Рефетека.ру / Право

Реферат: Законодательные и подзаконные акты.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ.


К законодательным актам относятся Конституция и законы,
принимаемые Верховным Советом, к подзаконным - указы Президента,
постановления Верховного Совета, краевых, областных и гордских
Советов народных депутатов, а так же постановления Совета Минис-
тров и других исполнительных органов. По поручению Совета Минис-
тров подзаконные акты могут разрабатываться директивными органа-
ми, например Министерством РФ по охране окружающей природной
среды и природных ресурсов, комитетом РФ по труду, Госкомсанэпи-
демнадзором. На базе подзаконных актов разрабатываются различ-
ные положения, устанавливающие принципы организации работ по
обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Законодательство о труде регламентирует основные правовые
гарантии в части обеспечения охраны труда. Оно включает основы
законодательства о труде, а также кодекс законов о труде, кото-
рый определяет основные обязанности администрации по обеспече-
нию безопасности и условий труда; специальные требования,
предъявляемые к рабочим и служащим, занятых на тяжелых работах и
на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; требования бе-
зопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудова-
нию; устанавливает материальную ответственность предприятий,
учреждений, организаций за ущерб, причиненный рабочим и служа-
щим повреждением их здоровья.
Среди законодательных актов, направленных на обеспечение
охраны труда, основными являются Законы РФ "О санитарно-эпиде-
миологическом благополучии населения" (1991г), "О предприятиях и
предпринимательской деятельности", (1990г), "О защите прав пот-
ребителей" (1992г).
Примерами подзаконных актов по охране труда являются Пос-
тановление Совета Министров РФ "О широком проведении аттестации
рабочих мест и их рационализации в промышленности и других от-
раслях народного хозяйства РФ" (1985г), Постановление Совета Ми-
нистров СССР "О государственной экспертизе условий труда"
(1990г), "Постановление президиума ВЦСПС и Госпроматомнадзора об
утверждении Положения о расследовании и учете несчастных слу-
чаев на производстве" (1989г), Постановление Госкомтруда СССР и
Секретариата ВЦСПС "О типовом перечне работ с тяжелыми и вредны-
ми , особо опасными и особо вредными условиями труда, на кото-
рых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на
предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промыш-
ленности" (1986г).
Нормативно-техническая документация по охране труда вклю-
чает в себя правила по технике безопасности и производственной
санитарии, Санитарные нормы и правила, Систему стандартов безо-
пасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служа-
щих.
Согласно ст. 143 КЗОТ РФ, правила по охране труда подраз-
деляются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распрос-
траняются на все отрасли народного хозяйства. Межотраслевые зак-
репляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности т гтгтены
труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производств,
либо в отдельных видах работ.
Инструкции по охране труда делятся на типовые и дествую-
щие в масштабах предприятия, организации или учреждения.
ССБТ содержит стандарты государственные и предприятий.
Структура ССБТ, содержание отдельных подсистем, порядок согласо-
вания стандартов этой системы подробно излагаются в литературе.
Стандарты предприятий по организации труда и его безопас-
ности разрабатываются непосредственно на предприятии и согласо-
вываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы
работ по обеспечению безопасности труда, организации контроля
условий труда, надзор за установками повышенной опасности обуче-
ние работающих безопасности труда, аттестованию лиц, обслуживаю-
щих установки повышенной опасности и рабочих мест на предприя-
тии и т. д..
Система управления охраной труда на предприятии предусмат-
ривает участие в ней всех представителей администрации, начиная
от бригадиров и мастеров, и кончая главным инженером и директо-
ром. Каждый в пределах своих должностных обязанностей отвечает
за обеспечение безопасности труда. Кроме того ряд подразделений
выполняет специальные функции управления охраной труда. Органи-
зация и координация работ по охране тру возложена на службы ох-
раны труда. Кроме того, эта служба в соответствии с Положением
об отделах охраны труда проводит анализ состояния и причин
производственного травматизма и профессиональных заболеваний,
организуе работу на предприятии по проведению паспортизации са-
нитарно-техническогосостония цехов, аттестации рабочих мест в
части условий труда и техники безопасности, по обеспечению здо-
ровых условий труда, проводит вводный инструктаж и оказывает по-
мощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда
и действующим нормативным документам, участвует в работе аттес-
тационной комиссии и комиссий по проверке знаний инженерно-тех-
ническими работниками и служащими правил и норм по охране труда,
инструкций по техники безопасности, а также выполняют некоторые
другие функции.
Для выработки управленческих решений необходим учет, ана-
лиз, оценка показателей состояния условий охраны труда. Для это-
го используются специальные, как правило интегральные, показате-
ли.
Для оценки состояния охраны труда на предприятии рекомен-
дутся использовать обобщенный показатель, характеризующий соблю-
дение требований безопасности трудаработающими, безопасность
производственного оборудования, выполнение плановых мероприятий
по охране труда и т.п..

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАДАЧ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА

______________________________________________________________________
ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА | ГОЛОВНЫЕ| ИСПОЛНИТЕЛИ
| ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ |
_______________________________________|_______________|______________
Обучение работающих по безопасности| ОТО |ООТ,ОГМ,ОГЭ,РП
труда| |

Пропоганда вопросов охраны труда | ООТ |РП

Обеспечение безопасности производст- | |
венного оборудования:| |
-выпускаемого| ОГК |ОТК
-эксплуатируемого | ОГМ,ОГЭ |РП,ООТ,ПК,ОГМе,
| |СПЛ
Обеспечение безопасности производст- | ОГТ |ООТ,ПК,ОГМ,РП,
венных процессов | |СПЛ,ОГМе

Обеспечение безопасного состояния| |
зданий:| |
-строящихся| ОКС |ООТ,ОМТС
-эксплуатируемых | ОГМ |РП,ООТ,ИПБ,ОМТС

Нормализация санитарно-гигиенических |РП |ЛНОТиУ,ООТ,ПК,
условий труда| |СПЛ,ОГТ,ОГЭ,МСЧ

Обеспечение работающих средствами| ОМТС|РП,ООТ,ПК
индивидуальной защиты| |

Обеспечение оптимальных режимов труда | ООТиЗ |РП,ООТ,ПК
и отдыха |ЛНОТиЗ |

Организация лечебно-профилактического | МСЧ |РП,ПК,ООТ
обслуживания работающих | |

Санитарно-бытовое обслуживание |РП |ООТ,ОМТС,ОКС,ПК
работающих | |

Профессиональный отбор рабочих |ОК |ЛНОТиУ,МСЧ
отдельных специальностей | |
______________________________________________________________________





Условные сокращения:

ООТ- отдел охраны труда;

ЛНОТиУ - лаборатория научной организации труда и управления;

МСЧ- медсанчасть;

ПК - профсоюзный комитет;

РП - руководитель подразделения;

ОГМ- отдел главного механика;

ОГТ- отдел главного технолога;

ОМТС - отдел метериально - технического снабжения;

ОГК- отдел главного конструктора;

ОКС- отдел капитального строительства;

ОТО- отдел технического обучения;

ОК - отдел кадров;

ООТиЗ - отдел организации труда и заработной платы;

СПЛ- санитарно - промышленная лаборатория;

ОГЭ- отдел главного энергетика;

ОГМе - отдел главного метролога;

ИПБ- инженер по пожарной безопасности;

ОТК- отдел технческого контроля.


Для оценки состояния охраны труда на производственных
участках и в цехах рекомендуется использовать обобщенный коэффи-
циент уровня охраны труда Кот , который определяется по формуле:

Кот = (Ксп + Кб + Квпр )/3 где
Ксп - коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда ра-
ботающим
Кб - коэффициент безопасности оборудования,
Квпр - коэффициент выплнения плановых работ по охране труда.


Коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда опреде-
ляется отношением количества работающих с соблюдением правил к
общему количеству работающих. Для определения уровня этого коэф-
фициента на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны
труда для участка или цеха.
Коэффициент безопасности оборудования определяется отноше-
нием количества показателей безопасности, соответствующих норма-
тивно - технической документации по безопасности труда к общему
количеству показателей безопасности, относящихся к данному обо-
рудованию.Для контроля за уровнем безопасности производственно-
го оборудование на участке вводится коэффициент безопасности
участка, который является средним арифметическим коэфффициентов
безопасности единиц эксплуатируемого оборудования.
Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда оп-
ределяется отношением фактического выполнения и предусмотренных
на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний,
указов, приказов.
Для комплексной оценки условий труда используется гигиени-
ческая классификация Минздрава РФ. Она предусматривает учет каж-
дого фактора, характеризующего вредность и опасность производ-
ственной среды, а также факторов, характеризующих тяжесть и нап-
ряженность трудового процесса. Этим документом устанавливается
три класса условий и характера труда: оптимальные, допустимые,
вредные и опасные. 3-й подразделяется по степеням, чам выше
класс, тем вреднее и опаснее труд. Отнесение определенных усло-
вий и характера труда к определенному классу зависит от величи-
ны факторов, определяющих условия и характер труда. Чем они
больше, чем вреднее и опаснее условия труда, тем выше класс.
Важная функция документа - контроль состояния охраны и ус-
ловий труда, результаты которого являются основой для определе-
ния показателей, а в конечном итоге - для принятия управленчес-
ких решений.
Основными видами контроля охраны труда являются: оператив-
ный контроль руководителя работ и других должностных лиц, пас-
портизация условий труда, контроль требований безопасности тру-
да при аттестации рабочих мест, контроль службы охраны труда
предприятия, ведомственный контроль вышестоящих организаций,
контроль органов государственного надзора и технической инспек-
ции труда.
Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех
уровнях ежедневно в масштабах руководимых ею подразделений,
групп, бригад. Особая роль при этом принадлежит мастерам и бри-
гадирам, осуществляющим перед началом работ проверку соответ-
ствия требованиям безопасности оборудования, средств защиты, ин-
струмента, приспособлений, организации рабочих мест, а в процес-
се работы - контроль за применением безопасных ее приемов.
Паспортизация санитарно-технического состояния условий
труда проводится как правило ежегодно. Ее цель - контроль усло-
вий труда на рабочих местах. В ходе паспортизации выявляется
соответствие уровня вредных производственных факторов установ-
ленным нормативным значениям. Нормативные значения параметров,
определяющих условия труда, а также требования к воздухообмену
систем общественной вентиляции определяются исходя из требова-
ний стандартов, санитарных и гигиенических норм Минздрава РФ.
Методы измерений устанавливаются как правило Минздравом РФ. Ве-
дение паспортов возлагается на руководителей подразделений. Ра-
ботники, проводящие паспортизацию условий труда,выявляют усло-
вия возникновения опасных и вредных факторов, с учетом которых
руководители подразделений разрабатывают мероприятия по улучше-
нию условий труда.
С 1985г. в промышленности широко ведется аттестация рабо-
чих мест, в рамках которой наряду с оценкой технического уровня
оснащения рабочих мест и их организацией проводитсяанализ их
соответствия требованиям охраны труда как в части условий труда,
так и в части проводимых технологических процессов, используемо-
го оборудования и средств защиты. Аттестация рабочих мест пред-
ставляет собой новую форму контроля охраны труда.
По результатам проверки соответствия рабочего места требо-
ваниям безопасности заполняется карта аттестации этого рабочего
места, в которой фиксируется нормативное и фактическое значение
факторов, характеризующих условия труда, их отклонения от нормы,
наличие тяжелого физического и монотонного труда, наличие соот-
ветствие требований безопасности индивидуальных и коллективных
средств защиты, соответствие требованиям безопасности оборудова-
ния и технологических процессов.
Аттестационная комиссия выносит решение об аттестации рабо-
чего места, либо его рационализации или ликвидации. В основе
принятия решения должен быть технико-экономический анализ, кото-
рый включает в себя рассмотрение оценки рабочего места и предло-
жений по его совершенствованию, определение потребности в каж-
дом рабочем месте с точки зрения имеющихся производственных пла-
нов, анализ техническихпроцессов и результатов контроля, расчет
эффективности от доведения рабочего места до нормативного уров-
ня и необходимых для этого затрат, выявление технических, мате-
риальных и финансовых возможностей предприятия для проведения
рационализации рабочего места.
Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных
условий труда является одной из важнейших задач администрации
при паспортизации условий труда и аттестации рабочих мест. Это
связано с наличием целого ряда льгот и компенсаций, положенных
лицам, занятым на этих работах. Правильность проведения аттеста-
ций контролируется Главной государственой экспертизой условий
труда при Министерстве труда и занятости населения, которой пре-
доставлено право выносить заключение о характере условий труда и
давать администрации представления о преостановлении действий ее
решений, как не соответствующих законодательству.
Метрологическое обеспечение работ в области безопасности
труда в том числе по оценке условий труда и аттестации рабочих
мест определено гостами, согласно которым службы метрологии обя-
заны давать предложения касающиеся выбора стандартных методик
измерения и соответствующих измерительных приборов.
Ведомственный контроль вышестоящих органов реализуется в
виде целевых и комплексных проверок производственного оборудова-
ния и технологических процессов, которые проводятся комиссиями
во главе с главными специалистами министерств и территориальных
управлений. Такие комиссии осуществляют ведомственный контроль
за соблюдением стандартов.
Государственный надзор за выполнением соблюдения условий
охраны труда осуществляется специальными органами: Госкомсанэпи-
демнадзором, Госэнергонадзором, Госпожарнадзором, Госатомнадзо-
ром, Росстандартом, Госгортехнадзором и некоторыми другими орга-
нами.
Госкомсанэпидемнадзор осуществляет проверкувыполнения
прдприятиями санитарно - гигиенических норм и правил.
Госэнергонадзор контролирует правильность установки и эк-
сплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Госпожарнадзор возложен контроль за выполнение предприятия-
ми и организациями мер пожарной безопасности при проектировании
и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.
Госатомнадзор контролирует работы с источниками ионизирую-
щих излучений.
Росстандарт контролирует внедрение и соблюдение стандартов.
Госгортехнадзор осуществляет проверку правильности установ-
ки и эксплуатации установок повышенной опасности, в том числе
подьемно - транспортных машин и установок под давлением. Класси-
фикация несчасных случаев. Для обоснования разработки ме-
роприятий по профилактики травматизма важным является своевре-
менное и правильное выявление его причин. Порядок оформления и
расследования несчасных случаев зависит от их классифика-
ции. Различают следующие несчасные случаи: бытовые, непроизвод-
ственные трудовые увечья и трудовые увечья на производстве. По-
рядок их расследования различен, как и размеры пособий по вре-
менной нетрудоспособности. При временной нетрудоспособности,
наступившей в следствии бытового несчасного случая, посо-
бия выплачиваются начиная с шестого дня. Размер пособия постра-
давшего при этом зависит, как и при зоболеваниях, от общего неп-
рерывного стажа работы. При трудовых увечьях пособие выплачи-
вается с первого дня в 100% размере. В этом случае при нас-
туплении в следствии травмы инвалидности назначается повышенная,
по сравнению с бытовыми травмами пенсия. При несчасных случаях
на производстве пострадавший, став инвалидом, имеет право на
компенсацию потерянного заработка предприятием. Несчасный слу-
чай признается трудовым увечьем если он произошел:
- при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в команди-
ровке ), а также при совершении каких либо действий в интересах
предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации;
- в пути на работу и с работы;
- на территории предприятия или учереждения во время рабочего
времени, во время перерыва, в течении времени необходимого для
подготовки и уборки рабочего места и инструментов, приведении в
порядок одежды;
- вблизи предприятия или учереждения в рабочее время, включая
перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутрен-
него трудового распорядка;
- при выполнении гражданского долга по спасению человеческой
жизни, по охране государственной, коллективной, личной собствен-
ности, а также по охране правопорядка;
- при утрате трудоспособности при выполнении донорских функций.
При отсутствии указанных признаков травма считается быто-
вой. Несчасные случаи на производстве. В соответствии с "Положе-
нием о расследовании и учете несчасных случаев на производстве"
связанными с производством считаются несчасные случаи, проишед-
шие:
- при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в команди-
ровке ), а также при совершении каких либо действий в интересах
предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации;
- в пути на работу и с работы на транспорте предприятия либо
сторонней организации, предоставившей его по договору;
- на территории предприятия или учереждения во время рабочего
времени, во время перерыва, в течении времени необходимого для
подготовки и уборки рабочего места и инструментов, приведении в
порядок одежды;
- во время проведения субботника ( воскресника ), оказания шеф-
ской помощи;
- на транспортном средстве территории вахтового поселка, с ра-
ботником, который находился на сменном отдыхе;
- в рабочее время на общественном транспорте или пешком, следуя
по заданию администрации;
- в рабочее время на личном транспорте, следуя по заданию адми-
нистрации;
- в рабочее время из-за нанесения телесных повреждений другим
лицом, либо преднамеренного убийства работника при испонении им
своих обязанностей. Трудовые увечья не являющиеся несчастными
случаями на производстве. Сопоставление признаков трудовых уве-
чий и несчасных случаев на производстве позволяет диагностиро-
вать данный вид увечья. Расследование и оформление непроизвод-
ственных травм. Бытовые травмы и непроизводственные трудовые
увечья могут быть обьединены в группу непроизводственных травм.
В соответствии с разьяснениями Госпроматомнадзора от 26.04.90г
при придьявлении к оплате больничного листа, выданного в связи с
такого рода травмами, комиссия по социальному страхованию проф-
кома определяет право на пособие, число дней, подлежащих оплате,
и размер положенного пособия.
При возникновении сомнений в правильности записи в больнич-
ном листе об обстоятельствах травмы комиссия может провести рас-
следование. Соответствующее решение записывается в протокол за-
седания комиссии. Какой-либо акт на непроизводственную травму не
оформляется. Расследование и оформление несчастных случаев на
производстве. В соответствии с "Положением о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве" несчастный случай на
производстве, вызвавший потерю у работника трудоспособности на
период не менее 1 дня, или несчастный случай, вызвавший нееобхо-
димость перевода его с работы по основной професии на другую ра-
боту, оформляется актом по форме Н-1.
О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или
свидетель несчастного случая немедленно извещает мастера или
другого непосредственного руководителя работ, который обязан:
срочно организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в
медсанчасть или иное лечебное учреждение, сообщить начальнику
цеха или другому руководителю о проишедшем несчастном случае,
сохранить до расследования обстановку на рабочем месте и состоя-
ние оборудования такими, какими они были в момент проишествия.
Администрация предприятия незамедлительно создает комиссию
по расследованию несчастного случая в составе: начальника цеха
(руководителя подразделения), начальника отдела (инженера), ох-
раны труда предприятия, общественного инспектора по охране тру-
да или другого представителя профсоюзного комитета предприятия.
Комиссия по расследованию несчастного случая обяза на в те-
чении 3-х суток расследовать обстоятельства и причины, при кото-
рых произошел несчастный случай: составить акт по форме Н - 1, в
4-х экземплярах, разработать мероприятия по предупреждению нес-
частных случаев и направить их руководству предприятия для уч-
реждения.
Руководитель предприятия ( главный инженер ) обязан немед-
ленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный
случай, и после окончания расследования в течении 3-х суток рас-
смотреть и утвердить акт по форме Н-1.
Несчастный случай, о котором пострадавший не сообщил адми-
нистрации предприятия в течении рабочей смены или от которого
потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть рассле-
дован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица, в
срок не более месяца со дня подачи заявления. Вопрос о составле-
нии акта по форме Н-1 решается после всесторонней проверки заяв-
ления о проишедшем несчастном случае с учетом всех обстоя-
тельств, медицинского заключения о характере трамвы и возможной
причине потери трудоспособности, показания очевидцев и других
обстоятельств.
Специальному расследованию несчастных случаев на производ-
стве подлежат:
- груповой несчастный случай;
- несчастный случай со смертельным исходом. Специальное рассле-
дование указанных случаев производится комиссией в составе
технического инспектора труда центрального комитета или совета
профсоюзов, представителя вышестоящей организации, руководителя
предприятия, представителя профсоюзного комитета предприятия.
Законадательство по охране окружающей среды. Основы природоохра-
нительного законодательства в РФ установлены Законом РФ "Об ох-
ране окружающей природной среды" (1991 г) Нормативно-техничес-
кая документация по охране окружающей среды, включает в се-
бя на сегодняшний день санитарные нормы и правила Минздрава РФ,
строительные нормы и правила Госстроя РФ, систему стандартов
"Охраны природы", документы Министерства по охране окружающей
природной среды и природных ресурсов. Санитарные нормы
Минздрава РФ устанавливают предельно допустимые концентрации
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного
назначения, а также предельные уровни воздействий на окружающую
среду ( шума, вибраций, инфразвука, электромагнитных полей от
различных источников, ионизирующих излучений) Системой
строительных норм и правил предусмотрено нормы проектирования
сооружений различного назначения, учитывающие требования окру-
жающей среды и рационального природопользования. Система
стандартов "Охрана природы" составная часть государственная сис-
тема стандартизации. Управление охраны окружающей среды
осуществляется советами всех уровней их исполнительными органа-
ми Советами Министров,исполкомами ,областных,городских и район-
ных советами , а также специально уполномоченнымиорганами: Ми-
нистерством РФ по охране окружающей природной среды и по защите
атмосферы, гидросферы и т.п. являются обязательной составной
частью текущих и перспективных планов развития регионов.
На промышленных обьектах для управления охраны окружающей среды
создаются отделы охраны природы. Основой управления окружающей
среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотрен-
ные выше, которые предполагают единую систему управления в
стране, а также международное сотрудничество в области охраны
природы. Рассмотрим одну из важнейших проблем экологии:исчез-
новение лесных массивов в России. На Межведомственной комиссии
Совета безопасности РФ по экологии обсуждался вопрос об угро-
зе, которую несет людям гибель леса. О том, что Россия "лысеет",
сказал представитель Межведомственной комиссии по экологии Алек-
сей Яблоков, когда подводил итоги разговоров. Ему довелось озна-
комиться со снимками, сделанными специальными спутниками. Так
вот, из космоса видно, что территории, где некогда шумели леса,
превратились в "пустыни". Именно так смотрится Коми республика,
на нашей памяти прославившаяся "стройкой дружбы" - огромным ле-
соповалом, где работали болгарские лесозаготовители. Сейчас
столь же "эффективно" истребляют русский лес наши друзья-пар-
тнеры в Хабаровском крае (здесь работают северокорейские дого-
ворники). "Опустынивание" - термин, который прозвучал на Между-
народном форуме в Рио-де-Жанейро, прозвучал с тревогой за судьбы
планеты. Столь же взволнованно мировая общественность обсуждала
и обсуждает судьбы лесов Амазонки, признавая в их гибели эколо-
гическую опасность для всей планеты. Русский лес составляет поч-
ти четверть мировых лесных ресурсов, так что его жизнь, его
рациональное использование - безусловно, тоже глобальная пробле-
ма, жизненно важная для всей планеты, для ее экологического бла-
гополучия. Сейчас в этих местах внимательные россияне с тре-
вогой слышат хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем
грозит населению? И как же его спасать - наш русский лес (и нас
вместе с ним)? На первый взгляд, особенно если пользоваться оте-
чественной статистикой, положение в нашем лесу не таит угрозы
экологической безопасности. Рослесхоз, например, сообщает, что
площадь покрытых лесом земель з последние пять лет увеличи-
лась на 6 млн. гектаров. Однако при этом в Кемеровской, Пер-
мской, Вологодской, Томской, Тюменской областях, в Бурятии зна-
чительно уменьшились площади покрытых лесом земель. Государ-
ственный учет лесного фонда (1993 г.) показал, что площадь по-
гибших и списанных лесных культур всех возрастов, включая учтен-
ные до 1988 года, за 5 лет составила 1,7 млн. га. Основные
причины гибели: несвоевременный уход и заглушение мягколиствен-
ными породами, потравы скотом и дикими животными, неблагоприят-
ные климатические факторы (вымокание, выжимание, засуха, замо-
розки), лесные пожары. Объемы заготовки древесины по главно-
му пользованию в последние годы резко сократились. Если в 1988
г. заготовлено З25 млн.куб.м, то в 1993 г. только 174 млн.куб.м,
или 46%. Объем лесопользования сравнялся с самым низким за пос-
левоенный период уровнем (1947 г. - 155, 1948 г. - 184
млн.куб.м). Лесопользование ведется со значительными потеря-
ми древесины и недорубами (в 1993 г. - 4,9 млн. куб.м). Помимо
экономического ущерба, это приводит к захламлению лесов, соз-
дает дополнительную пожарную опасность, способствует возник-
новению очагов вредителей. Более всего оставлено древесины на
лесосеках Сибири и Дальнего Востока. С переходом к рыночным от-
ношениям, с изменением форм собственности значительно увели-
чилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый
нарушителями лесного законодательства. Распространенный харак-
тер получили случаи вывоза за рубеж лесоматериалов и продажа их
по ценам ниже мировых. Поданным МВД России, только в 1993 году
предотвращен незаконный вывоз за рубеж 157,4 тыс.куб.м леса и
пиломатериалов. Государственная лесная охрана выявила, что чис-
ло случаев незаконных порубок по России увеличилось в 1993 году
в 2,8 раза по сравнению с 1992 годом, а объем незаконно срублен-
ной древесины - в 1,3 раза. Так, по данным органов госконтро-
ля за лесами в республиках, краях, областях и автономных образо-
ваниях, использование лесосырьевых ресурсов совместными пред-
приятиями, товариществами, акционерными обществами и другими
предпринимательскими структурами ведется неудовлетворительно. В
Приморском крае, например, в 1993 году по результатам освиде-
тельствования мест рубок лесозаготовителями брошено на лесо-
секах 95 тыс.куб.м. в Томской области - 146 тыс.куб.м древесины.
Заготовленная древесина поставляется на экспорт, в основном в
круглом виде, преимущественно хвойных пород. Вскрыты факты неза-
конного экспорта древесины с использованием поддельных копий ле-
сорубочных билетов, выданные комплексными предприятиями Рослес-
прома (Приморский край, Томская область), незаконной заготовки,
скупки, контрабандной вывозки корней и семян редких и исчезаю-
щих видов растений (женьшень, элеутерококк и другие). Положение
усугубляется отсутствием правовой защиты работников госле-
соохраны от посягательств лесонарушителей на их жизнь, здоровье
и имущество. Отсутствие централизованных бюджетных средств, не-
выделение их Минфином России на приобретение служебного оружия
не позволяет обеспечить должностных лиц гослесоохраны сред-
ствами самообороны. Только в 1993 году нападениям вооруженных
лесонарушителей подверглось 15 человек, из них 6 человек убито.
В январе текущего года убит директор лесхоза в Московской облас-
ти, в феврале - начальник Пензенского управления лесами, в апре-
ле - лесник Госкомлесхоза Ингушской республики. В Российской Фе-
дерации 56% сельскохозяйственных угодий подвержены водной и вет-
ровой эрозии. Прогрессируют процессы разрушения пашни, обра-
зования подвижных песков и оврагов. Среднегодовое увеличение
эрозированных земель достигает 0,4 - 0,5 млн.га, а прирост овра-
гов - от 30 до 150 тыс. га! Исходя из научно обоснованных расче-
тов необходимо иметь 14 млн.га защитных лесонасаждений, а
фактически создано всего 2,9 млн.га. Объемы создания защитных
лесных насаждений, предусмотренные Государственной комплексной
программой повышения плодородия почв России, утвержденной
постановлением Правительства России от 17 ноября 1992 г. N879, в
1992-1993 гг., выполнены на 2/3. По сравнению со среднегодовыми
показателями 1986-1990 гг. они сократились в 1,5 раза. При
сложившихся к настоящему времени темпах работ даже в рамках Го-
сударственной комплексной программы повышения плодородия почв в
России, принятой Правительством в ноябре 1992 года, поставлен-
ная цель может быть достигнута не ранее чем через 100 лет. Лес-
ные пожары наносят большой ущерб лесным ресурсам и окружаю-
щей среде России. В районах Сибири и Дальнего Востока они часто
носят глобальный характер. За последние пять лет в лесах России
возникло 122,8 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 5,1 млн.
га лесной плошади. Сгорело и повреждено древесины на корню 132,!
млн.куб.м и уничтожено заготовленной древесины О,3 млн.куб.м.
Традиционные меры борьбы при больших расстояниях и бездорожье не
приносят желаемых результатов. Привлечение же для наблюдения за
состоянием пожарной обстановки а лесах на правах аренды авиа-
ционной техники становится исключительно дорогостоящим мероприя-
тием, требующим больших материальных затрат. Авиационная охрана
лесов от пожаров осуществляется на площади 770 млн.га (из 1,18
млрд. га лесного фонда). На площади около 400 млн.га актив-
ная борьба с лесными пожарами вообще не ведется. Следствие пожа-
ров в северных регионах - исчезновение ягельных угодий, что спо-
собствует массовой миграции и сокращению численности диких жи-
вотных. Радиоактивное загрязнение земель лесного фонда в ре-
зультате ядерных аварий и испытаний ядерного оружия выявлено на
площади более 3,5 млн.га. Из них: в Чернобыльской зоне - 1,0
млн.га; в Уральском регионе - около 0,5 млн.га; в Томской облас-
ти - более 10 тыс.га, в зоне влияния ядерных испытаний на Семи-
палатинском полигоне в Алтайском крае - 2 млн.га. На этой
территории действует более 140 лесхозов, 380 лесничеств. В 103
лесных поселках -проживают 83,8 тысячи работников лесного хозяй-
ства н членов их семей. Лес обладает способностью прочно удержи-
вать радионуклиды, предотвращая тем самым их вынос за преде-
лы загрязненной территории. Вместе с этим загрязненные леса яв-
ляются источником вторичного радиоактивного загрязнения террито-
рий при лесных пожарах в связи с переносом радионуклидов на
большие расстояния. Организация Федеральной службы лесного
хозяйства России на базе бывшего Минлесхоза РСФСР и Госкомлеса
СССР как федерального органа управления лесами принизило его
статус. Субъекты РФ восприняли это как ослабление государствен-
ного управления лесным хозяйством, что привело в ряде районов к
нарушениям правил лесопользования. В Российской Федерации
около 2,5 млн. малых рек, которые формируют ресурсы, водный и
гидрохимический режимы средних и крупных рек, определяя их эко-
логическую специфику, создают уникальные природные ландшафты',
поддерживая в них устойчивое равновесие или перераспределе-
ние влаги. С ростом экономического потенциала увеличивается
объем безвозвратного водопотребления из малых рек, которые в
центральных и южных районах России достигают 60%. от их суммар-
ных водных ресурсов в средний по водности год и 90%. в засуш-
ливый. Одна из основных особенностей малых рек - тесная связь
формирования стока с ландшафтом бассейна. Это обусловило необы-
чайную уязвимость рек при интенсивном освоении водосбора. Увели-
чение распаханности земель, отставание почвозащитных мероприя-
тий и распашка до уреза воды привели к развитию эрозионных про-
цессов на больших площадях бассейнов малых рек, заилению русел,
прудов и водохранилищ. Из-за резко возросшей антропогенной
нагрузки на малые реки происходит их интенсивная деградация,
Состояние многих рек, особенно европейской части России, катас-
трофическое - их сток снизился более чем наполовину, качество
воды неудовлетворительное, многие из них полностью прекратили
свое существование. В этой связи важным мероприятием является
облесение долин и пойм рек и логов. В районах с высокой рас-
паханностью бассейнов особое внимание необходимо уделить созда-
нию водоохранных и почвозащитных насаждений на склонах, в доли-
нах, поймах рек, прирусловых участках. Как уже отмечалось, на
первый взгляд постановка проблемы кажется некорректной. По дан-
ным государственного учета лесного фонда, за 15лет
(1973-1988 годы) покрытые лесом земли, например, Сибири, увели-
чились на 18,4 млн. га, а общий запас древесины - на 1,5 млрд.
кубометров. Не уменьшились и площади спелых и перестойных на-
саждений, несмотря на их интенсивную рубку. Ежегодная расчетная
лесосека в тех же лесах Сибири осваивалась не более чем на 36%.
Площадь хвойных древостоев не уменьшилась. Таким образом,
официальная статистика не дает повода для беспокойства. Неу-
дивительно, что многими специалистами делается вывод о возмож-
ности увеличения заготовок леса в Сибири более чем вдвое.
Однако исследования ученых Института им. Сукачева (Красноярск)
не позволяют согласиться с такими оценками. Основные выводы
исследований таковы: В основу определения расчетной лесосеки по-
ложены не всегда достоверные лесоучетные данные. При офи-
циальных расчетах не учитываются реальные возможности лесно-
го фонда, то есть экологическая, экономическая и технологичес-
кая доступность лесов. Это неоднократно приводило к истощению
лесов на локальных территориях, приводящему к значительному эко-
номическому ущербу, а иногда к катастрофическим последствиям. В
горных лесах Сибири исходя из их повышенной экономической значи-
мости, хозяйство необходимо вести на принципах особого режима
природопользования, что неизбежно отразится на размере ежегод-
ной расчетной лесосеки. Возрасты рубок по основным древесным по-
родам Сибири - сосне и лиственнице - занижены, что искусственно
завышает площади эксплуатационного фонда и расчетную лесосеку,
приводит к скрытому перерубу ее. Размер расчетной лесосеки по
Сибири завышен минимум в два раза. Количественная и качествен-
ная оценка лесных ресурсов в лесах Сибири очень несовершенна.
Система организации лесного хозяйства и управления лесами в Си-
бири не соответствует современным условиям и требует пересмотра.
Лесное хозяйство России всегда финансировалось по остаточному
принципу, что не позволяло обеспечивать воспроизводство качес-
твенных лесов. В настоящее время положение только усугубилось.
Локальное промышленное атмосферное загрязнение вызывает гибель
лесов в районах работы предприятий черной и цветной металлургии.
Наиболее яркий пример
- работа Норильского горно-металлургического комбината. Выбросы
двуокиси серы с примесью тяжелых металлов превышают 2 миллиона
тонн в год. Следствие - полностью погибшие леса на площади свы-
ше 300 тысяч гектаров, поврежденные на площади 500 тысяч гекта-
ров, причем вся площадь воздействия атмосферных загрязнителей не
изучена из-за отсутствия у Восточно-Сибирского лесоустроительно-
го предприятия средств на проведение работ. Крайне напряженная
ситуация вследствие выбросов комбината ,
никель> на Кольском полуострове.
Итак, в последние 4 года объем лесозаготовок снизился почти в
2 раза -до 200 млн.куб.м в 1993 г. Ожидается что в 1994 г. 994
г. он еще уменьшится 120- 150 млн.куб.м. Площадь ежегодно унич-
тожаемых старовозрастных лесов снизилась почти на 1 млн. га,
фактически прекращена подготовка к освоению новых удаленных мас-
сивов. Однако при этом миллионы людей на севере европейской час-
ти, в Сибири и на Дальнем Востоке, зависящие от лесной промыш-
ленности, попали в отчаянное положение и готовы к любым дей-
ствиям для своего спасения.
Как российские, так и зарубежные представители лесной промыш-
ленности видят выход из кризиса в программах восстановления
объемов заготовок за счет интенсификации использования остатков
сохранившихся лесов в уже освоенных районах. Экономическая и со-
циальная эффективность этих программ весьма сомнительна, нега-
тивные экологические эффекты их реализации очевидны.
При относительно небольшой площади непосредственного уничто-
жения лесного покрова (обычно несколько процентов) промышленное
освоение вызывает нарушения ряда компонентов лесных экосистем на
несравнимо больших площадях. Например, после проведения геоло-
горазведочных работ численность охотничьих видов животных и птиц
не восстанавливается десятки лет. Соболь уходит от новых желез-
нодорожных трасс на десятки километров.
Следует учитывать также и большое косвенное влияние - благо-
даря росту частоты пожаров, связанному с проникновением челове-
ка в ранее не населенные лесные массивы.
Огромна роль промышленного освоения в разрушении социальной
сферы местного населения. Для ряда малых народов это кончается
просто вымиранием.
В настоящее время проекты добычи полезных ископаемых - преж-
де всего нефти и газа, золота, меди, алмазов, - а также созда-
ние инфраструктуры для этой деятельности являются единственной
сферой, привлекающей значительные иностранные инвестиции.
При этом игнорирование требований природоохранного законода-
тельства, отсутствие открытого обсуждения планов действий с об-
щественностью, а иногда и просто откровенные преступные дей-
ствия как инициаторов проектов, так и должностных лиц, их под-
держивающих, выражены еще более ярко, чем в чисто лесопромышлен-
ных проектах.
Стратегия действий опять-таки сводится в основном к увеличе-
нию объема добычи полезных ископаемых из новых месторождений, а
не доработке уже освоенных и повышению эффективности использова-
ния уже имеющегося сырья.


Похожие работы:

  1. • Создание в Беларуси системы долгосрочного ипотечного ...
  2. • Источники правового регулирования
  3. • Источники правового регулирования банковской деятельности
  4. • Система законодательства
  5. • Государственное регулирование инвестиционной ...
  6. • Законадательные и подзаконые акты
  7. • Законодательное регулирование инвестиционной ...
  8. • Нормативно-правовая база принятия управленческих решений в ...
  9. • Правоохранительные органы РФ
  10. • Правовое регулирование экономической деятельности современной ...
  11. • Правовое регулирование физкультуры и спорта
  12. • Правовая среда библиотечной деятельности ...
  13. • Контрольно-разрешительная система лекарственных ...
  14. • Налогообложение предприятий
  15. • Экологические права и обязанности граждан
  16. • Регулирование инвестиционной деятельности на фондовом рынке
  17. • Надзор за исполнением законодательства
  18. • Определение сметной стоимости
  19. • Нормативные акты регулирующие вопросы связанные со ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com