П Л А Н
1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве Российс-
кой Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удель-
ный вес нефти в нем.
2. Экономико-географическая характеристика размещения месторожде-
ний нефти РФ.
3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.
4. Особенности размещения нефтеперерабатывавающей промышленности.
Главные центры размещения.
5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.
6. Задачи перспективного развития отрасли. Влияние кризиса.
1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве Российской
Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удельный вес
нефти в нем.
Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйс-
твенный комплекс, который живет и развивается по своим законо-
мерностям.
Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?
Это:
сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука,
спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных
пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;
источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина,
дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котель-
но - печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы,
гудрон, асфальт);
сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в
качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.
Нефть - наше национальное богатство, источник могущества
страны, фундамент ее экономики.
В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федера-
ции занимает 3 место в мире. В 1993 году было добыто 350 млн. т
нефти с газовым конденсатом. По уровню добычи мы уступаем только
Саудовской Аравии и США.
Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин,
48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатываю-
щих заводов общей мощностью более 300 млн т/год нефти, а также
большое количество других производственных объектов.
На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее
отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере
науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.
Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) это соотношение между
добычей, производством и потреблением топливно-энергетических
ресурсов. Все виды топлива и энергии при расчете структуры ТЭБа
переводятся в условные единицы - тонны условного топлива - с по-
мощью показателя их теплотворной способности и условных коэффи-
циентов.
За последние десятилетия в структуре топливной промышленности
произошли коренные изменения, связанные с уменьшением доли
угольной промышленности и ростом отраслей по добыче и переработ-
ке нефти и газа. Если в 1940 г. они составляли 20,5%, то в 1984г
- 75,3% суммарной добычи минерального топлива. Теперь на первый
план выдвигается природный газ и уголь открытой добычи. Потреб-
ление нефти для энергетических целей будет сокращено, напротив,
расширится ее использование в качестве химического сырья. В нас-
тоящее время в структуре ТЭБа на нефть и газ приходится 74%, при
этом доля нефти сокращается, а доля газа растет и составляет
примерно 41%. Доля угля 20%, оставшиеся 6% приходятся электроэ-
нергию.
В 1987г. добыча нефти с газовым конденсатом в Российской Фе-
дерации составила 569,5 млн. т или 91% общей добычи бывшего
СССР. За более чем 100 летнюю историю развития нефтяной промыш-
ленности России было добыто почти 13 млрд. т нефти и около 40%
этой добычи получено за последние 10 лет.
Однако в последнее время происходит интенсивное снижение до-
бычи нефти. С 1988 по 1993г. годовая добыча уменьшилась более
чем на 210 млн. т. Отрасль находится в состоянии глубокого кри-
зиса. Это обусловлено целым комплексом факторов, совпадение ко-
торых во времени усилило их негативный эффект.
Высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значитель-
ной мере выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное
снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных
скважин переведен с фонтанного на механизированный способ добы-
чи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных
месторождений. Указанные факторы вызвали резкий рост потребнос-
тей отрасли в материальных и финансовых ресурсах для своего ос-
воения, выделение которых в условиях экономического и политичес-
кого кризиса СССР и России было сокращено.
Особенно негативное влияние оказало разрушение экономических
связей с Азербайджаном и Украиной, на территории которых находи-
лось большинство заводов бывшего СССР по производству нефтепро-
мыслового оборудования и труб нефтяного сортамента.
2. Экономико-географическая характеристика размещения месторождений
нефти Российской Федерации.
До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была скон-
центрирована на Кавказе, где добывалось 97% нефти. В 30-е годы
были открыты новые нефтяные месторождения - в Поволжье и на Ура-
ле, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобы-
вающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча нефти на
Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добы-
ча там в настоящее время имеет локальное значение, на территории
России это район Северного Кавказа). Добыча нефти в Волго-ураль-
ском районе наоборот сильно возросла, в результате чего этот ра-
йон выдвинулся на первое место в нефтяной промышленности СССР.
До недавнего времени это был важнейший по разведанным запасам
нефти район. Здесь были открыты такие известные месторождения,
как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаев-
ское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковс-
кое. Добыча нефти в этом районе обходится недорого, но нефть
Башкирии содержит много серы (до 3%), парафина и смол, что ос-
ложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и
на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
В 1960г. было открыто первое нефтяное месторождение в Запад-
ной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и га-
за, расположенных на обширной территории Западной Сибири, от
Урала до Енисея. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовс-
кий нефтеносные районы, где находятся такие месторождения, как
Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосниц-
ко-Советское, Александровское и др. В 1964 г. там началась про-
мышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная промышлен-
ность Западной Сибири росла очень быстрыми темпами и в 1974 г.
опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной
Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической эф-
фективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь - главный
нефтедобывающий район страны.
На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинс-
кий нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш). Он обес-
печивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору, разрабатывается группа
месторождений нефти (Тимано - Печерская нефтегазоносная провин-
ция). Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в
Ярославль.
Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севе-
ре острова Сахалин (месторождение Оха). С Сахалина нефть по неф-
тепроводам поступает на материк - в Комсомольск-на-Амуре. В Ка-
лининградской области находится месторождение нефти локального
значения.
Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера,
Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую,
более сложную стадию развития, когда возникает необходимость
резко увеличить объем поисково-разведочных работ, особенно в
Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями
Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходи-
мой для этого производственно-технической базы. Начата добыча
нефти в Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское место-
рождение).
3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.
К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих
запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, распо-
ложенных во многих регионах страны: от Калининградской области
на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренце-
вом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтя-
ным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более
70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по
значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27%,
далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3,2%,
Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин - 0,5%.
Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии
разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьша-
ется. Степень выработанности текущих запасов нефти превысила
50%, в том числе более 30% в Тюменской области, 70% в Вол-
го-Уральской провинции и 80% - на Северном Кавказе. Особенно
значительно выработаны запасы на наиболее крупных и высокопро-
дуктивных месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи
нефти в России. В этой связи одна из важнейших проблем - сохра-
нение высокой производительности старых районов.
Наблюдается "старение" Волго-Уральского района. Его техни-
ко-экономические стали ниже по сравнению с прежним уровнем, а
добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась.
При "старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобрета-
ет создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются За-
падно - Сибирская низменность, где возникла главная база страны.
Добыча Западно - Сибирской нефти возрастала стремительными тем-
пами. В дальнейшем удельный вес этой нефтяной базы сохранится на
достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз формируется также Ти-
мано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).
Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам экс-
плуатации месторождений. В 1965г почти 2/3 всей нефти добывалось
наиболее дешевым фонтанным способом. Теперь его доля заметно
сократилась, наоборот резко возросло значение насосного способа,
с помощью которого в 1987г было добыто свыше 2/3 всей нефти.
Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности Рос-
сии, можно сделать вывод, что в количественном отношении она
достаточна для решения текущих и прогнозных задач по добыче неф-
ти. Однако качественные изменения в структуре разрабатываемых и
прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на эффектив-
ности процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует
применения более сложных и дорогостоящих технических средств и
технологических процессов, а также применение новых более эффек-
тивных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов.
В условиях непрерывного ухудшения качественного состояния
сырьевой базы отрасли увеличение нефтеотдачи приобретает страте-
гическое значение для стабилизации и развития процессов нефтедо-
бычи.
4. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности.
Главные районы размещения.
Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности
зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах,
техники переработки и транспортировки нефти, территориальных со-
отношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.
Добытая из недр земли нефть содержит большое количество пес-
ка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала пос-
тупает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в ра-
йонах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперера-
батывающие заводы, которые строятся в районах потребления неф-
тепродуктов.
Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепро-
дукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные мас-
ла), которые непосредственно используются потребителями. Техни-
ческий прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтепе-
рерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка
нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления
нефтепродуктов.
Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к
местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связан-
ных с ее транспортировкой и хранением:
транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее много-
численных производных;
для транспортировки нефти могут быть широко использованы тру-
бопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку
светлых продуктов;
хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов;
потребитель получает возможность одновременно использовать
сырую нефть, поступающую из разных районов.
Размещение переработки нефти приобретает повсеместный харак-
тер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.
Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависи-
мости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того,
какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эф-
фективными. Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтеп-
роводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск,
Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань,
Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда
сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов до-
бычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредото-
чена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа,
Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и
зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не
строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на вос-
ток (Ачинск). Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и неф-
теперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с
превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны.
В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти
в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе
жидкого топлива.
5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.
В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышлен-
ности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому за-
дачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети неф-
тепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в
2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и
нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в
настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно
дешевле, чем перевозка по железной дороге.
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной
Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге
транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны цент-
ральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и
Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и эконо-
мичней других видов транспортировки, однако из-за географических
особенностей нашей страны используется мало, в основном при пе-
ревозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны
(Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки
нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способ-
ность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в
год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной
промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть
магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более
95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300
км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными
по значимости и условиям управления группами объектов: внутрере-
гиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтеп-
роводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и
заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конк-
ретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих
предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заво-
дами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу-
ют технологически связную сеть - единый объект экономического и
режимного управления, которая получила название системы дальних
транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы,
как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа -
Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихо-
рецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы,
включая выходы к экспортным терминалам.
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом
намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных райо-
нов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положе-
ние, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы ма-
гистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -
Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (неф-
тепродукты);
На запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару
- Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию,
Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент-
спилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск -
Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород
- Ярославль - Кириши (Северо - Запад);
На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай -
Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны
изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский ра-
йон теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции даль-
нейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к За-
падной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлени-
ям:
На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -
Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Ново-
полоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;
На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент
-Чарджоу;
На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспор-
тировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы
Волго-Уральского района восточного направления.
Из других магистральных направлений, возникших под влиянием
добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новорос-
сийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс
(нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.
6. Задачи перспективного развития отрасли.
В настоящее время нефтяная промышленность России находится в
состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добы-
чи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с преды-
дущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн.т.
Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промыш-
ленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго свя-
зывают не с дополнительными государственными инвестициями, а с
последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия от-
расли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их от-
расли средства, а Правительство - создавать им для этого необхо-
димые экономические условия.
В указанном направлении уже предприняты крупные меры. Задания
по поставкам нефти для государственных нужд сокращены до 20% ее
добычи, остальные 80% предприятия имеют право реализовать самос-
тоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не ос-
тавить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существую-
щего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть.
Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть.
Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рента-
бельности в цене.
Важное значение для повышения эффективности функционирования
нефтяного комплекса России имеет проводимая в настоящее время
работа по его акционированию и приватизации. В процессе акциони-
рования принципиальные изменения происходят в организационных
формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту неф-
ти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в
акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указан-
ных обществ остается в государственной собственности. Для ком-
мерческого управления пакетами акций, находящихся в государс-
твенной собственности, образовано специальное Государственное
предприятие "Роснефть", которому передаются пакеты государствен-
ных акций около 240 акционерных обществ, в том числе по добыче
нефти и газа - 26, по нефтепереработке - 22, по нефтепродуктоо-
беспечению - 59, а также по производству масел и смазок, перера-
ботке газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и
другим видам обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вош-
ли также различные ассоциации, банки, биржи и другие организа-
ции.
Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и
нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и
"Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных
обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по
транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее
время запрещена.
Перспективы развития нефтяной промышленности России на предс-
тоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырь-
евой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами
нефти, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Ре-
зультаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов
нефти в России свидетельствует об их неидентичности разведанным
запасам. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений
возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью - на
шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не иск-
лючена вероятность открытия подобных месторождений в Западной
Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких
тысяч нефтяных месторождений.
Внедрение новых методов и технологий повышения нефтеотдачи
пластов сдерживается высокими капитальными вложениями и удельны-
ми эксплуатационными затратами на их применение по сравнению с
традиционными способами добычи нефти.
В связи с этим Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения о
принятии в законодательном порядке ряда мер, направленных на
экономическое стимулирование применения новых эффективных мето-
дов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят улучшить
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по созданию новых технологий и технических средств, актив-
нее развивать материально-техническую базу институтов, занимаю-
щихся разработкой новых методов, а главное - более динамично на-
ращивать добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми за-
пасами.
Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодо-
бывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывает-
ся как необходимостью привлечения в создавшихся экономических
условиях иностранного капитала, так и стремлением использования
применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий
и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не по-
лучили должного развития в отечественной промышленности.
Литература
1. В.А. Динков, "Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра"
Москва, ВНИИОЭНГ 1988г
2. "Трубопроводный транспорт нефти" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1993г
3. "Топливно-энергетический комплекс" Москва, Менатеп N4-9 1993г
4. Байков, Берлин "Нефть СССР" Москва, Недра 1987г
5. Эскин и др. "Нефть в структуре энергетики" Москва, Наука 1989г
6. "Нефть и газ в экономике: Встреча с прессой" Москва 1989г
7. В.Л. Березин "Нефть и газ Западной Сибири" Москва 1990г
8. "Нефтяная промышленность" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1994г
9. "Народное хозяйство Российской Федерации" Москва 1993г