Примерно в то же время, когда на территории Бирмы существовало государство Паган, на территории современной Камбоджи существовала Ангкорская империя. Но если история государства Паган была неразрывной частью истории Бирмы и память о нем сохранялась в последующих поколениях, то судьба Ангкорской империи сложилась совсем иначе.
К тому были и объективные причины. Бирма отделена от окружающих государств труднопроходимыми горами, которые служили естественной преградой для завоевателей. Камбоджа же расположена на холмистой равнине, где кроме рек и лесов других естественных преград не существует. Различные государства возникали и исчезали, осколки правящих династий разбегались по окрестным государствам и ждали удобного часа для восстановления своей власти, а названия этих государств не сохранились даже в хрониках их соседей. Такая же судьба ждала и Ангкорскую империю, если бы не строительство города Ангкор.
Этот город обнаружил в джунглях Индокитая во второй половине XIX века французский путешественник и натуралист Анри Муо. Вначале его сообщениям о гигантском городе, занимавшем площадь в несколько квадратных километров, не поверили. Да и трудно было в это поверить, так как кхмеры ни до возникновения этого города, ни после крушения Ангкорской империи не создавали ничего подобного. Да и вообще на территории Камбоджи не так уж и много архитектурных памятников. А тут такой гигантский город...
Многие годы различные археологические экспедиции вели раскопки на территории города, расчищали его от леса, составляли планы города и различных строений. И вот изумленный мир смог увидеть этот древний город, вернее то, что от него осталось. А осталось довольно много. Центральное место в городе занимает храм Ангкор-Ват, который поразил еще открывшего его Анри Муо. Опишем коротко этот знаменитый храм. Представьте себе каменную прямоугольную платформу размером сто на сто пятнадцать метров и высотой тринадцать метров. По углам этой платформы возвышаются четыре башни высотой более тридцати метров каждая. По форме эти башни напоминают обрезанные снизу початки кукурузы. В середине платформы стоит центральная башня, которая значительно выше. Все это гигантское сооружение построено на мощном основании, которое обнесено высокой стеной с крытыми галереями, которые окружает множество колонн. Это сооружение окружает внешняя стена прямоугольной формы, периметр которой около четырех километров. За внешней стеной находится ров шириной почти в двести метров, выложенный каменными плитами.
Если вы, уважаемые читатели, подумали, что я по ошибке дал описание всего города Ангкор, а не его главного храма, то вы ошибаетесь. Сам город Ангкор значительно больше. Он имеет правильную планировку, внутри и вне крепостных стен расположено множество храмов, посвященных различным правителям империи или их предкам. По оценкам специалистов население города превышало один миллион человек. В городе начиналась (или заканчивалась) огромная ирригационная система, состоящая из множества каналов, плотин и водохранилищ, которая обеспечивала бесперебойное снабжение водой города и многочисленных полей и угодий.
Как же все это великолепие возникло? Постепенно по данным археологических раскопок, расшифровке найденных надписей и после изучения летописей и хроник соседних государств удалось восстановить примерную историю Ангкорской империи.
В начале IX века было в очередной раз возрождено государство кхмеров. Основателем этого государства, которое стало называться Камбуджа, стал один из принцев предыдущей династии, который прибыл с Явы. Царям кхмеров вначале удалось подчинить себе лишь часть современной Камбоджи, но у них были огромные претензии. Им хотелось сравняться в могуществе с соседними государствами, и даже превзойти их. В 822 году был проведен обряд, который объявил всему миру, что отныне Камбуджей правит дэвараджи, живой бог-царь. Кроме того, царь Камбуджи объявил себя ни много, ни мало "завоевателем вселенной" - чакравартином, и был назначен брахманский род, члены которого должны были исполнять функции верховных жрецов при живых богах. Мир, надо полагать, содрогнулся от демонстрации такой мощи!
А история Ангкорской империи развивалась очень причудливо. Иногда кхмерам удавалось подчинить некоторые из соседних народов и расширить границы государства, а иногда в него вторгались армии из соседней Тямпы или островного государства Шривиджайя, центр которого находился на Суматре. Иногда в государстве начинались смуты, и оно распадалось на ряд независимых государств, но в любых условиях главным в стране оставался культ дэвираджи. Для укрепления этого культа стало вестись большое строительство, возводились новые храмы и статуи. Правители Ангкора стали стараться превзойти своих предшественников грандиозностью и количеством сооружений, прославлявших живого бога.
Всех превзошел царь Сурьяварман II, долго правивший и умерший в 1150 году. При нем империя кхмеров значительно расширила свои пределы, покорив соседние народы. Именно этот царь, считавший себя земным воплощением бога Вишну, возвел знаменитый храм Ангкор-Ват. Но, ведя постоянные войны и затеяв громадное строительство, Сурьяварман II значительно обескровил страну, так что его преемник, царствовавший около десяти лет, лишь старался удержать завоеванное, а строительство при нем велось в значительно меньших размерах. Править страной после смерти Сурьявармана II должен был его сын Джаяварман, но он отказался от трона в пользу своего двоюродного брата для того, чтобы избежать раскола в правящей династии и предотвратить гражданскую войну, и покинул столицу.
Но государство уже клонилось к упадку: начались восстания крестьян, религиозные столкновения, сепаратистские выходки, дворцовые заговоры и борьба кланов. Несколько лет страну сотрясало крестьянское восстание Бхарата Раху, а одно время повстанцы даже осаждали столицу. Все это очень ослабило империю, так что вначале от нее отпали вассальные государства, а потом в пределы государства начали вторгаться враги. В таких условиях в Ангкоре произошел дворцовый переворот, царь был убит, а власть захватил один из придворных.
Узнав о беспорядках в столице, Джаяварман поспешил в Ангкор, но, прибыв к стенам города, он узнал, что его двоюродный брат уже убит, а узурпатор прочно сидит на троне. Джаяварману было уже около сорока лет, он был буддистом, и потому спокойно вернулся в свое уединенное убежище. Сохранилось множество скульптурных портретов Джаявармана, на которых можно скорее увидеть воина, а не отшельника.
Вначале дела у узурпатора складывались успешно: он жестоко подавил крестьянское восстание и наказал недовольных вельмож. Страна успокоилась, но не надолго. Голову подняло государство Тямпа. Оно было вассалом Ангкорской империи, но во время смут вернуло себе независимость и стало питать агрессивные намерения в отношении былых владетелей. Правитель Тямпы пригласил военных специалистов из Китая, которые помогли Тямпе построить мощный военный флот, а также реорганизовать и перевооружить армию. Так, например, у тямов появились отряды конных лучников. Но главную силу государства Тямпа составлял, конечно, флот.
Армия тямов вторглась в пределы Ангкорской империи и начала отхватывать от нее различные куски. Империя сопротивлялась несколько лет, но силы ее были подорваны предыдущими смутами и непосильными тратами на строительство храмов. В 1177 году флот Тямпы, действия которого координировали китайские офицеры, прошел по внутренним водным артериям страны и появился у стен Ангкора. Удар был нанесен очень стремительно и неожиданно, и после недолгого сопротивления столица пала, а узурпатор был убит. На улицы Ангкора хлынули толпы алчных завоевателей, которые грабили дворцы и храмы, оскверняли гробницы царей-богов и разбивали их статуи. Когда тямы ушли из разграбленной страны, Ангкорской империи фактически не существовало.
Тогда монахи и придворные столицы составили делегацию, которая отправилась на север к Джаяварману, чтобы просить его вступить на трон и спасти империю. Других достойных кандидатур на престол в государстве не было. Пятидесятилетний Джаяварман проводил время за чтением мудрых книг и занятиями сельским хозяйством, однако, он позволил себя уговорить и возглавил движение сопротивления.
В сухопутных сражениях успех попеременно принадлежал то тямам, то кхмерам, а на море у берегов Индокитая безраздельно господствовал флот тямов, который блокировал все порты империи и прервал все ее сношения с внешним миром. Джаваярман понимал, что без сильного флота сокрушить господство тямов будет невозможно. И вот по его приказу на всех реках и озерах государства в строгой тайне началось строительство военных кораблей. Верфи были разбросаны по всей стране, и разведка тямов не смогла оценить подлинный размах этого строительства.
Когда строительство флота было закончено, Джаяварман приказал посадить на суда отборных воинов и вывести часть флота в море. Сделано это было открыто, с празднествами и торжествами, так как царь хотел, чтобы враги узнали о появлении у Ангкора сильного флота. В Тямпе, конечно, узнали о появлении кхмерского флота в море, удивились, но не испугались, так как их флот значительно превосходил по численности продемонстрированную часть флота кхмеров. Зарвавшихся кхмеров решено было проучить, и флот Тямпы отправился в поход к берегам империи.
Когда Джаяварман узнал о приближении флота тямов, он приказал вывести в море и остальные корабли, которые были пока еще спрятаны в реках и озерах. В 1181 году произошло крупное морское сражение, в результате которого флот Тямпы был уничтожен, а правитель Тямпы погиб. Фрагменты этого сражения изображены на стенах храма Байон. Тямская армия бежала, а вскоре был заключен и мир, по которому Тямпа признала свою зависимость от Ангкорской империи.
После победы Джаяварман не уехал на север страны в свои имения, а короновался в столице под именем Джаваярман VII. В первые годы своего правления царь не вел никаких завоевательных войн. Он подавил все сепаратистские движения в стране, а затем в успокоенной стране стал заниматься восстановлением народного хозяйства. Восстанавливались ирригационная система страны, плотины, мосты, каналы и водохранилища. Была восстановлена и разрушенная столица, которую Джаваярман окружил каменной стеной высотой в восемь метров и стометровым рвом. До наших дней сохранились некоторые из мостов через ров, каждый из которых был шириной в пятнадцать метров. На обеих сторонах моста сидят по пятьдесят четыре гиганта, которые держат в своих руках змей, служащих перилами.
Были проложены дороги, которые связали столицу с центрами провинций. Эти дороги шли по высоким насыпям, чтобы их не заливало и не размывало в сезон дождей. Была построена "дорога дружбы" длиной в 750 километров, которая связывала Ангкор со столицей Тямпы, и Южная дорога длиной около 900 километров, которая соединяла все крупные порты империи и центры приморских провинций. Вдоль всех дорог были построены типовые гостиницы, развалины некоторых из которых найдены археологами.
По всей стране было построено около сотни типовых больниц, штат каждой из которых составлял 98 человек, лекарства доставлялись из царских складов, а питание больных обеспечивали прикрепленные деревни, освобожденные за это от других налогов. По всей стране открывались общеобразовательные школы и училища для ремесленников и художников. Идиллия!
Но в конце восьмидесятых годов с Джаваярманом произошла перемена: культ бога-царя сделал свое дело. Буддийский правитель исчез! Джаваярман объявил себя живым богом, воплощение бодхисатвы Локешвары и, разумеется, чакравартином. Берегись вселенная!
Спокойные времена закончились! Царь собрал несколько армий и направил их в разные стороны. Зашевелилась Тямпа, и одна армия направляется для усмирения непокорных. Смута происходит в Пагане, и другая армия отправляется в Южную Бирму. Третья армия отправилась покорять княжества в Южной Малайе. Было одержано множество побед, но результаты этих побед были призрачными.
Ну, например, разбили армию тямов, покорили всю Тямпу и разрушили ее столицу, а правителя привезли в цепях в Ангкор. Править Тямпой поручили одному марионеточному князьку, который через несколько лет изгнал кхмеров из своей страны. Паган вновь вернул свои утраченные было провинции, да и малайские князья скоро забыли об ангкорском владычестве. Но Джаваярман непрерывно вел войны до самой своей смерти, а умер он в возрасте девяноста лет, дожив до 1218 года. Эти войны обескровили государство.
Но вместе с войнами на государство обрушилась еще и другая беда: монументальное строительство. Самым грандиозным сооружением этого периода, прославлявшим подвиги и достижения Джаваярмана, стал храм Байон. В центре столицы стоит каменное основание храма, состоящее из каменных галерей и низких залов, все стены которых покрыты изображениями сухопутных и морских сражений. Это какой-то апофеоз войны! На этом постаменте возвышаются пятьдесят башен, на каждой из четырех сторон которой изображено лицо Джаваярмана. Представляете! Двести лиц правителя смотрят на город.
Но если бы дело ограничилось одним Байоном. Так нет же! В Ангкорской империи прекратилось строительство больниц, гостиниц и школ, не возводились плотины, забыли о новых каналах и водохранилищах. Весь строительный камень в империи шел на возведение новых храмов в честь живого бога и статуй, его изображавших. Количество этих строений не поддается подсчету, однако, археологи обнаружили, что от построек последнего периода правления Джаваярмана сохранились одни лишь развалины. Почему? Оказалось, что строители просто халтурили, давая количество, а не качество.
Когда Джаваярман умер, у империи уже не было сил даже для поддержания своей жизнедеятельности. Наступали ее последние дни... Но добили империю уже таи.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/