Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Различают следующие основные категории указанных территорий:
– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
– национальные парки;
– природные парки;
– государственные природные заказники;
– памятники природы;
– дендрологические парки и ботанические сады;
– лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации.
Государственные природные заповедники
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной Среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.
Такие образцы необходимо было вдумчиво и умело выбирать. И места для наших заповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы жизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу. Заповедники наши прекрасны, и вызывают восхищение, у всякого кому приходится бывать там.
Исключительная роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов и др. заповедников природы. Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию.
Многие Российские географы, ботаники особенно зоологи и охотоведы прошли трудную, но хорошую школу в заповедниках. Немало крупных ученых нашей страны в течении десятилетий были сотрудниками заповедникам, а некоторые и по сей день трудятся в этих природных лабораториях. В дали от культурных центров и всякого комфорта, в дождь и вьюгу или под полящим солнцем пустынь, они добывают тот первичный научный матерьял, без которого невозможно движение вперед научной мысли. Самые яркие и интересные исследования по экологии зверей и птиц, были выполнены в заповедниках.
Описания заповедников в подавляющем большинстве основаны на работах сотрудников этих заповедников.
Для составления научного прогноза изменений природной среды в дальнейшем, оценки влияния различных форм человеческой деятельности на природные комплексы и отыскания методов наиболее рациональной эксплуатации природных ресурсов исключительное значение приобретают заповедные территории. И как эталоны природных экосистем они требуют комплексного исследования. Очевидна необходимость иметь эталоны всех основных экосистем и, следовательно, совершенствовать и расширять заповедную сеть.
Это и определило быстрое увеличение количества заповедников в последние годы. За истекшие 8 лет организованно 25 заповедников и появилась новая для нашей страны форма заповедная - природные(национальные парки).
Значение заповедных территорий стало очевидным и в глобальном масштабе. Национальных(провинциальных) парков и крупных природных резервуаров, по списку ООН, было, 1035, из которых ј организованна за последние несколько лет. Особенно быстрый рост заповедных территорий происходил в развивающихся странах.
Главным образом на заповедных территориях, в том числе и в некоторых наших заповедниках, были поставлены работы по международной биологической программе. Весьма примечательно, что один из выводов МБП принятый при обсуждении итогов работы гласил, что постановка исследований любой крупной экологической проблемы современности немыслима без анализа процессов, происходящих на заповедных территориях. В частности, разработка метода управления процессами в антропогенных экосистемах (поля, пастбища, искусств. леса и пр.) и отыскание приемов повышения их биологической продуктивности невозможны без познания законов действующих в естественных, нетронутых в охраняемых экосистемах. В связи с этим новая программа ЮНЕСКО “Человек и биосфера” придает заповедникам исключительное значение.
Российские заповедники с первого момента их создания предназначались “исключительно для решения научных и научно-технических задач страны”. В этом специфика и принципиальное отличие заповедников от других форм охраняемых территорий как у нас, так и за рубежом.
При организации сети советских заповедников в основу были положенны научные принципы, не утратившие своего значения и в настоящее время.
Сущность заповедников:
* Выбираемые под заповедники территории были в наименьшей степени изменены под влиянием хозяйственной деятельности человека
* Природные комплексы заповедников включали редкие виды животных и растений (или редкие экосистемы)
* Заповедники служили образцами ландшафтно-географических зон
* Территории заповедников были достаточны для обеспечения саморегуляции происходящих природных процессов
* В первую очередь заповедовались “эталоны” тех ландшафтов, которым угрожала опасность исчезновения.
Не менее замечательно и то, что советские и то, что Российские заповедники для выполнения своей задачи эталонирования естественного хода природных процессов всегда проводили непрерывные стационарные исследования, для обеспечения которых имели свой постоянный штат научных сотрудников.
Предыстория образования заповедников в России.
Распад феодализма и развитие капитализма в России повлекли за собой почти ничем неограниченное, беспорядочное и массовое истребление лесов, зверей, птиц и рыб. Закон об охоте 1892г. защищал лишь права землевладельцев, но был крайне несовершенным с точки зрения охраны природы, в частности зверей и птиц.
Катастрофическое уменьшение численности многих видов животных, так же как и резкое сокращение площади лесов, стало очевидным в России к началу XX века. Бобры, соболи, каланы, лоси и многие другие пушные и промысловые звери стали редкостью. Все меньше и меньше становилось водоплавающей и особенно степной дичи.
В это время заповедников в России не было, и она заметно отстала в деле охраны природы от многих передовых стран Западной Европы и Америки.
Создавшееся положение вызвало движение за охрану природа, необходимость которой стала очевидной для ученых, многих просвещенных людей и наиболее прогрессивных общественных людей и государственных деятелей. В конце прошлого века В.В. Докучаев одним из первых обратил внимание на исключительную важность изучения заповедных целинных степей для практических целей их правильного использования.
Так, в 1882 году по инициативе местного самоуправления был организован заповедник в районе Кронцуой бухты и на полуострове Асачи на Камчатке. В 1898 г. Ф. Э. ФальцФейн создал частный заповедник на юге Украины. Широкое движение по охране природы началось в России в 1905-1906 гг. по инициативе московского общества испытателей природы.
Российские заповедники сейчас.
Основная задача заповедников состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений , обитающих на земле, имеет важное научное и практическое значение. Это тот драгоценный генетический фонд, который может оказаться крайне необходимым человечеству.
Оберегая лесные массивы, имеющие водоохранное, почвозащитное или климатическое значение, восстанавливая и увеличивая численность ценных зверей и птиц, а так же охраняя места линьки и зимовки водоплавающих птиц и нерестилища рыб, заповедники выполняют большие народнохозяйственные задачи.
Заповедники стали резервуарами редких животных и растений. Только благодаря заповедникам удалось сберечь такие эндемичные и реликтовые растения, как фламинго, белая цапля, турач, зубр, кулан, пятнистый олень, горал, бобр, выхухоль, калан, котик и многие другие.
Заповедниками уже достигнуты значительные успехи по восстановлению численности и расширению ареала многих животных , в недавнем прошлом стоявших на грани полного уничтожения. В первые годы организации заповедников, их задачи и направление работы часто определялись как резервы особенно ценных животных, охрана и изучение которых были центральным вопросом. Так, Воронежский назывался бобровым, Хоперский - выхухолевым, Брагинский - соболиным, Кандалашский - гагачьим и т.п. Позднее они все стали комплексными.
Наши потребности растут, и от природы мы берем все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить восполнение природных ресурсов по принципу расширенного воспроизводства. В этом главная задача охраны природы сегодня. Таким образом охрана природы с экономической точки зрения есть управление природными ресурсами, обеспечивающее их расширенное производство.
В Российской Федерации наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники (табл. 1). Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки и природоохранного движения России. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 2000г в России 99 государственных природных заповедника общей площадью 33,152 млн. га, в том числе сухопутные (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик в составе Российской Федерации, 4 краев, 35 областей, одной автономной области, 7 автономных округов. В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.
Таблица 1
Государственные природные заповедники Российской Федерации
Название
Год создания
Площадь, тыс. га
Местоположение
I. Заповедники Госкомэкологии России
"Азас"
1985
300,390
Республика Тыва
Алтайский
1932
881,238
Республика Алтай
Астраханский*
1919
66,816
Астраханская область
"Байкало-Ленский"
1986
660,0
Иркутская область
Байкальский*
1969
165,724
Республика Бурятия
Баргузинский*
1916
374,322, в т. ч. 111,146 - площадь биосферного полигона
Республика Бурятия
"Басеги"
1982
37,935
Пермская область
"Бастак"
1997
91,375
Еврейская автономная область
"Богдинско-Баскунчакский"
1997
18,478
Астраханская область
"Болоньский"
1997
103,600
Хабаровский край
Башкирский
1930
49,609
Республика Башкортостан
"Большая Kокшага"
1993
21,405
Республика Марий Эл
Большехехцирский
1963
45,297
Хабаровский край
"Большой Арктический"
1993
4169,222, в т. ч. 980,934 - морская акватория
Таймырский автономный округ
"Ботчинский"
1994
267,380
Хабаровский край
"Брянский лес"
1987
12,186
Брянская область
"Буреинский"
1987
358,444
Хабаровский край
"Верхне-Тазовский"
1986
631,308
Тюменская область
Висимский
1971
13,507
Свердловская область
Витимский
1982
585,021
Иркутская область
"Вишерский"
1991
241,200
Пермская область
Волжско-Kамский
1960
8,024
Республика Татарстан
Воронежский*
1927
31,053
Воронежская область
Воpонинский
1994
10,819
Тамбовская область
Гыданский
1996
878,174
Ямало-Ненецкий автономный округ
"Дагестанский"
1987
19,061, в т. ч. 18,900 - морская акватория
Республика Дагестан
Дарвинский
1945
112,673
Вологодская область
"Даурский"*"
1987
45,752
Читинская область
"Денежкин Kамень"
1991
78,192
Свердловская область
"Джергинский"
1992
238,088
Республика Бурятия
"Джугджурский"
1990
859,956, в т. ч. 53,70 - морская акватория
Хабаровский край
Жигулевский
1927
23,157
Самарская область
Зейский
1963
99,390
Амурская область
Kавказский*
1924
282,482, в т. ч. 91,53 - Адыгейский филиал
Kраснодарский край
"Kалужские засеки"
1992
18,533
Kалужская область
Kандалакшский
1932
70,530, в т. ч. 49,583 - морская акватория
Мурманская область, Республика Kарелия
"Kатунский"
1991
150,079
Республика Алтай
"Kерженский"
1993
46,940
Нижегородская область
"Kивач"
1931
10,880
Республика Kарелия
"Kомандорский"
1993
3648,679, в т. ч. 3463,30 - морская акватория
Kамчатская область
Kомсомольский
1963
64,278
Хабаровский край
"Kорякский"
1995
327,156, в т. ч. 83,0 - морская акватория
Kорякский автономный округ
"Kостомукшский"
1983
47,569
Республика Kарелия
Kроноцкий*
1934
1142,134, в т. ч. 135,0 - морская акватория
Kамчатская область
"Kузнецкий Алатау"
1989
412,900
Kемеровская область
"Kурильский"
1984
65,364
Сахалинская область
Лазовский
1957
120,000
Приморский край
Лапландский*
1930
278,436
Мурманская область
"Лес на Ворскле"
1979
1,128
Белгородская область
"Магаданский"
1982
883,817
Магаданская область
"Малая Сосьва"
1976
225,562
Ханты-Мансийский автономный округ
"Малый Абакан"
1993
97,829
Республика Хакасия
Мордовский
1936
32,148
Республика Мордовия
Ненецкий
1997
313,40, в т. ч. 181,90 - морская акватория
Ненецкий автономный округ
"Нижне-Свирский"
1980
41,615
Ленинградская область
"Норский"
1998
211,168
Амурская область
"Нургуш"
1994
5,918
Kировская область
Окский*
1935
55,722, в т. ч. 32,818 - площадь биосферного полигона
Рязанская область
"Олекминский"
1984
847,102
Республика Саха (Якутия)
"Оренбургский"
1989
21,653
Оренбургская область
"Остров Врангеля"
1976
2225,650, в т. ч. 1430,0 - морская акватория
Чукотский автономный округ
"Пасвик"
1992
14,727
Мурманская область
Печоро-Илычский*
1930
721,322
Республика Kоми
Пинежский
1974
51,522
Архангельская область
"Полистовский"
1994
36,026
Псковская область
"Поронайский"
1988
56,694
Сахалинская область
"Приволжская лесостепь"
1989
8,311
Пензенская область
Приокско-Террасный*
1945
4,945
Московская область
"Присурский"
1995
9,025
Чувашская Республика
"Путоранский"
1988
1887,251
Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ
"Рдейский"
1994
36,922
Новгородская область
"Ростовский"
1995
9,465
Ростовская область
Саяно-Шушенский*
1976
390,368
Kрасноярский край
Северо-Осетинский
1967
29,530
Республика Северная Осетия-Алания
Сихотэ-Алинский*
1935
390,184, в т. ч. 2,90 - морская акватория
Приморский край
Сохондинский*
1973
210,985
Читинская область
Столбы
1925
47,154
Kрасноярский край
"Таймырский"*"
1979
1781,928
Таймырский автономный округ
Тебердинский*
1936
84,996
Kарачаево-Черкесская Республика
Тунгусский
1995
296,562
Эвенкийский автономный округ
"Убсунурская котловина"*
1993
39,640
Республика Тыва
"Усть-Ленский"
1985
1433,0
Республика Саха (Якутия)
"Ханкайский"
1990
37,989
Приморский край
Хинганский
1963
93,995
Амурская область
Хоперский
1935
16,178
Воронежская область
Центрально-Лесной*
1931
24,462
Тверская область
"Центральносибирский"*
1985
972,017
Kрасноярский край, Эвенкийский автономный округ
Центрально-Черноземный*
1935
6,287
Kурская область
"Чазы"
1991
27,295
Республика Хакасия
"Черные земли"*
1990
121,901
Республика Kалмыкия
"Шульган-Таш"
1986
22,531
Республика Башкортостан
"Юганский"
1982
648,636
Ханты-Мансийский автономный округ
II. Заповедники Российской академии наук, Минобразования России, Рослесхоза
"Галичья гора"
1925
0,231
Липецкая область
Дальневосточный морской
1978
64,316, в т. ч. 63,0 - морская акватория
Приморский край
Ильменский
1920
34,380
Челябинская область
"Kедровая падь"
1925
17,9
Приморский край
Уссурийский
1932
40,432
Приморский край
Южно-Уральский
1978
254,0
Республика Башкортостан, Челябинская область
Примечание: * – биосферные заповедники.
Система российских государственных природных заповедников всемирно признана: 21 из них имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавующих птиц (Рамсарская конвенция), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский) имеют дипломы Совета Европы.
Национальные парки
Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.
Государственная система национальных парков Российской Федерации (табл. 2) начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию на 2000 г. в Российской Федерации имеется 34 национальных парка общей площадью 6,787 млн. га (0,4% площади Российской Федерации). Национальные парки расположены на территории 11 республик, 2 краев, 17 областей (табл. 3). Большинство (33) национальных парков находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и один – в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").
Таблица 2
Национальные парки Российской Федерации
Название
Год создания
Площадь, тыс. га
Местоположение
"Алания"
1998
54,926
Республика Северная Осетия-Алания
"Башкирия"
1986
92
Республика Башкортостан
"Валдайский"
1990
158,5
Новгородская область
"Водлозерский"
1991
468,3
Республика Kарелия, Архангельская область
"Забайкальский"
1986
269,1
Республика Бурятия
"Зюраткуль"
1993
88,2
Челябинская область
"Kенозерский"
1991
139,7
Архангельская область
"Kуршская коса"
1987
7,9
Kалининградская область
"Лосиный остров"
1983
11,8
Москва, Московская область
"Марий Чодра"
1985
36,2
Республика Марий Эл
"Мещера"
1992
118,9
Владимирская область
"Мещерский"
1992
103,0
Рязанская область
"Нечкинский"
1997
20,75
Удмуртская Республика
"Нижняя Kама"
1991
25,8
Республика Татарстан
"Орловское полесье"
1994
84,2
Орловская область
"Паанаярви"
1992
104,5
Республика Kарелия
"Плещеево озеро"
1988
23,79
Ярославская область
"Прибайкальский"
1986
418,0
Иркутская область
"Припышминские боры"
1993
49,2
Свердловская область
"Приэльбрусье"
1986
101,2
Kабардино-Балкарская Республика
"Русский Север"
1992
166,4
Вологодская область
"Самарская Лука"
1984
127,2
Самарская область
"Себежский"
1996
50,0
Псковская область
"Смоленское Поозерье"
1992
146,2
Смоленская область
"Смольный"
1995
36,5
Республика Мордовия
"Сочинский"
1983
191,3
Kраснодарский край
"Таганай"
1991
56,4
Челябинская область
"Тункинский"
1991
1183,7
Республика Бурятия
"Угра"
1997
98,6
Kалужская область
"Хвалынский"
1994
25,5
Саpатовская область
"Чаваш вармане"
1993
25,2
Чувашская Республика
"Шорский"
1989
338,3
Kемеровская область
"Шушенский бор"
1995
39,2
Kрасноярский край
"Югыд ва"
1994
1926,5
Республика Kоми
Роль и значение российских национальных парков признаны мировым сообществом: три национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (это национальный парк "Югыд ва", на территории которого сохранился наибольший массив старовозрастных (девственных) лесов в Европе, и национальные парки "Прибайкальский" и "Забайкальский", входящие в водоохранную зону оз. Байкал). Часть территории национального парка "Мещерский" (пойма р. Ока и участок поймы р. Пра) подпадает под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
В национальных парках работает 3577 чел., в том числе государственных инспекторов по охране территории парков – 1862 чел., или 47%. Численность персонала в национальных парках во многом зависит от их размеров и доступности, но в ряде случаев это объясняется неразвитостью инфраструктуры парков и дефицитом финансирования.
Государственные природные заказники и памятники природы
Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники федерального или регионального значения могут иметь различный профиль, в том числе быть:
– комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
– биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
– палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
– гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
– геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Таблица 3
Государственные природные заказники федерального значения,
входящие в систему Госкомэкологии России
Название
Год создания
Площадь, тыс. га
Принадлежность
"Цейский"
1958
29,950
Госзаповедник Северо-Осетинский
"Верхне-Kондинский"
1971
241,600
Госзаповедник "Малая Сосьва"
"Kабанский"
1974
12,100
Госзаповедник Байкальский
"Малые Kурилы"
1982
45,000
Госзаповедник "Kурильский"
"Южно-Kамчатский"
1983
225,000
Госзаповедник Kроноцкий
"Елогуйский"
1987
747,600
Госзаповедник "Центральносибирский"
"Цасучейский бор"
1988
57,900
Госзаповедник "Даурский"
"Североземельский"
1996
421,701
Госзаповедник "Большой Арктический"
"Земля Франца-Иосифа"
1994
4200,000
Архангельскоблкомприроды
"Kаменная степь"
1996
5,232
Воронежоблкомприроды
Площадь 10 заказников:
5986,083
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.
Kaк и заказники, эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне, памятников природы федерального значения в России всего 28 общей площадью 19,351 тыс. га.
По состоянию на 1 января 1999 г. под охраной органов лесного хозяйства находилось 2920 памятников природы и заказников. Памятники природы выделены на площади 1058 тыс. га, заказники – на площади 9691 тыс. га.
Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы биологические – 40%, гидрологические – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные – 78%.
В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов лесного хозяйства, установлен и поддерживается режим невмешательства в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и рубок ухода.
Природные парки
Природные парки регионального значения – относительно новая категория особо охраняемых природных территорий России. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Анализ и обобщение материалов режимных наблюдений показывает, что на улучшение экологического состояния курортных территорий и лечебно-оздоровительных местностей продолжают оказывать заметное влияние такие факторы, как спад промышленного и сельскохозяйственного производства, обуславливающий тенденцию к постоянному снижению объемов сброса промышленных сточных вод и применяемых ядохимикатов и химических удобрений. Такая тенденция особенно ярко проявляется на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, расположенных в промышленных регионах центра и северо-запада Европейской территории России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах интенсивного земледелия черноземной зоны и юга России. В качестве отрицательных факторов, ухудшающих экологическую обстановку на курортах, на первое место вышли аварийное состояние многих канализационных и бальнеотехнических систем, очистных сооружений и устройств, а также несанкционированное строительство частных предприятий, захват земельных участков и сохранение мелких вредных производств, в том числе и на участках первых и вторых зон горно-санитарной охраны. Такая тенденция сохраняется и даже усиливается, прежде всего в крупных городах-курортах: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Нальчик, Сочи, Анапа, Геленджик, в Калининградской и Санкт-Петербургской курортных зонах, Садгороде Приморского края и др.
В связи с уменьшением числа обслуживаемых на курортах граждан отмечается резкое и необоснованное сокращение в целом по стране использования природных ресурсов – минеральных вод и лечебных грязей.
За последние годы техническое состояние гидроминерального и бальнеотехнического хозяйства на многих курортах и в санаторно-оздоровительных учреждениях не удовлетворяет существующим требованиям. Отсутствие средств не позволяет проводить плановые ремонты и замену изношенного и устаревшего оборудования.
Ботанические сады и дендрологические парки
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" ботанические сады и дендрологические парки представляют собой отдельную самостоятельную категорию объектов с особым режимом охраны и функционирования. В последние годы сеть ботанических садов и дендрологических парков России продолжала расширяться, в первую очередь, за счет садов, расположенных на территориях курортных зон и оздоровительных учреждений. В настоящее время Совет ботанических садов России – ведущий координационный орган в соответствующей области – объединяет 80 ботанических садов и дендрологических парков (табл. 6) различной ведомственной принадлежности.
Таблица 4
Ботанические сады и дендрологические парки Российской Федерации
Название
Площадь, га
Год образования
Местоположение
Региональный совет ботанических садов северо-запада Европейской территории России
Дендрарий Архангельского лесотехнического института
1,7
1933
г. Архангельск
Дендрологический сад Архангельского института леса и лесохимии
23,0
1961
г. Архангельск
Ботанический сад Kалининградского государственного университета
16,0
1904
г. Kалининград
Полярно-альпийский ботанический сад-институт Kольского НЦ РАН
350,0
1931
Мурманская область,
г. Kировск
Ботанический сад Петрозаводского государственного университета
90,0
1951
г. Петрозаводск
Ботанический сад Ботанического института РАН
22,6
1714
г. Санкт-Петербург
Ботанический сад Санкт-Петербургского университета
3,0
1840
г. Санкт-Петербург
Ботанический сад Санкт-Петербургской лесотехнической академии
65,0
1833
г. Санкт-Петербург
Региональный совет ботанических садов центра Европейской территории России
Ботанический сад Брянского технологического института
1,0
1935
г. Брянск
Ботанический сад им. Б. М. Kозо-Полянского Воронежского государственного университета
72,0
1937
г. Воронеж
Ботанический сад Kазанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина
8,0
1834
г. Kазань
Лесостепная опытно-селекционная станция декоративных растений
225,0
1924
Липецкая область,
п/о Мещерка
Ботанический сад лекарственных растений Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова
4,5
1946
г. Москва
Ботанический сад Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
33,0
1706
г. Москва
Ботанический сад Московской сельскохозяйственной академии им. K. А. Тимирязева
2,0
1895
г. Москва
Ботанический сад НПО "ВИЛАР"
45,3
1952
г. Москва
Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН
361,0
1945
г. Москва
Ботанический сад Нижегородского государственного университета
70,0
1934
г. Нижний Новгород
Дендрологический сад Переславского лесхоза
58,2
1960
Ярославская область,
г. Переславль-Залесский
Ботанический сад Пензенского педагогического института
7,5
1917
г. Пенза
Ивантеевский дендрологический парк им. А. С. Яблокова
101,1
1936
Московская область,
г. Пушкино
Ботанический сад Родниковского противотуберкулезного диспансера
2,5
1948
Ивановская область,
г. Родники
Ботанический сад Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева
50,0
1960
г. Саранск
Ботанический сад Тверского государственного университета
2,5
1879
г. Тверь
Региональный совет ботанических садов Северного Kавказа
Ботанический сад Kубанского государственного университета
15,5
1972
г. Kраснодар
Ботанический сад Kубанского государственного аграрного университета
73,0
1959
г. Kраснодар
Ботанический сад Kабардино-Балкарского государственного университета
8,0
1955
г. Нальчик
Kабардино-Балкарский республиканский ботанический сад совхоза "Декоративные культуры"
62,5
1949
г. Нальчик
Ботанический сад Пятигорской фармацевтической академии
8,5
1949
г. Пятигорск
Ботанический сад Ростовского государственного университета
203,0
1927
г. Ростов-на-Дону
Дендрарий Kавказского НИИ Горлесэкол
10,0
1892
г. Сочи
Ботанический сад "Белые ночи"
8,5
1982
г. Сочи
Ставропольский ботанический сад НПО "Нива Ставрополья"
113,7
1959
г. Ставрополь
Дендрарий совхоза "Гиагинский"
140,0
1971
Kраснодарский край,
пос. Гончарка
Горный ботанический сад РАН
30,0
1986
г. Махачкала
Перкальский арборетум (опорный пункт)
6,0
1900
г. Пятигорск
Региональный совет ботанических садов Урала и Поволжья
Ботанический сад Педагогического института
1,5
1914
г. Вятка
Ботанический сад Института леса УрО РАН
57,0
1936
г. Екатеринбург
Ботанический сад Уральского государственного университета
6,7
1948
г. Екатеринбург
Ботанический сад Марийского государственного технического университета
75,0
1939
г. Йошкар-Ола
Kазанский зооботанический сад
6,7
1834
г. Kазань
Ботанический сад им. А. Г. Генкеля Пермского государственного университета
4,2
1922
г. Пермь
Дендрарий Волжско-Kамского заповедника
21,5
1921
Республика Татарстан,
Зеленодольский р-н,
пос. Садовый
Ботанический сад Самарского государственного университета
40,0
1932
г. Самара
Ботанический сад Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
30,0
1956
г. Саратов
Ботанический сад Института биологии Kоми НЦ УрО РАН
11,0
1936
г. Сыктывкар
Ботанический сад Сыктывкарского государственного университета
8,5
1942
г. Сыктывкар
Ботанический сад Уфимского НЦ РАН
23,0
1932
г. Уфа
Дендрарий ВНИИ агролесомелиорации
94,2
1962
г. Волгоград
Дендрарий Волжско-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина
3,5
1967
г. Волгоград
Ботанический сад Удмуртской Республики (филиал ИЛ УрО РАН)
740,6
1990
г. Ижевск
Ботанический сад Kазанского государственного университета
172,5
1806
г. Kазань
Дендрарий НПО "Элита Поволжья"
6,8
1949
г. Саратов
Региональный совет ботанических садов Сибири и Дальнего Востока
Дендрологический сад НИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко
35,1
1950
Алтайский край,
г. Барнаул
Дендрологический сад Новосибирской зональной плодово-ягодной опытной станции им. И. В. Мичурина
4,3
1952
Новосибирская область,
г. Бердск
Ботанический сад ДВО РАН
178,0
1948
г. Владивосток
Ботанический сад Иркутского государственного университета
31,7
1939
г. Иркутск
Дендрарий ботанического лесничества Новосибирского лесхоза
23,0
1972
г. Новосибирск
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН
1060,0
1946
г. Новосибирск
Дендрологический сад Новосибирской сельскохозяйственной академии
17,5
1955
г. Новосибирск
Ботанический сад Омского сельскохозяйственного института
2,5
1927
г. Омск
Дендрологический парк Горнотаежной станции им. В. Л. Kомарова ДВО РАН
50,0
1935
Приморский край,
п/о Горнотаежное
Сибирский ботанический сад Томского государственного университета
105,0
1885
г. Томск
Ботанический сад Института биологии Якутского НЦ СО РАН
623,8
1962
г. Якутск
Дендрарий Сахалинской лесной опытной станции ДальНИИЛХ
4,4
1916
Сахалинская область,
г. Долинск
Дендрарий Амурской лесной станции ДальНИИЛХ
41,0
1950
Амурская область,
г. Свободный
Забайкальский ботанический сад (Читинский филиал ЦСБС)
814,5
1990
г. Чита
Сахалинский ботанический сад ДВО РАН
41,0
1991
г. Южно-Сахалинск
В числе основных направлений деятельности ботанических садов как особо охраняемых природных территорий выделяются: сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, в том числе редких и исчезающих видов, а также изучение и разработка подходов к охране и рациональному использованию растительных ресурсов.
Повсеместно в стране велико рекреационное и образовательно-просветительское значение ботанических садов и дендрологических парков. Это связано с высокой эстетической привлекательностью их территорий, богатством и разнообразием их коллекций, сложившимися традициями их деятельности как очагов экологической культуры, высоким профессиональным уровнем их сотрудников.
В настоящее время ботанические сады и дендрологические парки России испытывают определенные трудности, обусловленные прежде всего недостаточным финансированием. Во многих ботанических садах сократились объемы научных исследований, под угрозой оказались коллекции растений и семян, ослабло взаимодействие (обмен материалом, контакты сотрудников и т.п.) между садами.
Размещаясь преимущественно в городах и пригородах, ботанические сады испытывают воздействие тех же неблагоприятных экологических факторов, что и окружающие их территории: загрязнение воздушного бассейна и водотоков, шумовое загрязнение, рекреационная перегрузка и др. Проблема при этом обостряется вследствие зачастую повышенной чувствительности коллекций растений к факторам негативных внешних воздействий в сравнении с местной растительностью.
Особенно сильно на экологическое состояние садов и парков влияют химическое и шумовое загрязнения среды, вызванные прохождением в непосредственной близости от их территорий автомагистралей, что наиболее характерно для садов, расположенных в крупных городах. Нередко специфическим фактором экологического риска для них является также обычная застройка близлежащих площадей, вызывающая подтопление территории садовых ландшафтов.
Одной из основных проблем ботанических садов и дендрологических парков является сохранение территориальной целостности. Территории садов и парков часто представляются весьма привлекательными для реализации различных проектов, таких как создание рекреационных объектов, строительство спортивных площадок, коттеджей, автостоянок, прокладка автострад и т. п.
Объекты всемирного наследия
В декабре 1998 г. на очередной 22-й сессии Комитета всемирного наследия была одобрена заявка России на включение в Список всемирного природного наследия объекта "Золотые горы Алтая" (Республика Алтай).
Таким образом, по состоянию на 1 января 1999 г. в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации включено 4 природных объекта. Объекты природного наследия представляют Урал ("Девственные леса Коми"), Сибирь ("Золотые горы Алтая", "Озеро Байкал") и Дальний Восток ("Вулканы Камчатки"); они в целом включают территории 7 заповедников, 4 национальных парков, 4 природных парков, 3 государственных природных заказников федерального значения, а также ряд иных особо охраняемых природных территорий. Суммарная площадь участков, отнесенных к всемирному природному наследию в России, – 17 млн. га, включая 3,3 млн. га акватории, в том числе озеро Байкал (8,8 млн. га), морскую акваторию Кроноцкого заповедника (135 тыс. га), Телецкое озеро (23 тыс. га).
Новая номинация "Золотые горы Алтая" включает пять отдельных участков-кластеров, объединенных территориально в три крупных природных ареала (5), общей площадью немногим более 1,6 млн. га. Это уникальный по своей сохранности, ландшафтному и биологическому разнообразию район в горном поясе Южной Сибири, расположенный на границе России, Казахстана, Китая и Монголии; здесь находятся истоки великой сибирской реки Оби. Своеобразная флора и фауна, в том числе виды, занесенные в Красную книгу России и Красную книгу МСОП. В его состав вошли Алтайский заповедник; трехкилометровая охранная полоса вокруг Телецкого озера (93,7 тыс. га), примыкающая к территории заповедника; Катунский заповедник; природный парк "Белуха", примыкающий к Катунскому заповеднику с востока. Площадь 262,8 тыс. га, создан в 1997 г.; зона покоя "Укок" с режимом фаунистического заказника (Южный Алтай, на стыке границ Российской Федерации (Республика Алтай), Казахстана, Китая и Монголии, площадь 252,9 тыс. га.)
Состояние трех российских объектов природного наследия, внесенных в Список ЮНЕСКО ранее, в течение 1998 г. практически не изменилось и оценивается в целом как удовлетворительное. Со стороны федеральных и региональных органов управления предпринимались меры по решению имеющихся природоохранных проблем.
"Девственные леса Коми". В 1998 г. была проведена экологическая экспертиза планов корректировки существующих границ национального парка "Югыд ва". В заключении экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы (утвержденном Приказом Госкомэкологии России от 3 июля 1998 г. № 408) зафиксировано, что речь идет не об "уточнении", а об изменении юридически закрепленной территории национального парка, что противоречит существующему природоохранному законодательству. В связи с этим Указ Президента Республики Коми об изъятии 205 тыс. га земель на севере парка в бассейне верховьев р. Кожим (где расположены разрабатываемые и перспективные месторождения золота и горного хрусталя) и компенсационном приращении такого же по размерам участка вблизи южных границ этого парка судебными органами отменен. Госкомэкологией России даны предписания золотодобывающим компаниям о приостановлении всех работ в границах национального парка. К настоящему времени указанные предписания выполнены лишь частично. Таким образом, отмеченная проблема остается нерешенной до конца и требует внимания.
"Озеро Байкал". Фактическое положение дел с сохранностью экосистемы Байкала в настоящее время серьезных изменений в худшую сторону не претерпело. На протяжении последних четырех лет (1994–1997 гг.) имеет место четкая тенденция к сокращению поступления загрязняющих веществ в Байкал как со стоком р. Селенга (со 178 млн. м3 до 121 млн. м3), так и путем воздушного переноса (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократились в Республике Бурятия с 149 тыс. т в 1990 г. до 118 тыс. т в 1997 г., в Иркутской области – с 968 тыс. т до 532 тыс. т за тот же период). Аналогичная тенденция наблюдается и в динамике сброса загрязняющих веществ со сточными и дренажными водами БЦБК (по всем семи отслеживаемым показателям).
В Байкальском регионе постоянно нарушается законодательство при промышленной рубке леса. Тем не менее, в целом наблюдается недоиспользование выделяемых лесных ресурсов лесопромышленными предприятиями региона. Проект Федерального закона о Байкале рассматривается в настоящее время в Государственной Думе в установленном порядке, состояние данного объекта находится под постоянным контролем. Российская Федерация стремится выполнять взятые на себя обязательства по Конвенции о всемирном наследии и обеспечить защиту данного объекта.
Комитет ЮНЕСКО по всемирному наследию выразил серьезный интерес к проблемам Байкала и подтвердил свои требования, сделанные при включении Байкала в Список всемирного наследия. Комитет учел позицию МСОП, который не рекомендовал включение Байкала в Список угрожаемых объектов всемирного наследия.
"Вулканы Камчатки". Представляет интерес рассматривавшийся в течение последнего года вопрос о влиянии разработки Агинского золоторудного месторождения, расположенного вблизи границ Быстринского природного парка, на состояние природных комплексов объекта всемирного природного наследия. По мнению Госкомэкологии России, МПР России и администрации Камчатской области, имеются достаточные основания (месторождение расположено вне границ парка, в другой дренажной системе и пр.) для согласия указанных ведомств и администрации Камчатской области на реализацию упомянутого проекта при условии применения современных методов охраны окружающей среды, обеспечении отсутствия негативных влияний на природные комплексы парка. Комитет по всемирному наследию отметил намерение МСОП провести работы по изучению состояния данного объекта всемирного наследия, когда реализация проекта Агинского золоторудного месторождения будет продолжена.