Кандидат биологических наук И. В. Ефимова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
В настоящее время наблюдается существенное ухудшение здоровья студентов [8,9, 11].
Сравнительное изучение состояния здоровья студентов различных вузов показало, что при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы [12].
Кроме того, сама учебная деятельность студента за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со всеми нагрузками [1]. А это, в свою очередь, приводит к истощению и срыву адаптации, что служит основой болезни [5]. Некоторые авторы связывают проблему ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим условиям общества [3].
В то же время формирование потребностей в физическом и психическом здоровье является определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс формирования этой потребности был эффективным, он должен быть осознанным. Анализу данного положения и была посвящена настоящая работа, в которой изучали взаимосвязь субъективных представлений о состоянии физического и психического здоровья и целях занятий физкультурно-оздоровительными упражнениями студентов, имеющих различные факторы риска нейросоматических заболеваний. Как указывают многие авторы [7,10], в структуре их хронических заболеваний преобладают болезни нейрогенной этиологии.
В исследовании принимали участие 258 студентов (106 юношей и 152 девушки) II курса разных факультетов МГУ, занимающихся в группах ОФП подготовительного отделения.
Для анализа состояния их здоровья использовалась анкета, которая содержала 109 вопросов, направленных на выявление у студентов психологической и эмоциональной дезадаптации, вегетативных расстройств, психосоматических заболеваний, наследственной предрасположенности к данным заболеваниям, а также психотравмирующих ситуаций.
С целью исследования мотивационной сферы физического воспитания у студентов был проведен опрос с помощью второй анкеты, в которой требовалось ответить на вопрос: "Что для Вас является наиболее важным в процессе физического воспитания?" Каждый студент должен был из тридцати ответов выбрать пять наиболее значимых для него и проранжировать их. Все варианты ответов можно было разделить на четыре блока:
характеризующие форму проведения занятий;
связанные с потребностью в физическом самосовершенствовании; потребностью в самоутверждении; характеризующие здоровье и потребность в улучшении здоровья и работоспособности, в психической реабилитации.
Полученные данные анализировались на компьютере IBM PC AT с использованием статистического пакета социологических исследований SPSS.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ выявил у 57,4% студентов подготовительного отделения наличие различных психотравмирующих ситуаций; у 72% студентов наблюдается наследственная отягощенность в отношении соматических заболеваний нейрогенной природы. Отмечается низкая физическая активность у 36% студентов и 70,9% студентов, эпизодически занимающихся физкультурой и спортом.
Анкетирование выявило (табл. 1) относительно высокий процент лиц с такими жалобами, как наличие тревоги и неудовлетворенность работой (46%), частое внутреннее напряжение (41%), рассеянное внимание (27%), повышенная утомляемость (35%), повышенная раздражительность (32%), "комок" в горле (35%).
Таблица 1. Результаты анкетного опроса студентов подготовительного отделения МГУ
Анализируемые признаки |
Количество студентов, % |
Психологическая и эмоциональная дезадаптация: |
|
наличие тревоги, неудовлетворенность работой |
46 |
частое внутреннее напряжение |
41 |
рассеянное внимание |
27 |
повышенная утомляемость |
33 |
повышенная раздражительность |
32 |
"комок" в горле |
35 |
преобладание пониженного настроения |
20 |
навязчивые страхи |
14 |
Вегетативные жалобы: |
|
головные боли |
42 |
сердцебиение |
31 |
боли в области живота |
31 |
склонность к повышенному артериальному давлению |
6 |
склонность к пониженному артериальному давлению |
17 |
Среди вегетативных нарушений часто отмечаются головные боли (42%) и боли в области живота (31%); среди студентов относительно высок процент отмечавших ухудшение самочувствия в период сессии (32,5%).
Проведенный корреляционный анализ показал связь между наличием факторов риска психосоматических заболеваний и жалобами, характеризующими психоэмоциональную дезадаптацию и вегетативные расстройства. Так, различные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения между родителями, недоброжелательные взаимоотношения в коллективе, несколько попыток поступления в университет, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.) сочетались, как правило, с нарушением сна, преобладанием пониженного или тоскливого настроения и даже депрессивными проявлениями в виде навязчивых страхов. Среди вегетативных расстройств в этом случае наиболее характерны жалобы на головокружение. Отмечается корреляционная связь между наличием предрасположенности к соматическим заболеваниям нейрогенной природы и психоэмоциональной дезадаптацией в виде повышенной раздражительности, тревоги, частого внутреннего напряжения, снижения памяти, рассеянного внимания. Корреляционная связь выявлена также между наследственным фактором и вегетативными жалобами на головные боли в области живота, нарушения функции кишечника, лабильности дыхания, сердцебиения. Корреляционный анализ показал, что одним из факторов, вызывающих расстройства в виде повышенной утомляемости, нарушения сна и жалоб на головные боли, является гиподинамия.
Таким образом, анализ состояния здоровья студентов обнаружил связь, с одной стороны, между различными проявлениями психоэмоциональной дезадаптации с вегетативными жалобами и экзогенными факторами риска психосоматических заболеваний; с другой - с эндогенными факторами риска, связанными с наследственной предрасположенностью к заболеваниям нейросоматической этиологии.
Проведенный анализ состояния здоровья студентов по сравнению с предыдущими обследованиями [2,4] выявил увеличение числа лиц с наличием различных психотравмирующих ситуаций. Причем увеличилось количество студентов с психогенной ситуацией в виде неполной семьи (семья до 18 лет). Как и в предыдущие годы, отмечается высокий процент лиц, указывающих на наличие наследственной отягощенности в отношении соматических заболеваний нейрогенной природы. Настораживает такой факт, как увеличение числа студентов, которые эпизодически занимаются физкультурой и спортом.
Анализ анкетных данных выявил тенденцию к увеличению числа лиц с различными эмоциональными расстройствами в виде повышенной раздражительности, утомляемости и депрессивными проявлениями в виде выраженного внутреннего напряжения и навязчивых страхов. По сравнению с предыдущими исследованиями возрастает количество студентов с жалобами на головные боли и отмечавших ухудшение самочувствия в период сессии.
Таким образом, анализ состояния студентов подготовительного отделения МГУ показал его отрицательную динамику.
На втором этапе была поставлена задача исследования мотивационной сферы физического воспитания у студентов, имеющих различные факторы риска нейросоматических заболеваний.
Представляют интерес обнаруженные значимые статистические связи между мотивами физ-культурно-оздоровительной деятельности и различными психотравмирующими факторами, между различными факторами на приобщение к занятиям по физическому воспитанию и наличием признаков психической и эмоциональной дезадаптации. Статистический анализ выявил также и половые различия (табл. 2).
Таблица 2. Отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в зависимости от наличия факторов риска и признаков психологической и эмоциональной дезадаптации
Факторы риска |
Мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности |
|
Мужчины |
Женщины |
|
Гиподинамия |
чтобы не возникло стрессовых состояний |
освоить двигательные навыки |
снять эмоциональное напряжение |
улучшить пластику движения |
|
своевременно получить зачет |
улучшить телосложение |
|
чтобы преподаватель личным примером увлекал на выполнение двигательной задачи |
чтобы не возникло стрессовых эмоционалных состояний |
|
чтобы преподаватель жестко регламентировал каждое упражнение |
||
улучшить самочувствие |
||
Психотравмирующие ситуации |
улучшить состояние здоровья |
отвлечься от неприятных мыслей |
знать информацию о своем здоровье |
чтобы не возникло конфликта с преподавателем |
|
занятия проводить в виде игр |
снять с себя эмоциональное напряжение |
|
улучшить состояние здоровья |
восстановить психическую работоспособность |
|
Психологическая и эмоциональная дезадаптация |
повысить уважение к себе со стороны преподавателей, друзей и близких |
чтобы не возникло острого утомления лучше организовать свой отдых |
повысить уверенность в себе |
||
своевременно получить зачет |
Так, для студенток, отметивших низкую физическую активность, значимыми оказались факторы, связанные с потребностью в физическом совершенствовании: освоить двигательные навыки, улучшить пластику движения, улучшить телосложение. В то же время юноши с низким уровнем двигательной активности на занятиях по физическому воспитанию видят, во-первых, возможность в психической реабилитации; во-вторых, для них значима различная деятельность преподавателей по организации занятий. И кроме того, для данной группы студентов (юношей) не безразлично и своевременное получение зачета. Причем, как показали наши предыдущие исследования [6], этот мотив связан с такими целями занятий, как снять с себя эмоциональное напряжение, "чтобы не возникло острого утомления", "чтобы не возникло конфликта с преподавателем", т.е. данный мотив должен рассматриваться как основа необходимости устранения дополнительных отрицательных психогенных влияний.
Наличие различных психотравмирующих ситуаций влияет на особенности мотивации студентов к занятиям по физическому воспитанию. Так, для юношей целью занятий является только улучшение своего соматического здоровья. В то же время девушки рассматривают занятия по физическому воспитанию как способ восстановления не только физического, но и психического здоровья. Так, девушки данной группы рассматривают их как способ восстановления психической работоспособности. Юноши, у которых отмечено наличие психической и эмоциональной дезадаптации, в занятиях по физическому воспитанию видят возможность не только улучшить состояние здоровья, но и удовлетворить комплекс других потребностей: повысить уважение к себе со стороны друзей и преподавателей, повысить уверенность в себе. Представленный материал позволяет оценить некоторые вопросы мотивационной сферы физического воспитания студентов подготовительного отделения с факторами риска нейросоматических заболеваний.
Анализ полученных данных показал, что на особенности мотивации физкультурно-оздоровительных занятий студентов оказывает влияние не только состояние здоровья, но и характер факторов риска, которые могут способствовать развитию заболеваний. При этом обнаруживаются половые различия.
Представленные в данной статье результаты исследований подтверждают необходимость формирования адекватной самооценки состояния физического и психического здоровья у студентов для осознания потребности и мотивов поддержания и улучшения здоровья.
Исследование мотивационной сферы студентов дает возможность намечать пути коррекции и формирования таких потребностей, удовлетворение которых наиболее благоприятно для их здоровья и физического совершенствования.
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФиС,1983.
2. Александрова Т.Б., Каменецкая Б.И., Панчишкин А.А. Результаты экспериментально-эпидемиологического обследования студентов, направленного на выявление лиц с транзисторной артериальной гипертонией /Проблемы умственного труда. - М.: МГУ,1983, вып. 6, с. 9.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. "Теор. и практ. физ. культ.",1995, № 4.
4. Будыка Е.В. Медико-психологический анализ здоровья студентов. Автореф. дис. М.,1992.
5. Данияров С.Б., Соломенкин В.В., Крынов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации студентов. "Психол. журн.",1989, № 8.
6. Ефимова И.В., Булавина Т.А. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов подготовительного отделения. Матер. Междунар. научн.-практ. конф., Минск,1995, ч. 2, с. 77.
7. Зуевский Ю.Б. Гигиеническое обоснование средств физической культуры и методики физического воспитания студентов с нейроциркуляторной дистонией. Автореф. дис. М.,1993.
8. Ковалев Н.К., Ефимова И.В., Булавина Т.А., Смирнова Л.Б. Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения. МГУ. Матер. Моск. межвуз. научно-метод. конф. - М.: МГУ,1995, с. 73.
9. Новиков Б.И., Федоткин В.В. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе /Физкультура и здоровье студентов. - М.: МГУ,1988, с. 43.
10. Пономаренко И.И., Данченко И.П., Зуевский Ю.В. Особенности гемодинамики студентов с нейроциркуляторной дистонией при физической нагрузке. "Гигиена и санитария",1988, № 2.
11. Чоговадзе А.В., Иванова Г.Е. Двигательная активность и состояние здоровья студентов /Физическая культура личности студента. - М.: МГУ 1991, с. 58.
12. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука,1983.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru