Юрий Соломатин
После апреля 1986 года возникла ситуация, когда, с одной стороны, национально-ориентированными учеными и специалистами назойливо навязывается мысль об особо вредном воздействии именно чернобыльской радиации, а с другой, – делается вид, что всемирно известная и признанная проблема природного радиоактивного газа радона в Украине не существует вообще [1, 2].
Ответственность за такую ситуацию несет, в первую очередь, Национальная комиссия радиационной защиты населения Украины при Верховной Раде Украины [3], которая де – факто стала исключительно чернобыльской комиссией радиационной защиты населения. Теперь обо всем подробно и по порядку.
Как правило, наша общественность, и тем более «пересічний українець», до сих пор пребывают в полной уверенности, что «до того» (до Чернобыля) проблемы повышенной радиоактивности и радиационной защиты населения не было вообще.
Между тем, это совершенно не так! Была ли радиоактивность вообще и тем более повышенная, и до Чернобыля? Да, была. Более того, ученые утверждают, что природная радиоактивность, вместе с солнечной радиацией, явилась одним из факторов, определивших позитивный характер эволюции жизни на Земле.
До Чернобыля атом был в сознании ученых и простых людей мирным и добрым, если не попадал в злые и безответственные руки. Как это случилось, например, в августе 1945 года при бессмысленной атомной бомбардировке американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки, во время которых погибло около 300 тысяч мирных жителей.
Ученые всего мира до Чернобыля активно изучали теперь уже почти всеми «стыдливо» позабытое явление радиационного гормезиса, т.е. позитивного влияния малых и умеренных доз радиации на биологические процессы. Ярчайший пример – до сих пор популярные радоновые ванны в чешских Карловых Варах или украинском Хмельнике.
В новом проекте «Концепции защиты населения Украины в связи с чернобыльской катастрофой», разработанной во исполнение поручения Верховной Рады и Кабинета Министров Украины Рабочей группой ученых и специалистов в 2001 году, именно по моему предложению впервые внятно и четко сделана констатация того, какая же была доза от «природного атома» до Чернобыля. Нашим ученым и специалистам хорошо известно, что за год среднестатистический гражданин Украины получал и получает 0,52бэр, в том числе до 80% этой величины за счет природного радиоактивного газа радона, который в разной концентрации всегда присутствует в воздухе жилых и производственных помещений.
Всем известный гамма-фон окружающей среды, который почти каждый гражданин Украины умеет измерять с помощью бытовых или профессиональных дозиметров, в указанной величине годовой дозы составляет всего 10...20%! Примерно столько же составляет доза за счет одной флюорографии при обследовании грудной клетки или легких.
Именно на фоне таких дозовых нагрузок следует рассматривать вклад аварийной компоненты, связанной как с Чернобылем, так и с другими радиационными авариями.
Такой мерой является доза облучения человека, как всеобщий и универсальный эквивалент риска утраты здоровья. Именно доза, если она правильно рассчитывается или измеряется, является «мерой всех вещей», именно в ней и через нее учитывается различие, как происхождения радиоактивности (искусственная или естественная, природная), так и видов (альфа-, бета-, гамма- или нейтронного) излучения. Единицей измерения дозы является биологический эквивалент рентгена (БЭР) или Зиверт (Зв). Соотношение указанных единиц таково: 1Зв=100бэр, или 1мЗв=0,1бэр. Именно через величину дозы можно научно-обоснованно сравнить то, что было «до того» и что добавил Чернобыль.
Напомним, что согласно Законов Украины, связанных с Чернобыльской катастроф, принятых в великой спешке в феврале 1991 года Верховным Советом УССР и позднее несколько раз уточнявшимися, сегодня принят следующий порядок зонирования территорий и населенных пунктов по величине дополнительной, по отношению к природному и техногенно-усиленному фону, величине дозы облучения, связанной с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС:
4-я зона усиленного радиоэкологического контроля – от 0,05 до 0,10бэр/год, что составляет от 10 до 20% от суммарной дозы, которая была «до того»;
3-я зона добровольного гарантированного отселения – от 0,10 до 0,50бэр/год, что составляет от 20 до 100% от величины, которая была «до того»;
2-я зона обязательного отселения – свыше 0,50бэр/год, т.е. свыше 100% от величины, которая была «до того»;
зона отчуждения – дозовые критерии не установлены, а границы зоны были определены Постановлениями Кабинета Министров УССР, т.е. по сути являются волюнтаристскими.
Следует заметить, что выделение и существование 4-й зоны противоречит двум основополагающим документам:
принятой в качестве руководства к действию всем мировым сообществом Публикацией №60 МКРЗ от 1990 года, устанавливающей, что условием проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному фактору является получение дополнительной за счет загрязнения территории радиоактивными изотопами дозы, не превышающей уровня облучения 1,0мЗв (0,1бэр) в год;
«Концепции проживания населения на территориях Украинской ССР с повышенными уровнями радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы», принятой Верховным Советом УССР в феврале 1991 года (так называемая 7-бэрная концепция):
статье 1 «Определение территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы» Закона УССР «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы»;
статье 3 «Условия проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному фактору» Закона УССР «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», подтверждающих изложенные выше положения Публикации №60 МКРЗ.
Так что появление в украинском законодательстве и существование до сих пор 4-й зоны является сугубо украинским популистским феноменом, не имеющем прецедента нигде в Европе и в мире! Это тот самый случай, про который принято говорить: «Нельзя, но если очень хочется, то можно!». Неофитами от радиологии предполагалось, что существование 4-й зоны будет неопределенно долго обеспечиваться нефтедолларовым бюджетом союзного Центра. Так и говорилось: «Візьмемо гроші в Москві!». Но в феврале 1991 года никто не думал и не предполагал, что к декабрю 1991 года эти проблемы унаследует уже независимая Украина и окончательное их решение растянется на десятки лет и перейдет в третье тысячелетие!
Итак, за год среднестатистический гражданин Украины получал и получает (помимо Чернобыля), – 0,52бэр, в том числе до 80% от этой величины за счет природного радиоактивного газа радона, который всегда присутствует в воздухе жилых и производственных помещений. Но это все «в среднем».
А каковы пределы изменений годовой дозы за счет природного и техногенно-усиленного радиоактивного фона? Сосредоточим наше внимание на главной компоненте, на основном «вкладчике» в дозу – природном радиоактивном газе радоне, являющемся альфа- излучателем и поэтому особенно опасным.
Радон является продуктом радиоактивного распада элементов ряда урана-радия, всегда присутствующих в горных породах, прежде всего гранитах, на которые так богата Украина, и почвах. Здесь действует простое правило: «Где граниты, там существует повышенная радоновая опасность».
Если принять во внимание, что центральную часть Украины слагает одноименный кристаллический массив, с которым связана Центрально-Украинская радиогеохимическая провинция, вмещающая Кировоградский урановорудный район, то контуры радоноопасных зон в первом приближении могут быть определены именно по геологическим данным – специалистами в области прогнозирования, поисков и разведки урановых месторождений и радиоэкологами.
Согласно практически неизвестной не только широким кругам украинской общественности, но и многим специалистам Публикации №65МКРЗ (Международной комиссии радиационной защиты) 1993 года, – «радоноопасная зона» может быть определена как зона, в которой около 1% жилищ имеют концентрацию радона в 10 раз превышающее среднее национальное значение».
По всему миру средняя концентрация радона принята на уровне 15Бк/м3. В Украине эта величина в 2...3 раза выше. Национально-сознательные патриоты от радиологии говорят, что этническому украинцу радон нипочем, его организм якобы за тысячелетия существования на этих территориях приспособился к повышенным дозам радиации за счет радона. Такие утверждения уже на Нобелевскую премию в области радиационной защиты тянут, но пока никто из героев Украины в области радиационной защиты почему-то такую заявку подать не догадался. А зря! Наша отечественная дурь в этой области тогда стала бы очевидной всему миру окончательно и бесповоротно.
Первые варианты схематических прогнозных карт потенциально-радоноопасных зон масштаба 1:500000 Украины имеются уже много лет. Но они в Украине не востребованы, то – есть никому не нужны.
Согласно НРБУ-97 (Нормы радиационной безопасности Украины, утвержденные МОЗ Украины в конце 1997 года), радиационно-гигиенические регламенты по радону отнесены к 4-й группе, которая определяет уровни вмешательства и уровни действий, направленные на уменьшение доз хронического облучения человека от техногенно-усиленных источников природного происхождения.
Уровни действий для радона выражаются в величинах среднегодовой ЭРОА (эквивалентной равновесной объемной активности) изотопов радона в воздухе помещений, измеряемой в беккерелях на метр кубический воздуха (Бк/м3).
Согласно Публикации №50 МКРЗ от 1987 года «Риск заболевания раком легких от воздействия дочерних продуктов распада радона в помещениях», уровни действия могут быть пересчитаны в среднегодовые ЭЭД (эффективные эквивалентные дозы). В результате, по данным НЦРМАМН Украины (лаборатория радиоэкологии, доктор биологических наук ЛосьИ.П.), имеем такие соотношения:
1) обязательный уровень действий – для помещений детских учреждений, санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений, а также здания и сооружения, которые реконструируются для эксплуатации с постоянным пребыванием людей – свыше 50Бк/м3,что составит свыше 3,37мЗв/год (0,34бэр/год);
2) согласованный уровень действий – для ранее построенных зданий, которые эксплуатируются с постоянным пребыванием людей – свыше 100Бк3/м, что составит свыше 6,42мЗв/год (0,64бэр/год);
3) уровень действий в воздухе производственных помещений – свыше 300Бк/м3, что составит до 18,4мЗв/год (1,84бэр/год);
4) уровень действия безусловно-оправданного вмешательства (вплоть до отселения) – для жилых и производственных помещений всех типов и назначения – свыше 400Бк3/м, что составит до 24,7мЗв/год (2,47бэр/год).
В 92...99гг. в МЧС Украины была реализована научно-практическая программа «Радон». Эта программа осуществлялась на пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территориях. Полученные данные свидетельствуют, что дозовые нагрузки за счет радона в жилых помещениях сельской местности разных регионов Украины, в зависимости от специфических условий геологического строения территорий, составляют для населения от в 0,15бэр/год до 1,0...1,5бэр/год. А в отдельных зданиях достигают при этом до 3...5бэр/год, то есть до 210...350бэр за 70 лет жизни.
Приведенные данные свидетельствуют о чрезвычайной важности радоновой проблемы для Украины и необходимости возведения этой проблемы в ранг государственной, о чем неоднократно официально заявлялось учеными и специалистами. Однако воз и ныне там... Почему?
А что делается в отношении предотвращения радоновой опасности «у них», т.е. в странах, которые мы подобострастно называем цивилизованными? Так вот, «у них» (США, Канада, Швеция, ФРГ, Финляндия, Франция и др.) уже несколько десятков лет назад разработаны и реализованы специальные исследовательские программы по радону, а на каждый жилой дом имеется сертификат радиационного (прежде всего по радону) качества, без которого немыслимы какие-либо операции с недвижимостью. Так что «у них» с радоновой проблемой давно все в порядке. Отметим, что еще с дочернобыльских времен! Что и позволило им спокойно и обоснованно перейти от 35 к 7-бэрной концепции радиационной защиты населения.
Именно для того, чтоб непредвзято отыскать единственную на всех чернобыльскую правду, было бы целесообразно, на мой взгляд, возвратиться к тем условиям и обстоятельствам, в которых подготавливался и принимался в феврале 1991 года пакет законов, связанных с чернобыльской трагедией. Это была эпоха разнузданного шельмования «патриотами» Чернобыля той власти, которая в те времена была.
Вот как лихо делал «наезд» на власть тогдашний народный депутат Украины, писатель В.Яворивский в своем выступлении 5 февраля 1991 года на сессии Верховного Совета УССР (цитируем):
«Под этими законами, которые мы с вами будем принимать, под всеми документами стоят подписи чернобыльской комиссии, правительства и Академии наук. Все вопросы согласованы, хотя за всем этим стоит трудная, сложная, выматывающая драматургия.
Прежде всего, вы помните наше первое постановление, летнее постановление в отношении Чернобыля, когда мы поручили правительству уже к осенней сессии внести пакет законопроектов. Это не было сделано, поэтому мы с вами втянулись в политические пристрасти. Правительство этих документов не подало, и собственно чернобыльская комиссия вместе с союзом «Чернобыль», многими заинтересованными организациями и депутатами провела ту работу, которую должно было осуществить правительство. Поэтому я хочу, поднявшись на эту наивысшую в нашей державе трибуну, просто назвать пятерых человек, экспертов нашей комиссии – Евгения Тихонова, Андрея Булгакова, Василия Лисового, Михаила Борисюка, Николая Карпана, которые сделали то, что должны были сделать правительство вместе с Академией наук» (конец цитаты).
Из цитированного следует, что никакого научного, со стороны Академии наук, обоснования пакета чернобыльских законов не было, а подписи правительства и Академии наук были «выкручены» от них перечисленными выше активистами чернобыльской комиссии. Вот такая чернобыльская правда!
Еще одно цитирование В.Яворивского из названного выше выступления: «А теперь взглянем на Чернобыль с высоты 1991 года. Мы прошли путь от лжи и фальши до правды». Далее пан Владимир делает наезд на преступную «имперскую» 35-бэрную концепцию радиационной защиты населения, «позорные» (с его точки зрения) критерии МАГАТЭ и провозглашает:
«Те люди, которые пребывают в наших зонах, могут набрать максимум 111 бэр и минимум 53 бэра за жизнь. А теперь сравните это с 35-бэрною концепцией Ильина, против которой мы с вами воевали!»
Еще раз напомним уважаемому читателю, что именно на этой сессии была принята как более гуманная, по определению ее авторов, 7-бэрная концепция радиационной защиты населения, которая предусматривает, что «величина дозы дополнительного облучения, связанного с Чернобыльской катастрофой, не должна превышать 1,0мЗв (0,1бэр) за год и 70мЗв (7бэр) за 70 лет жизни сверх дозы, которую население получало в доаварийный период в конкретных природных условиях».
Именно на этой Концепции и должен был быть разработан пакет чернобыльских законов. Однако этого не случилось..! И прежде всего это касается так называемой 4-й зоны усиленного радиоэкологического контроля (дозовые границы от 0,05 до 1,0мЗв за год), для которой законодателями от широты души номинально принята 3,5-бэрная концепция (0,05бэр×70лет), а де-факто, с учетом определения нижней границы зоны в первые годы существования чернобыльского законодательства по так называемому 90% показателю плотности загрязнения почв радиоцезием, – 1,0-бэрная концепция!
А для радиационной защиты населения от переоблучения за счет природных источников (прежде всего радиоактивного газа радона) по простоте душевной или тривиальному незнанию украинские законодатели оставили действующей 35-бэрную концепцию!
Вот так украинские законодатели изо всех своих демократических сил популистски рьяно ополчились против «имперской» радиации, не заметив из-за отсутствия профессионализма в своем украинском глазу целого бревна родной украинской радиации! Воистину, заставь Ваньку богу молиться, – он и лоб разобьет..!
Стремительно промчались годы, ежегодно осуществлялась дозиметрическая паспортизация населенных пунктов, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения. Многое было сделано для уточнения существующей радоновой проблемы. Это дает возможность взглянуть на проблемы Чернобыля уже с высоты 1999 года и сравнить с тем, как это виделось в 1991 году.
Для этого следует ознакомиться с уникальным научно-практическим документом, в котором аккумулированы наши знания по полученным дозам за 86...97гг. Назовем полностью этот документ – сборник №7 «Ретроспективно-прогнозные дозы облучения населения и общедозиметрическая паспортизация 1997 года населенных пунктов Украины, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» (обобщенные данные за 86...97гг.).
Этот документ подготовлен отделом дозиметрии НЦРМ АМН Украины (руководитель отдела дозиметрии – выдающийся ученый в этой области, профессор, доктор физико-математических наук, член Международной комиссии радиационной защиты И.А.Лихтарев), одобрен председателем НКРЗ Украины академиком Д.М.Гродзинским и утвержден 1сентября 1998 года министром Минздрава Украины А.М.Сердюком. А это означает, что документ набрал официальную силу и обязателен для конкретного практического применения всеми органами государственного управления.
Так о чем собственно идет речь в этом документе? В соответствие с многократными и многочисленными обращениями народных депутатов Украины от пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территорий и соответствующего постановления Верховной Рады Украины, отечественная наука и исполнительная власть выдали, наконец-то, официальные сведения по состоянию на 1998 год по накопленным (ретроспективным) и прогнозным за 70 послеаварийных лет дозам для 2161 населенных пунктов, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения.
Здесь будет уместным напомнить читателям, что еще в феврале 1991 года Верховным Советом УССР была принята широко известная «більш гуманна» 7-бэрная концепция радиационной защиты населения. Суть этой Концепции сводится к тому, что население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях не должно получить дополнительную, сверх доаварийного уровня дозу облучения более 7бэр за 70 лет жизни, т.е. среднестатистически не более 0,1бэр (1мЗв) в год.
Понятно, что в первые годы после аварии дозы были больше, потом они пошли на спад. Более того, ученые утверждают,что в первые два послеаварийных года население уже получило до 80% дозы за 70 лет жизни. Теперь эти закономерности хорошо изучены и использованы при расчетах ретроспективных и прогнозных за 70 лет жизни доз. При этом открываются интересные, уникальные данные, которые имеют большое общественно-политическое звучание и заслуживают внимания широких слоев нашего общества.
Внимание! Превышение дозового предела 7бэр за 70 лет жизни прогнозируется только для 30 (тридцати) населенных пунктов из 2161, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения, что составляет менее 2% от их количества.
Таким образом, даже по «більш гуманої» 7-бэрной концепции остаются всего-навсего зона отчуждения (...в которой по дозовому критерию должно сегодня было бы остаться только 30% территории) и только тридцать населенных пунктов за ее пределами, где нужно заниматься реальной, а не виртуальной радиационной защитой населения.
Эти 30 населенных пунктов расположены в двух наиболее загрязненных областях: Житомирской (15 населенных пунктов в 5-ти районах) и Ровенской (также 15 населенных пунктов – в 4-х районах). Прогнозные за 70 лет жизни дозы для этих населенных пунктов составляют в среднем до 10бэр, не превышая 26бэр.
Если сравнить эти научно обоснованные данные по дозам с данными экспертов В.Яворивского (максимум 111бэр и минимум 53бэра), то по большому счету возникает вопрос к парламентским «героям» Чернобыля: «О чем шумели Вы, народные витии?». Провокационные, необоснованные цифры доз, самоуверенно провозглашенные с наивысшей в нашей державе трибуны демократическим парламентарием, оказались завышенными от 5 (пяти) до нескольких десятков раз!
Впрочем, ничего удивительного в этом, в общем-то, и нет: самозванной политической элите, на каждом шагу порочащей это высокое звание, с первых шагом ее становления стало уже в привычку вешать своему народу лапшу на уши, т.е. преувеличивать в десятки и сотни раз трагические потери во время роковых событий нашей прошлой истории. Но бумеранг истории всегда возвращается к тем, кто его бездумно запустил.
Таким образом, на радиоактивно загрязненных территориях Чернобыль «добавил» расчетную прогнозную дозу всего лишь от 10...20% до 100% от величины дозы, которую граждане Украины получали «до того». И эта чернобыльская добавка по величине и пределам колебаний только иногда достигает, но чаще в 2...3 раза меньше вклада в дозу от природного радиоактивного газа радона. А на самом деле реальные дозы от Чернобыля оказались еще во много раз меньше прогнозных, по которым производилось зонирование радиоактивно загрязненных территорий. Возникла ситуация, про которую можно сказать словами известного баснописца: «Слона то (радон) он и не приметил!»
А вот как оценивает подобные ситуации международная научная общественность в Публикации №65 МКРЗ от 1993 года «Защита от радона в жилых помещениях и на рабочих местах» (цитируем):
«Рассмотрение техногенных дозовых нагрузок в отрыве от естественного радиоактивного фона на данной местности является некорректным и непрофессиональным».
Вторит этому в последнее время и международная общественность. В качестве примера упомяну точку зрения председателя Международной комиссии радиационной защиты Роджера Кларка [4]. Однако нашим прогрессорам от радиологии законы не писаны!
Таким образом, сегодня уже есть достаточно много оснований полагать, что у нас в Украине есть не только ЛЖЕликвидаторами и ЛЖЕинвалиды, примазавшиеся к Чернобылю, но ЛЖЕпострадавшие населенные пункты, районы и области, ибо по современным уточненным и многократно перепроверенным данным тех доз, по которым они, эти населенные пункты и территории, в 1991 году были отнесены к категории пострадавших, там или не было, или, если и были раньше, то теперь уже нет. Как говорится, была доза, да вся вышла [5]. Но зоны остались до сих пор. И многим это очень выгодно – со всех точек зрения.
С радиацией и дозами в Украине происходят поистине удивительные вещи, обусловленные политическими влияниями и оценками. Как становится ясным из изложенного, вся радиация в Украине после Чернобыля (86...91гг.) оказалась разделена на две категории:
«рідна, українська», к которой организм этнического украинца якобы приспособился и поэтому на которую можно не обращать внимания, и
«імперська», связанная с Чернобылем, даже малые дозы которой являются «більш шкідливими» (более опасными) в сравнении с природной.
Для каждого уважающего себя ученого и специалиста ясно, что такая точка зрения является не профессиональной. Но у нас в Отечестве, она, блуждая по страницам ошалевших от свободы слова украинских газет и журналов, вводит в сомнение многих простодушных граждан, приученных не верить власть предержащим, но по инерции еще верящим нашей очень свободной прессе.
Именно этим обусловлено существование в Украине в области радиационной защиты двойного стандарта:
поразительного невнимания, слепоты, глухоты и немоты по отношению к повышенным дозовым нагрузкам за счет радона (... тем более, что за это «гробовые» не платят и что на этом сделать себе имидж «захисника генохвонду українського народу» проблематично);
преувеличенного, прямо-таки экстатического и мазохистского внимания к дополнительным дозовым нагрузкам за счет Чернобыля (...тем более, что за это еще до сих пор платят «гробовые» и что на этом уже сделало успешно политическую карьеру не одно поколение депутатов всех уровней).
Из-за отсутствия должного внимания к проблеме радиационной защиты населения, в первую очередь, должного внимания к тому, что же было «до того», в 50% случаев чернобыльские переселенцы, за судьбу которых так картинно беспокоятся «уболювальники за генохвонд українського народу», на новых местах проживания получают суммарную дозу облучения (за счет вклада радона) гораздо больше, чем было сэкономлено от Чернобыля при отселении из их родных сел! Чиновники и политиканы от Чернобыля бросили их из огня да в полымя!
По сути, произошла насильственная депортация своего собственного народа в угоду политиканствующих «патріотів» от Чернобыля. В качестве примера, хорошо известного специалистам, может быть названо село Обиходы Житомирской области, переселенное в Винницкую область.
Все очень просто и сложно в то же время. В области радиационной защиты должны принимать решения и нести за них ответственность профессионалы высокого класса – патриоты с чувством высокой политической ответственности, а не случайно попавшие в чернобыльскую политику писатели, строители, бывшие инструкторы или секретари райкомов, ватажки многочисленных разноцветных политических движений и партий. Учитывать надо все: и то, что было «до того», и то, что добавилось за счет Чернобыля. Должна быть единая концепция радиационной защиты населения от всех видов и источников радиоактивного облучения, а не лишь «в связи с Чернобыльской катастрофой», как это сейчас происходит в Украине. Но опыт мирового сообщества свидетельствует не только об актуальности, но и единственности именно такого единого подхода.
Именно поэтому считал и считаю, что разработка Всеобщей концепции радиационной защиты населения Украины и лишь как ее составной Концепции защиты населения в связи с Чернобыльской катастрофой, становится на повестку дня как срочная проблема для Кабинета Министров Украины и созданной два года назад при Верховной Раде Украины Национальной комиссии радиационной защиты населения. Хватит ли мужества ученым и специалистам Украины в области радиационной защиты населения признать это?
РусовВ. и др. «Малые дозы и вездесущий радон», Урядовий кур'єр, №70, 15 апреля 2000.
ОвдинВ. Программа принята. Забудьте. ЗН, №20, 20 мая 2000.
СоломатинЮ. О концепции радиационной защиты и двойных стандартах. ЗН №16/289, 22 апреля 2000.
Roger Clarke. Control of low – level radiation exposure: time for a change? J.Radiol. Prot.Vol.19 №2 107...115 Printed in UK. 1999.
СоломатинЮ. Не так страшен чернобыльский черт как его малюют. «Голос Украины» №82, 12 мая 2000.