План.
1. Психология и трудовое воспитание.
2. Труд и всестороннее развитие личности
3. Психологические особенности трудовой деятельности школьников.
4. Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.
5. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников.
6. Список литературы.
1. Психология и трудовое воспитание
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогическиеколлективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.
В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания,формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сферепедагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организациютрудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить еговоспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовемнекоторые из них.
Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, какпоказали исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умениевыполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей идругих качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлениемчеловека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.
Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связаноформирование отношения к труду, как главной ценности.
Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлениюна этой основе профессиограмм.
Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иныхспособов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес,самооценка.
Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а такжеспособов обучения и воспитания.
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации исамовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность,способности, характер и другие личностные свойства.
Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание трудового воспитания, в частности, формированиевсесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда?Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в егопотребностях, интересах, самооценке и притязаниях
Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьникреагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.
Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент,опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других.Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском коллективе.
Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения в личностипроисходят постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов,действующих в условиях трудового воспитания.
В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интересдетей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этогосравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.
Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявлениясдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи суспехами других учащихся.
Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. Но этосамооценивание проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.
Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выборапрофессии, престижности различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит откомпетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощьюзакрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. Для этого изучается литература по психологии детского труда. В анкетепредусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.
В ряде случаев в анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности для опрашиваемого того илииного условия труда или профессии.
Предлагаемая шкала: “очень нравится” - “6”, “нравится” - “5”, “больше нравится, чем не нравится” - “4”; “больше не нравится, чемнравится” - “3”; “не нравится” - “2”; “очень нравится” - “1”.
При анкетировании очень важно обеспечить искренность ответов опрашиваемых. Это достигается продуманным инструктажем, в которомназывается цель исследования и его научная важность, а также гарантируется конфиденциальность.
Но недостатком анкет является то, что полученные с их помощью данные допускают дифференциированного анализа, что не позволяетсоотнести ответы с реальным поведением испытуемых, проверить достоверность их ответов.
Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенныйпсихологом К. К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видахдеятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтомусведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризоватьличность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.
Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершениенезаконченных предложений, изображений и др.).
В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений,интересов волнующих его самого. Так испытуемому предлагается картинка с изображенными на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена.Испытуемому предлагается рассказать, что по его мнению, было до этого, происходит сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить омотивах.
Преимущество этих методик заключается в том, что во время их применения снижается смущение, настороженность испытуемого благодарячему он максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в истолковании результатов.
Труд и всестороннее развитие личности
Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступаюткак главные условия развития психики человека?
Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения,воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие иусловия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном вмировоззрении человека.
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов,состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности.Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и егоосуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Этопроисходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия такихсоциально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важной производной этих социально-психологичес-ких факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива,Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов трудаявляются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.
Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предметтруда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополненыдеятельностью старших - обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.
Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется напроизводстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что онможет. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельностипроисходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты еерезультаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокийуровень достижений в труде.
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущейдеятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение вниманиястановится более широким, а его переключение более быстрым.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое,практическое, логические.
В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образомизменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социолизациюличности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором,влияющим на развитие личности ребенка.
Психологические особенности трудовой
деятельности старших школьников.
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций,целей и психологического содержания детского труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детскийтруд организовывается прежде всего с воспитательными целями.
Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать.Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическуюготовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любымвидом производительного труда.
Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой ипроизводительный труд, техническое творчество.
Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовык участию в производственному труду. С целью лучшей адаптации школьников на производстве необходимо восстанавливать и развивать систему У.П.К., причем,непосредственно на производстве. Главное, чтобы чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильныезаказы производства.
Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценныхмотивов деятельности.
Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяемее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотренопрофессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации напроизводстве.
Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.
Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности- важнейшая цель обученияи воспитания.
В статье “ Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн писал : “Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а неподменяет ее”. Формирование личности происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его собственных поступков.
Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности,стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы рольсамовоспитания в формировании была как можно большей.
Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В этомвозрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов : “Кем быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готовизменять себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек кусовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии очень смутное: слабыпредставления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватное оценка своего соответствия требованиямпрофессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которыхрассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своихвозможностей, о роли и способах самовоспитания.
Роль и место педагога в трудовом воспитании
школьников.
Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должнаучитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабыестороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.
Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером,в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическимицелями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективностьвоспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим уребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И однаиз главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Заключение
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовойпроцесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется подвлиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую рольиграет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие областипознания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию.Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствииколлективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находитсяв упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует кореннойперестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущеетрудового обучения.
Список литературы.
1. Платонов К. К.
“Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности.”
2. Иващенко Ф. И.
“Труд и развитие личности школьника.”
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.
“Психологический справочник учителя.”