Куценко Н.А. к.филос.н., научный сотрудник Института философии РАН
На сегодняшний день нет единой системы управления детским экологичесикм туризмом как реально осуществляющейся общественной инициативы на местах, несмотря на то, что у него есть масса поклонников на территории всей Российской Федерации. Деятельность в данном направлении происходит стихийно, порою общественная инициатива в этой области даже не отдаёт себе отчёт в том, что берёт на себя определённую экологическую миссию от имени гражданского общества, интуитивно действуя как его требовательный и полноправный представитель. Не будем говорить о важности заявленной темы, рассмотрим реалии и сделаем выводы. Подчеркнём, что мы понимаем детский, а также семейный экотуризм в узком смысле слова, как определённую деятельность, направленную на организацию и проведение культурно-спортивно-оздоровительно-благотворительного времяпрепровождения детей, подростков, а также членов их семей под руководством или при опеке специалистов в области биологии, экологии, культуры. Наряду с данным могут учитываться и другие подвиды детского экологического туризма (далее - ДЭТ) конкретной частной локализации. Также отметим необходимость, в случае принятия какой-либо координирующей программы со стороны государственных органов и заинтересованных сторон, более чёткого определения содержания и форм данного вида общественной инициативы.
Стихийно сформировавшееся, направление ДЭТ тем не менее полностью отвечает понятиям и основным направлениям Экологической доктрины Российской Федерации, имея отношение не только к общей фабуле доктрины, но и непосредственно соотносится с 4-м разделом данного документа "Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации", в частности, с подразделом "Экологическое образование и просвещение". Отметим, что на сегодняшний день не выработано не только понятие ДЭТ, но и признаки, по которым его можно было бы идентифицировать для широкой популяризации и распространения, а также для создания "государственной поддержки деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование" (цитируется по упомянутому разделу текста доктрины, который несколько тавтологичен), и для спонсорских пожертвований, потенциально претендующих на "социальную" статью.
Целью именно такой постановки проблемы ДЭТ является необходимость создания централизованной методической координации данной общественной инициативы, имеющей, помимо экологической, также прямое патриотическое содержание и направленность, что подтверждается поддержкой данного направления работы с подрастающим поколением в разных регионах России со стороны государственных органов местного управления, различных общественных и политических организаций, в том числе международных фондов, а также религиозных конфессий.
На сегодняшний день нет чёткого представления о масштабах и содержании данной общественной инициативы не только на всей территории Российской Федерации, но и в конкретных регионах. Для воссоздания реального положения вещей мы проинтервьюировали шестерых человек, так или иначе соприкасающихся с данным явлением и проживающих в Московско-Тверском регионе, считая обозначенный регион вполне репрезентативным с точки зрения целесообразности социологической выборки, так как именно этот регион подвергается наиболее интенсивным социологическим опросам во время подготовки к проведению различных выборных кампаний.
Для интервью были выбраны шесть человек, так или иначе имеющих отношение к интересующей нас теме. Возраст опрашиваемых - от 35 до 52 лет, образование высшее, у всех есть семьи, в которых по двое детей. Всем были заданы одинаковые вопросы: приведите примеры ДЭТ, как Вы понимаете данное явление; за чей счёт он проводится; владеете ли Вы какой-либо конкретной информацией по данному направлению воспитания?
Виктория Евгеньевна Гусева, член Союза художников РФ, доцент, главный художник журнала "Российский воин", рассказала, что ДЭТ является одним из направлений деятельности благотворительной "Региональной общественной организации инвалидов с детства и их родителей "Всехсвятская". Участники экологического просвещения среди детей-инвалидов и членов их семей финансируют свои программы самостоятельно за счёт привлечения средств, полученных от продаж на благотворительных ярмарках произведений искусства, поступивших в организацию в качестве пожертвований. В данном случае речь идёт уже о семейном экологическом туризме, но, как уже говорилось ранее, по нашему мнению, разделять два близких по духу и содержанию понятия не следует. Поскольку среди родителей детей-инвалидов есть и педагоги, то они и заняты методическим руководством ДЭТ. Понятно, что в выборе форм ДЭТ данная группа населения испытывает ряд ограничений, однако она выражает большое желание сотрудничать с активистами в данной области из разных регионов России и ближнего зарубежья. Дабы не повторятся далее, подчеркнём, что последнее пожелание высказано всеми опрашиваемыми.
Валентина Яковлевна Мамонтова, классный руководитель 9-го класса школы-лицея культуротворчества при Государственной академии славянской культуры (ГАСК), считает, что ДЭТ развивается стихийно, исключительно за счёт общественной инициативы, и очень хорошо, когда данная инициатива находит поддержку среди педагогической среды и руководства школ. В качестве примера она приводит взаимодействие родительского комитета своего класса и руководства школы по организации ДЭТ. Вот уже 3 года в начале мая происходит слёт юных натуралистов Москвы и Подмосковья на базе биостанции МГУ в Химкинском районе. В течении 3-х дней школьники из православных гимназий и некоторых государственных школ ( примерно 30-40 человек) под руководством специалистов-экологов участвуют в обучающей экологической программе. Также вот уже третий год летом часть ребят из класса на две недели выезжает со специальной программой на базу биостанций МГУ в заповедники. Они посетили Дарвиновский заповедник, Нелидово Тверской области, выезжали в район Беломорья, в этом году направляются на Урал в заповедник "Денежкин камень". В осуществлении ДЭТ большую помощь оказывает руководство школы, директор Конёнкова А.К. лично связывалась с главами природоохранных зон с просьбой принять ребят для обучающей программы и, как становится ясным, отказов до сих пор не поступало. О какой-либо методической литературе ничего не известно, но она была бы весьма желательной. Все упомянутые акции финансируются за счёт родителей, были обращения и в местные органы образования, но средств на эти мероприятия не нашлось, что вполне объяснимо.
Сергей Викторович Коняев, кандидат философских наук, редактор электронных СМИ Национально-информационного агенства природных ресурсов, сообщил, что по роду своей деятельности он занимается поддержанием сайтов по интересующей нас тематике, однако какого-либо сайта по тематике ДЭТ не встречал, хотя есть сайты по детским экологическим программам. При наличии сайта агенство сможет принимать участие в его обслуживании и пополнении информации.
Фёдор Николаевич Блюхер, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИФ РАН, общественный инструктор по водному туризму, отметил, что он знаком с содержанием сайтов www.skitalets.ru, www.veslo.ru, www.lib.ru, имеющих, по его мнению, определённое отношение к поднятой проблеме. За 3 года на них были отражены 2 семейных похода с элементами экологического просвещения, которые проходили на реке Чирка-Темь и в Карелии. Какой либо литературы обучающего и методического плана он не встречал, хотя считает, что в качестве обучающей вполне могут подойти различные пособия для туристов, а также краеведческая литература, но методические разработки по профессиональной организации ДЭТ ничто не заменит.
Пётр Викторович Власков, оператор НТВ+, рассказал, что им были проведены съёмки в "лагере выживания" на озере Белом Валдайского национального парка. Ребята от 10 до 15 лет после 2-х дней обучения проводят 2 недели по 1- 2 человека в условиях "дикой природы" без какого-либо снаряжения. В течении этого времени за ними наблюдает инструктор, который посещает "робинзонов" через каждые два часа, при необходимости ограничиваясь устным советом. В случае успешного выполнения программы выживания для ребят устраивается поощрительная поездка в Валдайский монастырь. Стоимость путёвки равна 250 доларов США без учёта стоимости проезда до лагеря.
По нашему мнению, данный вид деятельности с подростками - это скорее экологический экстрим, а не туризм. Однако, по причине явной коммерческой направленности, он достаточно хорошо организован, имеет государственную лицензию, свой собственный сайт www.vershitel.ru, пользуется успехом не только среди потенциальных участников, но и на телевидении, приносит доход организаторам. Добавим, что другие коммерческие направления организации детского туризма, такие, как фестивальный, тот же экстримный, имеют определённое отношение к экологии культуры в широком смысле этого понятия, однако в какой-либо координации не нуждаются по причине своей коммерческой основы и хорошей организации. Мы же сейчас говорим об ДЭТ как добровольной инициативе, осуществляющейся за общественные средства и практически никак не используемой государством для улучшения экологического и патриотического воспитания молодёжи.
Последний из опрашиваемых нами, Вячеслав Михайлович Воробьёв, кандидат исторических наук, профессор, известный археолог, эколог, культуролог и общественный деятель, член Союза писателей РФ, выделил 3 серьёзных опыта работы с детьми, засуживающих всяческого распространения. Первым был упомянут Дмитрий Шпаро, руководящий Московским детским клубом "Приключение", имеющим свой сайт www.adventure.ru . В программах деятельности клуба существует и благотворительное направление ДЭТ, имеется опыт работы с инвалидами-колясочниками из США. В Московском ЦАО также есть средняя школа с географическим уклоном, учащиеся которой к выпускным классам получают квалификацию инструкторов по экологическому туризму.
Два других опыта работы в области ДЭТ локализованы в Тверской области. В Твери на протяжении 10 лет существует "Ассоциация молодых путешественников", объединяющая 20 клубов по территории области. Депутат В.Г.Мирошниченко "пробил" для ребят строку финансирования в городском и областном бюджетах. Экологическую направленность деятельности клуба можно наблюдать в июле месяце в районе зоны отдыха на озере Селигер, когда проводится акция "Чистый Селигер". Помимо образовательной программы проводится также практическая работа - 400 школьников идут экологическими маршрутами, убирая "туристскую грязь". В данном случае дети являются носителями не только экологического знания, но и сознания, также они приобретают навыки инструкторов и организаторов ДЭТ.
С 1998 года под Торопцем на базе био-станции "Чистый лес" в летнее время работает детская эко-школа "Медвежта". В этом году там уже прошли обучение 60 школьников из самого Торопца, вторая смена прибудет из другого региона Центрального заповедника. Эко-школа частично финансируется из средств местного бюджета (необходимые деревянные постройки, транспорт, питание), постоянно осуществляется её медико-санитарное инспектирование, однако педагоги зарплату не получают, хотя и проводят с детьми большую часть своего отпуска.
Последние примеры говорят о том, что даже небольшая государственная поддержка данной общественной инициативы приносит большие плоды. ДЭТ может иметь большие перспективы, если его стихийное развитие с разной степенью интенсивности в разных регионах будет тем или иным образом скоординировано. Сила ДЭТ в региональной локализации и инциативе на местах, которая в подавляющем большинстве случаев опирается на собственные средства. Экологический туризм имеет и свою историю, которая в большинстве случаев связана с педагогическими методами организации досуга подростков. Так известно движение "доброхотов", которые, например, уже 66-й сезон работают в Пушкинском Заповеднике. А в Перми, по сообщению газеты "Гудок" от 22.07.03, с начала лета городские службы занятости трудоустроили почти семь тысяч подростков, которые работают в экологических лагерях и социальной сфере, получая зарплату в размере 450 рублей в месяц. Данные примеры относятся скорее к организации массового отдыха детей, чем к туризму в более частном понимании слова, но они, безусловно, также очень важны.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о необходимости координации данного направления экологического воспитания путём создания специализированных сайтов, которые дали бы возможность обмениваться различной информацией по ДЭТ, подготовки и издания специальной методической литературы на базе Министерства образования и других государственных структур людьми, имеющими опыт работы. Имеет смысл и участие в системе грантов. Неплохой идеей является идея подготовки дипломных, а также диссертационных работ по данной проблеме на базе экологических факультетов вузов. Всё вышеперечисленное и будет частью "системы общественной поддержки приоритетных экологических проектов", о необходимости создания которой говорил в своём докладе А.Г.Ишков, заместитель руководителя департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sdo.uni-dubna.ru/