А. В. Атаманчук
В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентации, в первую очередь, у подрастающего поколения.
Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той «поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы» [1].
Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л. П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей» [2].
Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей.
Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности.
В исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается, что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И. М. Ильичевой, где духовность рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов [3]. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого.
Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности.
Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности.
Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры.
В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентации. Таким образом, результат воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию личности ребенка.
В контексте вышесказанного на базе лицея-интерната СевКавГТУ было проведено изучение исследования ценностных ориентации старшеклассников.
Данные для научной рефлексии были получены с помощью использования таких комплексных методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом, чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к определенным нами исследовательским задачам. Эта работа позволила нам выявить наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия внутреннего мира личности старшеклассника лицея.
Результаты диагностики ценностных ориентации лицеистов свидетельствуют о довольно высоком уровне осознания значимости общечеловеческих ценностей в процессе жизнедеятельности во всех социальных сферах. Однако отметим, что полученные результаты могут быть широко интерпретированы в зависимости от выбранного предмета исследования. Особое значение для нас приобретает тот факт, что ценности, относящиеся к области духовной сферы личности, не смогли занять ведущих мест по результатам диагностики.
• Так, «уверенность в себе», характеризующаяся внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий и сомнений была поставлена на 4 место (в общей выборке);
• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 5 место;
• «красота природы и искусства», которая связана с переживанием прекрасного в природе и искусстве - 10 место.
Наиболее значимыми для лицеистов явились:
• здоровье-1;
• материально обеспеченная жизнь - 2;
• общественное признание - 3.
Такие данные свидетельствуют о превалировании тех ценностей, которые смогут способствовать укреплению социального положения, основанного на материальном превосходстве и общественном признании. Это положение во многом отражает особенности социальной стратификации современного российского общества, подчеркивает кризис духовного развития подрастающего поколения.
На основании вышеизложенного отметим, что проблема развития ценностных ориентации в старшем школьном возрасте является на современном этапе одной из актуальных. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень, так как ценности играют важную роль в изменении личностных пространств в период ранней юности.
Данные диагностического исследования показали, что подросток нуждается в косвенной помощи взрослого при формировании ценностных ориентации на этапе ценностного самоопределения. Однако эффективность в значительной мере определяется характеристиками взаимодействия, предполагая преодоление авторитарности и выработку новых конструктивных стилей равноправного общения. Потребность в установлении ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает существенные трудности в период ценностного, духовного кризиса в обществе. Развитие ценностных ориентации предполагает освоение культурного опыта, что делает наиболее важными в этом отношении содержательный компонент ряда предметных блоков в образовательном пространстве лицея.
Выявленные особенности ценностного ряда старшеклассников лицея позволяют сделать вывод о необходимости проводить коррекционную работу как со старшеклассниками, так и методов взаимодействия и обучения педагогов лицея.
В заключение отметим, что развитие духовности старшеклассников, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, становится той платформой, на которой происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме, целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой реализации внутреннего потенциала.
1. Ильичева И. М. Психология диагностики. - СПб., 2003.
2. Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 1999.
3. Степаненко Л. М. Философская история образования. - М., 2000.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://science.ncstu.ru