В настоящее время постоянно возрастает роль управления качеством в производственной сфере, в том числе в производстве печатной продукции. Значительные успехи в области повышения качества печатной продукции достигнуты в развитых странах Западной Европы, Америки, Японии. Причем это достигнуто через проведение стандартизации всех технологических операций получения полиграфической продукции и стандартизации показателей качества конечного изделия.
Основными принципами систем управления качеством продукции являются:
- комплексность;
- системность;
- плановость;
- использование методов морального и материального стимулирования;
- управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции;
- базирование на стандартизации.
Особое место занимает управление качеством на производственной стадии жизненного цикла продукции.
Заключительной фазой управления качеством печатной продукции должна стать ее сертификация. В Московском государственном университете печати создан и прошел аккредитацию центр сертификации печатной продукции. Проведена большая подготовительная работа - разработаны положение о центре сертификации и схема проведения сертификации печатной продукции. Определен также перечень контролируемых показателей для различных видов печатной продукции, которые подразделяются на показатели назначения, показатели полиграфического исполнения, показатели надежности, эстетические показатели и показатели безопасности продукции.
К работе сертификационного центра привлекаются, в качестве экспертов, ведущие специалисты университета.
Проведя большой комплекс работ по переходу на международные стандарты качества полиграфической продукции, Университет печати создал значительную базу нормативно-технической документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ и стандарты ISO), которая может оказаться существенным подспорьем для полиграфических предприятий, выбравших курс управления качеством и сертификации печатной продукции.
Тенденция развития полиграфических услуг в России свидетельствует о значительном росте количества небольших полиграфических предприятий. Вследствие этого, с ростом конкуренции в этой области возрастет значение сертификации.
Сам процесс сертификации заключается в следующем. Клиент, обратившийся в центр сертификации, получает специальную анкету, в которой указывает тип продукции, подлежащей сертифицированию. В этом процессе в качестве экспертов участвуют специалисты из отрасли, они и проводят исследование технологического процесса в целом.
Важно подчеркнуть, что вся информация о предприятии, проходящем этот процесс, конфиденциальна, не распространяется за пределы центра. Могут быть и такие случаи, что в результате исследования обнаруживаются некоторые неточности в технологии процесса или в организации производства. В этом случае сертификат предприятию не выдается до тех пор, пока не будут проведены все необходимые мероприятия для устранения проблем.
Также сертификационный центр исследует вопрос долговечности печати. Это связано с гарантийными сроками хранения полиграфической продукции. Для сертифицирования продукции по необходимым параметрам имеется группа показателей надежности - целый комплекс оборудования с соответствующими приспособлениями.
В конечном итоге сертификат выдается не на весь производственный процесс, а только на ту продукцию, которую предприятие решает сертифицировать.
Данный сертификат подтверждает то, что предприятие выпускает продукцию высокого уровня качества. Это помогает привлечь на свое предприятие заказчиков.
МГУП, при отсутствии ВНИИ полиграфии, обладает достаточно большими возможностями для оказания помощи предприятию в вопросе управления качеством.
Центр сертификации или МГУП может оказывать бесплатную консультативную помощь. Если же проблема требует времени и ряда мероприятий по ее решению, то для этого необходимы соответствующие затраты организации.
Следует отметить, что до сих пор еще нет точного решения, кто из участников производственного процесса должен брать на себя обязательства о сертифицировании продукции - издательство, типография, оказывающая непосредственно услуги, или предприятие, предоставляющее продукцию для оказания таких услуг.
Е.Б. Баблюк, д.т.н., зав. кафедрой "Управление качеством" МГУП
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newsprint.ru