Пелевин Ю.А.
Арх. Д.В. Ухтомский . 1753-1757. Москва, Россия
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне. В пожаре 1737 года они сгорели. Новые деревянные ворота на этом месте были построены 1742 году. Они предназначались для торжественного въезда Елизаветы Петровны в Москву на коронацию в Кремль. Однако в пожаре 1748 года и эти ворота сгорели.
В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех святителей были снесены.
За Красными воротами находился Запасной дворец, построенный в 1753 году на месте Житного двора. В 1933-1936 годах здание было полностью реконструировано до неузнаваемости.
Красные ворота являли собой редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко. Такое впечатления, что архитектура барокко схожа с истероидной дамой из высшего общества, которая во что бы то ни стало хочет быть в центре внимания. Барочная парадигма неизменно лишена замкнутой целостности и стремится подчинить себе все близлежащее пространство. Она не знает самодостаточности и готово стать своего рода скульптурой. Красные ворота, державшие (до своего сноса) главные тектонические акценты всего ареала площади – блестящий тому пример.
В литографии «свободного художника» Д. Струкова середины XIX века Красные ворота не просто «переигрывают» церковь Трех Святителей и Запасной дворец, но и подчиняют себе городское пространство, организуя движения «стаффажа» вокруг себя.