Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Реферат: Радиорелейная связь: организация дальней связи

Радиорелейная связь: организация дальней связи

Александр Ломов

В России наиболее широкое распространение получили две технологии построения транспортной инфраструктуры оператора связи: на основе волоконно-оптических систем и на основе систем радиосвязи. Первые характеризуются очень высокой пропускной способностью, но при этом требуют серьезных изыскательских работ и времени на реализацию проекта. В связи с этим волоконная оптика нашла применение прежде всего у операторов междугородной и международной связи. Системы радиосвязи позволяют гибко и оперативно охватывать большие территории, но при этом имеют ограниченную пропускную способность, что во многом обусловлено количеством частотных назначений, выданных тому или иному оператору. Такие особенности предопределили широкое распространение транспортных радиоподсистем сетей мобильных операторов, для которых одним из критериев качества работы является зона охвата.

На протяжении уже многих лет одним из наиболее экономичных и быстрых способов организации радиопередачи информационно-транспортных потоков на большие расстояния остается радиорелейная связь. Причем, если раньше в основной своей массе магистральные линии, обеспечивающие такую связь, были аналоговыми, то сейчас им на смену пришли современные цифровые радиорелейные станции (ЦРРС), обладающие высокой пропускной способностью. Работают станции магистральных линий, как правило, в диапазоне частот 3,4-11,7 ГГц. Их пропускная способность составляет 155 Мбит/с и более, а передача сигналов ведется с использованием многопозиционных видов модуляции. Для ЦРРС магистральных линий характерно наличие системы телеобслуживания, программно поддерживающей уровень управления сетевыми элементами и сетью, а также обеспечивающей контроль, управление и техническое обслуживание оборудования. Со строительством высокоскоростных ЦРРС связано ведущееся в настоящее время интенсивное освоение районов Крайнего Севера, которое требует серьезных инвестиций не только в создание технологических объектов, но и в построение телекоммуникационной составляющей. Выбор технологии построения транспортной инфраструктуры этого региона во многом предопределили его климатические и природные особенности. В частности, низкие температуры в зимний период, требующие специальных технологий защиты волоконно-оптических кабелей при их подвешивании на опоры (например, линий электропередач), наличие огромного количества водных преград (особенно в Ямало-Ненецком округе) и вечная мерзлота грунта серьезно затрудняют использование волоконной оптики в северных округах Тюменской области.

Тип РРС

Диапазон, ГГц

Производитель

Система

TRuepoint

6-38

Harris

SDH STM-1 (также может работать в PDH-сетях)

MegaStar

5,6,7,8, 11

Harris

SDH STM-1

Pasolink+

6-38

NEC

SDHSTM-1

DMR 3000S

4-11

NEC (сертифицирована в 2003 г.)

SDHSTM-1

Mini-Link High Capacity

18

Ericsson

SDH STM-1

Altium MX

6-38

Stratex Networks

SDHSTM-1

Eclipse

7, 15, 18

Stratex Networks

SDHSTM-1

SRT1F

4-13

Siemens (сертифицирована в 2003 г.)

SDHSTM-1

SRA4

6-38

Siemens (сертифицирована в 2003 г.)

SDHSTM-1

CityLink

5-38

NERA

SDH STM-1 (также может работать в PDH-сетях)

InterLink

5-38

NERA

SDHSTM-1

Представленные в таблице ЦРРС устойчивы к резким перепадам температур, ветровым и прочностным нагрузкам северных зон России.

Главными факторами, которые следует учитывать при выборе поставщика радиорелейного оборудования, являются:

- положительные отзывы ведущих операторов связи;

- опыт эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях;

- наличие сервисных центров;

- перспективы производства оборудования на ближайшее десятилетие;

- экономическая целесообразность внедрения;

- стоимостные характеристики.

Анализ возможностей использования оборудования отечественных производителей показывает, что, несмотря на растущее число производителей отечественного оборудования ЦРРС уровня STM-1 (M-Link, «Пламя», МИК-РРЛ 4, Nateks Microlink SDH), оно не соответствует первым двум критериям. Кроме того, в большинстве случаев данное оборудование собрано из отдельных узлов производства зарубежных производителей, в том числе малоизвестных на телекоммуникационном рынке, а используемое отечественное программное обеспечение часто конфликтует со старыми версиями. По стоимости эти ЦРРС не имеют существенного выигрыша, приближаясь к западным аналогам. Опыта их использования на магистральных линиях практически нет. Сертификаты получены на использование во внутризоновых радиорелейных линиях.

Из зарубежного оборудования внимания заслуживает прежде всего продукция, имеющая положительные отзывы российских операторов и удовлетворяющая перечисленным ниже требованиям (таблица).

Среди них выделяются два производителя - NEC (ЦРРС DMR 3000S) и Harris (MegaStar) на их оборудовании остановили свой выбор наиболее крупные телекоммуникационные операторы, и это оборудование имеет длительный и положительный срок эксплуатации (более трех лет, DMR 3000S - на линиях в США, Китая, России и других стран, MegaStar - на линиях в России, Канаде и США, включая северные районы). Для DMR 3000S и MegaStar характерно нижнее расположение радиомодулей с эффективной и надежной системой дегидрации волноводных трактов. По оценкам операторов связи, оборудование хорошо себя зарекомендовало в эксплуатации. В обеих станциях применены специальные схемы коррекции дисперсионных искажений, а также эквалайзеры для компенсации потерь и борьбы с замираниями сигналов. ЦРРС DMR 3000S обеспечивает увеличение пропускной способности до 16 потоков по 155,52 Мбит/с, MegaStar - до 7 потоков уровня STM-1.

Для применения на внутризоновых ЦРРЛ и линиях относительно небольшой протяженности представляют интерес ЦРРС Pasolink+ (NEC), TRuepoint (Harris) и CityLink (NERA). Пропускная способность каналообра-зующей аппаратуры составляет 155 Мбит/с синхронной цифровой иерархии уровня STM-1 с возможностью увеличения до 4 потоков 155,52 Мбит/с. Отдельно стоит отметить новую ЦРЛЛ Pasolink Mx, позволяющую передавать 40 каналов Е1 в полосе 28 МГц с высоким коэффициентом усиления. Наличие встроенного мультиплексора и единой системы управления позволяет минимизировать затраты на создание транспортной инфраструктуры.

TRuepoint (Harris) и CityLink (NERA) могут быть использованы с небольшими изменениями в PDH- (до уровня STM-0) и SDH-сетях STM-1 (в том числе в конфигурациях «1 + 1», «2+1», «3+1»). В них применены эффективные способы модуляции, позволяющие организовать дополнительные каналы El, E2 и служебные каналы 192 Мбит/с или 64 + N х 64 кбит/с. Для каждого канала может быть установлен оптический интерфейс STM-1 с резервированием. Оборудование допускает как нижнее, так и верхнее расположение радиомодулей. Для компенсации дисперсионных искажений, возникающих вследствие замираний в волноводной части, используются высокоэффективные корректоры. Возможно пространственное разнесение антенн и радиомодулей на расстояние до 200 м.

При выборе ЦРРС, кроме того, следует учитывать возможность дальнейшего расширения сети, предоставление поставщиком технической поддержки на этапе установки и дальнейшей эксплуатации оборудования, а также помощь в оформлении частотных назначений.

Реализация масштабных проектов по строительству телекоммуникационной инфраструктуры, особенно в регионах Крайнего Севера, требует от операторов огромных инвестиций, но при грамотной и продуманной стратегии развития способно обеспечить существенное увеличение доходов от оказания услуг связи.

Список литературы

Журнал «Connect!», №11.2005


Рефетека ру refoteka@gmail.com