Макагон Сергей
В C++Builder 6 для передачи какой-либо информации по сети удобнее всего использовать компоненты закладки Internet: TClientSocket и TServerSocket.
Чтобы лучше разобраться в работе этих компонентов я предлагаю написать простенький сетевой чат, на примере которого можно будет легко увидеть компоненты в действии.
Для начала создадим новый проект(File->New->Application), поместим на форму компоненты:
TClientSocket и TServerSocket , чтобы наша программа могла быть и клиентом и сервером (не одновременно конечно ;) ).
Далее разместим компонент TMemo (закладка Standart) - в нем как вы догадались будет отображаться текст чата.
Следующим на форму нужно кинуть компонент TEdit (Standart) - в него мы будем писать текcт, который нужно отправить собеседнику.
Ну и конечно тяжело обойтись без кнопки отправить - кидаем на форму TButton . Кроме того что уже есть на форме, нам еще понадобится три кнопки и два эдита (TEdit) (их назначение описывается по ходу обращения к ним) .
Итак, на форме :
ClientSocket1 и ServerSocket1
Memo1
Edit1,Edit2,Edit3
Button1,Button2,Button3,Button4
Теперь изменяем свойства:
Button1->Caption на "Отправить"
Button2->Caption на "Создать"
Button3->Caption на "Соединиться" и
Button4->Caption на "Отключить" .
Убираем текст во всех Эдитах . Свойство Memo1->ReadOnly = true ,
ClientSocket1->Host - нужно написать IP-адрес сервера к которому вы будете присоеденяться
(IP-адресс устанавливается в настройках соединения Windows), если прописать 127.0.0.1 , то вы будете конектиться к себе на компьютер (так удобно делать, когда проверяешь на работоспособность свою программу. Запустив ее дважды, одна клиент с 127.0.0.1 , а другая сервер !) если же вы коннектитесь к другу, то заранее договоритесь какой будет Ай-Пи-адрес (143.0.0.5 - например). Но для того чтобы Ай-Пи -адресс можно было легко сменить, мы и положили на форму один из Эдитов, его текст при коннекте и будет отвечать свойству ClientSocket1->Host и ClientSocket1->Address .
В свойстве ClientSocket1->Port и ServertSocket1->Port - должны стоять одинаковые значения, чтобы Сервер и Клиент прослушивали и работали на один порт . Число можно выбрать любое (1024 например).
Кнопку "Отключиться" изначально нужно сделать недоступной(Enabled = false)так как вначале отсоеденяться нам нет от кого .
Дальше опишем обработчики событий для кнопок "Создать", "Соединиться", "Отключить" .
Кнопка "Создать" - активизирует сервер. Он начинает прослушивать порт на коннект со стороны клиента .
void __fastcall TForm1::Button2Click(TObject *Sender)
{
ServerSocket1->Active = true ;
// Делаем недоступную "Соединиться" (так как мы уже сервер)
Button3->Enabled = false
// Делаем доступную "Отключиться" (понятно зачем)
Button4->Enabled = true
Memo1->Lines->Add("Сервер создан") ;
}
Так наша программа стала сервером !
Давайте опишем клиента!(Кнопка "Соединиться")
В Edit3->Text впишите 127.0.0.1 - предполагается что тестироваться будет на одном компьютере (что б других не заморачивать:)
void __fastcall TForm1::Button3Click(TObject *Sender)
{
Edit3->Text = ClientSocket1->Host // Присваиваем Клиенту Ай-Пи из Эдита
Edit3->Text = ClientSocket1->Address
ServerSocket1->Active = true ;
// Делаем недоступную "Создать" (так как мы коннектимся)
Button2->Enabled = false
// Делаем доступную "Отключиться" (понятно зачем)
Button4->Enabled = true
}
Вот Вы и написали тот минимум который надо для освоения компонентов !
Но кто хочет останавливаться ? А чат доделать ! Правильно пишем дальше:
Дальше будем описывать свойства компонентов Клиента и Сервера OnConnect (когда присоединился) .
void __fastcall TForm1::ServerSocket1ClientConnect(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add("Клиент присоединился");
}
Это когда вы сервер и к Вам присоединились, на Мемо появится надпись !
Для клиента почти так само :
void __fastcall TForm1::ClientSocket1Connect(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add("Вы присоединены");
}
Понятно, да ? Отлично , дальше остается только рассказать Вам зачем Edit2 на форме и описать кнопку "Отправить" .
Итак, Эдит2 нам нужен для Вашего ника ! Ведь какой чат без ника !
Теперь самое главное - описание кнопки "Отправить :
if(Edit2->Text == "")
ShowMessage("Введите Ваш ник !");
return ;
}
if(Edit1->Text == "")
{
ShowMessage("Введите текст который надо отправить");
return ;
}
//Это была обработка исключительных ситуаций , типа пустых строк ввода ;
Memo1->Lines->Add(Edit2->Text+":: "+ Edit1->Text) ;
if (ServerSocket1->Active == true) {
ServerSocket1->Socket->Connections[0]->
SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text); }
else
{ ClientSocket1->Socket->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text);}
Edit1->Text = "" ;
}
Теперь разберемся с этой кучей кода :
//добавляем свое сообщение себе в Мемо
Memo1->Lines->Add(Edit2->Text+":: "+ Edit1->Text) ;
if (ServerSocket1->Active == true){ServerSocket1->Socket->
Connections[0]->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text)};
Если мы сервер, то посылаем нашу строку первому в списке клиенту ( чат розщитан на двоих ) , иначе :
else {
ClientSocket1->Socket->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text);
}
Посылаем строку серверу !
Независимо от того кто мы (клиент-сервер)
Очищаем Эдит1 :
Edit1->Text = "" ;
Также надо описать прием информации и занесение ее в Мемо1. Делается это обработчиком события OnRead у TClientSocket и TserverSocket :
void __fastcall TForm1::ClientSocket1Read(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add(Socket->ReceiveText()) ;
}
void __fastcall TForm1::ServerSocket1ClientRead(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add(Socket->ReceiveText()) ;
}
Вот вроди бы и все. С TClientSocket и TserverSocket разобрались , а кого заинтересовала тема чата, заходите в раздел "Мои программы" И качайте доделанную мной, с большим колличеством настроек программу вместе с исходниками.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.realcoding.net/