Александр Сергеевич Боголюбов (кандидат биологических наук, директор экологического центра «Экосистема»)
В данной статье речь пойдет, в основном, о месте и роли «полевой экологии» и «натуралистического» подхода в образовании школьников в наиболее "продвинутых" в данном направлении странах - Великобритании и США.
Все, о чем пойдет речь в данной статье, в нашем понимании относится к сфере именно «экологического» образования, т.е. изучения науки экологии и смежных с ней естественнонаучных дисциплин – биологии и географии.
Оговоримся в самом начале, что экологическое образование мы понимаем в его первоначальном, буквальном смысле, т.е. как образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. В то же время следует иметь в виду, что в России с конца 1980-х годов активно распространяется другая форма экологического образования, имеющая в английском языке аналог environmental education, которая за неимением благозвучного русскоязычного аналога также вошла в обиход как «экологическое» образование, являясь по сути «образованием в области окружающей среды», или «природоохранным образованием». Предпринимались попытки определить данную разновидность образования как «энвайроментальное», однако термин «экологическое образование» уже укоренилось слишком прочно.
Тем не менее, мы продолжаем обозначать образование в области науки экологии как «экологическое образование».
Для окончательной ясности подчеркнем, что под термином экологическое образование мы будем понимать не только сам процесс образования, обучения, передачи конкретных знаний и умений, но и ту сферу, которую в русском языке принято называть воспитанием. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными. Фактически, какую бы область экологического образования мы ни взяли, собственно процесс обучения будет одновременно (в большей или меньшей степени) являться и процессом воспитания. Таким образом, в русском языке термин «экологическое образование» уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто «обучение» и, говоря в дальнейшем об «экологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание.
В отличие от России, в развитых зарубежных странах экологическое образование является приоритетным, а проблемы экологии и сохранения природы стоят на одном из первых мест не только на страницах «зеленой» прессы, но и в документах парламентов и правительств.
Конечно, это давняя история и мы не будем подробно останавливаться на причинах того, как и почему проблемы сохранения природы оказались за рубежом приоритетными.
За долгую историю экологического образования несколько поколений школьников выросли там на идеях сохранения чистой воды и воздуха, охраны китов и волков, на сериалах Кусто и National Geographic. Благодаря этому, над европейскими заводами сейчас не дымят трубы, в городах можно дышать, а за каждым школьником во многих странах «закреплено» «личное» дерево.
В настоящее время, в таких развитых, в отношении охраны природы, странах, как США и Великобритания в экологическом образовании детей доминируют два подхода — игровой и натуралистический. При этом первый преобладает в начальной и средней школе, а второй — в старшей.
Опыт западных стран в развитии «игрового» направления в образовании огромен. Многие курсы «природоведения» (environment) построены на базе использования именно этого подхода. Выпущено много литературы — как учебники, так и пособия для учителя, тетради для учащихся, плакаты, настольные и компьютерные игры и т.д. и т.п. Игровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов — будущих экологов и учителей и даже взрослых, например туристов — посетителей национальных парков и заповедников.
Конечно, все это прекрасно, но первые «негативные симптомы» преобладания игровых (и тестовых) методик в образовании уже стали проявляться. Дело в том, что за игрой и тестированием пропадает развитие интеллекта, снижаются способности в приобретении знаний, способности к самостоятельному мышлению. Некоторые исследования последнего времени уже зарегистрировали общее снижение образованности и интеллектуального уровня молодого поколения в развитых странах, в частности — в США.
Что касается использования «натуралистического» подхода в экологическом образовании, то его «западный вариант» в значительной мере отличается от «нашего».
Фактически, внеклассным («out-door», т.е. «за дверьми» класса/школы) экологическим образованием занимаются три категории учреждений — сами школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.
Так, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице — на кратких (получасовых — часовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д. Особенно это распространено в «сельских» школах, где детей можно вывести на «природу» за 5-10 минут. Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие «экологические» площадки, фактически — пришкольные участки, оборудованные для занятий с маленькими детьми «природоведением» в игровой форме. Такие площадки, а нередко просто «уголки» пришкольной территории размером 10 х10 м, представляют собой зеленые «оазисы», с посаженными дикими и культурными растениями, создающими густые заросли, маленьким искусственным прудиком, шалашиком из веток и травы и т.п. На таких площадках дети играют на переменах и занимаются изучением растений и животных на уроках «природоведения». Часто по соседству с такой площадкой для «экологических» игр находится метеоплощадка с приборами для наблюдений за погодой.
В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят «мини-дендрарии», метеоплощадки, гелиоустановки, устройства для очистки воды, компостные кучи с установками для разведения червей, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны.
Дальше этого, однако, в большинстве школ дело не идет. Некоторые, отдельно взятые школы, периодически (один — два раза в год) вывозят детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.
Вторая категория организаций, занимающихся полевым натуралистическим образованием — общественные просветительские и природоохранные организации. Во многих из них существуют специальные отделы, занимающиеся экологическим образованием и просвещением детей. Данные организации и их образовательные подразделения за рубежом занимают «экологическую нишу» наших внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования) эколого-биологического профиля, куда дети приходят по желанию после своих занятий в школе.
Форм вовлечения детей в природоохранную и просветительскую работу здесь несколько. Во-первых, — это клубы (аналогия наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимается какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением влияния торфоразработок на растительность болот и т.д.). Как правило, изучается вполне конкретная и, часто, социально значимая, проблема, которая инициируется самим преподавателем, а группа «кружковцев» помогает ему в сборе материала или какой-либо практической работе.
Во-вторых, — это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых «исследовательских» или «прикладных» проектах. Их сутью является выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестностях своего места жительства — подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д. При этом общая координация сроков, методик, форм отчетности ведется общественной организацией заочно — информация выпускается в виде информационных листков, буклетов, брошюр, публикаций в прессе и на телевидении.
Третью и, на наш взгляд, наиболее действенную категорию организаций, занимающихся полевым, натуралистическим экологическим образованием, составляют полевые учебные центры. Их работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников всех возрастных ступеней. В работе с младшими школьниками преобладают экскурсионные формы занятий (дневные экскурсии), с целью ознакомления детей с объектами окружающей (местной) природы. В средних и старших классах преобладает так называемый «проектный подход» и многодневные практикумы.
Сущность этого подхода и практикумов такова. Учащиеся большинства школ старшей ступени (13-17 лет) обучаются с использованием «проектного подхода», при котором каждый учащийся выбирает себе для исполнения какой-либо проект, как правило, — проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности — постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. Фактически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой (дипломной, диссертационной) работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. Проектный подход практикуется в качестве дополнения к «классно-урочной» системе обучения по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (естествознание).
В рамках проектного подхода все школьники один или два раза в год выезжают в специальные «учебные» («полевые») центры на практику. Организацией таких практикумов, например в Великобритании, занимаются различные организации, в частности, Field Studies Council (негосударственная образовательная организация, переводимая дословно как «Совет Полевых Исследований», функционально более точно — «Центр Полевого Образования»).
Полевые учебные центры представляют собой «пансионаты» на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках «дикой» природы. Во время проведения практикумов дети живут и учатся в этих центрах в течение 3-х — 7-и дней.
Собственно «учеба» заключается в самостоятельной исследовательской работе школьников в природе. Спектр изучаемых там проблем и собираемых учащимися данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, — от географических особенностей места проведения, и, в-третьих, — от наличия преподавателей той или иной специализации.
Во время полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдения, эксперименты, отбирают пробы, проводят съемку местности и т.д. При этом общий спектр выполняемых исследовательских работ очень широк — от наблюдений за поведением птиц, до составления почвенных и геологических карт местности. Основные изучаемые предметы (области естественных наук) — география, ботаника, зоология, водная экология, экологический мониторинг.
Такие практикумы являются истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими. При их проведении основной акцент делается не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосвязями или, по крайней мере, на изучение экологических групп видов.
Во время проведения практикумов школьные учителя выполняют только общие координирующие функции и практически не вмешиваются в учебный процесс. Непосредственное управление сбором и обработкой материала проводят сотрудники центров (tutors) — ученые-экологи и педагоги разных специальностей. По окончании практикумов после возвращения в школы или прямо в учебных центрах, школьники оформляют и защищают свои работы. В результате проведения открытых защит все учащиеся имеют возможность познакомиться с результатами, полученными их одноклассниками, не «зацикливаясь», таким образом, на «своей» проблеме.
Важное условие в общей идее организации таких практикумов, при этом, заключаются в том, что итоги выполнения исследовательского проекта заносятся в диплом (свидетельство об окончании школы).
В заключение отметим, что опыт и необходимость реализации данного подхода имеются и в нашей стране. Существующая в России сеть учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля (станций юннатов и эколого-биологических центров), а также богатейшие традиции в использовании «натуралистического» подхода в образовании, позволяют надеяться на успешность его полноценной реализации и у нас в стране.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecosystema.ru/