Реферат: Виды внешнеторговых контрактов. Структура и содержание типового внешнеторгового контракта. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов.
Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной коммерческой практике называется контрактом.
Контракт купли-продажи представляет собой коммерческий документ, оформляющий внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца передать определенное имущество в собственность покупателя и обязательство покупателя принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки.
Регулирование заключения договора купли-продажи и те права и обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора, унифицировано в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
Применяемые во внешней торговле контракты содержат различные условия, характеризующие товар, служащий предметом купли-продажи, определяющие коммерческие особенности сделки, права и обязанности сторон, взаимные обязательства сторон по операциям, обеспечивающим исполнение контракта. Все условия контракта можно классифицировать следующим образом:
1) с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя;
2) с точки зрения их универсальности.
С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополнительные.
К обязательным условиям относятся:
* наименования сторон - участников сделки;
* предмет контракта;
* качество и количество;
* базисные условия поставки; цена
* условия платежа
* санкции и рекламации (штрафы, претензии);
* юридические адреса и подписи сторон.
Обязательными эти условия (“conditions”) называются так потому, что, если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая сторона вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения убытков.
С точки зрения универсальности условия контракта делятся на индивидуальные и универсальные.
К индивидуальным, то есть тем, которые присущи только одному конкретному контракту, относятся:
* наименование сторон в преамбуле;
* предмет контракта;
* качество товара;
* количество товара;
* цена;
* сроки поставки;
* юридические адреса и подписи сторон.
К универсальным условиям относятся:
* сдача-приемка товара;
* базисные условия поставки;
* условия платежа;
* упаковка и маркировка;
* гарантии;
* санкции и рекламации;
* форс-мажорные обстоятельства;
* арбитраж.
Основные пункты внешнеторгового контракта:
1. Преамбула. Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова контракт в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указывается фирменные наименования сторон. В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов. Наглядным примером может служить преамбула контракта приведенного в приложении 12.
2. Предмет контракта. После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, характеристика, модель, сорт и т.д. Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта.
3. Количество. В контракте устанавливается единица измерения количества, система мер и весов.
4. Качество товара. Определить качество товара в контракте купли-продажи - значит установить качественную характеристику товара, т.е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий.
Способы определения качества:
* по стандарту
* по техническим условиям
* по спецификации
* по образцу
* по описанию
* по предварительному осмотру
* по содержанию отдельных веществ в товаре
* по выходу готового продукта
* по натурному весу
* способ “тель-кель”.
Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество определяемого товара должно соответствовать среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного вида товара.
5. Транспортные условия контракта. Транспорт является основным связующим звеном между продавцом и покупателем; конечной целью транспортировки является своевременное прибытие груза в конечный пункт назначения в хорошем состоянии. При рассмотрении вопросов транспортировки грузов для участников внешнеторговой сделки необходимо установить следующее:
* каковы базисные условия поставки товара, как в соответствии с ними распределяются обязанности продавца и покупателя по обеспечению доставки товара;
* как осуществляется обратная связь между продавцом и покупателем при доставке товара (извещения);
* каким видом транспорта будет доставляться товар, какие документы сопровождают договор перевозки.
Базисными условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент выполнения продавцом своих обязанностей по поставке товара и перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, а также могущих возникнуть в связи с этим расходов. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий. Международная торговая палата разработала и выпустила сборники толкований базисных условий, так называемые “International Commercial Terms”.
Из всех базисных условий наибольшее распространение получили условия FOB и CIF, и в практике международной торговли “цена FOB” обычно понимается как экспортная цена товара, цена CIF - как импортная.
Не менее важным вопросом при заключении контракта является вопрос о виде транспорта. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать следующие факторы:
* вид груза;
* расстояние и маршрут перевозки;
* фактор времени;
* стоимость перевозки.
В таблице 4 приведена классификация условий ИНКОТЕРМС по применимым видам транспорта.
Таблица 4.
Вид транспорта
Условие ИНКОТЕРМС
Воздушный
FCA
Железнодорожный
FCA
Морской и речной
FAS
FOB
CAF
CIF
DES
DEQ
Любой вид
EXW
FCA
CPT
CIP
DAF
DDU
DDP
6. Цена товара. Цена на каждый товар устанавливается за какую-то определенную единицу измерения. Выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена, определяется характером товара и практикой которая сложилась на мировом рынке при торговле данным товаром.
7. Условия платежа. Условия платежа определяют в контракте следующие моменты:
* способ платежа
* средства платежа
* форму платежа
Способ платежа показывает, когда производится оплата товара по отношению к моменту его фактической поставки. Существует три способа платежа: платеж наличными, авансовый платеж, платеж в кредит.
К формам расчетов, применяемым в международной торговой практике, относятся следующие (даются по степени выгодности для экспортера от наиболее выгодной до наименее выгодной):
* 100% авансовый платеж
* аккредитив
* инкассо
* открытый счет
Так, в Контракте КЕ-02-ЕС/96 (Приложение 13, п.4.1) как форму платежа используют 100% предварительную оплату (условия приведены в Приложении), а в Контракте № КЕ - 07 - МК/95 используется 100% безотзывной аккредитив. (см. Приложение 12, п. 4.1). Причем если в контракте условием платежа используется аккредитив, то в контракте должен будет присутствовать пункт об условиях раскрытия аккредитива.
Подробнее формы расчетов освещаются в пункте 8.
8.Срок и дата поставки. Под сроком поставки товара понимается момент, когда продавец обязан передать товар покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени. Количество товара указанное в контракте, может быть поставлено единовременно или по частям (партиями). К примеру в Контракте КЕ-02-ЕС/96 (Приложение 13, п. 3.3) четко оговаривается момент о недопустимости частичной поставки.
Датой поставки называется дата передачи товара в распоряжение покупателя.
9.Упаковка и маркировка. Обычно в контракте различают внешнюю упаковку - тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. При заключении контракта упаковка товара относится к обязанностям продавца.(пример условия упаковки см. Приложение 13 п.4.4 )
Маркировка, наносимая на упаковку, определяется обычно покупателем и выбирается в зависимости от характера товара, а также условий контракта.
Маркировка должна включать:
* наименование продавца;
* наименование покупателя;
* номер контракта;
* место назначения
* номер упаковочной единицы и их общее количество;
* габариты упаковочной единицы;
* вес упаковочной единицы брутто;
* вес упаковочной единицы нетто;
* указания по транспортировке и погрузке-разгрузке (“верх”, “низ”, “осторожно” и т.п.;
* указания во избежание инцендентов при транспортировке опасных товаров;
* страну изготовления товара.