Некоторые препятствия на пути передачи технологии из сектора высшего образования европейского сообщества в промышленность
Ф. Кит Селлар (Великобритания)
Эффективное использование соответствующих ресурсов в секторе высшего образования в странах Европейского сообщества считается главным фактором экономического процветания в будущем. Государства-члены, однако, до сегодняшнего дня не получили оптимальной выгоды от этих ресурсов, так как, между прочим, в этой области не были эффективно воплощены в жизнь маркетинг и принцип получения прибыли. Также признано, что сильные и эффективные транснациональные связи, объединяющие опыт Сообщества в области научных исследований, имеют важное значение, если мы хотим принять вызов Японии и США на мировых рынках. Выявление и устранение препятствий, затрудняющих выгодную передачу в промышленность технологий, имеющихся в высших учебных заведениях, является поэтому основной предпосылкой их успешного использования и эксплуатации. Некоторые из известных препятствий могут быть сгруппированы следующим образом: Основные препятствия, общие для всех стран-членов, включая умственно/ поведенческий разрыв между высшим образованием и промышленными секторами; институционные — главные препятствия в высших учебных заведениях, в особенности отсутствие условий, необходимых для создания обстановки, способствующей взаимовыгодной передаче: промышленные — такие препятствия, как неспособность определить действительные потребности промышленности; правительственные — препятствия, возникающие вследствие отсутствия оценки правительственной политики, т.е. права собственности на результаты исследований, финансируемых государством. Упразднение препятствий потребует эмпирического исследования их причин — задача, для решения которой необходимы услуги, персонала, подготовленного и имеющего опыт во всех аспектах передачи технологии из высших учебных заведений в промышленность. Неизбежны такие культурные и организационные изменения в обоих секторах — в системе высшего образования и промышленности.
На фоне задач, поставленных перед развернутыми в последнее десятилетие программами ЭСПРИТ, СПРИНТ, КОМЕТТ и ПЭЙС явно выделяется требование обеспечить эффективное использование всех ресурсов сектора высшего образования Европейского сообщества как непременное условие будущего технологического развития. Подобными программами Комиссия пытается влиять на взаимовыгодное развитие сотрудничества высшего образования и промышленности и облегчить его в частности в сфере знания и передачи технологии.
За это время большинство стран Сообщества уяснили определенную роль этих ресурсов в развитии новых возможностей этих стран, особенно при умелом использовании научных организаций и научных разработок. К сожалению, некоторые страны не придали должного значения тому, что успешная конкуренция на мировом рынке "находится в прямой зависимости от эффективности и темпов использования научных и технологических достижений".
Все лучше осознается, что даже не самые крупные и технически развитые из государств собираются создать инфраструктуры исследований, которые дадут им возможность независимо осуществлять программы в масштабе, позволяющем конкурировать с США и Японией за первенство на мировом рынке. Для оптимально выгодного использования ресурсов сектора высшего образования в первую очередь должны быть созданы прочные и долговременные межорганизационные, межнациональные исследовательские структуры, которые объединили бы экспертов всего Сообщества в целом. Такое объединение должно произойти одновременно с установлением необходимых связей с соответствующими секторами промышленности и коммерции, что будет способствовать технологическим нововведениям, соответствующим крупным технологическим изменениям, с которыми Сообщество столкнется к 2000 г. Такое объединение также призвано справиться с растущим внешним дефицитом Сообщества на рынке новейших технологий.
Одной из основных причин отставания Сообщества на мировом технологическом рынке, является не отсутствие высококвалифицированных специалистов и фондов, позволяющих использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований, а неспособность выгодно пользоваться этими результатами в коммерческих целях.
Поэтому в настоящей статье рассматриваются обстоятельства, которые в настоящее время мешают сектору высшего образования Сообщества занять подобающее ему место в новейшей инфраструктуре. Очевидно, что препятствия варьируются от академического учреждения к учреждению, от учебных заведений к индустриальным, от страны к стране; как бы то ни было, в исследовании, посвященном взаимодействию высшего образования и промышленности в странах Сообщества (Кит Селлар и др., 1987) было отмечено следующее. Препятствия классифицировались следующим образом: основные (общие для всех стран препятствия); организационные (основные препятствия, выявленные в секторе высшего образования); промышленные (препятствия, связанные со сферой промышленности) и государственные (препятствия, которых можно избежать или которые можно устранить при помощи государств-членов).
Установочный/поведенческий разрыв между сектором высшего образования и промышленностью
Оказалось, что существует очень мало исследований взаимодействия высшего образования и промышленности в европейском масштабе. Тем не менее, в одном из первых исследований, проведением в 1972 г., содержится глава под названием "психологические установки", в которой четко указано на различие психологических установок двух секторов — источник "единственного самого серьезного препятствия" на пути взаимовыгодного сотрудничества (EIRMA 1972).
С тех пор как прозвучали эти слова, непрерывно предпринимались усиленные попытки интенсифицировать это взаимодействие, которое могло бы привести к появлению и использованию новых технологий. Вследствие бюджетных ограничений многим учебным заведениям пришлось искать новые контакты с промышленностью, чтобы "навести порядок в бухгалтерских книгах". Мелкие и средние предприятия ввиду роста стоимости исследований и темпа технологических перемен по-новсму ощутили необходимость активного использования промышленностью возможностей научных исследований и разработок. К сожалению, поскольку изначальные мотивы обоих секторов не были основаны на искреннем стремлении к реальной выгоде, которую могло бы принести обеим сторонам подобное сотрудничество, в некоторых случаях традиционные установки упрочились. Поэтому у высшего образования и промышленности все еще отсутствует взаимопонимание; это относится как к странам, так и к секторам.
Для того чтобы преодолеть это основное препятствие, необходимо систематически изучить традиционные приоритеты каждого сектора и выработать рекомендации по их согласованию, однако, до сих пор не заметно, чтобы в рамках Сообщества предпринимались попытки идентифицировать и проанализировать общие факторы и выработать принципы, на основе которых можно проанализировать национальные варианты.
Отсутствие эмпирических исследований основных факторов, которые обеспечивают взаимовыгодную передачу научной технологии
Хотя в некоторых странах и существуют политика и инфраструктуры, Способствующие передаче научных технологий, эти страны, по-видимому, должным образом не заботятся о практическом применении технологий. Существуют ли стимулы, мотивирующие научные исследования, находящие промышленное применение? Какие факторы могут обеспечить своевременную идентификацию идеи, ее дальнейшее превращение в изобретение и ее последующее появление на рынке в качестве новинки? Существуют ли должным образом подготовленные и опытные кадры, которые могут обеспечить плодотворное превращение идеи в новинку? Существует ли средства, обеспечивающие попадание на рынок способной принести прибыль новинки, даже несмотря на нежелание промышленности? Слишком многое предоставлено воле случая и обстоятельств, и слишком мало заботы об эффективном осуществлении государственных задач.
Для того, чтобы добиться оптимальной передачи технологии необходимо изучить как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне указанные жизненно важные факторы, а также, к примеру, идентифицировать подходящие для передачи технологии структуры.
Активные действия по развитию связей с промышленностью привели к увеличению числа различного типа организационных структур: от работающих неполный день бюро по связи с промышленностью до разного рода "парков", созданных для размещения компаний, занимающихся нововведениями. Это также привело к увеличению перечня обязанностей, которые должны выполнять соответствующие специалисты. Многие из этих обязанностей сами по себе являются новыми; уникальны и их комбинации.
Появление к началу текущего десятилетия во многих учебных заведениях бюро по связи с промышленностью воспринималось как неизбежное зло. Отдельные попытки членов бюро по связи внедрить в сотрудничество с предприятиями коммерческий подход открыто отвергались или отклонялись как в научной, так и в административной среде, где заботились о том, чтобы практика личного консультирования и ранее существовавшая политика управления не получили бы неблагоприятного освещения. Академическая среда, как это замечено многими авторами, такими как Ч. П. Сноу, известна своей реакцией на чужеродное вмешательство.
Соответствующие посты часто занимали второстепенные научные работники или вышедшие на пенсию или уволенные менеджеры, работавшие в промышленном секторе, которым недоставало необходимых для прибыльной передачи технологии специальных знаний и соответствующего опыта. Такое положение дел порождало у многих научных работников — специалистов в своих областях некоторый скептицизм в отношении помощи, которую предлагали такие « бюро » по связи с промышленностью. К сожалению, кое-где специалисты определенного уровня все еще сохраняют такое отношение. В сочетании с явным нежеланием некоторых учебных заведений отвести бюро по связи подобающее место в академической иерархии, такая установка привела к обесцениванию бюро и к падению их эффективности как внутри, так и вне институтов.
И хотя некоторые учебные заведения в настоящее время, возможно, установили реально необходимый им уровень квалификации специалистов, они испытывают огромные трудности, связанные с поиском и привлечением нужных кадров. Уровень заработной платы, категория и статус постов в бюро по связи с промышленностью, как правило, недостаточно привлекательны для тех, в ком может быть заинтересована промышленность. Эти проблемы признаны Комиссией, которая в настоящее время рассматривает предложения по подготовке необходимых кадров. Однако государства-члены должны также сыграть свою роль в устранении указанного препятствия, учредив постоянные должности по связям с промышленностью и обеспечив соответствующие уровень заработной платы, категорию и статус.
Ключом к выгодному использованию технологических новшеств является определение прав на владение интеллектуальной собственностью, которая имеет практическое применение. В настоящее время в научном мире и в некоторых секторах промышленности, особенно на мелких и средних предприятиях, наблюдается непонимание того, в чем заключаются эти права и как они могут быть использованы к взаимной выгоде. Вытекающая отсюда неосведомленность во выгодах, которые могут принести эти права отдельному человеку, учебному заведению или компании и национальной экономике, создает определенное препятствие на пути экономического развития научных ресурсов. Некоторые государства уже позаботились о том, чтобы научные учреждения получили информацию о пользовании правами на интеллектуальную собственность. Информация такого характера должна регулярно и постоянно предоставляться всем государствам, а также служащим обоих секторов.
О выгодах, которые может принести действующая научная программа по правам на интеллектуальную собственность, можно судить на примере Стэнфордского университета. Калифорния (США). В 1984 г. в этом учебном заведении появлялось "в среднем около трех заявок на получение лицензии на изобретения или технические процессы в неделю; в прошлом году общий доход от использования патентов на изобретения превысил три миллиона долларов" (Макьюэн, 1985). Свежим примером передачи прав на интеллектуальную собственность в Европе является получение Лувенским университетом лицензии на тромболитическое средство (ТРА), которое по расчетам может модифицировать некоторые способы лечения сердечных заболеваний. Право на использование этого изобретения приобрела американская компания Genetech, по оценкам которой коммерческое использование должно в этом году принести доход в 150 млн долларов.
Решающим фактором в развитии выгодной передачи научной технологии является создание в учебных заведениях благоприятных условий. Без полного признания и поддержки соответствующих сотрудников совместные проекты никогда не будут эффективными. В подобной обстановке нижеперечисленные факторы могут сами по себе или в совокупности препятствовать передаче технологии.
Многие учебные заведения не определили должным образом свои наличные и возможные практические ресурсы. Только после того как будут определены эти ресурсы, могут быть поставлены актуальные задачи по их использованию. Когда задачи определены, можно приступать к поиску необходимых структур и кадрового состава. Но как вы сможете набрать подходящих специалистов, не определив предварительно те ресурсы, которыми они будут располагать, и не поставив задачи, которые им предстоит решить? К сожалению, во многих учебных заведениях подход к сотрудничеству заключается в предварительном назначении сотрудников без выполнения этих основных необходимых условий.
Еще одним препятствием, непосредственно связанным с этим фактором, является недостаточный объем специальных знаний, необходимых для консультаций по вопросам определения ресурсов и выбора необходимой политики и структур. Использование профессиональных консультантов, которым недостает конкретных знаний и опыта в области взаимодействия высшего образования и промышленности, часто оказывается непродуктивным.
Упомянутые ранее финансовые проблемы в некоторых случаях вынуждают учебные заведения на словах поддерживать начинания в области сотрудничества. Учебные заведения, которые не готовы обнародовать официальную общую политику и задачи по всем аспектам сотрудничества и содействовать их реализации, которые продолжают игнорировать важнейшие формы совместной работы, как факторы, способствующие упрочению научного статуса и развитию, не могут ожидать от своих сотрудников необходимой отдачи и вовлеченности. Члены профессорско-преподавательского состава должны ясно представлять себе, чего от них ждут, какой вклад они могут внести и какое вознаграждение они получат.
Отсутствие согласованной и справедливой политики в отношении консультирования и прав на интеллектуальную собственность
Из важнейших факторов формирования в учебных заведениях необходимого положения выделим факторы разработки и осуществления основанной на правовых нормах политики и процедур, относящихся к консультированию и к использованию прав на интеллектуальную собственность при коммерческих контактах:
"Здесь важнейшим фактором, по-видимому, является отношение университета к привлечению сотрудников к консультированию и к другим видам коммерческих взаимоотношений. МТИ и Стэнфорд выделяются среди других университетов явным поощрением привлечения своих сотрудников в качестве консультантов и своей готовностью учитывать этот фактор в ходе текущей работы. В итоге примерно 70—80 % научных сотрудников этих университетов помимо основной работы занимаются консультированием по разного рода вопросам" (Буллок, 1985).
Процедуры идентификации прав владения интеллектуальной собственностью должны также учитывать склонность некоторых влиятельных старших членов профессорско-преподавательского состава претендовать на свою долю во владении этими правами, на что они не имеют ни морального, ни юридического права. Эта проблема была расценена как определенное препятствие для роста интереса молодых сотрудников к передаче технологии.
В случае участия членов профессорско-преподавательского состава в переговорах, целью которых является установление договорных взаимоотношений в сфере передачи технологии, процедуры должны обеспечивать полноценную консультацию и непосредственную помощь в ходе этих зачастую тяжелых обсуждений. Некоторые научные сотрудники не отдают себе отчета в своих реальных коммерческих способностях, другие могут переоценивать свою значимость. Для достижения справедливой договоренности обычно требуется присутствие специалиста по ведению переговоров.
Существуют и некоторые другие препятствия, не связанные непосредственно с учебными заведениями:
Отсутствие возможностей адекватной оценки и развития коммерчески выгодных научных разработок
Для того, чтобы имеющие коммерческую ценность продукция и процессы не были утеряны для рынка, требуются не только соответствующие политика и процедуры в учебных заведениях, но также использование всех средств, необходимых для своевременной оценки продукции, не говоря уже об изучении основного спроса. В данном случае препятствием является то, что многие ученые-изобретатели имеют склонность к выпуску специально подготовленной особой продукции. "Лучшей в своем роде". Когда они изобретают что-либо, предназначенное для широкого рынка, эта продукция часто не доходит до потребителя, поскольку изобретатель постоянно переделывает ее с целью достичь абсолютного совершенства. Производственная экспертиза, которая могла бы указать, когда возникла марка 1 и когда появляется марка 2, является существенной составной частью процесса развития и должна быть доступна учебным заведениям. Однако для учебных заведений многих государств-членов это недоступно. Они должны быть обеспечены необходимой экспертизой, субсидируемой правительством соответствующих стран.
Хотя некоторые государства-члены приняли законы, позволяющие университетам создавать сепаратные юридические органы для оказания помощи в процессе передачи технологии, многие учебные заведения неуниверситетского типа все еще не располагают возможностями для создания необходимых структур. Все учебные заведения, располагающие необходимыми ресурсами, должны иметь соответствующую структуру, дающую им равную возможность для развития передачи технологии.
Таким образом, учебные заведения должны иметь возможность не только создавать все необходимые структуры, но также иметь прямой доступ к необходимой на начальных этапах развития помощи и к фондам.
Нежелание участвовать в многодисциплинарных, межуниверситетских, международных исследованиях и других программах
Введение в 1987 г. пятилетней "стержневой" программы исследований с целью распространения технологического сотрудничества на все Сообщество определяет значение развития научных исследований и технологии в Едином акте, согласно которому единый рынок создан к 1992 г. В этой программе подчеркивается значение "некоторых фундаментальных исследований, т.е. предконкурсных и преднормативных исследований, которые необходимы для выработки общих стандартов Сообщества, без которых единый широкий рынок никогда не сможет существовать".
Упомянутая программа будет успешно осуществляться, если будут устранены традиционные ведомственные барьеры, к общей выгоде удастся обуздать конкуренцию учреждений и устранить шовинистические настроения. Следует поощрять знание языков Сообщества, дабы межнациональные контакты стали нормой академической деятельности.
Неспособность идентифицировать потребности промышленности
Многие крупные компании в течение многих лет поддерживают с некоторыми учебными заведениями тесные и плодотворные контакты, однако многие фирмы не знают, как определить и удовлетворить свои технологические нужды.
Определение промышленных запросов требует введения как краткосрочных, так и долгосрочных стратегических планов компании, которые также приветствуют приходящие извне предложения по решению проблем. Следует до конца изжить синдром "это изобретено не у нас" и дать возможность сотрудникам, обладающим соответствующей квалификацией самим принимать окончательное решение по вопросам использования научных рекомендаций и технологий.
Неравноправность условий договора
У исследователей Сообщества, научные разработки которых финансируются промышленностью, иногда появляется так называемый синдром "исследователя-ассистента". Предлагаемые им условия в основном обеспечивают вознаграждение в размере окладов требующихся на определенный срок исследователей-разработчиков, однако за это промышленный партнер приобретает исключительное право пользоваться интеллектуальным продуктом проекта. Отсутствие иных источников финансирования часто заставляло идти на такие условия. В результате у научных сотрудников высшей школы ослаблялся интерес к исследованиям, которые можно реализовать в промышленности.
Основанные на контрактах исследования должны строиться на честных и равноправных отношениях обеих сторон. Следует адекватно оценивать и признавать вклад ученых в исследования, однако и исследователи должны в свою очередь иметь полное представление о затратах на разработку, производство и маркетинг.
Препятствия со стороны правительства
Отсутствие политики оптимального использования госбюджетных научных разработок
В государствах-членах приняты различные правила определения прав собственности на госбюджетные научные разработки. В некоторых странах права интеллектуальной собственности принадлежат изобретателям, в некоторых — учреждению, а в некоторых случаях право собственности остается за самим государством.
До настоящего времени не поднимался вопрос об эффективности столь разнообразной политики в плане обеспечения оптимальной экономической выгоды для соответствующих стран. Что больше способствует распространению изобретений — личное право собственности или право учреждения? Должны ли государственные подразделения передавать свои права учреждениям? Необходима оценка ныне существующей политики, а также определение и использование наиболее эффективных методов.
Финансовую стимуляцию следует использовать в следующих основных формах. Во-первых, ввести схемы облегченного налогообложения, что приведет к активной стимуляции научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленной сфере, включив сюда капиталовложения и безвозмездную передачу оборудования учреждениям. Во-вторых, должны освобождаться от налогообложения суммы, зарабатываемые изобретателями/владельцами при коммерческом использовании изобретений. Следует изучить все виды налогового стимулирования, которые могли бы способствовать распространению технологий в рамках общества и в других заинтересованных странах: необходимые методы стимуляции должны браться на вооружение.
В настоящее время всеми странами Европейского сообщества осознается настоятельная потребность в использовании возможностей сектора высшего образования, однако для технологического развития требуется установить прочные и долговременные связи с промышленностью, а также устранить на этом пути возможные препятствия.
Законодательное воплощение государственной политики само по себе не приведет к необходимому результату, поскольку ясно, что упомянутые связи не возникают автоматически, в частности ввиду постоянно возникающих на пути к сотрудничеству препятствий установочного характера и иных основных препятствий. Чтобы такое сотрудничество было эффективным, необходимо изучить, глубоко понять и принять потребность в установлении упомянутых связей и задачи взаимодействия; следует определить подходящие структуры для развития взаимодействия и ввести такие структуры. Для этого требуется наличие определенного профессионализма и опыта персонала и администрации, и сотрудники должны иметь возможность эффективно распространять научную технологию либо с помощью промышленного партнера, либо, если это необходимо, непосредственно поставляя ее на рынок.
Для устранения препятствий к установлению связи науки и технологии в рамках Сообщества потребуются фундаментальные культурные и организационные изменения как в секторе высшего образования, так и в индустриальном секторе. Эти изменения потребуют значительных усилий, однако, если они не будут осуществляться уже сейчас, Сообщество может никогда не занять подобающее ему место в будущем экономическом развитии.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chuvsu.ru