Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Реферат: Синтаксический разбор строк и конечные автоматы

Андрей Боровский 

В этой статье речь пойдет о том, как анализировать информацию, переданную в виде последовательности символов (строку) и выделять из нее значимые элементы. Мы рассмотрим сравнительно простые ситуации, с которыми программистам приходится сталкиваться при решении самых разных задач: разбор выражений с простой синтаксической структурой, но с довольно свободными правилами записи.

Допустим, в программе, которую вы пишете, нужен модуль, анализирующий текст HTML-страницы. Мы напишем функцию, которая, получив строку, содержащую тэг, извлекала бы из этой строки все атрибуты тэга и их значения. Структуру тэга можно схематично представить следующим образом: <ТЭГ атрибут1 = "значение" атрибут2 = "значение" ...> На первый взгляд задача кажется очень простой, однако ситуация осложняется из-за достаточно мягких правил языка HTML. Между именем атрибута, знаком равенства и значением может стоять любое число разделительных символов (пробелов, символов табуляции и даже символов перехода на новую строку), или же разделительные символы могут вообще отсутствовать. Значения атрибутов могут быть либо заключены в кавычки, либо нет, при этом значение, заключенное в двойные кавычки, может содержать символы одинарных кавычек, и наоборот. Кроме того, не всем атрибутам тэгов присваиваются значения.

Для решения указанной проблемы мы напишем функцию ParseTag, анализирующую переданный ей тэг и создающую списки атрибутов тэга и их значений. Функция ParseTag действует по принципу конечного автомата. Конечные автоматы и подобные им структуры широко применяются при обработке строк. Сферы наиболее частого применения конечных автоматов включают поиск подстрок по заданному образцу, обработку регулярных выражений (regular expressions), лексический и синтаксический анализ. Конечные автоматы широко применяются в трансляторах и интерпретаторах (не говоря уже о таких задачах, как проектирование логических устройств).

Строгое определение конечных автоматов можно найти в любом учебнике по теории алгоритмов, мы же здесь ограничимся интуитивным определением. В каждый данный момент времени конечный автомат может находиться в одном из возможных состояний (число состояний, в которых может находиться конечный автомат – конечно). Автомат последовательно считывает символы входного текста (строки). Каждый считанный символ либо переводит автомат в новое состояние, либо оставляет его в прежнем состоянии. Формально автомат можно описать при помощи функции переходов. Аргументами этой функции являются предыдущее состояние автомата и очередной считанный символ, а значением – новое состояние автомата.

Множество состояний для нашего автомата включает:

ReadTag – читает имя тэга;

WaitAttr – ожидает имя атрибута;

WaitAttrOrEq – ожидает имя атрибута или символ '=';

ReadAttr – читает имя атрибута;

WaitValue – ожидает значение атрибута;

ReadValue – читает значение атрибута без кавычек;

ReadValueSQ – читает значение атрибута в одинарных кавычках;

ReadValueDQ – читает значение атрибута в двойных кавычках.

Следуя терминологии конечных автоматов, мы можем назвать состояния WaitAttr, WaitAttrOrEq, ReadAttr и ReadValue допускающими. Это означает, что если после обработки переданной строки автомат находится в каком-либо другом состоянии, значит, тэг содержит ошибку (автомат не проверяет, завершается ли строка символом '>', это – задача блока, вызывающего функцию ParseTag).

Процесс программной реализации автомата можно упростить, построив для него диаграмму переходов. Далее приводится диаграмма переходов для нашего автомата. Цифры на диаграмме соответствуют номерам состояний, перечисленных выше.

Синтаксический разбор строк и конечные автоматы 

Рисунок 1

Пояснения к диаграмме:

a - символ-разделитель

b - любой символ кроме разделителя

c - символ "="

d - любой символ кроме разделителя и символа "="

e - любой символ кроме разделителя и кавычек

f - символ одинарных кавычек

g - символ двойных кавычек

Ниже приводится текст функции ParseTag и вспомогательной функции GetSubString. У функции ParseTag есть четыре параметра: строка, содержащая тэг, заключенный в '<' и '>', строка, в которой возвращается имя тэга, и объекты типа TStringList, содержащие имена и значения атрибутов соответственно. Если данному атрибуту не сопоставлено никакое значение, в списке значений имени атрибута соответствует пустая строка. В случае успешного выполнения функция возвращает значение 0, в противном случае – 1.

Автомат реализован в теле цикла функции ParseTag. Добавление нового элемента в список осуществляется в момент перехода из состояния ReadXXX в какое-либо другое состояние. Кроме этого в цикл добавлена проверка ошибок синтаксиса, например, двух символов '=', следующих подряд. После завершения цикла мы анализируем состояния автомата. Если автомат находится в одном из состояний ReadXXX, происходит добавление последнего элемента в соответствующий список. Если автомат не находится ни в одном из допускающих состояний, функция возвращает сообщение о синтаксической ошибке.

function GetSubString(const S : String; Start, Stop : Integer):

   String;

begin

  SetLength(Result, Stop-Start);

  Move(S[Start], Result[1], Stop-Start);

end;

function ParseTag(const Tag : String; var TagName : String;

  Attrs, Values : TStringList): Integer;

type

  // Возможные состояния

  TState = (ReadTag, WaitAttr, WaitAttrOrEq, ReadAttr, WaitValue,

  ReadValue, ReadValueSQ, ReadValueDQ);

const

  // Значения, возвращаемые функцией GetLink

  resOK = 0; // разбор прошел успешно

  resBadSyntax = -1; // синтаксическая ошибка

  // Набор возможных разделительных символов

  Delimeters = [' ', #9, #13, #10];

var

  State : TState;

  StartPos, i : Integer;

begin

  Result := resOK;

  // очищаем список элементов

  Attrs.Clear;

  Values.Clear;

  State := ReadTag; // входное состояние автомата

  i := 2; // пропускаем символ '<'

  while (Tag[i]<>'>') and (i<Length(Tag)) do

  begin

    case State of

      ReadTag:

      if Tag[i] in Delimeters then

      begin

        // чтение имени тэга закончено

        TagName := GetSubString(Tag, StartPos, i);

        State := WaitAttr;

      end;

      WaitAttr:

      if (Tag[i] in Delimeters) = False then

      begin

        if Tag[i] = '=' then

        begin

          Result := resBadSyntax;

          Exit;

        end;

        StartPos := i;

        State := ReadAttr;

      end;

      ReadAttr:

      if (Tag[i] in Delimeters) or (Tag[i] = '=') then

      begin

        // чтение имени атрибута закончено, добавляем имя атрибута в список

        Attrs.Add(GetSubString(Tag, StartPos, i));

        if Tag[i] = '=' then State := WaitValue

        else State := WaitAttrOrEq;

      end;

      WaitAttrOrEq:

      if (Tag[i] in Delimeters) = False then

      begin

        if Tag[i] = '=' then State := WaitValue else

        begin

          // начинается чтение имени атрибута

          // предыдущему атрибуту не присвоено никаких значений,

          // добавляем пустую строку в список Values

          Values.Add('');

          State := ReadAttr;

          StartPos := i;

        end;

      end;

      WaitValue:

      if (Tag[i] in Delimeters) = False then

      begin

        if Tag[i] = '=' then

        begin

          // два символа '=' подряд

          Result := resBadSyntax;

          Exit;

        end;

        if Tag[i] = '"' then

        begin

          // чтение значения начнется со следующего символа после кавычек:

          StartPos := i + 1;

          State := ReadValueDQ;

        end else

        if Tag[i] = '''' then

        begin

          // чтение значения начнется со следующего символа после кавычек:

          StartPos := i + 1;

          State := ReadValueSQ;

        end else

        begin

          // чтение значения без кавычек

          StartPos := i;

          State := ReadValue;

        end;

      end;

      ReadValue:

      if Tag[i] in Delimeters then

      begin

        // чтение значения закончено

        Values.Add(GetSubString(Tag, StartPos, i));

        State := WaitAttr;

      end;

      ReadValueDQ:

      if Tag[i] = '"' then

      begin

        // чтение значения в двойных кавычках закончено

        Values.Add(GetSubString(Tag, StartPos, i));

        State := WaitAttr;

      end;

      ReadValueSQ:

      if Tag[i] = '''' then

      begin

        // чтение значения в одинарных кавычках закончено

        Values.Add(GetSubString(Tag, StartPos, i));

        State := WaitAttr;

      end;

    end; // case State of

    Inc(i);

  end; // while (Body[i]<>'>') and (i<Length(Tag)) do

  // проверяем состояние автомата после обработки строки

  // последним символом строки должен быть '>'

  case State of

    ReadValue : Values.Add(GetSubString(Tag, StartPos, i));

    ReadAttr : Attrs.Add(GetSubString(Tag, StartPos, i));

    ReadTag : TagName := GetSubString(Tag, StartPos, i);

    WaitAttr, WaitAttrOrEq: ; // ничего не делаем

    else  Result := resBadSyntax; // другие состояния недопустимы

  end;

end;

Одной из важных особенностей такого подхода к разбору строк является то, что анализ выполняется по мере считывания символов, с использованием информации о текущем символе и символах, прочитанных ранее. Это позволяет вести обработку данных, передающихся по некоторому последовательному каналу, непосредственно в процессе их поступления.

Фактически представленная функция выполняет две операции: выделяет в переданной строке синтаксические элементы (tokens) и определяет, что представляет собой данный элемент (имя тэга, имя атрибута, значение атрибута). Решение о том, чем является следующий элемент, принимается заранее, на основании данных о предыдущем элементе и простых правил: за именем тэга следует имя атрибута; за именем атрибута следует либо имя атрибута, либо символ '='; за символом '=' следует значение атрибута.

Процедуры, основанные на конечных автоматах, широко применяются для проверки синтаксиса. В качестве примера рассмотрим функцию CheckMath, выполняющую синтаксический анализ математического выражения:

function CheckMath(const S : String) : Integer;

type

  TState = (Start, InDigit, AfterDigit, InOp, InLPrnt, InRPrnt);

const

  resLPrntMissing = -1;

  resRPrntMissing = -2;

var

  State : TState;

  i, ParCount : Integer;

begin

  Result := 0;

  ParCount := 0; // счетчик скобок

  State := Start;

  for i := 1 to Length(S) do

  case State of

    Start: // входное состояние

      case S[i] of

        ' ': ; // состояние не меняется

        '0'..'9' : State := InDigit;

        '-' : State := InOp; // символ '-' перед числом или скобкой

        '(' :

        begin

          Inc(ParCount);

          State := InLPrnt;

        end;

        else

        begin

          // Синтаксическая ошибка

          Result := i;

          Exit;

        end;

      end;

    InDigit:

      case S[i] of

        '0'..'9' : ; // состояние не меняется

        '+', '-', '*', '/' : State := InOp;

        ')' :

        begin

          Dec(ParCount);

          State := InRPrnt;

        end;

        ' ' : State := AfterDigit;

        else

        begin

          Result := i;

          Exit;

        end;

      end;

    AfterDigit:

      case S[i] of

        ' ' : ;

        '+', '-', '*', '/' : State := InOp;

        ')' :

        begin

          Dec(ParCount);

          State := InRPrnt;

        end;

        else

        begin

          Result := i;

          Exit;

        end;

      end;

    InOp :

      case S[i] of

        ' ' : ;

        '0'..'9' : State := InDigit;

        '(' :

        begin

          Inc(ParCount);

          State := InLPrnt;

        end;

        else

        begin

          Result := i;

          Exit;

        end;

      end;

    InLPrnt:

      case S[i] of

        '0'..'9' : State := InDigit;

        '-' : State := InOp;

        '(' : Inc(ParCount);

        ' ' : ;

        else

        begin

          Result := i;

          Exit;

        end;

      end;

    InRPrnt:

       case S[i] of

         '+', '-', '*', '/' : State := InOp;

         ')' : Dec(ParCount);

         ' ' : ;

         else

         begin

           Result := i;

           Exit;

         end;

       end;

  end;  // case State of

  if State in [InLPrnt, InOp] then //Недопустимые состояния

  Result := Length(S);

  if ParCount > 0 then Result := resRPrntMissing else

  if ParCount < 0 then Result := resLPrntMissing;

end;

Входное математическое выражение может содержать целочисленные константы, символы арифметических операций и скобки. Между символами операций, скобками и числами допустимо любое количество пробелов. Функция CheckMath возвращает значение 0, если переданное ей выражение не содержит ошибок. Если выражение содержит ошибку, функция возвращает положительное число, соответствующее позиции символа, в которой была обнаружена ошибка. Если число открытых скобок не равно числу закрытых, функция возвращает либо -1, либо -2, в зависимости от того, каких скобок не хватает.

В данной функции задействованы следующие состояния:

Start – начальное состояние;

InDigit – прочитана цифра;

AfterDigit – прочитан разделитель после цифры;

InOp – прочитан символ арифметической операции;

InLPrnt – прочитана открывающая скобка;

InRPrnt – прочитана закрывающая скобка.

Символы пробела не изменяют предыдущего состояния, за исключением состояния InDigit. Последнее сделано для того, чтобы не допустить появления пробелов между символами, составляющими численную константу.

Похожие работы:

  1. • Лисп-реализация конечных автоматов
  2. • Проблемы создания информационно-обучающей среды
  3. • Синтез комбинацонных схем и конечных автоматов, сети Петри
  4. • Детерминированные и недетерминированные конечные автоматы
  5. • Дискретная математика
  6. • Семантический анализатор
  7. • Конечные автоматы
  8. • Абстрактный синтез конечного автомата
  9. • Моделирование работы конечного распознавателя для ...
  10. • Проверка непротиворечивости исходных описаний конечных ...
  11. • Автоматы с магазинной памятью
  12. • Автоматно-графовая формальная модель композитного ...
  13. • Синтез цифрового конечного автомата Мили - вариант 2
  14. • Синтез конечного автомата для устройства управления ...
  15. • Алгоритмы поиска подстроки в строке
  16. • Программа-конструктор для построения МП-транслятора ...
  17. • Синтез цифрового конечного автомата Мили - вариант 3
  18. • Анализ снизу вверх и сверху вниз
  19. • Анализ снизу вверх и сверху вниз
Рефетека ру refoteka@gmail.com