Список использованной литературы ........................14
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие человека с ЭВМ должно быть прежде всеговзаим-
ным ( на то оно и общение ). Взаимность, в свою очередь,предус-
матривает возможность общения как человека с ЭВМ, так и ЭВМ с че-
ловеком. Сама схема взаимодействия крайне проста :
input devices- устройства, с помощью которых ЭВМ получает
информацию от человека
output devices - устройства, с помощью которых ЭВМ передает
информацию человеку
Обычно, при традиционном подходеinputdevices=keborad&
mouse, а output devices = monitor & printer. В ряде случаеввоз-
можно добавление других устройств, таких как сканеры,дигитайзе-
ры, плоттеры, графические планшеты, но при всем своемразнообра-
зии до последнего времени все output devices былиспроектированы
для использования в качествеинформационногоканалазрительную
систему человека. Другим чувствам отводилась в лучшем случае роль
сигнализаторов ( принтер пищал, когда кончаласьбумага,аблок
питания неприятно пах, когда горел ;-). Конечно, более 90% инфор-
мации из окружающей среды человек получает из зрительного канала,
но он не должен получать информацию _только_ этим путем. Глухоне-
мой человек - это инвалид, глухонемая ЭВМ - неполноценный компью-
тер. Неоспоримый факт,чтовизуальнаяинформация,дополненная
звуковой гораздо эффективнеепростогозрительноговоздействия.
Попробуйте, заткнув уши, пообщаться с кем-нибудь хотя бы минуту -
сомневаюсь, что вы получите большое удовольствие, равно как и ваш
собеседник. Однако пока многие ортодоксально настроенные програм-
мисты/проектировщики до сих пор не хотят признавать,чтозвуко-
вое воздействие может играть роль не только сигнализатора, но ин-
формационного канала, и соответственно от неумения и/илинежела-
ния не используют в своих проектах возможность не-визуального об-
щения человека с ЭВМ, но даже они никогданесмотряттелевизор
без звука ;-). В настоящее время любой крупный проект,неосно-
щенный средствами multimedia ( в дальнейшем под словом"средства
multimedia" мы будем прежде всего понимать совокупностьаппарат-
но/программных средств, дополняющие традиционно визуальные спосо-
бы взаимодействия человека с ЭВМ ) обречен на провал.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЗВУЧИВАНИЯ
Есть много способов заставить компьютер заговорить или заиграть.
1. Цифроаналоговое преобразование (DigitaltoAnalogue(D/A)
conversion ). Любой звук ( музыка или речь) содержаться впа-
мяти компьютера в цифровом виде ( в виде самплов)испо-
мощью DAC трансформируются в аналоговыйсигнал,которыйпо-
дается на усиливающую аппаратуру, а затем на наушники,колон-
ки, etc.
2. Синтез. Компьютер посылает в звуковую карту нотную информацию,
а карта преобразует ее в аналоговый сигнал ( музыку ).Сущес-
твует два способа синтеза :
а) Frequency Modulation (FM) synthesis , при котором звук вос-
производит специальный синтезатор, который оперируетмате-
матическим представлением звуковой волны ( частота,ампли-
туда, etc ) и из совокупноститакихискусственныхзвуков
создаетсяпрактически любое необходимое звучание.
Большинство систем, оснащенных FM-синтезом показывают очень
неплохие результаты на проигрывании "компьютерной"музыки,
но попыткасимулироватьзвучаниеживыхинструментовне
очень хорошо удается. Ущербность FM-синтеза состоит втом,
что с его помощью очень сложно ( я бысказал,практически
невозможно ) создать действительнореалистическуюинстру-
ментальную музыку, с большим наличием высоких тоном(флей-
та, гитара, etc). Первой звуковой картой, которая стала ис-
пользовать эту технологию, был легендарныйAdlib,который
дляэтойцелейиспользовалчипизсинтезаYamaha-
YM3812FM. Большинство Adlib-совместимых карт (SoundBlaster,
Pro Audio Spectrum) также используют эту технологию, только
на других болеесовременныхтипахмикросхем,такихкак
Yamaha YMF262 (OPL-3) FM.
б) синтез по таблице волн ( Wavetable synthesis),приэтом
методе синтеза заданный звук "набирается" не из синусов ма-
тематических волн, а из набора реальноозвученныхинстру-
ментов - самплов. Самплы сохраняются в RAM илиROMзвуко-
вой карты. Специальный звуковой процессор выполняетопера-
ции над самлами ( с помощью различного родаматематических
преобразования изменяется высота звука, тембр, звукдопол-
няется спецэффектами ). Так как самплы - оцифровки реальных
инструментов, они делают звук крайне реалистичным.Доне-
давнего времени подобная техникаиспользоваласьтольков
hi-end инструментах, но она становится всеболеепопуляр-
ной теперь. Примерпопулярнойкарты,использующейWS-
Gravis Ultra Sound ( GUS ).
3. MIDI. Компьютер посылает на MIDI-интерфейсспециальныекоды,
каждый из которых обозначает действие, котороедолженпроиз-
вести MIDI-устройство ( обычно это синтезатор ) (General) MIDI
- это основной стандарт большинствазвуковыхплат.Звуковая
плата, самостоятельно интерпретирует, посылаемые коды и приво-
дит им в соответствие звуковые самлы ( или патчи ),хранящие-
ся в памяти карты. Количество этих патчей в стандарте GMрав-
но 128. На PC - совместимых компьютерах историческисложились
два MIDI-интерфейса : UART MIDI и MPU-401. Первый рализованв
SoundBlaster's картах, второй использовался враннихмоделях
Roland.
ЗВУКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЕЙСТВА IBM PC
PC
Уже на самых первых моделях IBM PC имелся встроенныйдинамик,
который однако не был предназначендляточноговоспроизведения
звука: он не обеспечивал воспроизведениявсехчастотслышимого
диапазона и не имел средств управления громкостью звучания. И хо-
тя PC speaker сохранился на всех клонах IBM досегодня-это
скорее дань традиции, чем жизненнаянеобходимость,ибодинамик
никогда не играл сколь-нибудь серьезной роли в общении человека с
ЭВМ.
PCjr
Однако, уже в модели PCjr появился специальный звуковой генера-
тор TI SN76496A, который можно считать предвестникомсовременных
звуковых процессоров. Выход этого звукового генератора, могбыть
подключен к стерео-усилителю, а сам он имел 4 голоса ( несовсем
корректное высказывание - на самом деле микросхема TI имела четы-
ре независимых звуковых генератора, но с точки зрения программис-
та это была одна микросхема, имеющая четыре независимых канала ).
Все четыре голоса имели независимое управление громкостью ичас-
тотой звучания. Однако из-за маркетинговых ошибок модель PCjr так
и не получила широкого распространения, была об'явлена неперспек-
тивной, снята с производства и поддержка еебылапрекращена.С
этого момента фирма IBM больше не оснащала свои компьютеры звуко-
выми средствами собственной разработки. И с этогомоментаместо
на рынке прочно заняли звуковые платы.
ОБЗОР ЗВУКОВЫХ КАРТ
1. Covox
Своеобразный "внебрачный сын" PC ижеланиячеловекауслышать
приличный звук с минимумом финансовых затрат.Covoxнедаром
называют "SoundBlaster для бедных" ибо стоимость егонапоря-
док ниже самой дешевойзвуковойкарты.СутьCovox'aкрайне
проста - на любойстандартнойIBM-совместимоймашинеобяза-
тельно присутствует _параллельный_ порт ( обычно он использует-
ся под принтер ). На этот порт можно посылать 8-ми битовыеко-
ды, которые после простого смешивания на выходедадутвполне
удовлетворительное mono звучание.
Одна из многочисленных схем covox'a представлена ниже :
К сожалению из-за того, что основные производителипрограммно-
го обеспечения игнорировали это простоеиостроумноеустрой-
ство ( сговор с производителями звуковыхкарт),тоникакой
программной поддержки covox так и не получил. Однако,несос-
тавляет труда самостоятельно написать драйвер для covox'a и за-
менить им драйвер любой 8-ми битовойзвуковойкарты,которая
используется в DAC-режиме, или немного изменить кодпрограммы,
перенаправив 8-ми битовую оцифровку, скажем в 61-ый порт ППИ.
2. Adlib
Сейчас уже полулегендарная Adlib Sound Card в свое время произ-
вела революцию в мире PC и сталаосновойвсегомногочисленного
семейства FM-карт. Конструктивно Adlib устроен оченьпросто,он
состоитизOscillator'a,Envelope Generator'a и Level
Controller'a, соединенныхпоследовательно(последовательность
этих устройств носить такженазвание "operator" ).
Oscillator - генерировалзвуковуюволнуопределеннойчастоты,
Envelope Generator - "извращал" волну ( мог например сдвинуть фа-
зу, etc ), этакий предок звукового процессора, а Level Controller
- регулировал уровень выходного сигнала.
Adlib Music Syntezator Card ( ALMSC ) содержал 18 такихоперато-
ров. Сами же операторы работали парами и следовательносущество-
вало 2 вида соединения операторов : последовательноеилипарал-
лельное.В"классическом"FM-синтезеприменяетсяпоследова-
Operator A - ведущий ( Modulator )
Operator B - ведомый ( Carrier )
Оператор B генерирует несущую частоту, котораяизменяетсясог-
ласно волне, генерируемой оператором A.Несмешиваетсясэтой
волной, а именно управляется ей ! Тут уместна некотораяаналогия
с транзисторным ключем, в котором напряжение одном из входов
(оператор A) управляет протекающим через него током (оператор B).
Этот метод хорошо подходит длягенерирования"органоподобных"
звуков, то есть небольшого количества продолжительных звуков, ко-
торые являются простой суперпозицией ограниченного числаматема-
тически правильных волн.
Исходя из вышесказанного и помня о том, чтоAdlibсодержал18
операторов, можносделатьвывод,чтоколичествоодновременно
проигрываемых звуков не могло быть больше 9. Однакоразработчики
Adlib'a учли, что некоторые музыкальныеинструменты(например
разного ударные, перкуссии ) вполне могут бытьимитированныод-
ним оператором, и предусмотрели работу карты в двух основныхре-
жимах :
1. Стандартный:
Все операторы разбиваются на пары иодновременноможетбыть
воспроизведено 9 мелодий ( голосов ).
2. Режим перкуссии ( percussion mode ) :
В этом режиме расклад такой :
- 6 melodic instruments (12 operators)
- 1 Bass Drum (2 operators)
- 1 Snare Drum (1 operator)
- 1 Tom-Tom (1 operator)
- 1 Cymbal (1 operator)
- 1 Hi-Hat (1 operator)
таким образомколичествоодновременнопроигрывемыхмелодий
может достигает одинадцати; может, потому что Adlib Inc.предус-
мотрела всего девять (!) регистров для каждой мелодии, такимоб-
разом потенциальная возможность получить 11 мелодийосталасьне
реализованной.
NB: не надо понимать слово "мелодия" буквально, в данномконтек-
сте это просто звук определенной частоты.
3. The SoundBlaster Pro (SB-pro)
The Creative Labs' SoundBlaster (SB) была первойAdlib-совмести-
мой звуковой картой, которая могла записывать и играть 8-ми бито-
вые самплы, поддерживала FM-синтезспомощьмикросхемыYamaha
YM3812. Оригинальная mono-модель SBбылаоснащенаоднойтакой
микросхемой, а более новая стерео-модель - двумя. Наиболее продви-
нутая модель из этого семейства SB-pro. 2.0, этакартасодержит
наиболее современную микросхему FM-синтеза ( стандарт OPL-3 ).
SB-pro способен производить оцифровку/проигрывание реального зву-
ка с частотой до 44.1 Hz ( частота CD-проигрывателей )встерео
режиме. Также с помощь внешних драйверов этакартаподдерживает
General MIDI интерфейс. Содержит встренный 2-х ватныйпредусили-
тель и контроллер CDD ( обычно Matsushita ).
Поддерживаемые входные устройства :
- Microphone,
- external line in.
Поддерживаемые выходные устройства :
- Audio,
- line out,
- SB compatible MIDI,
- SB CD-ROM interface.
SB-pro была полностью совместима с Adlib-картой,чтообеспечила
ей потрясающей успех на рынке недорогих домашних звуковыхсистем
( прежде всего это касалось игр). И хотя профессионалы были недо-
вольны неестественным "металлическим" звуком, да и симуляция MIDI
оставляла желать лучшего, но эта карта пришлась повкусумного-
численным поклонникамкомпьютерныхигр,которыестимулировали
разработчиков вставлять в свои игрыподдержкуSundBlaster-карт,
чем окончательно закрепили лидерство Creative Labsнарынке.И
теперь любая программа, которая претендует на то,чтобыизда-
вать звук на чем-то отличным от PC-speaker просто обязана поддер-
живать, ставшим de-facto стандартом SB. Впротивномслучаеона
рискуeт быть просто не замеченной.
4. SoundBlaster 16
SoundBlaster 16 (SB 16) это улучшенная версия SB-pro,котoрая спо-
собна записывать и воспроизводить 16-и битовый стерео-звук. И ко-
нечно SB16 полностью совместима сAdkib&SB.SB-16способна
проигрывать 8-и и 16-и битовые стерео самплы на частотедо44.1
KHz с динамической фильтрацией звука ( эта карта позволяет в про-
цессе проигрывания подавить нежелательный диапазон частот ). SB16
также может быть оснащен специальной микросхемой ASP(Advanced
(Digital) Signal Processor), который можетосуществляюкомпрес-
сию/ декомпрессию звука "на лету", разгружая темсамымCPUдля
выполнения других задач. Подобно SB-pro SB-16 осуществляет FM-син-
тез с помощью микросхемы Yamaha YMF262(OPL-3).Такжевозможно
дополнительноустановитьспециальнуюплату расширения -
WaveBlaster, который обеспечивает более качественноезвучаниев
режиме General MIDI.
5. Pro Audio Spectrum Plus and Pro Audio Spectrum 16
The Media Vision's ProAudioSpectrumPlusи-16(PAS+and
PAS-16), это одна из многих попыток пополнить семейство SB-подоб-
ных карт. Обе карты почти идентичны, исключая то, что PAS-16 под-
держивает 16-и битовый самплинг. Обе карты способны доводить час-
тоту проигрывания до 44.1 KHz, динамическифильтроватьзвуковой
поток. Подобно SB-pro и SB-16, PAS осуществляетFM-синтезчерез
микросхему Yamaha YMF262 (OPL-3)
Поддерживаемые входные устройства :
- Microphone,
- external line in.
- PC speaker ( wow ! ).
Поддерживаемые выходные устройства :
- Audio line out (headphones, amplifier),
- SCSI (not just for CD-ROM, but also for tape-streamers,
optical drives, etc),
- general MIDI (requires optional MIDI Mate),
- joystick.
Несмотря на то, что Media Vision утверждает, что ее изделияпол-
ностью совместимы со стандартом SB, однако это несовсемтаки
многие люди получали неприятные неожиданности от этой карты, ког-
да пытались использовать ее как SB. Однако, этонекоторымобра-
зом компенсируется великолепным стерео-звучанием иоченьнизким
уровнем шумов.
6. The Gravis UltraSound
The Advanced Gravis' Gravis UltraSound (GUS) это несомненныйли-
дер в области WS-синтеза. Стандартный GUS имеет"наборту"256
или 512 килобайт памяти для хранения самплов ( называемых также
патчами ), с помощью проигрывания которых GUSигенерируетвсе
звуковые эффекты и музыку. GUS может работать на частотесампли-
рования до 44.1 KHz и может осуществлять 16-и битовое стерео-зву-
чание. С запись несколько сложнее - первоначально стандартные мо-
дели GUS осуществляли только 8-и битовую запись звука,ноновые
модели (GUS MAX) способны осуществлять и 16-и битовуюзапись.В
целом звук, воспроизводимый GUS'емявляетсяболеереалистичным
(из-за использования WS-синтеза, вместо FM), ну и разумеетсяGUS
обеспечивает великолепную поддержку General MIDI из-за того,что
ему нет необходимости "конструировать" все разнообразие звуков из
набора синусообразных волн, - в его распоряжениинаходитсяспе-
циальная библиотека размером около 6M, инструменты из которойон
может загружать в процессе воспроизведения.
Поддерживаемые входные устройства :
- Microphone,
- Audio Line In.
Поддерживаемые выходные устройства :
- Audio Line Out,
- Amplified Audio Out,
- speed compensating joystick (up to 50 Mhz),
- general MIDI (requires optional MIDI adapter),
- SCSI CD-ROM (requires optional SCSI interface card).
GUS не является SB-совместимой картой и не поддерживает стандар-
та SB или Adlib. Некоторая совместимось, однако можетбытьдос-
тигнута путем программной эмуляции с помощью специальныхдрайве-
ров SBOS (Sound Board Operating System),поставляемыхвместес
GUS'ем. Однако на практике, удовлетворительная работа SBOSявле-
ние скорее случайное, чем закономерное. КрометогоSBOSзначи-
тельно замедляет работу процессора, что делает практически непри-
годным GUS для работы multimedia приложения, написанныхисключи-
тельно для SB. Все же исключительные звуковые качества GUS'я зас-
тавили производителей программного обеспечения включатьдрайверы
для этой карты в свои изделия. И хотя поддержка стандарта GUS еще
не стало таким-же обычным делом, как и поддержа стандарта SB,но
не вызывает никакого сомнения, что второй по значимости послеSB
является карта GUS.
Проблемы продвижения GUS на современный игровой рынокзатрудне-
но тем, что в настоящее время 45% игр пишется на Miles Design AIL
2.0 - 3.15, 50% на HMI SOS 3.0-4.0,остальные5%насамо-
пальных звуковых библиотеках. Как следует поддерживать GUS научи-
лась только AIL 3.15 и то только почти. До этого (AIL3.0-,HMI
4.0-) перед загрузкой игры запускаласьLOADPATS.EXEиличто-то
подобное (MEGAEM...), которая грузит все(!!!)тембры,которые
использует данная игра ( а всего в стандартной 512-икилобайтной
памяти GUS'я помещается 30-50 тембров ), в AIL 3.15 чуть-чуть гу-
маннее - тембры грузятся по мере надобности (почти) ноневыгру-
жаются(!!), таким образом ситуция сводитсякпредыдущей.Яуж
молчу что оригинальныетембрыиспользуютредкиеединицыфирм
производителей и очень хорошо понимаюостальных-радиодного
GUS'а покупать тембры и "перетягивать" музыку нет смысла. Hего-
воря уже о проблемах производителей с созданием музыки подстан-
дартные тембры и придумывании, как бы их запихнуть в 512/256K.
7. The Roland LAPC-1 and SCC-1
The Roland LAPC-1 это полупрофессиональная звуковая карта,бази-
рующаяся на Roland MT-32Module. LAPC тождественнен MIDI-интерфей-
су на PC-картах. Он содержит 128 инструментов. LAPC-1использует
комбинированный способ построения звучанияноты:каждаянота
состоит из 4 "partials", каждый из которых может быть самплом или
простой звуковойволной.Общеечислоpartials'овограниченно
32'я, следовательно одновременно может играть всего 8инструмен-
тов,также присутствует 9-ый канал для перкуссии. Помимо 128-и ин-
струментов LAOC-1 содержит 30 перкуссионных звуков и 33звуковых
эффекта. The SCC-1 это дальнейшее развитие LAPC-1. Подобно LAPC-1
он содержит MPU-MIDI интерфейс, но в в свою очередь является пол-
ноценным WS-синтез картой. Он содержит 317 самплов(патчей),
зашитых во внутреннюю памятьROM.Патчможетсостоятьиз24
partials'ов, но большинство патчей состоят из одногоpartials'a.
Одновременно может быть проигранно 15 инструментов и одна перкус-
сия. Хотя возможность изменения внутреннихсампловотсутствует,
это в какой-то мере компенсируется наличием двух звуковыхэффек-
тов : hall и echo. Одним из самых серьезных недостатков картсе-
мейства Roland является то,чтониоднаизнихнеоснащена
DAC/ADC, и не содержит контроллера CD-ROM, чтоделаетневозмож-
ным ее применение в системах multimedia, удовлетворяющих стандар-
ту MPC.
Качество звучания LAPC-1 очень высоко. Некоторые патчи (подоб-
но пианино или свирели ) превосходят по качеству аналогичныеин-
струменты GUS'я. Качество воспроизводимых звуковых эффектовтак-
же очень высоко. Качество звука SCC-1 можно признатьпростовы-
дающимся. Что заставляет признать карты Roland однимиизлучших
для создания профессиональной инструментальной музыки, однако они
полностью непригодны для эксплуатации их всистемахmultimedia.
Кроме того карты Roland не обладаютсовместимостьюнисодним
современным звуковым стандартом.
8. Другие карты
Adlib Gold 1000
Adlib и SB совместимая карта с SCSI и MIDI-интерфейсом.
Базируется на микросхеме Yamaha OPL-3 FM. 20 каналов.
Улучшенное качество звука по сравнению с оригинальным Adlib'ом.
12-и битовый самплинг и игра на частоте до 44.1 KHz.
Adlib Gold 2000
Подобно Adlib Gold 1000, но осуществляет 16-и битовый самплинг.
Thunderboard
Базируется на микросхеме Yamaha YMF3812 FM. 11 каналов.
8-ми битовое моно звучание на частоте до 22 KHz. Совместимасо
стандартом SB. Содержит MIDI-интерфейс.
ATI-Stereo F/X
Adlib и SB совместимая карта, базирующаяся на микросхеме
Yamaha YM3812FM. 11 каналов. 8-ми битовоестереозвучаниена
частоте до 44.1 KHz. Содержит MIDI-интерфейс.
Turtle Beach MultiSound
Базируется на микросхеме Motorola 56001 DSP. Содержит 384 16-ти
битовых самплов. 15 каналов.Спецэффекты.Стереозвучаниена
частоте до 44.1 KHz. Не совместима ни с каким другим стандартом.
AudioBahn 16 from Genoa Systems
Базируется на микросхеме Arial from Sierra semiconductor.
Adlib и SB совместимая карта c SCSI и MIDI-интерфейсом.Содер-
жит 1M самплов в ROM. 32 канала. 16-ти битовое стереозвучание
на частоте до 44.1 KHz.
Сводная таблица
Дав выше обзор нескольких звуковых плат, каждая из которых от-
ражает свое направление в развитии индустрииmultimedia,ияв-
ляется в какой-то мере концептуальной, мы теперьприведемсвод-
ную таблицу из "обычных" звуковых устройств, каждомуизкоторых
дадим только краткую характеристику.
Перед тем как перейти к следующемуразделу,которыйзатраги-
вает практические вопросы приобретения звуковой платы,необходи-
мо оговорить ряд терминов :
Частотная характеристика (FrequencyResponse )
Показывает насколько хорошо звуковая система воспроизводитзвук
во всем частотном диапазоне. Идеальное устройство должно одинако-
во передавать все частоты от 20 до 20000 Гц. И хотянапрактике
на частотах выше 18000 и ниже 100 может наблюдаться снижениеха-
рактеристики на величину -2дБ из-за наличия фильтравысоких/низ-
ких частот, однако считается что отклонение ниже -3дБ недопустимо.
Отношение сигнал/шум ( S/N Ratio )
Представляет собой отношение значений (вдБ)неискаженного
максимального сигнала платы к уровню шумов электроники, возникаю-
щих вы собственных электрических схемах платы.Таккакчеловек
воспринимает шум на разных частотах по-разному, быларазработана
стандартная сетка А-взвешивания, котораяучитываетраздражающий
уровень шума. Это число обычно и имеется ввиду, когдаговорято
S/N Ratio. Чем это соотношение выше, тем звуковая системакачес-
твеннее. Снижение этого параметрадо75дБнедопустимо.
Шумык вантования
Остаточные шумы, характерныедляцифровыхустройств,которые
возникают из-за неидеального преобразования сигналаизаналого-
вой в цифровую форму. Этот шум может быть измерен тольковпри-
сутствии сигнала и показывается как уровень(вдБ)относи-
тельно максимально допустимого выходного сигнала. Чем меньше этот
уровень, тем качество звука выше.
Суммарные нелинейныеискажения
( total harmonic distortion + noise )
Отражает влияние искажений, вносимых аппаратурой усиления звука и
шумов, генерируемых самой платой. Он измеряетсявпроцентахот
уровня неискаженного выходного сигнала. Устройство с уровнемпо-
мех более 0.1% не может считаться качественным.
Разделение каналов
Просто число, показывающее до какой степени левый и правый кана-
лы остаются взаимно независимыми.Видеалеразделениеканалов
должно быть полным ( абсолютный стереоэффект ), однако на практи-
ке наблюдается проникновение сигналов из одного канала вдругой.
На качественном stereo-device разделение каналов недолжнобыть
меньше 50 дБ.
Динамический диапазон
Выраженная в дБ разность между max и min сигналом, котораяпла-
та может пропустить. Обычно динамический диапазонизмеряетсяна
частоте 1Khz. В идеальной цифровой аудиосистеме динамический диа-
пазон должен быть близок к 98дБ.
Интермодуляционные искажения
Выраженное в процентах отношение амплитуд искажений итест-сиг-
нала. Всегда, когда сигнал две или более негармонические частоты,
будут возникать побочные искажения ввидепаразитныхгармоник,
генерируемых усилителем. Чем ниже уровеньискаженийтемлучше.
Качественные звуковые устройства имеют интермодуляционные искаже-
ния не выше 0.1%.
Потенциальноеусиление
Максимальный коэффициент усиления,обеспечиваемыйпредусилите-
лем звуковой платы. Желательно иметь высокое потенциальное усиле-
ние при низком входном напряжении. Низким считается напряжение в
0.2В, которое соответствует типичному выходному сигналубытового
магнитофона.
КАКУЮ ПЛАТУ ВЫБРАТЬ ?
Как можно было увидеть выше в данный момент на рыноквыброше-
но просто огромное число звуковых систем для персональных компью-
теров. Следовательно выбор звуковой платы становитьсяделомне-
легким, ведь каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, и
не существует абсолютных фаворитов, как и абсолютныхаутсайдров.
И все же возьмем на себя смелость, взаключение,датьнесколько
советов тем, кто собрался оснаститьсвойкомпьютерсовременной
звуковой системой.
1. В любом случае следует остановить свой выбор на 16-ибитовой
звуковой плате, которая поддерживает частотудискретизациине
менее 44Khz. Это даст вам потенциальнуювозможностьслушать
звук с качеством CD-диска.
2. Если высобираетесьоснаститьсвойкомпьютернакопителем
CD-ROM, то желательно что бы выбранная вамизвуковаякарта
уже несла на себе контроллер CD-ROM'a,выбраннойвамикон-
струкции.
3. Ну и наконец следует определиться для каких целей вамнеобхо-
димазвуковаясистема,наскольковысокиетребованиявы
пред'являете к звуковой карте и какой суммой денег выможете
пожертвовать. Все это заставляет разбить все множество звуко-
вых плат на несколько классов. Внутри каждогоклассазвуко-
вые системы обладают примерно одинаковым качеством, что значи-
тельно облегчает выбор.
Level 1 ( Ultra Quality )
К этому классу относятся звуковые системы экстра-класса, пригод-
ные для создания профессиональных произведений и для работы в лю-
бой области multimedia. Если вас кроме качества больше ничегоне
интересует, то это для вас.
Level 2 ( Hi-Fi Quality )
Карты, принадлежащие к этому классу,великолепноподходятдля
большинства видов работ с multimedia, игр, образовательныхпрог-
рамм. Они обладают высоким качеством при приемлемой цене.
Level 3 ( Medium Quality )
Если ваш ребенок просит звуковую плату, что бы быловеселееиг-
рать в D00M или Tie Fighter, и занимненаблюдаетсяталантов
юного музыкального дарования, то покупка платы этого классадос-
тавит уму просто массу удовольствия.
Типичные представители разных классов
Level 1( ориентировочная цена $400 и выше )
- Turtle Beach MultiSound Montrey
- Turtle Beach Tropez
Level 2( ориентировочная цена около $200 )
- Advanced Gravis UltraSound Max
- Creative Labs SoundBlaster AWE32 Value Edition
- Creative Labs SoundBlaster AWE32
- Media Magic Telemetry-32
Level 3( ориентировочная цена $100 и ниже )
- Creative Labs SoundBlaster 16 Value Edition
- Media Vision Premium 3-D
- Media Vision Pro 3-D
- Orchid SoundWave 32+
Выбор за вами !
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. P.Norton "Programmer's guide to the IBM PC"
- Microsoft Press 1985
2. Толковый словарь по вычислительным системам / под редакцией
В.Иллингуорта и др. - М, Машиностроение, 1989
3. PC Magazine/Russian edition, 07.95
- SK Press, Moscow
4. Sound Card review by Jerry van Waardenberg
- comp.sys.ibm.pc.soundcard