Владимир Вахрамов
Мария Магдалена фон Лош родилась сто пять лет назад в Берлине. В 20-х годах прошлого столетия она поступила на сцену под фамилией Дитрих. Вскоре было придумано и имя - Марлен. Начало ее восхождения на звездный олимп связано с именем знаменитого режиссера Джозефа фон Штернберга. Роль в его фильме «Голубой ангел» принесла Дитрих всемирную известность. В 1950-е годы Марлен начала выступать на эстраде. Ее успех как певицы не уступал ее славе актрисы кино.
У нее было беззаботное детство. Домашнее образование позволило Марлен, кроме хорошего литературного немецкого, выучить в совершенстве английский и французский. Занятия музыкой и спортом помогли развиться не только навыкам будущей актерской профессии, но и формированию внешнего облика соблазнительной женщины, какой станет взрослая Марлен. Против воли родителей девушка поступает на актерские курсы, но до мирового признания пройдут годы.
Она рано выйдет замуж за Рудольфа Зибера, родит дочь, будет работать в театре у самого Макса Рейнгарта, ставившего «Гамлета» в Московском художественном академическом театре по приглашению Константина Сергеевича Станиславского.
Долгих восемь лет Дитрих придется сниматься в ерундовых фильмах, пока в 1930 году на экраны Европы и Америки не выйдет картина «Голубой ангел», которая принесет Марлен мировую славу. Молодая актриса получит приглашение в Голливуд.
Естественно, Дитрих понимала, что большая доля ее успеха зависела от режиссера Эриха фон Штенберга. Это он создал звезду Голливуда Марлен Дитрих. Но и умалять достоинства актрисы тоже бессмысленно. Был великолепный природный материал, который позволил родиться звезде. Их дальнейшие фильмы уже давно стали классикой экрана - «Марокко»,
«Обесчещенная», «Шанхайский экспресс», «Белокурая Венера», «Красная императрица», «Дьявол - это женщина». Кинематограф принес Дитрих не только мировую славу, но и баснословные гонорары. До начала Второй мировой войны Марлен Дитрих стала уже живой легендой. Самолеты в небе чертили ее имя.
Пришедшие в Германии к власти фашисты изо всех сил пытались заманить Дитрих на немецкие киностудии, обещая ей въезд в Берлин на белом коне через Бранденбургские ворота, баснословные гонорары и всяческие блага.
Возвращаться в Германию без фон Штенберга Дитрих не соглашалась. А он был евреем, и дороги в Берлин для него не существовало. Путь был один -Освенцим. Марлен в резкой форме отказала вождям Третьего рейха, которые заочно приговорили актрису к расстрелу.
Дитрих была не из пугливых. С начала войны помогала инакомыслящим бежать из Германии, создав для этого фонд. Устраивала беглецов в Голливуде, находила работу, опекала. Мало того, участвовала в сборе военных займов, выступала с концертами и, разумеется, много снималась.
Именно тогда в жизни Дитрих случилась самая большая любовь - она встретила Жана Габена. Габен рвался на фронт, в Европу. Марлен не могла его удерживать. Прощаясь, они поклялись в вечной любви. Но Дитрих так и не станет madame Габен. Кроме Рудольфа Зибера, у нее не будет другого мужа.
А пока она рвалась в полыхающую войной Европу, чтобы увидеть своего любимого мужчину.
Надо сказать, что наша героиня никогда не испытывала недостатка мужского внимания. Список ее любовников огромен. Это не только актеры, режиссеры и писатели, но и политики, военные, бизнесмены. Но, пожалуй, больше всего на свете она любила себя, свою славу и свое место в кино. Она хотела попасть на фронт. Продала свои особняки, драгоценности, акции и внесла все деньги в фонд обороны. И вот, надев китель майора армии США, она прибыла в воюющую Европу. Узнав об этом, германское командование издало указ о поимке беглянки, объявив огромную сумму вознаграждения, что представляло для неё уже смертельную опасность.
В Альпах она отморозит ноги, которые врачи собирались ампутировать. И это для актрисы, ноги которой были ее визитной карточкой. А обмороженные руки до самой смерти будут преступно краснеть. Вот тогда и появятся в ее гардеробе бесчисленные перчатки.
На фронтовых дорогах она встретит Жана Габена Он по-прежнему был готов жениться на ней. Но Марлен в последний момент передумает.
Девятого мая 1945 года Дитрих встретила в Праге, с солдатами Советской Армии. Многие газеты обошли снимки, где голливудская звезда запечатлена с советскими бойцами на «Т-34» с алюминиевой кружкой в руке. Явно не молоко пила с нашими солдатами прославленная Марлен.
Вернувшись в США, Дитрих поняла, что жизнь надо начинать с нуля. Денег ей никто не вернул. Интересных ролей не было. А в Голливуде появились новые звезды. Да, вокруг нее по-прежнему много друзей, но у каждого - своя жизнь. Именно в то время она подружилась с Эдит Пиаф, была свидетельницей на свадьбе «Парижского воробья». А потом неожиданно для многих она стала певицей.
Ее концертная программа «Шоу одной женщины» имеет грандиозный успех во всех крупных городах Америки. Затем Дитрих отправляется с гастролями по всем континентам. Правда, в Германии ее освистали. Немцы, хотя не все, не могли ей простить предательства - в 1937 году Марлен приняла американское гражданство. И все-таки она победит немецкого зрителя - заставит с восторгом слушать свои песни. Но позже.
Гастрольные маршруты приведут Дитрих в 1964 году в СССР. Концерты в Москве и Ленинграде станут сенсационными. Марлен познакомится с советским писателем Константином Паустовским. Перед ним она встанет на колени в Театре эстрады.
Марлен Дитрих всегда питала самые добрые чувства к России, к ее культуре и русским людям. Ведь в детстве ее гувернерами были выходцы из нашей страны, которые и привили ей любовь ко всему русскому. Марлен обещает вновь вернуться в Россию. Жаль, этого не случилось.
Кинематограф вдруг вновь вспомнил о Дитрих. Она сыграет в двух замечательных фильмах - «Свидетель обвинения» и «Нюрнбергский процесс», поразив критиков и зрителей зрелым драматическим талантом. Но эстрада полностью завладела актрисой. Большого возвращения в кино не произошло. Она вновь становится вечной странницей.
В 1976 году Дитрих похоронит Жана Габена. Потом мужа -Рудольфа Зибера. На свет появятся четверо внуков...
И тут начнется полоса невезений - бесконечные переломы, болезни, которые заставят ее поселиться в Париже. Как кавалеру ордена Почетного легиона столичная мэрия оплачивала ее проживание и определила военную пенсию. Жила она скромно, стараясь сохранить тайну великой и несравненной Марлен Дитрих - белокурой Венеры.
Последние десять лет, вплоть до смерти, последовавшей 6 мая 1991 года, Марлен Дитрих отказывалась допускать в свою жизнь репортеров. Они смогли проникнуть в мир легендарной звезды только после ее кончины. Прежде всего они увидели инвалидное кресло. Перенеся в 1979 году еще один сложный перелом ноги, актриса уже не могла передвигаться самостоятельно и последние пять лет не вставала с постели.
Свою квартиру она превратила в музей памяти. Стены гостиной были увешаны фотографиями любовников и друзей: Габена, Хемингуэя, Ремарка, Барышникова, «Битлз», Нуриева, Мориса Шевалье... Портрет де Голля стоял отдельно - на телевизоре. Рядом были разложены ее боевые награды. Многочисленные книжные полки были до отказа забиты книгами ее любимых писателей. «Одиночество? Ерунда! В обществе моих книг я никогда не скучаю», -заявила Марлен Максимилиану Шеллу, снявшему в 1983 году фильм с её участием.
Три страны оспаривали право придать земле тело одной из самых знаменитых женщин XX века. Но она завещала похоронить ее рядом с матерью, на тихом кладбище в Берлине.
На службе в парижской церкви гроб Марлен был задрапирован французским флагом. В аэропорт Орли гроб везли под американским стягом. А в Берлине покрыли флагом воссоединенной Германии. Великая Дитрих вернулась туда, откуда началось ее триумфальное восхождение к славе.
Крестьянская Русь №41.2006