Реферат: Принципы приватизации имущества государственных предприятий в Украине
П Л А Н
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
2.1 Содержание науки
2.2 Методология науки
2.3 Основные категории
3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ
3.1 Понятие приватизации
3.2 Принципы приватизации
3.3 Законодательство Украины о приватизации
3.4 Субъекты приватизации
3.5 Споры,возникающие в процессе приватизации
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет,источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций.
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Финансовое право занимает ведущее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицами возникают постоянно товарно-денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону разрешать споры возникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема - ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА более интересна в связи с переходам нашего общества от социалистических к капиталистическим отношениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
В настоящее время при переходе к рыночным отношениям происходит формирование новой финансовой системы,следовательно новой науки финансового права. Финансовое право выступает как категория в двух ипостасиях. Как отрасль права и как отрасль правовой науки. Под финансовым правом понимается совокупность правовых норм ,которые определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами. Так нормы финансового права указывают какие в государстве взымаются налоги, кто их платит,какие органы взымают и осуществляют контроль за своевременным представлением налоговых отчетов и деклараций. Под финансовым правом следует понимать тот правовой порядок создающийся в результате реализации финансово-правовых норм. Так сотрудник налоговой инспекции проверяющий достоверность данных об источниках денежных средств в декларации предпринимателя осуществляет свою деятельность не произвольно, а на основании действующего законодательства.Нормы обязывают и дают право осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков. Вместе с тем нормы финансового права обязывают налогоплательщиков честно и своевременно уплачивать налоги государству. Таким образом нормы финансового права определяют поведение субъектов. Но если право определяет и приказывает, то наука доказывает. Наука финансового права анализирует финансово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует их. Наука финансового права не регулирует общественные отношения в области управления государственными финансами и не определяет поведение субъектов. Она изучает основные финансово-правовые категории и нормы, способствует их разработке совершенствует финансовое законодательство путем разработки рекомендаций. Наука материализуется в статьях, монографических учебниках по финансовому праву. Таким образом, финансовое право - это система юридических норм устанавливающая определенный порядок в государстве, а наука финансового права - это система знаний в области финансового права. Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в законах Хамураппи, " Русской правде", Великой Хартии вольностей ( В 1215 г. следующим образом сформулировали одну из фундоментальных норм: ни деньги, ни пособия не должны взыматься иначе как по общему совету королевства). А наука финансового права возникла сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому времени завершается становление буржуазного общества и происходит огромное поступление числа финансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числа постоянных элементов.
Предмет науки: Наука финансового права часть юридической науки.
Предметом ее является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Предмет науки воплощается в форме финансово-правовых категорий. Наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система таких категорий как: государственные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты, финансово- правовые нормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха-
рактеризует финансово- правовую деятельность.
Эти знания воплощаются в форме исследований о финансово- правовых нормах и их институтах: бюджетном, налоговом праве.
Эти знания классифицируются систематически и обобщаются.На базе таких исследований разрабатываются теоретические проблемы необходимые для правильного применения норм финансового права для практической деятельности. Наука финансового права изучает финансовое право, обосновывает его как самостоятельную отрасль права в юриспруденции причем в тесной связи с жизнью.Обобщает опыт развития финансовое право в цивилизованных странах, анализируя финансово- правовые модели, которые можно заимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наука финансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа м синтеза.Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству.
1. Аналитическая (коментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему).
2. Критическая ( выявление дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы требованиям жизни).
3. Конструктивная (способствует образованию новых финансовых норм.Используются в процессе нормотворческой деятельности государства).
Таким образом наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.
Наука финансового права имеет свои особенности состоящие в следующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социальные категории. Этой особенностью, наука финансового права отличается как от естественных , так и от юридических наук. Во-вторых наука финансового права является юридической наукой, изучающей такие финансово-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наука финансового права не может обходиться без экономических понятий составляющих обязательный фундамент финансово - правовых явлений. В- третьих, наука финансового права призвана не только
объяснять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения
практических вопросов финансовых органов.
Наука финансового права возникла в середине 19 века отпочковавшись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового права начал английский политэконом Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки.
Содержание науки финансового права составляет 4 комплексные проблемы:
1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других( государственные финансы; финансовая деятельность государства);
2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право;) причем проблемы бюджетного права выводят в науке финансового права на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системе государства;
3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву в этой части изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещением роли Национального банка, как центрального банка Страны, т.е. кассового кредитного и расчетного органа страны;
4. Проблемы сберегательного дела.
Предмет и содержание науки финансового права тесно связаны с ее методом познания. Если предмет науки говорит о том какой объект следует изучать, а содержание означает систему проблем состоящую из объективного познания, то метод свидетельствует о том с помощью каких приемов и способов необходимо изучать данный объект. Метод
Марксистская методология способствовала изгнанию науки финансового права как буржуазной дисциплины. В настоящее время эта наука изучается на всех факультетах высшых учебных заведений страны. Наука финансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и политэкономии. Это предопределяет использование определенного набора методов. Наиболее важный - формально догматический (dogma-греч.,мнение,умение). Этот метод включает такие приемы как описание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование, классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правового материала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:
1. Какой она является в законе.
2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации.
3. Какой должна быть в идеале.
Данный метод необходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовую практику точными рекомендациями.
Второй метод заключается в том, что наука финансового права при анализе финансово - правовых явлений широко использует явления и выводы используемые другими науками.
Третий метод сравнительно простого исследования. Это способ исследования двух или более финансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, так и с теоретической точки зрения, т.к. помогает совершенствованию правовых норм.
Четвертый метод конкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельности финансовых органов, налоговых инспекций, банковских органов, анкетирование.
Пятый метод - статистическая обработка фактического материала. Позволяет изучить различные явления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы. Данный метод складывается:
1. Наблюдения и сбор фактов, сводной обработки статистических данных и их анализ.
2. Рекомендации для законодателей.
Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подход к анализу и оценке.
Каждая наука имеет свою систему категорий в которых отображены наиболее общие и существенные знания науки. Финансово - правовая наука имеет такие особенности по сравнению с другими науками, что ее категории находят свое отражение в законе, т.е. закрепляются законодательно.
К основным категориям относится такие как государственно-денежные средства, бюджет, государственные доходы и расходы.
3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4 марта 1992 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий",который был введен в действие 15 марта 1992 года.(1)
Настоящий закон регулирует правовые,экономические и организационные основы приватизации предприятий общегосударственной,республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности в целях создания многоукладной социально ориентированной рыночной экономики Украины.
3.1 Приватизация имущества государственных предприятий Украины ( в дальнейшем - приватизация) - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной,республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности,в пользу физических и негосударственных юридических лиц.
3.2 Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
- законности;
- предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;
- приоритетного предоставления гражданам Украины прав на приобретение государственного имущества;
- безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину украины;
- приватизация государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг;
- соблюдением антимонопольного законодательства;
- полного,своевременного и достоверного информирования граждан о всех действиях по приватизации;
- приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собственности и приобретения имущества своих предприятий.
3.3 Законодательство Украины о приватизации состоит из настоящего Закона,указов президента Украины,другого законодательства,регулирующе-
_________________________
1.О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Украины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной Рады Украины.- 1992. N24.- Ст.348.
го осуществление приватизации.
Действие настоящего закона не распространяется на : - приватизацию объектов государственного земельного и жилого фон-
дов,а также объектов социально-культурного назначения,за исключением принадлежащих приватизируемым предприятиям;
- изменение организационно-правовых форм собственности колхозов,предприятий потребительской кооперации.
Приватизация долей (акций,паев),находящихся в государственной собственности,в имуществе совместных предприятий с иностранными инвес-
тициями производится в соответствии с гражданским законодательством и
уставными документами совместных предприятий.
3.4 Субъектами приватизации являются:
- государственные органы приватизации;
- покупатели;
- продавцы;
- представители и посредники.
3.5 Споры возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их компетенцией.
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно,в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на то,что правотворческий подход к финансовым отношениям по-российскому и по-украинскому законодательству несколько
отличаются друг от друга,но эти отличия не столь существенные и к тому
же по ряду объективных и субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает украинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством.
5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.
2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украины,1981.- 639 с.
3.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Советом Украины 28.06.1996г.
4.О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Украины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной Рады Украины.- 1992. N24.- Ст.348.
5.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.
6.Советское финансовое право: Учебник.-М.: Юрид.лит.,1987.-464 с.
7.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.