Количество транснациональных слияний и поглощений с 1990 по 2000 г. увеличилось в пять раз и после временного затишья вновь продолжило расти. Результаты многочисленных исследований показывают, что международные слияния и поглощения, как правило, бывают неудачными. Но даже объективные данные не могут умерить аппетиты гендиректоров, стремящихся выйти на международные рынки.
По данным исследовательской компании Dealogic, в I квартале 2005 г. объем международных сделок составил $75 млрд, что в три раза больше по сравнению с прошлым годом. Среди заметных сделок — предложение о покупке за $13 млрд компанией Pernod Ricard конкурирующей фирмы — производителя напитков Allied Domecq и продажа IBM за $1,75 млрд своего подразделения по производству персональных компьютеров компании Lenovo крупнейшему китайскому производителю ПК.
Теоретически существует три разумные причины покупки иностранных компаний. Во-первых, с помощью подобных сделок можно быстрее и легче попасть на зарубежный рынок. Покупается не только бизнес, но и брэнд, знакомый потребителям данной страны. А если существуют торговые ограничения, поглощение может быть единственным способом их преодолеть.
Во-вторых, международная диверсификация может стабилизировать поток денежных средств и поглощающая компания станет казаться менее рискованной для финансовых рынков. В результате теоретически стоимость капитала может снизиться. Случится ли это на практике — весьма спорный вопрос. В-третьих, освоение зарубежного рынка увеличивает масштаб, в котором компании могут эксплуатировать нематериальные активы и технологии. Это та самая «синергия» — увеличение эффективности компании, образовавшейся в результате слияния. Именно этим эффектом акционеры оправдывают большинство крупных сделок.
Как обнаружил Джо Данболт, преподаватель финансов в Университете Глазго, акционеры британских компаний получают значительно больше, если их компанию приобретает иностранный покупатель. К тому же иностранные покупатели гораздо чаще платят наличными.
Однако, результаты многочисленных исследований доказывают, что большинство транснациональных слияний и поглощений заканчиваются весьма плачевно. Сара Мюллер из Школы бизнеса Кокса Южного Методистского университета и Фредерик Шлингеманн из Школы бизнеса Катца Университета Питсбурга изучили 4430 сделок по поглощению компаниями США в период с 1985 по 1995 г. Они рассматривали первоначальную реакцию фондовой биржи на сделки и долгосрочные операционные показатели поглощающих компаний. Их заключение было определенно: «В случае международных сделок американские поглощающие компании имеют значительно более низкие рыночные и операционные показатели, чем в случае внутренних».
К подобным выводам пришли также Эрвин Блэк из Университета Бригама Янга и Томас Карнс и Томас Джандик из Университета Арканзаса. В результате исследования долгосрочного поведения курсов акций 361 американской компании, заключившей международные сделки, они пришли к выводу: «В большинстве случаев расширение американских компаний за счет приобретений ведет к снижению их рыночной стоимости».
Выходит, что приобретение зарубежных компаний выгодно только на бумаге. В реальности покупатели или испытывают трудности с правильной оценкой покупаемых компаний, или не могут добиться положительного эффекта от слияния, на который так рассчитывали. Помешать покупателю могут и различия в стандартах ведения бухгалтерского учета. Даже лучшие финансовые аналитики ошибутся, если им не дать правильно составленного баланса или отчета о движении денежных средств. «Различия в системах бухгалтерского учета часто затрудняют проведение точного финансового анализа», — доказывают Блэк, Карнс и Джандик.
Даже если потенциал сделки оценен верно, покупателю нужно суметь его реализовать. Это может быть сложно в странах, где институты власти и законодательство ограничивают деятельность руководства компаний. И действительно, Мюллер и Шлингеманн обнаружили, что американские компании-покупатели чувствуют себя хуже, если приобретенные ими компании находятся в странах с ограниченным рынком капитала. Даже если институты власти не оказывают давления на бизнес, руководителям приходится сталкиваться с различиями в национальных и корпоративных культурах. Только когда они почувствуют себя комфортно в новой обстановке — а на это могут уйти годы, — компания-покупатель может надеяться достичь желаемого эффекта. Тем временем очередные пострадавшие в результате подобных сделок могут утешиться тем, что они далеко не первые и, скорее всего, далеко не последние. (FT, 29.05.2005, Ирина Окунькова)
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://adme.ru/