо другим ремеслом, то не отвращать их от этих занятий
Великих князей в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет упражнять сведениями, относящимися к изучению России, и в этом должны состоять главные предметы их занятий. Достижению этой цели могли служить карты России и каждой из российских губерний с описанием почвы, произрастании, животных и главных пунктов народной промышленности, а также виды замечательнейших мест, городов и строений; сведения о течении судоходных рек, о состоянии крепостей и дорог, описание народов, живущих в каждой губернии, их одежды, нравов и обычаев. В числе принципов обучения были указаны законы и судопроизводство своей страны, финансы, образование и содержание войск, попечение о больных, дряхлых и неимущих...
В особой главе, "касательно умонаклонения к добру", императрица предлагает действовать на мораль детей, давая им чувствовать при всяком удобном случае, что прилежание и хорошее поведение награждаются любовью, добрым именем и славой, а нерадение и дурные поступки влекут за собой стыд и презрение. В отношении поведения императрица полагала, что оно много зависит от общества, в котором будут жить дети, и потому следует быть весьма осторожными в выборе окружающих их людей. По мере приближения воспитанников к юношескому возрасту показать им мало-помалу свет, каков он есть, и стараться внушить в них осторожность от пороков и порочных людей... "Способ не быть обманутыми в свете, - говорит Екатерина, - знать свет... Необходимо умение различать свойства людей и в каких случаях прилично не обращать на то внимания... В ком нет ни добродетели, ни учтивости, ни доброго поведения, ни знания людей и вещей, тот никогда не будет достоин почтения".
С этими проблемами столкнулся Александр I. В 1801 г. он вступил на престол, он был молод, честолюбив, придерживался либеральных взглядов. В 1808 г. помещикам было запрещено торговать крестьянами, в 1809 г. было запрещено их ссылать на каторгу.
В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли.
В 1803 г. Помещики получили право на освобождение крестьян за выкуп.
В 1818 г. Крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы.
В 1812 г. началась отечественная война, по окончании которой контраст между феодально-крепостническим состоянием победителей и успехами в развитии западных стран усилился и был не в пользу России. Победа далась ценой огромного напряжения народа и экономики, возник финансовый кризис.
АI и его министры вынуждены искать новые направления в политике, готовится проект отмены крепостного права (в секретности), один из документов по этому вопросу разрабатывался А.А. Аракчеевым, в его основе лежала идея продажи государству помещичьих имений, что давало возможность помещикам избавиться от своих долгов, а следовательно, у них появлялся бы стимул к переводу хозяйств на рациональную основу.
М.М. Сперанский, в рамках программы созданного секретного комитета, предложил приостановить выпуск бумажных денег и ввести серебряный рубль. Он большее значение придавал регулирующей роли государства и его реформы, по сути, укрепляли самодержавие.
Н.С. Мордвинов был тоже озабочен поиском пути ликвидации социально-экономического отставания России от запада, решение проблемы он видел в развитии частной собственности, конкуренции, предлагал интенсивно развивать банковскую систему, модифицировать таможенные тарифы и т.д.
Ни один из перечисленных проектов не был выполнен по причине сопротивления консервативных помещиков[3]
Император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и государыни императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г. Воспитателями его были генералы Мердер и Кавелин. Мердер обратил на себя внимание как командир роты в учрежденной 18 августа 1823 г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Павлович, тогда еще великий князь, узнав про его педагогические способности, кроткий нрав и редкий ум, решился вверить ему воспитание своего сына. В эту важную должность Мердер вступил 12 июня 1824 г., когда великому князю едва исполнилось шесть лет, и с неутомимым усердием исполнял ее в продолжение десяти лет. Несомненно, что влияние этого высокогуманного воспитателя на юное сердце его питомца было самое благотворное.
Не менее благотворно было влияние и другого наставника великого князя - знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий. По достижении совершеннолетия наследник цесаревич совершил путешествие по России в сопровождении Кавелина, Жуковского и флигель-адъютанта Юрьевича. Уже в 20 лет он пережил первое глубокое чувство. В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе. Молодой цесаревич принял приглашение и прибыл в Дармштадт 12-го марта 1837 года. Это посещение сыграло большую роль в жизни Александра II.
У Людовика II было четверо детей - три сына и одна дочь, которая была младшей в семье - в это время ей едва исполнилось 15 лет. Александр Николаевич страстно в нее влюбился. По прибытии в Россию принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария (род. 27 июля 1824г.), приняла миропомазание по уставу православной церкви 5 декабря 1840 г. с именем великой княжны Марии Александровны. На другой день последовало обручение, а 16 апреля 1841 г. совершено бракосочетание цесаревича Александра с принцессой Марией Гессеннской. По общему мнению, она была признана красавицей и прекрасно воспитанной. Несмотря на свою молодость, она проявляла всю серьезность своего характера; всей душой отдалась она делам благотворительности и восхищала Святейший Синод своим благочестием. При дворе ее упрекали лишь в суровости, замкнутости и в любви к этикету.
При вступлении на престол у них было шестеро детей. Но частая беременность подорвала ее здоровье. Вынужденная по указанию врачей вести все более замкнутый образ жизни, она вскоре заметила, что император охладел к ней. Гордая, она молча страдала, продолжая, на переживаемое ею испытание, сохраняя чувство благодарности к человеку, подарившему ей свою первую любовь и сделавшему из нее, незначительной принцессы, императрицу-повелительницу всея Руси.
А в это время у Александра II роман сменялся романом и увлечение увлечением. Одно время казалось даже, что он захвачен серьезным чувством. Он увлекся молодой двадцатилетней девушкой, столь же замечательной своим умом, как и красотой, княжной
Александрой Сергеевны Долгорукой - отдаленной родственницей Екатерины Михайловны. В 60-х годах, в эпоху великих реформ, она играла большую роль. Ясность ее ума и твердость характера часто заставляли Александра II настойчиво следовать по избранному им пути решительных преобразований
Еще, будучи наследником, Александр II участвовал в делах управления. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий Александр II неоднократно заменял своего августейшего родителя;
Вступил Александра II на престол 19 февраля 1855 г.[4]
Родилась 14 октября 1759 г. в Штутгарте - скончалась 12 ноября 1828 г. (по другим данным 24 октября 1828 г.) в Петербурге. Отец ее, принц Фридрих-Евгений, состоял в прусской службе и лишь под старость сделался владетельным герцогом Вюртембергским. Сговорена в Берлине 12 июля 1796 г., прибыла в Петербург 31 августа 1796 г., миропомазана 14 сентября 1796 г., обручена с Павлом I Петровичем 15 сентября 1796 г., повенчана 26 сентября 1796 г..
До восшествия на престол Павла не играла никакой роли ни в русской политике, ни в русской жизни вообще, что объясняется разладом между Екатериной II и ее сыном. Мария Феодоровна была устранена даже от воспитания своих детей (великих князей Александра и Константина), которых немедленно по -их рождении Екатерина II взяла к себе и руководила их воспитанием. Вслед за восшествием на престол Павла I Мария Феодоровна, 12 ноября 1796 г., была поставлена "начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц".
На первых порах императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. В 1797 г. она вышла с особым мнением относительно преобразования общества, высказываясь против раннего поступления девиц (5 лет) в общество для воспитания, стараясь строго отделить благородных от мещанок и проектируя уменьшение числа последних.
Главную причину неудовлетворительной постановки воспитательных домов императрица увидела в том, что количество приносимых младенцев было неограниченно, а потому 24 ноября 1797 г. было повелено ограничить число обоего пола воспитывающихся в доме пятьюстами в каждой из столиц; остальных приносимых в дом младенцев отдавать в казенные государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам на воспитание с целью приучить питомцев правилам сельского домоводства; мальчиков оставлять у крестьян до 18-летнего возраста, девочек - до 15 лет. В доме должны были воспитываться лишь совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода. Участие императрицы Марии Феодоровны в русской государственной жизни ограничивалось и в царствование сыновей ее почти исключительно заботами о женском образовании. Благодаря ее покровительству и отчасти содействию, в царствование Александра I было основано несколько женских учебных заведений, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, Харькове, Симбирске и других городах. Погребена 13 ноября 1828 г. в Петропавловском соборе.[8]
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru