В. Вешнев
Бахметьев Владимир Матв. (1885–) — беллетрист. Родился в гор. Землянске, Воронежской губ. С 19 лет принимает участие в революционном движении и выступает в периодической печати. Подвергался непрерывным административным преследованиям. В Сибири, в глухие годы реакции, вступил в ряды РСДРП (б). В Новониколаевске (на Оби) сотрудничал в ряде журналов и газет окраины. Редактировал соц.-дем. газ. «Сибирская новь». Революция 1917 застала Б. в Зап. Сибири. Он активно участвует в работе Томской организации большевиков — член комитета, редактор парторгана «Сибирский рабочий». После захвата Сибири чехо-словацкими бандами Б. работает в городах Евр. России, гл. обр. по редактированию органов печати. В большой печати беллетристом Б. впервые выступил в 1914. Широкую известность Б. приобретает после выхода в свет его романа «Преступление Мартына» (Альманах ЗИФа, № 1). Роман является новым этапом в творческих исканиях в области поведения человека. В этом романе он от «чисто» биологического объяснения поведения человека приходит к социально-биологическому. На отдельных случаях художественного показа Б. сталкивает «биологический» и «классовый» моменты человеческого поведения. В романе сложно переплетаются личные и социальные (классовые) мотивы поведения. Тема романа — конкретное, революционное поведение, которое может быть верным и ложным, искренним и фальшивым. Самое преступление Мартына дано в плане крайне сложной и полной противоречий обстановки. Эта сложность обстановки и противоречивость мотивов поведения героя вызвали в критической литературе различные толкования и оценки «преступления» его. Все произведения Б., в особенности роман «Преступление Мартына», дают возможность сделать ряд обобщений о восприятии Б. человеческих поступков. Для Б. человек есть не только человек класса с совокупностью классовых мотивов поведения, но и «биологический» человек с совокупностью индивидуальных мотивов, определяемых «безусловными» (врожденными) рефлексами. Во всяком «человеке класса» он четко видит и различает «биологического человека», который или мешает или содействует росту «человека класса». Не только социальные, но, по его мнению, даже индивидуальные, личные мотивы могут направить поведение трудового человека безошибочно и бесповоротно по классово-пролетарской линии. Напр. любовь к сыну у кузнеца («Кандальник»), «жалость» к товарищу по фронту, приговоренному к расстрелу («Рассказ инвалида»), «жалость» к товарищу по работе («Железная трава»). По мнению автора, врожденные классовые инстинкты противоречат и мешают благоприобретенным мотивам поведения (размагниченность барского интеллигента Ворошилина в рассказе «Конец Ворошилина», крайний индивидуализм Мартына, — сына крестьянина и помещицы, борьба «приказчика» и «собственника» в душе бакалейщика в рассказе «Прах»). Однако это противоречит марксистской теории, т. к. нормы человеческого поведения, имеющие социальный смысл, не могут воплощаться в наследственно классовый инстинкт, а являются всегда благоприобретенными в зависимости от социальной среды. Такие выражения, как «испорченная барская кровь» (Ворошилин), «древняя кержацкая кровь» (Мартын), нарушающие в общем правильный подход автора к объяснению характера и природы человеческого поведения, дают повод обвинить Б. в преувеличении роли «бессознательной» силы. Но тем не менее биологический фактор Б. свободен от мистики и идеализации. Человек для Б. — носитель морально-волевых «рефлексов», отвечающих на те или иные внешние «раздражители», сложный механизм бессознательного или сознательного поведения. При этом он берет не исключительного, из ряда вон выходящего человека, а заурядного, «среднего», скорее даже примитивного. Если же иногда его герой кажется исключительным (как например Мартын), то только потому, что его индивидуальные черты слишком подчеркнуты в ущерб типичным.
Б. посвятил целый ряд произведений крестьянской жизни, четко вскрыл в них противоречия крестьянской собственнической психики («На земле»). Б. видит выход из этих противоречий («Машина») — в технической революции сельского хозяйства. Его пьеса «Липатовы» дает ряд интересных персонажей и характерна для его творчества в идеологическом отношении. Художественные средства Б. весьма значительны: он умеет строить фабулу, давать живые лица. Яз. его произведений отличается меткостью, колоритностью и лексическим разнообразием. Эпитеты и образы Б. свежи и оригинальны. С 1923 Б. — член Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница».
I. Произведения, которые в свое время печатались в журналах и газетах, в значительном большинстве вошли в собр. сочин. Б., изданное ЗИФом.
II. Якубовский Г., Литературные портреты, М. — Л., 1926
Зонин А., В. Б., «На литературном посту», № 13, 1927
Вешнев В., Преступление В. Б., «Октябрь», № 3, 1928
Тарасов-Родионов А., Надуманное преступление, «На литературном посту», № 10, 1928
Фриче В., Заметки о современной литературе, М., 1928.