Валерий Кузьмин
Знание – сила. Но как уложить всю необходимую информацию в «кладовочку» памяти, не тратя при этом времени и энергии? Оказывается, это может любой… Причем «играючи». Необходима лишь небольшая тренировка.
Эта учебная дисциплина многим читателям не знакома, хотя она известна уже более двух с половиной тысячелетий. Древние греки, прародители многих наук, изобрели и искусство запоминания, которое так и назвали. Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». «Отцом» мнемоники считается античный скептик Симонид (ок. 558-468 гг. до н.э.) Легенда гласит: однажды Симонид был на пиру, но дела заставили его покинуть круг друзей задолго до завершения пиршества, где от вспыхнувшего пожара рухнули стены здания и погребли веселящихся. Трупы были так обезображены, что опознать тела не представлялось возможным. Симонид точно указал, кто на каком месте сидел, в результате чего опознание было произведено. Из этого случая Симонид вывел заключение: «В основу науки о памяти следует положить идею порядка». Считается, что сам термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским. Первый сохранившийся труд по мнемотехнике приписывают Цицерону. Мнемоникой владели многие люди, чьи имена связаны с огромным потенциалом знаний. Некоторые из них: Джордано Бруно, Аристотель, Александ Македонский, Юлий Цезарь, Сенека, Августин, Альберт Великий, Ромберх, Лейбниц, Декарт. После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемонике значительно ослаб. Однако сегодня, в эпоху информационных технологий, искусство запоминания вновь завоевывает внимание человечества. Быть может когда – нибудь именно мнемотехника станет основной учебной дисциплиной в российских школах, ведь наук – много, а память так «коротка». Единственная сложность – учителям самим необходимо учиться…
Наверное, очень мало таких людей, которые бы не знали, для чего существует словосочетание: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Эта фраза легко «воссоздает» порядок цветов в солнечном спектре. Первая буква слова обозначает цвет: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. А ведь такой подход к запоминанию – это тоже прием мнемотехники. Рассмотрим еще несколько способов, помогающих школьникам запечатлеть в памяти сложный материал.
Российский флаг имеет такую же расцветку, как и флаги Франции и Голландии. Все отличие – порядок расположения цветов, что зачастую просто забывается. А вот заполнить «ключ» абсолютно несложно: «БейСиК сверху вниз». Теперь легко представить порядок: Белый, Синий, Красный.
Длинный ряд чисел знака «пи» (отношение длины окружности к диаметру: 3,1415926…) легко «вычислить», выучив такую «шифровку»: «Это я знаю и помню прекрасно, но многие знаки мне лишни, напрасны». Поставьте теперь вместо каждого слова число букв в нем, и всё…
У химиков существует довольно много рифмованных «узелков» для памяти:
«Химик, запомни как оду:
Лей кислоту в воду!»
«Фенолфталеиновый
в щелочах – малиновый»;
«Алюминий, ферум, хром –
Их валентность равна трём».
Одна из легенд о знаменитом медике Авиценне гласит, что он придумал не только само блюдо – плов, но и «зашифровал» рецепт в его название – «палов ош»: Пиез – лук, Аез – морковь, Лахм – мясо, Олио – жир, Вет – соль, Об – вода, Шалы – рис.
Один греческий оратор перед выступлением покупал букет цветов и по пути их щедро раздаривал. Однако он вовсе не стремился доставлять радость людям, получившим подарок. Таким был его метод запоминания… Мысленно готовя речь, оратор устанавливал порядок будущего изложения. Наиболее важные моменты выступления он «привязывал» к ориентирам, каковыми являлись дары цветов. Выступая с речью, оратор просто вспоминал свой маршрут – и нужные фразы сами «всплывали» в памяти…
В мнемонике существует много способов, позволяющих точно запоминать большие объемы смысловой информации. Её поклонники поражают своими способностями. Например, основатель отечественной школы нейропсихологии А.Р. Лурия мог с одного взгляда запомнить несколько рядов цифр, состоявших из 100 и более знаков. 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик О*Брайен запомнил последовательность 52–х карт в одной колоде за 43,59 секунды, продемонстрировав скорость запоминания: 0,84 секунды на одну карту. Индийский студент-психолог установил рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил, а затем повторил 31811 цифр. Скорость запоминания в данном случае составила: 2,42 секунды на один знак.
В чем же «кроется» секрет «суперпамяти»? Всё дело в том, что сознание обменивается информацией с подсознанием языком образов. Когда человек мысленно соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. При припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все остальные. Остается лишь добавить к сказанному то, что люди различаются между собой видом запоминаемых образов. Нейролингвистика (НЛП) выделяет три системы восприятия: визуальная (восприятие посредством зрительных образов); аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений); кинестетическая (восприятие посредством ощущений). Каждый человек обладает всеми тремя модальностями, но максимально использует все-таки только одну. Именно по этой причине многие люди просто не понимают друг друга, однако о НЛП поговорим когда-нибудь отдельно.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru/