1. Введение
1.1 Что такое бессознательное.
1.2 Столкновение сознательного и бессознательного, их борьба в жизни человека в природе в обществе.
2. Корни бессознательного.
2.1 "Чем больше я знаю, тем меньше я знаю", -так говорил Сократ. Связь границ сознательного и бессознательного на этом примере. Растет ли пространство бессознательного с ростом границ знаний человека.
2.2 Мера - как переход из одного состояния в другое. Чем характерны этапы изменения сознания человека.
3. Инстинкт -продукт синтеза бессознательного.
3.1 Зарождение бессознательного, как желание противоречащее сознанию.
3.2 Цепочка: Инстинкт --> Эмоции --> Ощущения --> Желания.
3.3 Обучение скорости печати, её связь с бессознательным.
4. Заключение
БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОЕ
Бессознательное -это зверь,
который пожирает глупца изнутри.
Существует масса примеров, на которых можно отобразить бессознательное, как модель. Присвоить ей определённые характеристики. Исследовать её. Например, пробуждение человека от сна является ничем иным, как конфронтацией двух взаимно противоположных сторон. С одной стороны -это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны это инстинкт сна, заставляющий, затягивающий человека в свою паутину. В трудах Платона "Протагор" есть интересная притча о сотворении мира Богом, которая излагается из уст главного персонажа, великого оратора времён античности, Протагора. Он сказал:
"... после того, как род людской ступил на землю и стал собираться в поселения выступала пред ними одна проблема. Лишь соберутся вместе, -без политического - то искусства, - обижают друг друга, так что опять приходилось рассеиваться и пропадать. Так вот Зевс, опасаясь за наш город, как бы ему всему не погибнуть, посылает Гермеса ввести к людям стыд и правду, да будут в городах уклады и стягивающие узы дружбы."
Не кажется ли Вам, что на этом этапе и было привито человеку чувство сознания, которое внедрилось в сложную человеческую систему как компонента. И так как этот элемент являлся доминирующим во всей системе, результатом синтеза явилось начало духовного возрождения человека. Победа его над инстинктом с дальнейшим развитием интеллекта и научно технической мысли. Однако искоренить бессознательное не удалось и скорее всего никогда не удастся. С таким же успехом можно пытаться организовать считывание информации человеческого мозга на магнитные диски. Невозможно ни стереть бессознательное из человека ни побороть его сознательно. Однако среди людей встречаются единицы, которые смогли это сделать. Вспомним Ленина. Ведь не так давно в России происходили фантастические события. Нашёлся человек, чьё сознание во много раз превосходило инстинкты. Мне часто говорят, что человек от природы устроен психически слабым существом. Просматривая отрывки своей жизни я все больше и больше в этом убеждаюсь. В человеке заложен инстинкт повиновения более сильному. Он не в состоянии вести психическую борьбу за первенство в обществе. Подобно тому, как в волчьей стае есть только один вожак. Тот, кто сумел одержать победу над бессознательным внутри себя.
В средние века проблема мистицизма была очень актуальна. Я не зря начал вести об этом разговор. Дело в том, что каждый этап истории характерен какими - то событиями. С чем это связано? А связано это ни с чем иным, как с развитием понятийного аппарата человека. Другими словами если упростить человеческую систему, и представить её в виде двух областей -сознательной и бессознательной, то последняя была тогда значительно больше. В этой связи результатом психического синтеза человека являлось не что иное, как инстинкт самосохранения. Считалось, что существуют своего рода люди - волки, меняющие своё обличие под светом луны. Более того, вышел приказ царя, да именно царя, о сожжении оборотней! Можно ли представить эту картину сегодня? Увы нет! Я думаю Ельцин в своём уме...
"Чем больше я знаю, тем меньше я знаю" - слова Сократа. А ведь в них заложена чуть ли не самая важная характеристика. А именно: с ростом границ сознательного растет количество связей системы, которые необходимо заполнить. Я часто наталкивался на эту мысль в процессе познания физики. Простой пример. Дадим ответ на вопрос: "Что такое электрон?". Как сказал мне мой учитель: "Электрон -это ничто иное, как волна Де -Бройля".
В течение семестра я с интересом познавал факты, доказывающие это предположение. Это разложение волны в процессе дифракции на максимумы и минимумы. Все было прекрасно до тех пор пока я не пришел к выводу, что тот стол, на котором я пишу, и стул, на котором я сижу состоит из самых настоящих волн.
Это до сих пор не укладывается в моей голове, подобно астрономическим цифрам. На самом деле всё очень просто. С ростом знаний человека, возрастает число связей интеллектуальной системы, которые перерастают в вопросы, на которыхнет ответа. Связь остаётся незаполненной, которая даёт импульс в сознании человека, что он в чём -то заблуждается. А значит он не прав.
Ясно, что чем больше сфера знаний человека, тем больше незаполненных связей. Поэтому результатом попыток Сократа воссоединить потерянные цепочки и явилось не что иное, как вышесказанное изречение.
Интересным моментом является попытка наложить какие - то стандартные шаблоны на такого рода абстрактные понятия, как сознательное и бессознательное. Попытка измерить свойственна людям. Иначе мы бы так и не узнали теорему Пифагора. Однако постараемся оценить бессознательное. Для этого введём так называемую критериальную оценку. А в качестве критерия выберем известнейшие философские понятия, такие как: материя, субстанция, пространство, движение, сознание, отражённость.
В качестве объектов исследования выберем волка -как представителя мира инстинктов и человека как существо, наиболее полно понимающее окружающий мир, контролирующий своё поведение, обладающего речью, а значит лучшего претендента на сознание.
Материя
1. Философская категория, обозначающая объективную реальность, отражаемую человеческими ощущениями 2. Вещество 3. Ткань, материал.
Свойства материи Структурность Объективность Отражение Невырожденность
Субстанция
Объективная реальность, материя; основа всех явлений и процессов
Свойства субстанции те же самые
Пространство
Термин, используемый для обозначения изменения протяжённости объектов.
Свойство пространства 3-х мерность симметричность протяженность
Время
Если бы не было времени объекты были бы неподвижны
Свойство времени 1-о мерность асимметричность длительность
Движение
Движение -это неотъемлемое свойство материи. Материи невозможно без движения как и движения без материи Это любое изменение. тов. Движение абсолютно и относительно
Формы движения
1. Механическое 2. Физическое 3. Химическое 4. Биологическое 5. Социальное
Сознание
Сознание -это высшая, связанная с речью функция мозга, заключённая в обобщённом и целенаправленном отражении действительности и предвидении их результата. Это возможность контролировать своё поведение. Сознание -это способность человека понимать окружающий мир, свои мысли и действия, своё отношение к этому миру и самому себе
Отражённость
Отражённость - это способность материальных объектов воспроизводить свою структуру
Рассмотрим пример с охотником, решившим поохотиться в глухом уголке
земли. Азарт заставляет его выпустить из внимания тот факт, что патроны в его ружье уже закончились. И в этот самый момент перед ним оказывается один на один грозный повелитель лесных чащ. Голодный волк -способный разорвать на своём пути любое живое существо с единственной целью - усмирить чувство голода. Представим себе такую ситуацию, что человек абсолютно лишён бессознательного - а именно инстинкта самосохранения, порождающего страх перед волком. Что он может сделать против него тогда? На ум напрашивается старая пословица: "Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны".
Оказывается с теоретической точки зрения в данном случае человек сильнее волка. В каком отношении? Вспомним корриду. Поединок человека и быка.
Ничуть не лучшее положение. Однако тореадор, фактически используя один лишь платок красного, специально раздражающего цвета, заставляет подчинить себе действие быка. Опять способность предвидеть и контролировать своё поведение.
Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках.
Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Можно провести аналогию с биологическими часами. Например как объяснить тот факт, что петух будит фермера по утрам и тот ни разу не опоздал на электричку. Подобно этому внутри нас всегда существует мера -как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица -ничем не хуже линейки или циркуля, которыми мы привыкли пользоваться.
В реальной жизни на сегодняшний день я бы дал такую характеристику: "Бессознательное - это то, что затягивает нас в паутину неприятностей и неудач". Как это объяснить? Дело в том, что в жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется тем, что импульс сознания окружающего мира оказался слабее подсознательного. Два импульса перекрываются. Результирующим оказался незначительный источник, поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно те действия и функции, которые выполняются субъектом бессознательны. Отсюда потеря контроля над окружающим миром, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д(см. рис.).
Вопрос: "Можно ли сказать, что переход сознательного в бессознательное и наоборот осуществляется мгновенно"? Для ответа на данный вопрос разберём действия и поступки некого субъекта на отдельные составляющие. Можно убедиться, что какую бы систему мы не взяли, то конечным звеном декомпозиции будет являться следующая цепочка: ИНСТИНКТ --> ЭМОЦИИ --> ЖЕЛАНИЕ --> ДЕЙСТВИЕ.
Импульсы, исходящие из области сознательного
Импульсы из области безсознательного
Результирующий импульс
Для этого оттолкнёмся от следующего определения: "Бессознательное -это желание, противоречащее сознанию".
Рассмотрим такой пример. Вследствие несоблюдения режима комплексного питания организм человека нуждается в диете. Некий субъект осознаёт это и принимает решение. Однако с течение времени инстинкт повышает эмоциональное напряжение человека. В результате синтезируется желание, которое выражается в потребности в пище. В итоге наблюдается сознательное противоречие, выраженное в действии. Точно такому же принципу подчиняется попытка бросить курить.
?
:)
?
?
Инстинкт
Эмоции
Желание
Действие ?
Решим тривиальную задачу такого характера. Можно ли объяснить явление запоминания часто повторяющихся действий с точки зрения перехода сознательного в бессознательное? Например, повышение скорости печати машинистки?
Начальный этап обучения всегда связан с заторможенностью.
Это связано с тем, что в процессе набора каждая клавиша трактуется как отдельная система взаимодействия. Поэтому те импульсы, которые посылает головной мозг(сознание) для воздействия на эту систему в сумме составляют значительный временной интервал. С дальнейшем обучением вся эта трудно доступная структура сливается в одну, которая характеризуется повышенной быстротой доступа. Образовался своего рода временный инстинкт. В науке такое явление называется условный рефлекс.
Когда я был молодым, меня часто поражало то мастерство, с каким
профессиональные музыканты владеют своим инструментом. Например то, насколько точно должна быть поставлена кисть при игре на гитаре. С тех пор я играю на этом инструменте уже шесть лет. Многие вещи стали для меня понятными до простоты и сути. И всё таки порой меня по прежнему ставит в тупик этот сложный и непонятный механизм - бессознательное. На самом деле существуют очень много вещей, которые противоречат теории. Например тот факт, что шмель при своей массе не может взлететь. Таким же образом я никогда не смогу научно объяснить то обстоятельство, каким образом я научился игре на гитаре. Эта линия неопределённости дала плоды научных трудов многих учёных. Среди них наиболее известным выступает Зигмунд Фрейд - австрийский учёный, который первый дал научное обоснование такого рода проблемам. Объединив все факты, предположения и гипотезы в единое целое, составив своего рода философский объект, он назвал его "Психология", или наука о внутреннем мире.