Игорь Устимов, ИКФ «АЛЬТ»
В своей текущей деятельности предприятия, лизинговые компании довольно часто сталкиваются с вопросами по подготовке бизнес-лана.
Бизнес-план нужен там, где планируются какие-то изменения в компании, требующие финансовых вложений (получение кредитов, вложение собственных средств).
С одной стороны, редко кто даст деньги просто так - без информации о направлениях их использования, сроках и гарантиях возврата. С другой стороны, прежде чем брать деньги надо оценить насколько они «дешевы», за счет чего мы сможем их вернуть и как быстро (даже если мы вкладываем собственные средства). На эти и другие вопросы призван ответить бизнес-план.
Бизнес-план - это документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте. Разработка такого документа – это комплексный процесс, который потребует объективной оценки всей необходимой информации, требующейся для его подготовки.
Бизнес-план может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и в качестве коммерческого предложения для внешней стороны – инвестора, кредитора. В последнем случае бизнес-план служит обоснованием того, что существуют реальные возможности достижения поставленных в нем целей и компания достаточно компетентна для их достижения и способна отвечать по своим обязательствам, в том числе, своевременно и в полном объеме выплачивать лизинговые платежи.
Но бизнес-план – это не только движение денежных средств, он должен отражать все составляющие инвестиционного проекта. Ниже приведены краткие характеристики основных разделов бизнес-плана. Структура и содержание документа зависят от специфики инвестиционного проекта (например, от его масштабности). Поэтому при разработке плана необходимо придерживаться принципа «разумной достаточности». Дальнейшее описание разделов бизнес-плана этой статьи направлено на инвестиционные проекты действующих предприятий, ориентированных на привлечение внешних инвесторов.
1. Резюме.
Раздел должен показать потенциальным инвесторам привлекательность проекта. Главная задача - «зацепить» инвестора.
Резюме – это «концентрированное» описание инвестиционного проекта: его идеи, шагов, осуществляемых для реализации идеи, требуемых затрат, итоговых показателей. Содержание резюме должно очень четко отражать идею проекта, требуемые ресурсы, возможные риски и результаты реализации проекта в «оцифренном» виде.
В данном разделе отражается:
- Основная идея проекта
- Планируемые результаты от его реализации
- Показатели эффективности инвестиций, которые характеризуют соотношение доходов и затрат, связанных с проектом: срок окупаемости (простой, дисконтированный), внутренняя норма доходности (IRR), чистая текущая стоимость (NPV), рентабельность инвестиций (NPVR). Финансовую состоятельность проекта характеризует модель расчётного счета проекта, график привлечения и возврата кредита.
Инвесторы начинают знакомство с проектом с резюме и нередко, рассмотрение проекта на этом разделе и заканчивается. В связи с этим необходимо отнестись к написанию резюме с особым вниманием – к чёткости, понятности и содержательности его информации.
В практике работы зарубежных консультантов оформление отчётов в Рower Рoint – общепринятая практика (безусловно, к такому отчёту разрабатывается много дополнительных приложений, схем и т.д.). Оформленные таким образом бизнес-планы смотрятся презентабельно. В практике работы российских банков также всё чаще возникает требование представлять разработанные заявителями бизнес-планы в форме презентации.
2. Информация о предприятии.
В разделе необходимо чётко и структурировано отразить информацию о предприятии (если проект осуществляется на действующем предприятии).
Первую часть раздела необходимо отвести для описания истории создания, области деятельности, динамики развития предприятия.
Вторая часть должна содержать анализ деятельности предприятия за предшествующий период: отражаются финансово-хозяйственные показатели работы предприятия за последний отчётный год. По сути, эта часть представляет собой краткую аналитическую записку, в которой производится анализ финансового состояния предприятия. Можно рассчитать ряд показателей самостоятельно, можно воспользоваться компьютерными моделями, например «Альт-Финансы».
Если предприятие имеет ранее привлеченные кредиты, необходимо указать условия и график возврата средств.
Желательно представлять информацию о финансовом состоянии предприятия не в целом за год, но в разбивке по кварталам или месяцам. Это позволит более четко представить динамику изменения финансового положения предприятия в течение года. Графики и диаграммы сделают представление информации более наглядным. По возможности, следует провести сравнительный анализ показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми значениями (если есть доступ к информационным базам). Также можно использовать открытую информацию, например, годовые отчёты, для расчёта финансовых коэффициентов компаний – конкурентов.
3. Информация об отрасли
В этом разделе приводятся результаты анализа характера отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая). Отражается информация о положении дел в отрасли: общая характеристика объёмов и динамики производства и потребления продукции (в целом по стране, а также по регионам, в которых предполагается реализация продукции проекта), динамика импорта.
Можно привести прогноз развития отрасли. Такие документы часто «рождаются» в недрах отраслевых министерств, коммерческих ассоциаций. Прогнозы развития рынка, что не одно и то же, готовят консультационные компании, когда проводят комплексные проекты.
Информацию можно получить в различных источниках: отраслевых изданиях, интернете, ГТК (импорт, экспорт), Госкомстате, и т.д. Можно купить готовые отчёты, заказать исследование в консультационной компании. Но надо помнить, что некорректно сформулированный запрос может дать ответ, который не будет содержать информации, необходимой для принятия решения.
4. Продукция
В разделе приводятся характеристики продукции (услуг) проекта, приводится описание продуктов-аналогов и проводится сравнительный анализ продукции проекта с продуктами-аналогами, заменителями. Акцент следует сделать на преимуществах продукции по отношению к конкурентам: лучшие технические характеристики, лучший дизайн, надёжность, простота в эксплуатации, что-то ещё. Для этого можно определить и проанализировать ключевые факторы принятия решения о покупке, путём проведения опросов потребителей, экспертов, целевых фокус групп.
Полезно привести фотографии образцов продукции, отзывы потенциальных покупателей, результаты опроса потребителей.
5. Производственный план.
Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования – основная задача этого раздела бизнес-плана.
Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно неспециалисту, приводится перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды.
В разделе также даётся описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).
Часто к составлению раздела привлекаются отраслевые специализированные проектные компании, ведь выбор технологии, организации производства – один из определяющих моментов эффективности проекта.
В качестве примера можно привести проект экономической оценки модернизации цеха деревообработки одного из предприятий Западной Сибири. Консультантам был предоставлен план модернизации, перечень необходимых работ и оборудования. По договору работа консультантов заключалась в разработке финансового плана проекта, вся остальная информация предоставлялась заказчиком. Тем не менее, была проведена дополнительная работа по экспертизе технологического плана производства. В ходе интервью с экспертами было выяснено, что одним из важных моментов в таком производстве является система аспирации (удаление отходов деревообрабатывающего производства - опилок). Оказывается, даже самое совершенное оборудование может быть не использовано на полную мощность из-за того, что система удаления опилок «не справляется». Затраты на модернизацию системы аспирации не были предусмотрены в проекте. После разговора с заказчиком выяснилось, что изначально система аспирации была спроектирована «с запасом». Таким образом, увеличения капитальных затрат проекта не произошло (приведенный пример является, скорее исключением: нередко капитальные затраты проекта недооцениваются).
6. Потребители. Сбытовая политика.
Доказать, что реализация продукции (предоставление услуг) не вызовет серьезных проблем – основная цель этого раздела.
В разделе должен быть приведен прогноз спроса на продукцию, география его распределения, структура, прогноз динамики развития различных сегментов, определены спросообразующих факторы и построен прогноз их динамики. Приводится характеристика основных потребителей продукции.
Один из консультационных проектов ИКФ «АЛЬТ» предполагал разработку экономической части бизнес-плана по строительству хлебозавода. Заказчиком была представлена информация о планируемом объёме производства и реализации продукции и поставлена задача верификации (проверки) возможных объёмов сбыта.
Укрупненная оценка возможных объёмов сбыта продукции предприятия была осуществлена следующим образом: была получена информация о среднестатистическом потреблении хлеба на душу населения в России, получена информация о численности населения в районе, где предполагалось реализовать проект. В результате были получены цифры (довольно грубо, конечно) на которые можно было ориентироваться:
- возможный максимальный объём спроса в районе;
- прогнозная доля предприятия на региональном рынке после осуществления проекта. Доля предприятия была определена с учетом объёмов реализации предприятия-конкурента.
Определяется характер спроса: есть ли сезонность, её причины.
Так, на одном предприятии, выпускающем кассовые аппараты, сбытовики заметили явную сезонность спроса на продукцию (кассовые аппараты). Оказалось, что сезонность вызвана - чем бы вы думали? - проверками налоговых органов, которые проводятся достаточно регулярно.
В разделе необходимо отразить ситуацию с патентной защитой товара. Особенно это важно при выводе на рынок нового бренда. Использование наименования продукции, которое юридически не защищено, может привести к печальным последствиям: кто-то раньше выпустил продукцию с таким же или похожим именем. Рекламный бюджет проекта может «ухнуть в трубу».
Дается характеристика планируемым методам продвижения и каналы сбыта продукции. Например, создаётся собственная торговая сеть, или предполагается реализация через существующие торговые сети.
Большим плюсом бизнес-плана будут протоколы о намерениях, предварительно заключённые договора на поставку продукции.
7. Ценообразование.
В этом разделе дается характеристика ценообразования - метода установления цены на продукцию, рассматриваемую в проекте.
Определяется себестоимость продукции, основные ее составляющие, конечная цена на продукцию и возможные скидки. Анализируется конкурентоспособность товара по цене. Приводится прогноз продаж продукции.
На практике используют два метода ценообразования – затратный и рыночный. В первом случае цена определяется на основании себестоимости продукции, затрат на аналогичную продукцию, выбранной нормой прибыльности. Во втором случае принимается во внимание цена на аналогичную продукцию, позиция конкурентов на рынке, анализируются возможные действия конкурентов: какова вероятность демпинга, планы по продвижению продукции и т.д.
Интересным может быть следующий пример. Компании-разработчики научно-технической продукции определяли цену на свою продукцию значительно меньше, чем на зарубежные аналоги, даже, несмотря на то, что некоторые технические характеристики были значительно лучше. Разработчики исходили из того, что известность компании, возможность предоставления дополнительных услуг при выборе такой продукции играет большую роль, чем цена. Поэтому цена была выбрана как одно из конкурентных преимуществ отечественных разработок.
При выводе нового продукта на рынок полезно вспомнить маркетинговые стратегии, которые были рассмотрены И. Ансоффом:
|
Стратегия интенсивного маркетинга |
Стратегия выборочного проникновения |
Стратегия широкого проникновения |
Стратегия пассивного маркетинга |
|
Осведомленность потребителей |
Малая (или нет) |
|
Низкая |
Низкая |
|
Емкость рынка |
Большая |
Мала |
Большая |
Средняя |
|
Цена продукта |
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
|
Конкуренция |
Высокая |
Незначительная |
Высокая |
Средняя |
|
Затраты на продвижение |
Высокие |
Низкие |
Высокие |
Низкие |
|
Однако будет очень неразумно слепо следовать тому, что написано в учебниках. Базовые подходы всегда должны быть «скорректированы» с учетом специфики предприятия, проекта, продукта.
8. Конкуренция
Оценка конкурентоспособности предприятия и продукции – задача этого раздела.
В разделе приводится характеристика и анализ потенциальных конкурентов: численность персонала, структура затрат на производство, планируемые капиталовложения, объёмы продаж, система организации сбыта и производства, организационная структура и другое. Степень анализа зависит от доступности информации. Производится анализ слабых и сильных сторон конкурентов.
Определяются основные факторы конкурентоспособности предприятия: внутренние и внешние факторы конкурентоспособности.
Оценка сильных и слабых сторон продукции и услуг компании, предложения по повышению ее конкурентоспособности, предложения по корректировке продуктовой стратегии, системы сбыта и продвижения и повышению квалификации сбытового персонала – все это должен в этом разделе потенциальный инвестор.
9. Поставщики
Приводится краткое описание поставщиков сырья и материалов. Определяются альтернативные источники снабжения сырьем и материалами. Дается характеристика по группам сырья и материалов в разрезе поставщиков (условия поставки, оплаты).
При формировании плана реализации проекта желательно предусматривать «запасной выход» - альтернативные варианты снабжения производства необходимыми ресурсами. Такой подход является одним из рычагов минимизации рисков проекта. Ориентация только на одного поставщика значительно увеличивает риски реализации проекта.
10. Организационный план
В этом разделе должна быть приведена характеристика системы управления проектом и описание организационной структуры предприятия.
Определяется численность персонала, планируемые затраты на оплату труда. Дается характеристика формы собственности (ООО, ОАО, др.).
Обязательно следует предоставить схематическое изображение организационной структуры предприятия и проекта.
11. Рабочий график реализации проекта.
Тут следует описать временной график реализации проекта и проведения запланированных мероприятий. Приводится график осуществления капитальных вложений, выполнения работ, производственный график: начало производства продукции, выход на проектную мощность, объёмы производства в периоды сезонных колебаний.
12. Финансовый план.
Раздел предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана.
Составление этого раздела один из самых ответственных моментов. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта.
Здесь должна быть отражена информация о планируемых доходах проекта (объёмы реализации), текущих затратах проекта, об инвестиционных затратах (капитальные вложения, прирост оборотного капитала), планируемые источники финансирования, их структура (собственные, заемные), графики, условия привлечения и возврата заёмных источников финансирования.
Обязательно должны быть приведены прогнозные формы финансовой отчётности: Отчёт о прибыли, Отчёт о движении денежных средств, Баланс.
Приводится сводная характеристика эффективности проекта. Даётся краткая интерпретация показателей.
Первая группа – показатели эффективности инвестиций. Классически выделяют следующие показатели:
Срок окупаемости инвестиций (простой и дисконтированный). Рассчитывается на основании чистого денежного дохода (простого и дисконтированного). Чистый денежный поток – сумма притоков и оттоков денежных средств. Дисконтирование – приведение денежных потоков разных интервалов планирования, к начальному моменту времени (первому интервалу планирования). Суть дисконтирования заключается в том, что мы принимаем разновеликую стоимость одной условной денежной единицы в разные периоды времени.
К примеру, на рубль мы сегодня можем купить 0,1 пачки сигарет, а через год, возможно, всего лишь 0,05 пачки. Или еще. Мы точно знаем, что вложив сегодня рубль в низко рискованные ценные бумаги, или просто положив рубль на депозит в банк мы получим через какой-то интервал времени процент с этих денег.
Так вот, дисконтирование, по сути, это учет упущенной экономической выгоды от использования наших финансовых ресурсов.
Использование дисконтирования предполагает расчёт коэффициента дисконтирования (на каждый интервал планирования), на который умножается величина чистого денежного потока каждого интервала планирования. Он рассчитывается на основании ставки сравнения.
Внутренняя норма доходности (IRR). Это показатель, который показывает, при какой ставке сравнения, чистая текущая стоимость проекта становится равной нулю. Для расчёта подбираем такую ставку сравнения, при которой значение дисконтированного чистого денежного потока на протяжении периода времени, обычно срока жизни проекта, (или можно употреблять термин – срок рассмотрения проекта, звучит не так мрачно) становится равным нулю.
Чистая текущая стоимость проекта (NPV). Показывает накопленный дисконтированный доход (или убыток) проекта. Рассчитывается как сумма дисконтированного чистого потока денежных средств и остаточной стоимости проекта. Рекомендуют рассчитывать NPV без учета остаточной стоимости проекта, а уже отдельно показывать остаточную стоимость.
Остаточную стоимость можно рассчитать следующим образом.
Определяется остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, она может корректироваться на коэффициент «усыхания», который придется определить экспертным путем (очевидно, что актив скорее всего не удастся реализовать по остаточной стоимости). Определить коэффициент «усыхания» стоимости актива по проекту довольно сложно, особенно если оборудование специализированное, срок рассмотрения проекта большой.
Есть еще одна составляющая остаточной стоимости. Это стоимость оборотных активов – готовая продукция, сырья и материалы, дебиторская задолженность, авансы поставщикам за вычетом краткосрочных обязательств (кредиторская задолженность, авансы покупателей, задолженность по заработной плате и по расчётам с бюджетами). Получаем остаточную стоимость проекта.
Вторая группа – показатели финансовой состоятельности проекта.
Это максимальная ставка процентов по кредиту и остаток свободных денежных средств на прогнозном расчёте проекта.
Проводится анализ рисков осуществления проекта. Для этого могут быть проанализированы границы изменения основных исходных параметров проекта, при которых проект остается безубыточным.
При оценке проекта на действующем предприятии строится прогнозный финансовый план предприятия без учета реализации проекта, финансовый план проекта, финансовый план предприятия с учетом реализации инвестиционного проекта.
Расчёт показателей эффективности инвестиций необходимо проводить, помня о следующем:
Расчёт и интерпретация показателей эффективности полных инвестиционных проводится до подбора схемы финансирования проекта. Показатели характеризуют «внутреннюю» эффективность проекта.
Расчёт и интерпретация показателей эффективности собственных средств, проводится с учетом привлечения источников финансирования (собственных средств или заемного капитала).
Для составления финансового плана проекта можно воспользоваться стандартными программными продуктами. Компьютерные модели «Альт-Инвест» и «Альт-Инвест-Прим» позволяют подготовить финансовый план для проектов различной направленности (новое производство, проекты модернизации) и различной отраслевой принадлежности.
13. Некоторые особенности проектов с лизингом оборудования.
Инвестиционные проекты, в которых предполагается покупка оборудования на условиях лизинга, отличаются некоторой спецификой оценки их эффективности: для таких проектов, довольно сложно корректно посчитать классические показатели эффективности.
Классически срок окупаемости рассчитывается с учетом произведенных инвестиционных затрат, которые складываются из капитальных затрат и прироста оборотного капитала. Затраты при лизинге оборудования – лизинговые платежи - являются текущими затратами. Поэтому величина капитальных затрат незначительна или равна нулю на начальных этапах реализации проекта. В этом случае и срок окупаемости будет мал.
Чистый поток денежных средств в классическом варианте для расчёта показателей эффективности проекта определяется как сумма денежных потоков проекта, без учета источников финансирования – собственных и заемных. Поэтому для оценки эффективности инвестиционных проектов с финансированием через механизм лизинга можно воспользоваться «условным» показателем - «совокупный дисконтированный денежный поток». Данный показатель будет рассчитан с учетом лизинговых платежей в оттоке денежных средств
Это нам даст базу для сравнения альтернатив реализации проекта. Например, что нам выгоднее – покупать оборудование за счет собственных/заемных средств или брать оборудование в лизинг.
Хотелось бы привести некоторые преимущества лизинга:
- лизинг не предполагает быстрого возврата всей суммы долга. Как правило, срок договора лизинга совпадает со сроком полной амортизации оборудования (с учётом коэффициента ускоренной амортизации);
- лизинговые платежи могут быть согласованы с лизинговой компанией таким образом, чтобы обеспечить более выгодные условия возмещения стоимости оборудования и выплаты процента лизинговой компании;
- заключить договор лизинга обычно проще, чем кредитный договор.
Для расчёта возможных вариантов графиков лизинговых платежей и оценки результатов реализации проекта можно работать со специализированными компьютерными моделями для оценки инвестиционных проектов «Альт-Инвест», где есть отдельный блок «Лизинг».
Для более детального расчёта графика лизинговых платежей и моделирования различных условий можно работать с моделью «Альт-Лизинг».
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://aup.ru/