Реферат: Социально-экономические механизмы снижения безработицы (на примере г. Брянска)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I: Теоретическое обоснование особенностей безработицы на современном этапе развития экономики
1.1. Характеристика рынка труда развитых стран
1.2. Основные правовые аспекты регулирования трудовых отношений в России
1.3. Безработица – индикатор нестабильности современной экономики
1.3.1. Понятие и причины безработицы
1.3.2. Основные тенденции безработицы и ее социально-экономические последствия
1.4. Безработица и занятость молодежи, – основные проблемы стабилизации рынка труда
1.5. Мировой опыт в области снижения безработицы
Выводы по Главе I
Глава II: Пути и средства интенсификации занятости молодых специалистов с высшим образованием в условиях города Брянска
2.1. Особенности формирования рынка труда г. Брянска
2.2. Анализ эффективности существующих методов снижения безработицы в г. Брянске
2.2.1. Анализ деятельности специализированных агентств и государственных институтов Брянска в направлении снижения безработицы среди местной молодежи
2.2.2. Механизмы обеспечения занятости в г. Брянске
2.3. Оптимизация механизмов снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием в г. Брянске
Выводы по Главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования – проблема снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием обусловлена тем, что в настоящее время, когда в России идет процесс активного формирования нового рыночного хозяйства, в связи с чем, растет потребность общества в новых специалистах: брокерах, аудиторах, юристах, менеджерах, торговых агентах - вместе с этим, такие социально-экономические последствия рынка как безработица, снижение уровня доходов населения стали неизбежной реальностью.
Если вникнуть в суть безработицы, то можно с сожалением утверждать: когда трудовые ресурсы страны используются не полностью, – экономическая система функционирует неэффективно, следовательно, не достигает границ своих производственных возможностей, а значит, ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи. Последствия безработицы ложатся тяжелым бременем на все население страны, нанося колоссальный ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей. Таким образом, высокий уровень безработицы – одна из острейших проблем современного общества, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.
Отдельный вопрос – занятость молодежи. В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.
Молодежь – наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы.
Возникает вопрос: если молодые специалисты с высшим образованием не могут применить свои знания с пользой для государства на практике, что же говорить о менее образованной молодежи, их вообще необходимо вычеркнуть из списка претендентов на рабочие места? Но ведь все молодые люди – это будущие родители, которые должны уметь обеспечить свои семьи необходимыми средствами к существованию. Выходов из подобной ситуации несколько, как правило, люди склонны выбирать наиболее быстрые и доходные пути обогащения, а в следствие, – повышение уровня криминогенной напряженности в стране.
Вопросы занятости молодежи актуальны не только для России и стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран. Решение проблемы занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику любой страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах.
В теории и практике по рассматриваемому вопросу наметились следующие противоречия:
* возрастающая потребность общества в специалистах нового профиля с одной стороны и – низкий спрос на молодых специалистов – с другой стороны;
* высокий уровень перспективности молодых специалистов с высшим образованием с их профессиональной практической и психологической незрелостью;
* разрыв между профессиональной подготовкой, предоставляемой современными вузами и реальной обстановкой, сложившейся на рынке труда;
* неоднократные попытки современных ученых, экономистов и политиков решить проблему занятости и вывести страну из «безработного» кризиса и, тем не менее, высокий уровень безработицы среди молодых специалистов в любом современном государстве.
Все вышеперечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: оптимизация социально-экономических механизмов снижения безработицы среди молодых специалистов.
Анализ противоречий и сформулированная проблема позволили определить тему исследования – Социально- экономические механизмы снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием в условиях современного города (на примере г. Брянска).
Цель исследования – выявить и обосновать наиболее эффективные социально-экономические механизмы снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием.
Объект исследования – состояние и тенденции развития рынка труда города Брянска.
Предмет исследования – социально-экономические механизмы снижения безработицы среди молодых специалистов г. Брянска.
Гипотеза исследования – безработица среди молодых специалистов будет снижена при соблюдении следующих условий:
* создании специализированных агентств труда для молодых специалистов с высшим образованием;
* адаптации перечня подготавливаемых современными вузами специалистов к требованиям времени;
* включении в учебный процесс современных вузов планирования профессиональной карьеры молодых специалистов
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические предпосылки снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием.
2. Исследовать сложившийся в г. Брянске рынок труда молодых специалистов.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить функции и основные направления деятельности специализированного агентства для молодежи;
4. Выявить перечень специальностей, по которому ведется подготовка в вузах Брянска, и разработать предложения по его адаптации к сложившемуся рынку труда.
Методологической основой исследования являются:
* Учения о значении труда и трудовой деятельности в формировании личности, содержании и функциях труда, его роли как средства воспитания студентов в профессиональном самоопределении, значение и роль среды, ее влияние на процесс вхождения личности в социально-производственные отношения.
Кроме того, в своем исследовании опирались на:
* теоретические основы выбора профессии (И.В. Алехина, А.Ф. Ах матов, Е.А. Климов, Н.В. Матяш, Т.А. Макарченко, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко и др.);
* работы по теории и методике трудоустройства (И. Безменова, Е. Беляева, Т.Н. Василюк, Л. Мирошников, М. Новикова, С.Осипов, Ю. Пасс, К. Торшина, Т. Фролова и др.);
* теории занятости и экономические законы безработицы С.С. Носовой и др.;
* теоретические основы экономики страны в сфере безработицы и занятости (С.С. Носова, М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко и др.);
* законодательные основы государственного регулирования трудовых отношений (законодательные акты Правительства РФ, ГК РФ, КЗОТ, А.Б, Панина и др.)
Методы исследования:
1. Изучение и анализ философской, экономической, психолого-педагогической, правовой и методической литературы по проблеме; обобщение зарубежного опыта; изучение и анализ законодательной и нормативной документации;
2. Анкетирование, опрос, математический анализ статистических данных;
3. Анализ организационно-правовой документации, беседы, наблюдение, анализ деятельности агентства;
4. Анализ документации, опрос, разработка адаптированного к требованиям времени перечня специальностей для вузов Брянска, теоретическое моделирование.
А.В. Коробченко
магистрант.
Безработица молодежи – одна из острейших
социально-экономических проблем современности.
В результате проведения курса реформ в сфере занятости обозначились следующие тенденции:
* абсолютное сокращение занятых в стране;
* сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого предпринимательства, увеличение числа самозанятых, развитие новых форм частичной и вторичной занятости;
* процессы реструктуризации отраслевой занятости: сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост занятых в отраслях торговли и общественного питания, материально-технического обслуживания, сбыта, ЖКХ, здравоохранения, кредитования, финансирования, страхования и т.п.;
* возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц послепенсионного возраста;
* расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт, обслуживание на дому и т.п.);
* легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; увеличение уровня латентной безработицы;
* усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовая миграция, изменение ее направлений и форм;
* активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике;
* выделение наименее защищенных слоев населения с точки зрения трудового законодательства в лице молодежи и женщин.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на начало 1999 года (с учетом работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по инициативе администрации работников) достигает более 20% экономически активного населения. А если учесть такую особенность национальной безработицы как – предельно низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость корректировки данного показателя, естественно, в направлении его увеличения.
Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный гражданин – безработный!
Это страшные цифры. Тем более, что основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения – из молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных безработных, как в капиталистических странах Европы, так и у нас в стране, составляет молодежь в возрасте до 29 лет).
Подобная ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Не стоит говорить о том, что безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход – к увеличению самоубийств.
Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:
* к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие – увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
* снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
* усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность – все это способствует естественному вырождению нации.
В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из “безработного” кризиса.
С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, “залатав дыры” в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом.
Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:
* молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;
* наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;
* чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) – завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, – усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;
* отсутствие четкой профессиональной определенности – зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;
* отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
* слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.
Естественно, найдется целый ряд подобных причин, оправдывающий высокий процент “не пристроенной” молодежи. Оправдывающий ли? Нет, и еще раз нет.
Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:
1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь – это будущее нации):
- пересмотреть и доработать законодательную базу;
- откорректировать политику в области трудоустройства;
- найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
- разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.
2. Во –вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:
- способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
- следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
- формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
- обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления – вузы – рынок труда;
- стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).
3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:
- выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - “Планирование профессиональной карьеры”);
- выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
- вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.
Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные “просветы” в “темных туннелях рядов безработных”. Как говориться – в единстве наша сила.
АНКЕТА
Дорогой выпускник!
Мы предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, которое проводится с целью выявления стратегий поведения студентов старших курсов вузов Брянска в ситуации безработицы.
Отметьте, пожалуйста, варианты ответов, соответствующие Вашим взглядам, убеждениям, позиции. Анкета анонимная, поэтому фамилию указывать не нужно, для нас важно только Ваше мнение.
Просим Вас серьезно отнестись к заполнению анкеты.
Заранее, благодарим за сотрудничество.
1. Ваши планы по окончанию вуза:
пойду работать
продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура, докторантура)
собираюсь получить новое образование в другом вузе
пойду служить в армию
свой вариант ____________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете свои шансы на получение работы в ближайшее время?
я уверен(а), что в ближайшее время мне обеспечена работа
нет твердой уверенности
считаю, что у меня нет никаких шансов
3. При трудоустройстве Вы рассчитываете на:
содействие родственников и друзей
учебное заведение
службу занятости
агентства по трудоустройству
собственные способности
благоприятное стечение обстоятельств
4. Перечислите, пожалуйста, какие агентства по трудоустройству и департаменты по делам молодежи в Брянске Вы знаете:_____________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Услугами какого из вышеперечисленных агентств Вы бы воспользовались при необходимости:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Какие из указанных условий, по вашему мнению, гарантируют получение работы. Оцените степень их влияния:
высокий уровень образования
престижность оконченного вуза
хорошие интеллектуальные способности
жизненный практицизм
активность, «пробивные» способности
наличие «связей»
личное обаяние
иное_____________________________
7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ при трудоустройстве молодых специалистов:
отсутствие практического опыта
не импонирующие работодателю личные качества кандидата
семейное положение
недостаток образования
возраст
отсутствие вакантных мест
предубеждение администрации против «зеленых» сотрудников
иные причины (какие ?)__________________________________
8. Хотели бы Вы вернуть практику «диплома с обязательным распределением»:
да
нет
затрудняюсь ответить
9. Считаете ли Вы полезным ввести в вузах профориентационный курс?
да, так как даже выпускники вузов не всегда четко уверенны в правильности выбора профессии
нет, так как подобные вопросы необходимо решать еще в рамках средней школы
затрудняюсь ответить
10. Желали бы Вы пройти «последипломную» стажировку на предприятии, на условиях более низкой оплаты, чем при «настоящей»работе, но с вероятностью дальнейшего трудоустройства:
да
нет
затрудняюсь ответить
11. Пытались ли Вы трудоустроиться?
да
нет
12. Нуждаетесь ли Вы в дополнительном заработке?
да
нет
13. Трудоустраиваясь на временную работу, какими мотивами Вы руководствуетесь:
получение заработка
реальный опыт в определенной сфере деятельности
ознакомление с различными видами работ, для того чтобы испытать себя и легче определиться с постоянным местом работы
стремление не отстать от уже работающих друзей
желание разнообразить жизнь
другое_______________________________________
14. Укажите какие причины побуждают Вас искать работу:
материальное положение
желание применить свои знания и умения на практике (самовыражение)
много свободного времени, которое не чем занять
общественное мнение
свой вариант__________________________________________________
15. Что для Вас первостепенно при выборе места работы? Ранжируйте следующие показатели:
уровень предлагаемого заработка
престижность фирмы
социально-психологический климат в организации
сфера деятельности
возможность самовыражения
возможность профессионального роста
получение практического опыта
гибкий график работы
другое_________________________________
16. Если бы у Вас имелась свобода выбора, в каком регионе вы бы предпочли работать? ______________________________________________________________________
17. На каком из брянских предприятий Вы бы предпочли работать? _________________
________________________________________________________________________________
18. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя, в случае невозможности трудоустроиться?:
да
нет
затрудняюсь ответить
19. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы Вы занимались? ________
________________________________________________________________________________
20. Что Вас угнетает больше всего в ситуации безработицы:
понижение социального статуса
отсутствие денег
узкий круг общения
невозможность реализовать себя
материальная зависимость от родителей
другое_____________________________
21. Какие причины, по-вашему, формируют высокий уровень безработицы среди молодых специалистов в Брянске? Ранжируйте их, пожалуйста:
«пробелы» в предоставляемом местными вузами образовании
излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы
отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов
недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Брянска
пассивность существующих в Брянске агентств по трудоустройству или недостаток их
нежелание самих молодых людей трудиться
иное_________________________________________________________________________
22. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием не работает, обусловлена:
невозможностью трудоустроиться
нежеланием трудиться
не удовлетворяющими условиями труда
Сообщите, пожалуйста. некоторые сведения о себе:
23. Пол:
муж жен
24. Место жительства______________________________
25. ВУЗ___________________________________________
26. Характер получаемого образования:
на бюджетной основе
на коммерческой основе
27. Факультет____________________________________
28. Курс__________________________________________
29. Материальный доход семьи:
низкий (до 500 рублей на человека)
средний (от 500 до 1500 рублей на человека)
высокий (свыше 1500 тысячи рублей на человека)