Компания "Айсберри" (ранее ГК "Рамзай"), крупнейший российский производитель мороженого, совместно с Romir Monitoring провела исследование потребительского поведения на рынке этого продукта. Главной темой исследования стали покупательские предпочтения в зимнее время.
Целью исследования, проведенного в январе 2006 г., стало определение частоты покупки мороженого и часто приобретаемых упаковок, а также выявление самых популярных мест потребления мороженого в зимнее время. В исследовании приняли участие 1024 жителя Москвы в возрасте старше 16 лет.
Полученные данные показывают, что каждый третий житель Москвы отказывается от покупки мороженого зимой. Однако для 65,8% респондентов наступление зимы - это не повод для отказа от продукта.
По частоте потребления мороженого зимой покупатели разделились на две группы: 34,0% едят его зимой один раз в неделю и чаще (предположительно, это группа покупателей, частота потребления которых не зависит от времени года), а 43,0% - один раз в месяц и чаще (группа респондентов, частота потребления которых изменилась с приходом зимы).
Частота покупки мороженого в зимнее время выше среди женатых/замужних респондентов, имеющих детей, и домохозяек. Некоторое увеличение частоты покупки наблюдается с увеличением количества человек в домохозяйстве. Доля респондентов, вообще не покупающих мороженое зимой, выше среди москвичей в возрасте 55 лет и старше, пенсионеров (табл. 1).
В зимнее время мороженое пользуется практически одинаковым спросом как у мужчин, так и у женщин. Так, 1 раз в неделю и чаще его покупают 22,6% мужчин и 22,2% женщин. В то же время 34,5% мужчин и 33,9% женщин вообще не покупают мороженое зимой. Как показало исследование, любовь к этому продукту в некоторой степени зависит от возраста: 1 раз в неделю и чаще в зимнее время мороженое приобретают 17,4% людей в возрасте 18-24 лет; 24,6% - 25-34 лет; 23,4% - 35-44 года и 26,9% -45-54 лет.
Таблица 1. Частота покупки мороженного в зимнее время (зависимость от семейного положения, размера домохозяйства, наличия детей), %
Частота покупки |
Семейное положение |
Размер домохозяйства, чел. |
Наличие детей |
||||
Женат/ замужем |
Не женат/ не замужем |
1-2 |
3-4 |
5 и более |
Нет |
Есть |
|
1 раз в неделю и чаще |
26,0 |
17,9 |
16,0 |
25,7 |
29,1 |
19,1 |
29,8 |
2 раза в месяц |
8,7 |
11,9 |
10,0 |
9,9 |
10,6 |
10,7 |
8,6 |
3 раза в месяц |
3,1 |
4,8 |
2,9 |
4,9 |
2,1 |
2,9 |
5,3 |
1 раз в месяц и реже |
29,2 |
26,9 |
24,9 |
30,8 |
29,1 |
26,8 |
31,3 |
Вообще не покупаю мороженое зимой |
31,9 |
36,9 |
45,1 |
26,7 |
29,1 |
39,3 |
23,0 |
Затрудняюсь ответить |
1,1 |
1,6 |
1,1 |
2,0 |
0,0 |
1,2 |
2,0 |
Таблица 2. Частота покупки мороженного в зимнее время (зависимость от пола, возраста, уровня образования), %
Частота покупки |
Пол |
Возраст, лет |
Уровень образования |
|||||||
Мужчины |
Женщины |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55 и старше |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
1 раз в неделю и чаще |
22,6 |
22,2 |
17,4 |
24,6 |
23,4 |
26,9 |
20,5 |
17,2 |
25,6 |
19,3 |
2 раза в месяц |
9,0 |
10,6 |
13,0 |
8,4 |
14,2 |
7,8 |
7,5 |
8,6 |
10,1 |
9,8 |
3 раза в месяц |
2,7 |
4,8 |
5,6 |
3,7 |
4,6 |
4,2 |
2,3 |
0,0 |
4,1 |
4,0 |
1 раз в месяц и реже |
29,9 |
26,9 |
36,0 , |
28,8 |
28,9 |
29,9 |
22,7 |
24,1 |
27,1 |
30,2 |
Вообще не покупаю мороженое зимой |
34,5 |
33,9 |
26,7 |
32,5 |
28,4 |
30,5 |
44,8 |
48,3 |
32,2 |
34,7 |
Затрудняюсь ответить |
1,3 |
1,6 |
1,3 |
2,0 |
0,5 |
0,7 |
2,2 |
1,8 |
0,9 |
2,0 |
Таблица 3. Частота покупки мороженного в зимнее время (зависимость от уровня дохода, занятости), %
Частота покупки |
Уровень дохода, р. |
Занятость |
|||
До 6000 |
От 6001 до 15 000 |
15 001 и выше |
Работаю |
Не работаю |
|
1 раз в неделю и чаще |
19,2 |
27,8 |
17,7 |
22,9 |
22,3 |
2 раза в месяц |
8,8 |
12,4 |
11,5 |
10,9 |
9,0 |
3 раза в месяц |
1,8 |
5,8 |
4,2 |
3,9 |
3,5 |
1 раз в месяц и реже |
30,5 |
27,1 |
35,4 |
30,0 |
26,5 |
Вообще не покупаю мороженое зимой |
38,1 |
25,8 |
29,2 |
31,7 |
36,5 |
Затрудняюсь ответить |
1,6 |
1,1 |
2,0 |
0,6 |
2,2 |
Таблица 4. Предпочитаемые упаковки мороженого (зависимость от пола, возраста, уровня образования), %
Пол |
Возраст |
Уровень образования |
||||||||
Мужчины |
Женщины |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55 лет и старше |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
В индивидуальной упаковке |
40,9 |
40,4 |
50,8 |
40,3 |
38,3 |
32,8 |
41,2 |
70,0 |
43,1 |
34,7 |
Брикет в бумажной упаковке |
26,5 |
22,2 |
17,8 |
23,3 |
22,0 |
27,6 |
28,8 |
6,7 |
25,1 |
24,8 |
В пластиковом лотке |
12,5 |
16,1 |
13,6 |
11,6 |
18,4 |
18,1 |
11,2 |
6,7 |
14,3 |
15,3 |
Брикет в полиэтиленовой упаковке |
5,4 |
7,8 |
4,2 |
4,7 |
6,4 |
6,9 |
10,0 |
10,0 |
6,3 |
6,8 |
В ведерке |
3,8 |
6,1 |
8,5 |
8,5 |
5,0 |
1,7 |
2,4 |
0,0 |
4,6 |
6,1 |
Другое |
5,4 |
3,3 |
2,5 |
5,4 |
5,0 |
6,9 |
2,4 |
0,0 |
2,6 |
6,8 |
Затрудняюсь ответить |
5,5 |
4,1 |
2,6 |
6,2 |
4,9 |
6,0 |
4,0 |
6,6 |
4,0 |
5,5 |
Таблица 5. Предпочитаемые упаковки мороженого (зависимость от семейного положения, размера домохозяйства, наличия детей), %
Семейное положение |
Размер домохозяйства |
Наличие детей |
|||||
Женат/замужем |
Не женат/ не замужем |
1-2 |
3-4 |
5 и более |
Нет |
Есть |
|
В индивидуальной упаковке |
37,2 |
46,0 |
40,6 |
41,8 |
37,0 |
41,7 |
39,8 |
Брикет в бумажной упаковке |
27,7 |
19,2 |
25,0 |
23,2 |
26,0 |
24,8 |
23,4 |
В пластиковом лотке |
15,0 |
14,0 |
16,1 |
12,4 |
19,0 |
14,6 |
14,6 |
Брикет в полиэтиленовой упаковке |
6,7 |
6,4 |
7,8 |
5,9 |
7,0 |
7,2 |
5,7 |
В ведерке |
4,5 |
5,7 |
2,6 |
6,2 |
6,0 |
3,5 |
6,9 |
Другое |
4,0 |
4,2 |
4,2 |
4,3 |
3,0 |
3,5 |
5,0 |
Затрудняюсь ответить |
4,9 |
4,5 |
3,7 |
6,2 |
2,0 |
4,7 |
4,6 |
Таблица 6. Предпочитаемые упаковки мороженого (зависимость от уровня дохода, занятости), %
Уровень дохода |
Занятость |
||||
До 6000 Р. |
От 6001 до 15 000 р. |
От 15 001 р. и выше |
Работаю |
Не работаю |
|
В индивидуальной упаковке |
42,4 |
43,5 |
39,7 |
37,2 |
45,6 |
Брикет в бумажной упаковке |
29,6 |
23,6 |
20,6 |
24,7 |
23,9 |
В пластиковом лотке |
8,9 |
15,3 |
19,1 |
15,9 |
12,5 |
Брикет в полиэтиленовой упаковке |
8,4 |
6,5 |
8,8 |
6,0 |
7,5 |
В ведерке |
4,4 |
6,0 |
1,5 |
6,0 |
3,6 |
Другое |
3,0 |
3,2 |
5,9 |
4,2 |
3,6 |
Затрудняюсь ответить |
3,3 |
1,9 |
4,4 |
6,0 |
3,3 |
Кроме того, потребление мороженого выше всего у людей со средним уровнем образования -1 раз в неделю и чаще холодное лакомство приобретают 25,6% людей этой группы, в то же время лишь 17,2% респондентов с низким уровнем образования и 19,3% респондентов с высоким уровнем образования покупают мороженое в зимнее время. Потребление мороженого значительно возрастет, если семья состоит из 5 человек и при наличии детей: 1 раз в неделю и чаще покупают мороженое 29,1% и 29,8% респондентов соответственно.
В зимнее время чаще всего мороженое покупают респонденты с уровнем дохода от 6000 до 15 000 р. - 27,8%. Наиболее высокий процент потребления мороженого в зимнее время зафиксирован у домохозяек (33,6%) и руководителей (26,1%). При этом вообще не покупают мороженое зимой пенсионеры (46,2%) и рабочие (33,0%) - табл. 3.
Традиционно считается, что в зимнее время покупатели мороженого отдают предпочтение упаковкам, которые удобны в транспортировке: ванночки, пластиковые коробки, лотки и др. Проведенное исследование не подтвердило данное мнение: среди москвичей-покупателей мороженого наибольшей популярностью пользуется мороженое в индивидуальной упаковке (батончики, рожки и др.). Его покупают 40,7%, второе место занимает брикет в бумажной упаковке, который предпочитает приобретать каждый четвертый покупатель; на третьем месте - мороженое в пластиковом лотке (табл. 4-6).
Наиболее распространенное место потребления мороженого в зимнее время - дом (84,9%). Далее с большим отрывом следуют кафе/рестораны и улица (6,1 и 4,6% соответственно). Доля тех, кто есть мороженое на улице, несколько выше среди мужчин, молодых людей (16-24 года), неженатых/незамужних респондентов. В ресторанах, кафе чаще едят мороженое женщины, москвичи в возрасте от 16 до 44 лет, неженатые/незамужние респонденты.
Компания "Айсберри" планирует продолжать исследования потребительской аудитории и вести активную работу по популяризации отечественного мороженого и повышению его качества.
Компания "Айсберри" — член Союза мороженщиков России и Ассоциации производителей мороженого и замороженных продуктов.
Журнал «Рекламные технологии» № 4, 2006 г.. По материалам компаний "Айсберри" и Romir Monitoring.