Реферат: Налоги и налоговая система в современной России
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное место отводится нало-
гам. В условиях рыночной экономики любое государство широко ис-
пользует налоговую политику в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся нало-
говая система, являются мощным инструментом управления экономи-
кой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интере-
сов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий не-
зависимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех
форм собственности с государственными и местными бюджетами, с
банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи нало-
гов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая прив-
лечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и
прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных мето-
дов управления к экономическим резко возрастают роль и значение
налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития
приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государ-
ство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких
производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была
создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах нало-
говой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость"
и другие.
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. Налоги
представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством
на основе закона с юридических и физических лиц для удволетворе-
ния общественных потребностей. В законе РФ от 27 лекабря 1991 г.
N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной
и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соот-
ветствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке на условиях, определенных законодатель-
ными актами". В этом же законе дается определение и налоговой
системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате-
жей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую сис-
тему". Налоговая система включает следующие элементы: субъект
налогообложения (плательщик); объект налогобложения прибыль (до-
ход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат ос-
новой для исчисления налога; ставка налога - величина налога на
единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или
частичное освобождение от налога; правила исчисления и порядок
уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Нало-
говая система России строится на основе единых принципов для
всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-правовой фор-
мы предприятия. Основными принципами являются:
- равнонапряженность налогового изъятия;
- однократность налогообложения, недопущение двойного обло-
жения;
- стабильность, гибкость, простота, доступность, определен-
ность;
- заблаговременность установления ставок и правил исчисле-
ния налога и его уплаты.
Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая
служба РФ, которая входит в систему центральных органов государ-
ственного управление России, подчиняется Президенту и Правитель-
ству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.
Главной задачей Государственной налоговой службы РФ являет-
ся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правиль-
ностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в со-
ответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей,
установленных законодательством.
ВИДЫ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ. В РФ впервые все налоги разделены
на три группы: федеральные налоги; налоги республик в составе
РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стои-
мость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на дохо-
ды банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с
биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с цен-
ными бумагами; таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих
налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисления на воспро-
изводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный
внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурса-
ми, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, крае-
вой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательными актами России; налог на прибыль с предприятий
(подоходный налог); подоходный налог с физических лиц.
Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физи-
ческих лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы
отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский
бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах,
определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе
России и бюджетов других уровней.
К федеральным налогам относятся: налоги, служащие источни-
ками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на ос-
нове соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пош-
лина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и
дарения.
Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообло-
жения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или
во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ
и действуют на всей территории России.
К налогам республик в составе России, краев, областей и ок-
ругов относятся следующие: налог на имущество предприятий. Суммы
платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республи-
канский бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения пла-
тельщика; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными
предприятиями из водохозяйственных систем.
К этой группе налогов относятся республиканские платежи за
пользование природными ресурсами.
Перечисленные налоги устанавливаются законодательными акта-
ми РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки
этих налогов определяются законами республик в составе России
или решениями органов государственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по это-
му налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (ре-
гистрации) объекта налогообложения;
- земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому
налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о
земле;
- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся пред-
принимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет
по месту их регистрации;
- налог на строительство объектов производственного назна-
чения в курортной зоне; курортный сбор;
- сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местны-
ми органами власти и уплачивается путем приобретения разового
талона или временного патента и полностью зачисляется в соответ-
ствующий бюджет;
- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, орга-
низаций независимо от их организационно-правовых форм на содер-
жание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.
Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной
власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридичес-
ких лиц имеют определенные ограничения;
- налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и фи-
зические лица, но не более 5% от стоимости услуг по рекламе;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники
и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физи-
ческие лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не пре-
вышающей 10% суммы сделки;
- сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица,
имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превы-
шающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной
оплаты труда в год;
- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде-
лиями. Сбор вносят юридические и физические лица;
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и
лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10%
стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую
выпущены лотерейные билеты;
- сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица
при получении права на заселение отдельной квартиры в размере,
не превышающем 3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависи-
мости от общей площади и качества жилья;
- сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вно-
сят юридические и физические лица в размерах, установленных мес-
тными органами власти;
- сбор за право использования местной символики. Сбор вно-
сят производители продукции, на которой использована местная
символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в раз-
мере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;
- сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением за-
конодательно оформленных операций с ценными бумагами). Сбор вно-
сят участники сделки в размере не более 0,1% суммы сделки;
- сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят ком-
мерческие кино- и телеорганизации, проводящие съемки с осуществ-
лением организационных мероприятий, в размерах, установленных
местными органами власти;
- сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят
юридические и физические лица (владельцы строений) в размере,
установленном местными властями.
К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на
содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы
(1,5% от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования
(1% фонда оплаты труда).
Большинство местных налогов устанавливается законодательны-
ми актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные став-
ки налогов определяются законодательными актами республик или
решением органов государственной власти краев, областей и т.д.
Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными
и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.
В 1993 году в бюджетную систему РФ поступило налогов и дру-
гих обязательных платежей более 38 трлн.руб. Кроме того, от на-
логоплательщиков, уплачивающих налоги в иностранной валюте, было
полученно 340 млн.дол. США. Среднемесячный темп прироста налого-
вых сборов превысил в истекшем году 17%.
Основная масса доходов бюджетной системы была получена за
счет налога на прибыль (16,8 трлн.руб.) и косвенных налогов
(12,1 трлн.руб.), на долю которых суммарно пришлось свыше 75%
всех поступлений. Из числа других федеральных налогов устойчивы-
ми темпами в прошлом году поступал подоходный налог с физических
лиц. Более заметную роль в формировании доходной части бюджета
стали играть ресурсные платежи и имущественные налоги.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ. Среди большого ко-
личества налогов, предусмотренных законом РФ "Об основах налого-
вой системы в Российской Федерации" (федеральные налоги - 15 ви-
дов, республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида), основ-
ными являются:
налог на прибыль предприятий и организаций; налог на добав-
ленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий; налог
для образования дорожных фондов, налог для образования пенсион-
ного фонда; государственные пошлины; подоходный налог с физичес-
ких лиц; налог на имущество физических лиц; регистрационные сбо-
ры с физических лиц; плата за землю.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - основной вид
налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются
предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие
собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собс-
твенности и организационно-правовой формы предприятия, их филиа-
лы, а также созданные на территории России предприятия с иност-
ранными инвестициями, международные объединения, компании, фир-
мы, любые другие организации, образованные в соответствии с за-
конодательством иностранных государств и осуществляющие предпри-
нимательскую деятельность.
Законодательство "О налоге на прибыль предприятий и органи-
заций" не распространяется на банки, кредитные учреждения в час-
ти доходов от осуществления отдельных банковских операций и сде-
лок; предприятия - по доходам страховой деятельности; предприя-
тия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полу-
ченной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной про-
дукции. От других видов деятельности названные предприятия, кро-
ме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой
связи важным моментом является правильное определение затрат,
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то
они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой,
получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитыва-
ются в рубли по курсу Центрального банка России на момент пос-
тупления доходов на валютный счет.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, преус-
мотренным законодательством при фактически произведенных затра-
тах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предп-
риятия на суммы:
- направленные на финансирование капитальных вложений про-
изводственного и непроизводственного назначения при условии пол-
ного использования предприятиями сумм начисленного износа (амор-
тизации) на последнюю отчетную дату;
- в размере 30% от капитальных вложений на природоохрани-
тельные мероприятия;
- затрат (по нормативам местных органов власти) на содержа-
ние находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения,
народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных уч-
реждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищ-
ные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;
- взносов на благотворительные цели, в различные фонды со-
циально-культурные и оздоровительные, на восстановление объектов
культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужа-
щих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к
облагаемой налогом прыбыли.
Особые льготы помимо общих установлены для малых предприя-
тий, не превышающих 200 человек:
- исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направля-
ется на строительство, реконструкцию и обновление основных про-
изводственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не
более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;
- освобождение на первые два года работы от уплаты налога
на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохо-
зяйственной продукции, производству товаров народного потребле-
ния, строительных, ремонтно-строительных и по производству стро-
ительных материалов - при условии, если выручка от указанных ви-
дов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации
продукции (работ, услуг).
Важном моментом налогообложения является то, что для аренд-
ных предприятий, созданных на основе аренды имущества государст-
венных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога
на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на
сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу
в бюджет.
Законом предусмотрены особенности определения прибыли инос-
транных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та
часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в
связи с деятельностью на территории РФ.
Предприятия, организации и иностранные юридические лица
платят налог на прибыль в размере 32% ; биржы и брокерские кон-
торы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций
и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным опре-
делить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от дея-
тельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из
нормы рентабельности 25%.
Международные договоры об избежании двойного налогообложе-
ния и предотворащению уклонения от налогов на доходы и капитал
являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или
нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталов-
ложений и обеспечении идентичного налогового режима для юриди-
ческих лиц договаривающихся стран.
Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают на-
логи с других видов доходов и прибыли.
Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предпри-
ниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ,
включая созданные на территории России предприятия с иностранны-
ми инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных
дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых
работ и предоставляемых услуг, заготовительные,торгующие (в том
числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые ор-
ганизации в размере 0,03% от оборота.
Важное место в налоговой системе предприятий занимают пла-
тежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятос-
ти населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так
страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда
по всем источникам предприятий, организаций, учреждений незави-
симо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе
фонд социального страхования - 5,4%, государственный фонд заня-
тости населения - 2%, обязательное медицинское страхование -
3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Активизация перехода к ры-
ночным отношениям обусловливает необходимость появления новых
налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости.
Таким налогом является налог на добавленную стоимость.
Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату
труда и прибыль и практически исчисляется как разница между сто-
имостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материа-
лов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме то-
го, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые
другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость,
создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как раз-
ница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг произ-
водства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных
на издержки.
Плательщиками налога с оборота являются предприятия и орга-
низации независимо от форм собственности и ведомственной принад-
лежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; предп-
риятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производствен-
ной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные),
частные предприятия; различные международные объединения и инос-
транные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную
стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что
их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превыша-
ет 500 тыс.руб.
Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая
стоимость на каждой стадии движения товара от производства до
конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, но-
вая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда
объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров
на территории Российской Федерации, в том числе производствен-
но-технического назначения, как собственного производства, так и
приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных
услуг.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые
на территорию России в соответствии с установленными таможенными
режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобож-
даемых от налога. Этот перечень является единым на всей террито-
рии Российской Федерации.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в
сфере народного образования, связанные с учебно-производственным
процессом, плата за обучение детей и подростков в различных
кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках,
яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные
услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответс-
твующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, ре-
лигиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие
развлекательные мероприятия.
Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость на-
учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполня-
емые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы,
выполняемые учреждениями народного образования.
АКЦИЗЫ являются косвенным налогом, включенным в цену това-
ра, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную
стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновре-
менной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на террито-
рии РФ предприятия и организации, включая предприятия с иност-
ранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиа-
лы, обособленные подразделения, производящие и реализующие выше-
названные товары, независимо от форм собственности и ведомствен-
ной принадлежности.
Объектом налогобложения является оборот (стоимость) подак-
цизных товаров собственного производства, реализуемых по отпуск-
ным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих
обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый
спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые авто-
мобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изде-
лия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия,
меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акци-
за учитывается в базе обложения налогом на добавленную стои-
мость.
Отдельные товары акцизами не облагаются.
Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Феде-
рации и являются едиными на всей территории России.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИТИЙ. Важное место в налоговой
системезанимает налог на имущество предприятий, который в перс-
пективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог отно-
сится к числу республиканских и краевых налогов РФ. Плательщика-
ми этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки
и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранны-
ми инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные
объединения и организации, занимающиеся предпринимательской дея-
тельностью, постоянные представительства и другие обособленные
подразделения иностранных фирм, банков и организаций, располо-
женных на территории РФ.
Объектом налогообложения является имущество предпрития, на-
ходящееся на его балансе, в стоимостном выражении. Для целей на-
логообложения определяется среднегодовая стоимость имущества
предприятия.
Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество
бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по
производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищ-
но-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.
При исчислении налога учитываются результаты переоценки ва-
лютных средств и основных фондов (средств).
Ставки налога на имущество предприятий определяются в зави-
симости от видов их деятельности. Однако предельный размер нало-
говой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% от
налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку нало-
га для отдельных предприятий.
Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного пла-
тежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном по-
рядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предп-
риятия.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ БАНКОВ. Среди налогов особое место
занимает налогообложение, не связанное непосредственно с произ-
водственной или предпринимательской деятельностью. К этой кате-
гории относятся прежде всего налоги на доходы банков.
Согласно действующему законодательству плательщиками этого
налога являются: коммерческие банки; кредитные учреждения, имею-
щие лицензию на осуществление отдельных банковских операций от
Центрального банка России; Банк внешней торговли РФ, Сберега-
тельный банк РФ, а также специальные банки, финансирующие от-
дельные программы. Плательщиками этого налога являются также
банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и фи-
лиалы банков-нерезидентов, имеющие лицензию Центрального банка
России.
Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщи-
ками налога по законодательству.
Объектами налогообложения являются доходы банка без учета
полученного в установленном порядке налога на добавленную стои-
мость. Эти доходы включают: начисленные и полученные проценты по
ссудам; полученную плату за кредитные ресурсы; комиссионные и
иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим
банковским операциям; по гарантийным операциям; за услуги по
корреспонденским отношениям и услуги, оказанные предприятиям,
организациям, банкам и другим учреждениям; доходы от валютных
операций; от приобретенных или арендуемых брокерских мест на
биржах; платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и
иных расходов банков. В налогооблагаемую массу входят также про-
центы и комиссионные сборы; востребованные проценты за прошлые
годы; плата за услуги, оказанные населению; платежи за инкасса-
цию; средства, поступившие от реализации основных фондов и иного
имущества банка; денежные средства, материальные и нематериаль-
ные активы; товары народного потребления и иное имущество, пере-
даваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процен-
тов за полученный кредит; прочие доходы, полученные в результате
осуществления финансово-кредитных операций и сделок; иной хозяй-
ственной деятельности, а также взысканные банком пени, штрафы и
неустойки.
Доходы, полученные банками в иностранной валюте, также вхо-
дят в налогооблагаемую массу в пересчете на рубли по курсу Цент-
рального банка РФ на день получения дохода.
При определении налогооблагаемой массы с учетом перечислен-
ных объектов налогообложения эта масса должна быть уменьшена с
учетом расходов, определенных действующим законодательством.
Отдельные виды доходов банков освобождаются от налогообло-
жения или имеют льготы по налогу. Так, например, от налогообло-
жения освобождаются проценты по кредитам, предоставленным прави-
тельству Российской Федерации, Центральному банку России и Банку
внешней торговли России или под их гарантии.
Освобождаются от налогообложения проценты и дивиденты, по-
лученные по государственным облигациям или иным государственным
ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размеще-
нию государственных ценных бумаг.
Следует обратить внимание, что налоговые льготы при обложе-
нии доходов банков в целом не должны уменьшить фактическую сумму
налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ является одним из основ-
ных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.
Существующий порядок налогообложения физических лиц опреде-
ляется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О
подоходном налоге с физических лиц".
Плательщиками подоходного налога являются физические лица,
как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Рос-
сийской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без
гражданства.
Объектом налогообложения физических лиц является совокупный
доход, полученный в календарном году.
При налогообложении учитывается совокупный доход, получен-
ный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и
в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются
по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по
свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной ва-
люте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по офи-
циальному курсу.
Если физическое лицо получило доход от предпринимательской
деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица,
уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответству-
ющего налога.
Законом предусматривается довольно обширный перечень дохо-
дов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообло-
жению государственные пособия по социальному страхованию и по
социальному обеспечению ( кроме пособий по временной нетрудоспо-
собности ), а также другие виды в денежной и натуральной форме,
оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотво-
рительных и экономических фондов, зарегистрированных в установ-
ленном порядке. Не подлежат налогообложению все виды пенсий,
назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательст-
вом Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также
доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических
лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полу-
ченных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в
виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного
установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру-
да.
Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с уче-
том различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц
для различных категорий лиц.
Совокупный доход, полученный физическими лицами в налого-
облагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содер-
жание детей и иждивенцев в пределах установленного законом раз-
мера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом
возраста. Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого
налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на
содержании которых находится ребенок (иждевенец).
Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами
и перечисленные ими на благотворительные цели.
Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще
1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годо-
вого дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой са-
мостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу
по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следу-
ющего за отчетным.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Плательщиками этого на-
лога являются физические лица: граждане России, иностранные
граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российс-
кой Федерации в собственности определенное имущество, являющееся
объектом налогообложения.
НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ
ДАРЕНИЯ. Согласно закону плательщиками являются физические лица,
которые принимают имущество, переходящее в их собственность в
порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры,
дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные
изделия.
Государственная пошлина занимает значительное место среди
налоговых изъятий. Ее плательщиками являются юридические и физи-
ческие лица, в интересах которых специально уполномоченные орга-
ны совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое
значение.
Как показывает весь мировой опыт, пока существуют налоги,
существует и стремление налогоплательщиков снизить размер упла-
чеваемых ими сумм.
Конечно, сегодня у налоговой службы еще не хватает возмож-
ностей проверить всех налогоплательщиков. Не всегда обеспечива-
ется и высокое качество работы налоговых инспекторов, вследствие
чего при проверках иногда не удается выявить все нарушения нало-
гового законодательства. Но действующее законодательство обязы-
вает налогоплательщиков хранить все бухгалтерские и налоговые
документы за последние пять лет, не считая текущего года. И уже
сегодня имеется немало фактов обнаружения нарушений налогового
законодательства, допущенных еще в 1991 году.
Есть еще одна сторона этой проблемы. Не всегда налогопла-
тельщик сознательно нарушает налоговое законодательство. В ряде
случаев это объясняется низкой квалификацией экономических кад-
ров предприятий и фирм, недостаточным знанием ими налогового за-
конодательства, а также несовершенством отдельных нормативных
актов, допускающих двойственное толкование некоторых положений.
Поэтому Госналогслужба России постоянно работает над совершенст-
вованием налогового законодательства, стремясь сделать его более
простым и понятным для налогоплательщика. В этих же целях в
прошлом году был принят Указ Президента России о налоговой ам-
нистии. Смысл данного Указа заключался в том, чтобы дать нало-
гоплательщикам, вольно и невольно нарушившим налоговое законода-
тельство, возможность исправить свои ошибки.
Большие надежды возлагаются и на организацию совместной ра-
боты налоговых органов и органов налоговой полиции по контролю
за выполнением обязательств перед бюджетом юридическими и физи-
ческими лицами. Это близкие, но вполне самостоятельные органы.
Налоговая полиция призвана наряду с решением других задач зани-
маться особо крупными, разветвленными связями налогоплательщи-
ков, делающих попытки утаивать огромные суммы налогов. Налоговая
же служба занимается контролем за своевременностью и полнотой
перечисления всех видов налогов в бюджет каждым налогоплательщи-
ком, вне зависимости от размеров этих налогов и организацион-
но-правовой формы деятельности налогоплательщика.
Стратегическая цель налогового законодательства - укрепить
централизованные финансы страны и на этой основе придать финан-
совой стабилизации необратимый характер. Достижение этой цели
обеспечивается двумя напрвлениями дальнейшего развития налоговой
системы.
Во-первых, путем предоставления дополнительных льгот предп-
риятиям и банкам,н апрвленных на стимулирование инвестиций в
экономику страны, и через это - на увеличение объемов производс-
тва, намечено поднять прибыль и рентабельность и на этой основе
пополнить доходы бюджета.
Второй путь - финансовая поддержка важнейших отраслей на-
родного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы в целях раз-
вития экономики страны в целом. Дополнительные финансовые средс-
тва для этого будут обеспечены за счет перераспределения ресур-
сов между отраслями народного хозяйства.