Рефетека.ру / Медицинские науки

Реферат: Экспериментальные методики

За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН).
По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др.
В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с хроническим ПЭН с целью их психологической адаптации к сложным стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН и вызывающих его причин;
2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3) создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка специалистов для работы в таких кабинетах.
Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9 лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации, о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике потребности населения в психологической помощи.
В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и преодоления стресса).


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей.
Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.
По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.
Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (самосохранительное поведение) и т.п.
Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН, при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны, основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога, уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН.
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ
Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека и измеряет различные его аспекты.
В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:
1) самооценка здоровья;
2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера
3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной.
4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной.

5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной.
6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение).
Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.
Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп-росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.
Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении психологической поддержки.
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ
Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических свойств.
Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.
С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно высокими.
При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.
Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3 подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67 лет.
Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76; -0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по шкале 2 составили: 0.52;0.54; 0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63; 0,50; 0,57; 0,66; 0.46.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73; 0.57; 0.54.
Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки данные показатели по шкале 1.
Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической беседы с каждым из испытуемых.
Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно-
ве следующих стандартных формул:
1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)
ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.
2) Диагностическая специфичность
(ДС):
ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.
3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-) результатов:
ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;
ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.
4) Распространенность (Р) (по эталонному методу):
Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.
5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу):
КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
6) Диагностическая эффективность
(ДЭ):
ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП — ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП — истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы.
По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449; ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 2.
По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446; ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%; Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 3.
Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым, прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое консультирование.
В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение, невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и нарушения социально-психологической адаптации.
Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84 человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р. Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О (тревожность) и/илй'фйс
Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о возможности их применения с целью оценки уровня удовлетворенности жизнью и выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в психологической помощи.

Итак, оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3 (воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности, прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности и др.) позволяет рекомендовать их для массовых психологических обследований с целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения.
Опросник «Ваше самочувствие''
Регистрационный номер.



Как заполнить опросник:
1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным набором возможных ответов.
2. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует Вашему мнению.
Обведите кружком номер этого ответа.

ОПРОСНИК
1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья?
1 — очень плохое
2 — плохое
3 — удовлетворительное
4 — хорошее
5 — очень хорошее
2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений:
Утверждения Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласе
1) Пожалуй, я человек нервный 1 2 3 4
2) Я очень беспокоюсь о своей работе 1 2 3 4
3) Я часто ощущаю нервное напряжение 1 2 3 4
4) Моя повседневная деятельность
вызывает большое напряжение 1 2 3 4
5) Общаясь с людьми, я часто ощущаю
нервное напряжение 1 2 3 4
6) К концу дня я совершенно истощен
физически и психически 1 2 3 4
7) В моей семье часто возникают
напряженные отношения 1 2 3 4

3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?



Утверждения


1) Я доволен тем, как прошел Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен
последний год моей жизни 1 2 3 4
2) Мое душевное состояние, настроение
стало хуже 3) В целом моя жизнь складывается удачно 4) Мое благополучие расстроилось 5) Я чувствую себя счастливым человеком 6) В моей жизни произошли перемены к худшему 7) В моей жизни есть источник радости и поддержки 8) У меня есть проблемы, которые сильно портят мне настроение 9) Моя жизнь стала лучше 10) Многое не удается 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4


4
1 2 3 123 4
1234
123 4
123 4
123 4
4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие. Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие.

Условия жизни Оценка в баллах
1) Ваши жилищные условия
2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и т.п.)
3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т.п.)
4) Условия Вашего труда
5) Деньги, доход
6) Возможности использования денег
7) Медицинское обслуживание
8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.)
9) Досуг, спорт, развлечения
10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.)
11) Политическая ситуация в регионе проживания
12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)
13) Свобода вероисповедания, политической активности
5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 — пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен.

Стороны жизни Оценка в баллах
1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.
2) Отношения в семье
3) Дети: их здоровье и благополучие
4) Питание
5) Отдых
6) Материальное благополучие, обеспеченность
7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам
8) Положение в обществе
9) Жизненные перспективы
10) Любовь, сексуальные чувства
11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо
6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж. 7. Возраст: _____лет.
8. Образование: 1 — начальное и ниже
2 —неполное среднее
3 — среднее общее
4 — среднее специальное
5 — незаконченное высшее
6 — высшее.
9. К какой общественной группе Вы относитесь?
1-рабочий 6 - домохозяйка
2 - служащий 7-безработный
3 - пенсионер по возрасту 8 - предприниматель
4 -пенсионер по инвалидности 9 - крестмнин
5 - учащийся, студент 10 - другое
10. Семейное положение: 1 — женат (замужем),
2 — никогда не был женат (замужем),
3 — разведен(а), живу отдельно,
4 — вдовец (вдова).
11. Место проживания ___________________________
Название населенного пункта, район, область
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ!
Регистрационный номер _____________________

ОБРАБОТКА и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬ- При обработке данных, получаемых
ТАТОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ с помощью с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи-
ОПРОСНИКА. ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ, тывается сумма баллов по всем 7 пунк-
Пункт 1 опросника ВС измеряет само- там, которая затем делится на 7. Далее
оценку здоровья. Низкая самооценка полученный балл вычитается из 4.
здоровья, по нашим данным [4], связана В результате получается показатель
с повышенным уровнем стресса, низки- стресса по шкале психосоциального
ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может
жизнью, варьировать от 0 до 3 баллов.
Пункт 2 опросника ВС представляет В зависимости от полученного балла
собой шкалу психосоциального стресса психосоциального стресса каждого ис-
Л. Ридера. пытуемого можно отнести к группе с



высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1).
Таблица 1
Нормы уровней психосоциального пресса у мужчин и женщин
Уровень стресса Средний балл
Мужчины Женщины
Высокий Средний Низкий 2,00 - 3.00 1.00-0.99 0.00 - 0.99 2.18-3.00 1.18-2.17 0.00-1.17

Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.
Пункт 3 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние удовлетворенности—неудовлетворенности жизнью в целом.
Для подсчета показателя по данной шкале необходимо из суммы баллов, набранных по подпунктам 1, 3. 5. 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по подпунктам 2. 4, 6, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом могут варьировать от -15 до+15 баллов.
Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня удовлетворенности жизнью в целом, т.е. свидетельствует о состоянии неудовлетворенности, стресса, пессимистическом настроении, о потребности в получении психологической помощи.
Результат от "Л до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности жизнью в целом.
Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и оптимистическом мироощущении.
Пункт 4 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности условиями жизни.
Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму баллов по всем 13 подпунктам.
Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом, о низком качестве жизни и о потребности в получении психологической помощи.
При результате от 33 до 46 баллов условия жизни в целом оцениваются испытуемым как удовлетворительные.
Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности условиями жизни в целом и является показателем высокого качества жизни.
Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1—2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источниками его поддержки.
Пункт 5 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности основных жизненных потребностей.
При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11 подпунктам шкалы.
При заполнении подпунктов I» 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы
Пояснение по подпункту 1: «Если Вы в данный момент не работаете, оцените Ваше отношение к этому факту».
Пояснение по подпункту 2: «Если Вы живете один (одна), оцените. насколько Вы удовлетворены своим семейным положением».
Пояснение по подпункту 3: «Если у Вас нет детей, оцените Ваше отношение к данному факту».
Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все пункты шкалы.
Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей, о стрессе и о потребности в получении психологической помощи. Показатель от 31 до 41 балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей.
Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.
Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1—2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность) может рассматриваться как источник неудовлетворенности, стресса, переживаемого испытуемым.
Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источником его поддержки.
Пункты 6—11 опросника ВС предназначены для регистрации основных социально-демографических показателей испытуемых: пола, возраста, уровня образования, общественной группы, семейного положения, места жительства.
Необходимо обратить внимание на то. что по результатам наших исследований, проводившихся в Москве и в Брянской области, к числу групп населения с наиболее высоким уровнем ПЭН и с наиболее выраженной потребностью в получении психологической помощи относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;
пенсионеры и безработные.
ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ» В ПОПУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
С помощью опросника «Ваше самочувствие» были обследованы три случайные выборки населения (мужчины и женщины в возрасте 25—64 лет) в различных городах России:
1) Москва — 763 человека;
2) Клинцы Брянской области (уровень радиоактивного загрязнения более 5 ci/кв.км) — 1050 человек;
3) Почеп Брянской области (радиоактивное загрязнение отсутствует) — 491 человек.
При проведении психологического обследования регистрировались также самооценка здоровья и основные социально-демографические показатели:
пол, возраст, уровень образования, общественная группа, семейное положение.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1, Уровень удовлетворенности жизнью в целом (1 шкала). Сравнение средних баллов по критерию с2 выявило, что уровень удовлетворенности жизнью в целом в г. Почеп как у мужчин, так и у женщин значимо выше, чем у жителей г. Москва и г. Клинцы (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели (в балдах) удовлетворенности жизнью в целом у жителей г. Клинцы, г. Москва и г. Почеп

Выборка Уровень удовлетворенности Садани балл
низкий средний (высокий
Клинцы:муж. жен. всего 36.6 33.3 34.4 30,7 32.7 34.9 31.8 33.5 32.1 +0,58 -1,61 -0,91
Москва: муж. жен. всего 34,8 33.6 34,2 36.2 29.0 39,3 27.1 37.8 28.0 +0,20 -1,85 -0,80
Почеп: муж. жен. всего 5.9 5.4 5.7 51.0 43.1 32.3 62.2 43.2 51.1 +2.,51 +0,.52 +1,68

Примечание: р
Дисперсионный анализ данных показал, что уровень удовлетворенности жизнью в целом достоверно связан с такими факторами, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья и наличие хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
Так, средний уровень удовлетворенности жизнью у женщин (-0,89) достоверно ниже, чем у мужчин (1,23) (р
У лиц старше 40 лет средний уровень удовлетворенности жизнью (-0,10) ниже, чем у лиц моложе 40 лет (1,62) (р

У лиц с начальным и с неполным средним образованием обнаружен наиболее низкий уровень удовлетворенности жизнью (-2,23), тогда как у лиц со средним образованием выявлен в целом более высокий уровень удовлетворенности (0,92). Лица с высшим образованием (-0,58) по уровню удовлетворенности составили промежуточную группу (р
Сравнение групп населения с различным семейным статусом выявило достоверно (р
Среди различных социальных групп наиболее низкие показатели удовлетворенности жизнью (р
Средний балл по шкале удовлетворенности жизнью в целом у лиц, имеющих ХНИЗ (-1,31), достоверно ниже, чем у здоровых лиц (1,29) (р
Выявлена прямо пропорциональная связь между уровнем удовлетворенности жизнью и самооценкой здоровья.
Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью в целом обнаружены у лиц с высокой самооценкой здоровья (4,26 и 4,83 балла). И наоборот, наиболее низкие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены у лиц с низкой самооценкой здоровья (-3,96 и -5,86).
Таким образом, можно выделить наименее удовлетворенные жизнью в целом группы населения: женщины;
лица старше 40 лет; лица с начальным и неполным средним образованием; разведенные и вдовые лица; пенсионеры, безработные и домохозяйки; лица с низкой самооценкой здоровья и лица с ХНИЗ.
2. Удовлетворенность условиями жизни (2 шкала). В табл. 3 представлены средние показатели удовлетворенности условиями жизни у жителей г. Клинцы (1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г. Почеп (491 чел.).
Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических факторов с удовлетворенностью условиями жизни и самооценкой здоровья.
Обнаружено, что оценка жилищных условий зависит от возраста, семейного положения, а также связана с самооценкой здоровья. Так, к числу групп населения, наименее удовлетворенных своими жилищными условиями, относятся: лица моложе 40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлено, что оценка бытовых условий в районе проживания связана с уровнем образования, семейным положением и самооценкой здоровья. Так, к числу групп населения, наименее удовлетворенных своими бытовыми условиями, относятся:лица с низким уровнем образования; лица, состоящие в браке и разведенные; лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность экологическими условиями в районе проживания зависит от влияния.таких факторов, как пол, возраст, семейное положение и самооценка здоровья. Так, к числу групп населения, наименее удовлетворенных экологическими условиями, относятся: женщины; лица старше 40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, значимо связанные с удовлетворенностью условиями труда: пол, возраст, образование, семейное положение, общественная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своими условиями труда, относятся: мужчины; лица старше 40 лет;
лица с низким образованием; разведенные и состоящие в браке; рабочие, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность доходом связана с такими факторами, как семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К наименее удовлетворенным своим доходом группам населения относятся: разведенные лица; пенсионеры по инвалидности;
учащиеся и безработные, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью возможностями использования денег: пол, возраст, образование, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных возможностями использования денег, относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые и разведенные; служащие и лица с низкой самооценкой здоровья.


Таблица 3
Средние показатели (в баллах) удовлетворенности условиями жизни у жителей гг. Клинцы, Москва и Почеп
Условия жизни Кливцы Ср.балл, ранг Москва Ср.балл, ранг Почеп Ср. балл. ранг
1. Жилищные условия 3,47 (11) 3,3 (9) 3.52 (11)
2. Бытовые условия в районе
проживания (магазины, услуги»
транспорт и т.п.) 3,24 (8) 3.50 (11) 3.24 (7)
3. Экологические условия в районе про
живания (чистота воздуха, воды и т.п.) 2.61 (1) 2,77 (3) 3.25 (8)
4. Условия труда 3,26 (10) 3.29 (8) 3,20 (6)
5. Деньги, доход 2,83 (3) 2,70 (2) 2,84 (1)
6. Возможности использования денег 3,23 (7) 2,90 (4) 3.25 (9)
7. Медицинское обслуживание 3,19 (6) 3,19 (7) 3.62 (12)
8. Возможности получения информации
(радио, телевидение, печать) 3,92 (13) 4,06 (13) 3.83 (13)
9. Досуг, спорт, развлечения 2,99 (4) 3,00 (5) 2.93 (3)
10. Возможности общения с искусством
(кино. музеи, книги и т.п.) 3,14 (5) 3,43 (10) 2.87 (2)
11. Политическая ситуация в регионе
проживания 3,24 (9) 3,01 (6) 3.09 (4)
12. Социальная и правовая защищенность
(чувство безопасности) 2,77 (2) 2,55 (1) 3.10 (5)
13. Свобода вероисповедания, политичес
кой активности 3,65 (12) 3,58 (12) 3,48 (10)
СРЕДИ ИИ Б АЛЛ 3,19 3,18 3,25


Обнаружены факторы, связанные с удовлетворенностью медицинским обслуживанием: образование и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных медицинским обслуживанием, относятся лица с высшим и незаконченным высшим образованием. а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность возможностями получения информации зависит от влияния таких факторов, как уровень образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных возможностями получения информации, относятся: лица с начальным образованием; состоящие в браке и разведейные; лица с низкой самооценкой здоровья.




Выявлено, что удовлетворенность возможностями проведения досуга связана с такими факторами, как пол, возраст, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим досугом, относятся: женщины; лица старше 40 лет; состоящие в браке, разведенные и вдовые лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
Получены значимые корреляции оценки возможностей общения с искусством с такими факторами, как пол, образование, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения. наименее удовлетворенных возможностями общения с искусством, относятся: женщины; лица с начальным образованием; лица, состоящие в браке, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлена зависимость оценки политической ситуации в регионе проживания от таких факторов, как возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. Среди различных групп населения йаименее удовлетворены политической ситуацией лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые; пенсионеры по возрасту и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью социальной и правовой защищенностью: возраст, образование, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своей социальной и правовой защищенностью, относятся: лица старше 40 лет; лица с высшим образованием;
вдовые и разведенные; служащие, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружены факторы, связанные с оценкой свободы вероисповедания, политической активности: уровень образования и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных свободой вероисповедания, политической активности, относятся лица со средним образованием и лица с низкой самооценкой здоровья.
3. Удовлетворенность основных жизненных потребностей (3 шкала). В табл. 4 представлены средние показатели удовлетворенности основных жизненных потребностей у жителей г. Клинцы (1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г. Почеп (491 чел.).
Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических факторов с удовлетворенностью основных жизненных потребностей и самооценкой здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность работой зависит от таких факторов. как социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения. наименее удовлетворенных своей работой. относятся: безработные, пенсионеры по инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлена взаимосвязь уровня удовлетворенности семейными отношениями и таких факторов, как пол, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своими семейными отношениями, относятся: женщины; разведенные; безработные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с оценкой удовлетворенности- своими детьми: пол, семейное полсйкеняе и самооценка здоровья. К числу групп населения, в наибольшей степени озабоченных здоровьем и благополучием своих детей, относятся: женщины; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружена связь удовлетвори сти питанием с такими факторами, возраст, уровень образования. семейное положение, социальная группам мооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных им питанием, относятсящица старше 40 лет; лица с незаконченным высшим и с высшим образованием; разведенные;
служащие и учащиеся; лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности отдыхом:
пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим отдыхом, относятся: женщины;
лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные; служащие и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим материальным положением: пол, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим материальным положением, относятся:
женщины; разведенные; учащиеся, безработные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности общением:
возраст, уровень образования, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим общением с друзьями, с людьми, близкими по интересам, относятся: лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Таблица 4
Средние показатели (в баллах) удовлетворенности основных жизненных потребностей у жителей гг. Клннцы, Москва и Почеп
Условия жизни Клинцы Ср. балл, ранг Москва Ср. балл, ранг Почеп Ср. балл. ранг
1. Работа (характер труда, отношения на
работе, возможности и т.п.) 3.59 (9) 3.37 (8) 3.48 (4)
2. Отношения в семье 3.74 (10) 3.79 (11) 4.05 (11)
3. Дети: их здоровье и благополучие 3,52 (7) 3,48 (9) 3.71 (7)
4. Питание 3.48 (6) 3.24 (4) 3.72 (8)
5. Отдых 3.24 (3) 3.08 (3) 3.41 (3)
6. Доход 3.00 (2) 2.79 (2) 3.13 (1)
7. Общение с друзьями, с людьми.
близкими по интересам 3.80 (11) 3.60 (10) 3,89 (10)
8. Положение в обществе 3,55 (8) 3.26 (5) 3.51 (6)
9. Жизненные перспективы 2.93 (1) 2.77 (1) 3.20 (2)
10. Любовь, сексуальные чувства 3.43 (4) 3.34 (6) 3.87 (9)
11. Любимое занятие, возможность
выразить себя в чем-либо 3.46 (5) 3.34 (7) 3.50 (5)
С РЕ ДНИ И БАЛЛ 3.43 3.28 3.59




Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим положением в обществе: возраст, уровень образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наиболее неудовлетворенных своим положением в обществе, относаггся:
лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с оценкой жизненных перспектив: пол, возраст, уровень образования, семейное положение, общественная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наиболее пессимистично оценивающих свое будущее, относятся:
женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;
разведенные; инвалиды и безработные. а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружено, что уровень удовлетворенности потребности в любви зависит от таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, уровень образования, социальная группа и самооценка здоровья. К числу лиц с наиболее низким уровнем удовлетворенности потребности в любви относятся: женщины; лица старше 40 лет; разведенные и вдовые; лица с неполным средним образованием; пенсионеры по инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с оценкой возможности самовыражения:
пол, возраст, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп населения, наиболее низко оценивающих свои возможности самовыражения, относятся: женщины; лица старше 40 лет;
разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале удовлетворенности условиями жизни (шкала 2): пол, возраст, уровень образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных условиями жизни в целом, относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с низким уровнем образования; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале удовлетворенности основных жизненных потребностей (шкала 3): пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения с наиболее низким уровнем удовлетворенности основных жизненных потребностей относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;
инвалиды, безработные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Таким образом, опросник «Ваше самочувствие» позволяет выявлять лиц с низким уровнем удовлетворенности жизнью, нуждающихся в получении психологической помощи, а также группы населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения. Обследование случайных выборок жителей гг. Москва, Клинцы и Почеп показало, что к числу групп населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся: женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;
разведенные; пенсионеры, безработные; лица с низкой самооценкой здоровья. Представители данных групп имеют повышенную потребность в получении психологической помощи.
Результаты проверки психометрических свойств данного опросника (надежность, специфичность, чувствительность и др.) свидетельствуют о том, что данный инструмент может быть рекомендован для внедрения при проведении массовых эпидемиологических обследований взрослого населения России.
Кроме того, опросник «Ваше самочувствие» целесообразно использовать в работе специалистов (психологов, психотерапевтов), проводящих индивидуальное психологическое консультирование в целях диагностики уровня психоэмоционального напряжения и его источников у пациентов и оценки динамики их психологического статуса в процессе психокоррекции и психотерапии.












Похожие работы:

  1. • Экспериментальные методики
  2. • Экспериментальная психология
  3. • Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с ...
  4. • Обучение нападающему удару волейболистов 12-13 лет
  5. • Формирование здорового образа жизни школьников ...
  6. • Географическое прогнозирование как элемент ...
  7. • Проблема валидности эксперимента в психологии
  8. • Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет
  9. • Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания ...
  10. • Экспериментальное исследование обманов слуха
  11. • Возможности использования подвижных игр как средства ...
  12. • Проблема валидности эксперимента в психологии
  13. • Баскетбол
  14. • Анализ психологических особенностей деятельности руководителя ...
  15. • Развитие физических качеств детей старшего ...
  16. • Методы психологических исследований
  17. • Психолого-педагогическая коррекция
  18. • Влияние подвижных игр для развития физических качеств ...
  19. • Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com